Endocarditis

Author Ольга Кияница

2018-03-04

Some heart diseases are more often manifested in the background of other pathological conditions. This category includes endocarditis, which in its development affects the heart valves to a lesser or greater degree. Since the valve apparatus plays an important role in the circulatory system, it is extremely important to undergo treatment in time when it is damaged.

Endocarditis (EC) is based on an inflammatory process that affects the inner envelope of the heart. In some cases, the infection that causes inflammation, focuses on the valves or passes into the inner wall of the adjacent vessels.

Today there are more than 120 pathogens known to cause some form of endocarditis.

The disease is difficult to diagnose, since EC does not have specific symptoms. Therefore, often the final diagnosis is established 2-3 months after the onset of the first symptoms. Also, 85% of patients are admitted to hospital with an incorrect diagnosis.

Video of endocarditis. Why is it important to treat your teeth in time

Classification

There are various endocarditis classifications, some of which have been developed 20 years ago and more. Given the modern view of medicine for the development of EC, then it is worth taking into account the division into the International Classification of Diseases 10 revisions. Accordingly, she is allocated:

  • Acute and subacute infectious endocarditis (code .I33.0). In turn, it can be bacterial, infectious, slowly current, malignant, septic, ulcerative.
  • Candidiasis endocarditis (code I39.8 *).
  • Acute rheumatic endocarditis (code I01.1).

There is a conditional clinical-morphological and etiologic classification, respectively, which distinguish:

  • Infectious acute endocarditis, which can be bacterial and septic.
  • Stubborn or prolonged endocarditis, it is also known as chronic.
  • Tromboendocarditis of non-infectious origin.
  • Rheumatic endocarditis.
  • Leffler's endocarditis, also known as fibroplastic with eosinophilia.

Reasons

Endocarditis is largely due to various infections that can be acute or chronic. Secondary endocarditis is also isolated, which is usually combined with diffuse connective tissue diseases. For today in the ICD-10 there are the following groups of infections, which most often lead to the development of endocarditis:

  • candidiasis;
  • gonococcal;
  • meningococcal;
  • tuberculosis;
  • syphilis;
  • typhoid fever
  • Liebman-Sachs disease.

A lot of changes in the endocardium are associated with rheumatism and rheumatoid arthritis. These diseases often develop because of streptococcal infection, which spreads across the body and setstles in various organs and tissues.Under favorable conditions, streptococci on the endocardium cause inflammation with all the consequent consequences.

As an etiologic factor, golden staphylococci and enterococci are often used. They are mainly isolated in acutely occurring endocarditis. Among pathogens causing endocarditis, also include beta-hemolytic streptococcus, intestinal and pineal hipsticks.

The causative agents of the disease can become ordinary "inhabitants" of the skin, mucous membrane, gastrointestinal tract, which, when weakened immunity or changes in the conditions of the internal environment, begin to behave as a pathogenic microflora.

Developmental factors

One of the conditions for the development of endocarditis is bacteremia, which is determined for a long time. Its occurrence may be associated with chronic foci of infection such as periodontitis, tonsillitis, furunculosis. Also, manipulations were carried out with which pathogens were introduced into the body. This is the case with surgical interventions, catheterization, bronchoscopy, intravenous administration of drugs or drugs.

The process is more active if the valves were previously altered against a background of rheumatism or congenital malformations. Also the development of endocarditis is facilitated by the use of prosthetic valves.

Endocarditis

Endocarditis vegetations

The pathological process is directly associated with destructive ulcerative inflammation of the endocardium, which is accompanied by the placement of platelets together with fibrin, bacteria and tissue particles. As a result, in addition to EC, a disease can develop in the type of thromboembolism. The attachment to the inflammatory process of autoimmune mechanisms associated with the circulation of immune complexes and the development of a corresponding reaction on them leads to an aggravation of the course of endocarditis.

Kinds / photos

Infectious acute endocarditis

In the pathological education, the shells of the heart valves are most often involved, in which ulcers or ulcers appear along with polyps. The damaged valve can not function properly, due to which its insufficiency is formed. The ulcers often appear on the mitral valve, and rarely on the aortic valve. Protoss spread rapidly and may eventually reach the tendon chords along with the wall-mounted endocardium.

Video Bacterial endocarditis

Affected valves become a place of accumulation of fibrin with platelets. Due to the layers of these blood components, the valves swell, they are pierced by fibrin. As a result, the risk of detachment of the tendon chords or individual parts of the valve increases. Also, the vessels can be clogged with broken thrombus, which entails the development of septic infarction. If the process "dies", then it happens wrinkling and deformation of the valves, which causes the disorders of hemodynamics, conductivity of the heart, etc.

Endocarditis-2

Chubby or chronic endocarditis

Known as a protracted endocarditis. May be associated with the development of pneumococcal infection, but more often occurs with the background of infection with streptococcus, hemolytic or normal. The pathological process is mainly involved in the aortic valve, which was subjected to sclerosis or other changes.

The course of the disease is often associated with the recurrence of the pathological process, which increases the risk of formation of infarcts of various organs, as well as focal inflammation in the kidneys. In addition, the spleen may increase, progressing anemia that was previously present.

4_endokardit

Non-infectious thrombo-endocarditis

Infection of the endocardium may be associated with non-infectious developmental factors. There are different forms of this disease, but among the most common are:

  • degenerative warty;
  • abacterial;
  • minimal

Non-infectious EC often develops on the background of internal intoxication, is also often determined in attenuated patients and in senile marasmus. When it is often involved in the pathological process, the valves located in the left ventricle. Signs of inflammation are usually absent, whereas platelets with fibroblasts, macrophages and monocytes can be detected in the lesions.

Rheumatic endocarditis

At the heart of its development lies the infection of a person with beta-hemolytic streptococcus group A. From rheumatism, various structures of the body, including the valve apparatus of the heart, are affected. The connective tissue in it is exposed to the inflammatory process. Chords and a wall-mounted endocardium can also be amazed. As a result, depending on the place of development of rheumatic endocarditis, the following can be isolated:

  • EC valves;
  • EC chord;
  • wall mounted EC.

The disease is characterized by a rather sharp current, during which often heart flaws are formed. Among other manifestations of rheumatic fever, EC is one of the main places.

The pathological process can proceed differently, but most often the following forms of rheumatic EC are distinguished:

  • Diffuse - valve flaps swell a little, but do not change.
  • Acute polyposis (wart) - the defeat affects the deeper layers of the endocardium, resulting in the upper layer being partly ruptured and retaining fibrin, platelets, and the like.
  • Return-polypositive - besides the formation of "warts" on the valves, calcium salts are deposited on them, which leads to even more disturbance of their function.
  • Fibroplastic - has the most unfavorable flow, as it leads to irreversible changes and severe consequences.

Endocarditis-5

Endocarditis in children

At younger age, infectious endocarditis, which may occur primarily and secondary, is most often determined. The first leads to inflammation of the mitral and aortic valves, and the second - to the direct destruction of the inner lining of the heart.

The disease manifests itself in the same way as in adults, only the current passes more actively, because of which often there are serious complications of type of heart failure, liver, kidney .

The disease should be treated in a timely manner. Even better, when prophylaxis of endocarditis in children is carried out.

Diagnostics

There are various ways of identifying endocarditis that can identify both the course of the disease and the alleged risks to the patient's health. Of great importance is the proper compilation of a clinical picture, which in most cases is varied.This in turn often complicates the diagnostic process. Instrumental and laboratory research methods are also used as necessary, especially in the case of difficult diagnosis.

Clinic

After infecting a patient, the first symptoms of endocarditis may occur after two weeks. First of all, fever may occur, which is often accompanied by increased sweating and chills. Sometimes the temperature reaction changes: then it becomes higher, then drops to the norm.

A deployed clinic may include the following symptoms:

  • Intoxication of the body, which is mainly expressed by weakness, lack of appetite, pain in the head and joints.
  • Skin covers change, become pale or with a yellowish tinge, small hemorrhages may appear on different parts of the body (trunk, legs, hands, mucous membranes).
  • Disruption of the central nervous system can be expressed in psychoses, thromboembolism of the vessels of the brain, meningoencephalitis.
  • Lymph nodes (especially the cervical and axillary) increase.
  • A feeling of discomfort is often determined in the chest cavity, with a projection on the heart.
  • With complications of EC heart failure, shortness of breath arises, edema appears, pain in the heart.

The long course of the disease contributes to the disruption of metabolism in the body, due to which the symptom of "drum sticks" is determined. This is when the distal phalanges of the fingers thicken. There may also be a symptom of watch glasses, when the nails on the fingers are rounded off.

The severity of the clinic largely depends on the activity of the immune system, as well as the severity of the pathological process. Also, each form of endocarditis has its own distinctive features. For example, in the bacterial EC of the clinic is often severe, in various organs there are abscesses, the septic state is supplemented by the strong destruction of the valves. At the same time, for fibro-plastic EC there are no signs of a pronounced infectious process.

Instrumental survey methods

To begin, an electrocardiogram is made, on which signs of enlargement of the left or right ventricle can be seen. With prolonged flow of the process, conductivity may be disturbed, resulting in arrhythmias.

Echocardiography and phonocardiography help with diagnosis. With echocardiogram, calcinosis is determined, the functioning of the valve apparatus is assessed, and in the presence of defect, its character is determined. Differential diagnostics are also carried out in order to exclude rheumatism, for which blood cultures are performed.

The inflammatory process in the body can be confirmed by laboratory diagnosis , when in general and biochemical analysis of blood, neutrophilia, elevated ESR, bacteremia, etc. are determined. When a rheumatoid endocarditis is suspected, an analysis is performed on the rheumatoid factor, C-reactive protein, gamma-globulin.

Blood counts are an important stage in identifying an infection in the body, especially if there is a suspicion of an infectious EC. Certain rules should be followed for blood analysis for analysis. The analysis is repeated two to three times, if the results coincide, the answer is considered positive.

Treatment

Endocarditis therapy can be prescribed as efficiently as possible if correct diagnosis is used and a reliable form of the disease is established.

There are several tactics for treating EC:

  • Use of antibacterial drugs.
  • Conducting symptomatic treatment.
  • Execution of immunocorrection.
  • Surgical treatment.

Antibacterial treatment - is carried out with the aim of eliminating the infection in the body. For this purpose, an antibiotic is administered intravenously, and, with its low efficiency, a scheme for the use of combinations of antibacterial drugs is made. Accept them, as a rule, long, about 3-4 weeks.

Before prescribing an antibiotic, it is necessary to check the sensitivity of the microflora to it, separated by the sowing of the patient's blood. Depending on the pathogen, the following antibacterial agents are used:

  • Endocarditis caused by a greenish streptococcus is treated with benzylpenicillin.
  • In the presence of enterococci, benzylphenillin is combined with gentamicin or amikacin.
  • Staphylococcal endocarditis is treated with semi-synthetic penicillins, which in severe cases combines with aminoglycosides or cephalosporins.
  • Fungal endocarditis is poorly suited for therapy, which is usually based on amphotericin B.

Two weeks later, the effectiveness of antibiotic therapy is assessed and, if necessary, the drugs are replaced by others.

Symptomatic treatment consists in the implementation of detoxification, the use of cardiac glycosides, thrombolytic drugs. Sometimes they are prescribed corticosteroids, mainly with a pronounced allergic reaction.

Immunocorrection involves the use of anti-toxic serum, which performs the tasks of passive immunization. A good neutralizing effect from bacterial circulating bacterial toxins results in the administration of human immunoglobulin or hyperimmune plasma.

Surgical therapy is used in the extreme case when conservative treatment does not help. It is based on the removal of damaged parts of the valve apparatus and the installation of artificial valves, which can be biological or mechanical.

Elena Malysheva video. Treatment of infectious endocarditis

Forecast

Previously, the mortality from endocarditis was very high, but after the beginning of using broad-spectrum antibiotics, it was possible to reduce the rate to 30%. Today, in the main, patients continue to die not from the endocarditis themselves, but those complications that led to the disease (thromboembolism, heart failure, intoxication).

Practically complete cure is possible in the case when the diagnosis was carried out at an early stage of EC development, and after proper diagnosis of the pathogen was prescribed the necessary treatment. It is important to note that a return to work will take a lot of time.

In some cases, the disease begins to reappear for 4 weeks from the end of treatment, then they say about recurrence of EC. When symptoms appear, the disease is later than 6 weeks, it is a new infection.

Prevention

It is extremely important that all foci of chronic infections such as tonsillitis, periodontitis are cured timely. Also, in the diagnosis of intercurrent abnormalities in patients with heart defects, appropriate therapy should be performed.

Preventive antibiotic therapy can be performed with the following interventions:

  • extraction of the tooth;
  • catheterization;
  • bronchoscopy;
  • tonsillectomy;
  • appendectomy

To eliminate additional provocative factors in the form of influenza, supercooling should be avoided.


4.67 avg. rating (92% score) - 6 votes - votes

Similar articles

Vasospastic angina: symptoms, causes and treatment

Among all the variants of angina, the most unfavorable course has vasospastic angina. It is characterized by sudden onset of attacks, moreover, it can quickly turn into a myocardial infarction or sudden death. Therefore, it is very important, if there is a risk of developing this disease, to know the symptoms, causes and its treatment.

More
Bacterial endocarditis: causes, symptoms and treatment

The development of bacterial endocarditis is mainly associated with other diseases of infectious origin. Sometimes the lesion of the inner lining of the heart is classified as an independent disorder. The development of the disease can occur at any age, even in children, and it is important to start treatment in time to avoid serious complications.

More
What is infectious pericarditis

Infections can provoke the development of various diseases, including infectious pericarditis. This pathology is associated with extremely unpleasant manifestations, but no fewer problems arise with the recurrent course of the disease or cardiac tamponade.

More

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Эндокардит

Автор Ольга Кияница

2018-03-04

Некоторые заболевания сердца чаще проявляются на фоне других патологических состояний. К этой категории относиться эндокардит, который в своем развитии в меньшей или большей степени затрагивает сердечные клапаны. Поскольку клапанній аппарат играет важную роль в системе кровообращения, при его повреждении крайне важно своевременно пройти лечение.

Эндокардит (ЭК) основывается на воспалительном процессе, затрагивающем внутреннюю оболочку сердца. В некоторых случаях инфекция, вызвавшая воспаление, сосредотачивается на клапанах или переходит на внутреннюю стенку прилегающих сосудов.

На сегодня известно больше 120 возбудителей, которые способны вызвать ту или иную форму эндокардита.

Заболевание довольно сложно диагностируется, поскольку для ЭК не существует специфических симптомов. Поэтому нередко окончательный диагноз устанавливается спустя 2-3 месяца от начала появления первых симптомов. Также 85% пациентов принимаются на стационарное лечение с неправильным диагнозом.

Видео Эндокардит. Почему так важно лечить зубы вовремя

Классификация

Существуют различные классификации эндокардита, часть с которых разработаны 20 лет назад и более. Если учитывать современные взгляды медицины на развитие ЭК, тогда стоит принимать во внимание разделение по Международной классификации болезней 10 пересмотра. Соответственно ей выделяют:

  • Острый и подострый инфекционный эндокардит (код .I33.0). В свою очередь он может быть бактериальным, инфекционным, медленно текущим, злокачественным, септическим, язвенным.
  • Кандидозный эндокардит (код I39.8*).
  • Острый ревматический эндокардит (код I01.1).

Существует условная клинико-морфологическая и этиологическая классификация, соответственно которой различают:

  • Инфекционный острый эндокардит, который может быть бактериальным и септическим.
  • Подострый или затяжной эндокардит, он же известен как хронический.
  • Тромбоэндокардит неинфекционного происхождения.
  • Ревматический эндокардит.
  • Эндокардит Леффлера, известный еще как фибропластический с эозинофилией.

Причины

Эндокардит во многом связан с разноплановыми инфекциями, которые могут протекать остро или хронически. Также выделяют вторичные эндокардиты, которые сочетаются, как правило, с диффузными заболеваниями соединительной ткани. На сегодня в МКБ-10 указаны следующие группы инфекций, которые чаще всего приводят к развитию эндокардита:

  • кандидозные;
  • гонококковые;
  • менингококковые;
  • туберкулез;
  • сифилис;
  • брюшной тиф;
  • болезнь Либмана-Сакса.

Немало изменений в эндокарде связывают с ревматизмом и ревматоидном артритом. Эти заболевания часто развиваются из-за стрептококковой инфекции, которая разносится по организму и оседает в различных органах и тканях. При благоприятных условиях стрептококки на эндокарде вызывают воспаление со всеми вытекающими последствиями.

В качестве этиологического фактора нередко выступает золотистый стафилококк и энтерококк. Их в основном выделяют при остро протекающих эндокардитах. К числу возбудителей, вызывающих эндокардит, также относят бета-гемолитический стрептококк, кишечную и синегнойную палочку.

Возбудителями заболевания могут становиться обычные “жители” кожи, слизистой, желудочно-кишечного тракта, которые при ослабленном иммунитете или изменении условий внутренней среды начинают вести себя как патогенная микрофлора.

Факторы развития

Одно из условий развития эндокардита - бактериемия, определяемая на протяжении длительного времени. Ее возникновение может быть связано с хроническими очагами инфекции по типу периодонтита, тонзиллита, фурункулеза. Также могли проводиться манипуляции, с которыми были занесены возбудители в организм. Подобное случается при оперативных вмешательствах, катетеризации, бронхоскопии, внутривенном введении лекарственных средств или наркотиков.

Процесс протекает более активно, если клапаны были раньше изменены на фоне ревматизма или врожденных пороков. Также развитию эндокардита способствует использование протезированных клапанов.

Endocarditis

Endocarditis vegetations

Патологический процесс напрямую связан с деструктивно-язвенным воспалением эндокарда, которое сопровождается отложением тромбоцитов вместе с фибрином, бактериями и частичками ткани. В результате кроме ЭК может развиться заболевание по типу тромбоэмболии. Присоединение к воспалительному процессу аутоиммунных механизмов, связанных с циркуляцией иммунных комплексов и выработкой на них соответствующей реакции, приводит к усугублению течения эндокардита.

Виды эндокардита

Инфекционный острый эндокардит

В патологическое образование чаще всего вовлекаются оболочки сердечных клапанов, на которых возникают изъязвления или язвы вместе с полипами. Поврежденный клапан не может полноценно функционировать, из-за чего формируется его недостаточность. Изъязвления чаще всего появляются на митральном клапане, реже - на аортальном. Язвочки быстро распространяются и через время могут достигать сухожильных хорд вместе с пристеночным эндокардом.

Видео: Бактериальный эндокардит

Пораженные клапаны становятся местом скопления фибрина с тромбоцитами. Из-за наслоения этих составляющих крови клапаны набухают, их пронизывает фибрин. В результате возрастает риск отрыва сухожильных хорд или отдельных частей клапана. Также сосуды могут закупориваться оторвавшимися тромбами, что влечет за собой развитие септического инфаркта. Если процесс “затухает”, тогда происходит сморщивание и деформация створок, что становится причиной нарушений гемодинамики, проводимости сердца и пр.

Endocarditis-2

Подострый или хронический эндокардит

Известный еще как затяжной эндокардит. Может быть связан с развитием пневмококковой инфекции, но чаще возникает на фоне инфицирования стрептококком, гемолитическим или обычным. В патологический процесс в основном вовлекается аортальный клапан, который был подвержен склерозированию или прочему изменению.

Течение болезни нередко связано с рецидивированием патологического процесса, что повышает риск образования инфарктов различных органов, а также очагового воспаления в почках. Дополнительно может увеличиваться селезенка, прогрессировать ранее имевшаяся анемия.

4_endokardit

Неинфекционный тромбоэндокардит

Воспаление эндокарда может быть связано с неинфекционными факторами развития. Различают различные формы этого заболевания, но в число самых распространенных входит:

  • дегенеративный бородавчатый;
  • абактериальный;
  • минимальный.

Неинфекционный ЭК нередко развивается на фоне внутренних интоксикаций, также часто определяется у ослабленных пациентов и при старческом маразме. При нем нередко вовлекаются в патологический процесс клапаны, расположенные в левом желудочке. Признаки воспаления, как правило, отсутствуют, тогда как в местах поражения могут определяться тромбоциты с фибробластами, макрофагами и моноцитами.

Ревматический эндокардит

В основе его развития лежит инфицирование человека бета-гемолитическим стрептококком группы А. От ревматизма страдают различные структуры организма, включая клапанный аппарат сердца. Имеющаяся в нем соединительная ткань подвергается воспалительному процессу. Также могут поражаться хорды и пристеночный эндокард. В результате в зависимости от места развития ревматического эндокардита могут выделять:

  • ЭК клапанов;
  • ЭК хорд;
  • пристеночный ЭК.

Заболевание характеризуется довольно острым течением, в ходе которого нередко образовываются сердечные пороки. Среди других проявлений ревматизма ЭК занимает одно из главных мест.

Патологический процесс может протекать по-разному, но чаще всего выделяют следующие формы ревматического ЭК:

  • Диффузный - клапанные створки несколько набухают, но не изменяются.
  • Острый полипозный (бородавчатый) - поражение затрагивает более глубокие слои эндокарда, в результате чего верхний слой частично слущивается и на нем откладывается фибрин, тромбоциты и пр.
  • Возвратно-полипозный - кроме формирования на клапанах “бородавок” на них откладываются соли кальция, что ведет к еще большему нарушению их функции.
  • Фибропластический - имеет самое неблагоприятное течение, поскольку приводят к необратимым изменениям и тяжелым последствиям.

Endocarditis-5

Эндокардит у детей

В младшем возрасте чаще всего определяется инфекционный эндокардит, который может возникать первично и вторично. Первый приводит к воспалению митрального и аортального клапанов, а второй - к непосредственному поражению внутренней оболочки сердца.

Заболевание проявляется так же, как у взрослых, только течение проходит более активно, из-за чего нередко возникают тяжелые осложнения по типу недостаточности работы сердца, печени, почек.

Заболевание должно своевременно поддаваться лечению. Еще лучше, когда проводится профилактика эндокардита у детей.

Диагностика

Существуют различные способы определения эндокардита, которые позволяют идентифицировать как течение болезни, так и предполагаемые риски для здоровья пациента. Большое значение имеет правильное составление клинической картины, которая в большинстве случаев многообразна. Это в свою очередь нередко затрудняет процесс диагностики. Также по мере необходимости используются инструментально-лабораторные методы исследования, особенно в случае сложности постановки диагноза.

Клиника

После инфицирования больного первые симптомы эндокардита могут появиться спустя две недели. В первую очередь может возникнуть лихорадка, которая часто сопровождается повышенной потливостью и ознобом. Иногда температурная реакция меняется: то становиться выше, то опускается до нормы.

Развернутая клиника может включать следующие симптомы:

  • Интоксикация организма, которая в основном выражается слабостью, отсутствием аппетита, болями в голове и суставах.
  • Кожные покровы изменяются, становятся бледными или с желтоватым оттенком, могут появляться небольшие кровоизлияния на различных частях тела (туловище, ногах, руках, слизистых).
  • Расстройство деятельности ЦНС может выражаться в психозах, тромбоэмболии сосудов головного мозга, менингоэнцефалите.
  • Лимфатические узлы (особенно шейные и подмышечные) увеличиваются.
  • Ощущение дискомфорта нередко определяется в грудной клетке, с проекцией на сердце.
  • При осложнении ЭК сердечной недостаточностью возникает одышка, появляются отеки, боли в сердце.

Длительное течение болезни способствует нарушению метаболизма в организме, из-за чего определяется симптом “барабанных палочек”. Это когда дистальные фаланги пальцев утолщаются. Также может появляться симптом часовых стекол, когда ногти на пальцах округляются.

Выраженность клиники во многом зависит от активности реагирования иммунной системы, а также выраженности патологического процесса. Также каждая форма эндокардита имеет свои характерные особенности. Например, при бактериальном ЭК клиника часто тяжелая, в различных органах возникают абсцессы, септическое состояние дополняется сильным разрушением клапанов. При этом для фибропластического ЭК не характерны признаки выраженного инфекционного процесса.

Инструментальные методы обследования

Для начала делается электрокардиограмма, на которой могут быть видны признаки увеличения левого или правого желудочка. При длительном течении процесса может нарушаться проводимость, за счет чего образуются аритмии.

В постановке диагноза помогает эхокардиография и фонокардиография. При помощи эхоКГ определяется кальциноз, оценивается функционирование клапанного аппарата, при наличии порока определяется его характер. Также проводится дифференциальная диагностика с целью исключения ревматизма, для чего выполняется посев крови.

Воспалительный процесс в организме может быть подтвержден лабораторной диагностикой, когда в общем и биохимическом анализе крови определяется нейтрофилез, повышенное СОЭ, бактериемия и пр. При подозрении на ревматоидный эндокардит делается анализ на ревматоидный фактор, С-реактивный белок, гамма-глобулины.

Посевы крови - важный этап определения инфекции в организме, особенно если есть подозрения на инфекционный ЭК/ При заборе крови на анализ должны быть выдержаны определенные правила. Анализ повторяется два-три раза, при совпадении результатов ответ считается положительным.

Лечение

Терапию эндокардита можно назначить максимально эффективно, если была использована правильная диагностика и установлена достоверная форма заболевания.

Существует несколько тактик лечения ЭК:

  • Использование антибактериальных препаратов.
  • Проведение симптоматического лечения.
  • Выполнение иммунокоррекции.
  • Хирургическое лечение.

Антибактериальное лечение - проводится с целью устранения инфекции в организме. Для этого внутривенно вводится один антибиотик, а при его низкой эффективности составляется схема использования комбинаций из антибактериальных препаратов. Принимать их, как правило, нужно длительно, примерно 3-4 недели.

Перед назначением антибиотика обязательно проверяется чувствительность к нему микрофлоры, выделенной посредством посева крови больного. В зависимости от возбудителя используют следующие антибактериальные средства:

  • Эндокардит, вызванный зеленящим стрептококком, лечится с помощью бензилпенициллина.
  • При наличии энтерококков бензилпениллин сочетают с гентамицином или амикацином.
  • Стафилококковый эндокардит лечится посредством полусинтетических пенициллинов, которые в тяжелых случаях сочетаются с аминогликозидами или цефалоспоринами.
  • Грибковый эндокардит плохо поддается терапии, которая, как правило, базируется на амфотерицине В.

Через две недели оценивают эффективность антибиотикотерапии и при необходимости препараты заменяют на другие.

Симптоматическое лечение заключается в выполнении дезинтоксикации, применении сердечных гликозидов, тромболитических препаратов. Иногда назначают кортикостероиды, в основном при резко выраженной аллергической реакции.

Иммунокоррекция заключается в использовании антитоксических сывороток, которые выполняют задачи пассивной иммунизации. Хороший нейтрализующий эффект от циркулирующих в крови бактериальных токсинов дает введение человеческого иммуноглобулина или гипериммунной плазмы.

Хирургическая терапия используется в крайнем случае, когда не помогает консервативное лечение. Основывается на удалении пораженных частей клапанного аппарата и установке искусственных клапанов, которые могут быть биологическими или механическими.

Видео Елена Малышева. Лечение инфекционного эндокардита

Прогноз

Раньше летальность от эндокардита была очень высокой, но после начала использования антибиотиков широкого действия удалось снизить показатель до 30%. Сегодня в основном больные продолжают умирать не от самого эндокардита, а тех осложнений, к которым привела болезнь (тромбоэмболии, сердечной недостаточности, интоксикации).

Практически полное излечение возможно в том случае, когда диагностика была проведена на раннем этапе развития ЭК и после правильного определения возбудителя было назначено нужное лечение. Важно отметить, что на возвращение трудоспособности потребуется немало времени.

В некоторых случаях болезнь начинает заново проявляться на протяжении 4 недель от оконченного лечения, тогда говорят о рецидиве ЭК. При появлении симптомов заболевание позже 6 недель речь идет о новом инфицировании.

Профилактика

Крайне важно, чтобы все очаги хронической инфекции по типу тонзиллита, пародонтита были своевременно вылечены. Также при выявлении у больных с пороками сердца интеркуррентных патологий следует проводить соответствующую терапию.

Профилактическая антибиотикотерапия может проводится при следующих вмешательствах:

  • экстракции зуба;
  • катетеризации;
  • бронхоскопии;
  • тонзиллэктомии;
  • аппендэктомии.

Для устранения дополнительных провоцирующих факторов в виде гриппа, переохлаждений следует их избегать.


4.67 avg. rating (92% score) - 6 votes - оценок

Похожие статьи

Вазоспастическая стенокардия: симптомы, причины и лечение

Среди всех вариантов стенокардии наиболее неблагоприятное течение имеет вазоспастическая стенокардия. Она характеризуется внезапно возникающими приступами, кроме того может быстро переходить в инфаркт миокарда или внезапную смерть. Поэтому очень важно при наличии риска развития этой болезни знать симптомы, причины и ее лечение.

Подробнее
Бактериальный эндокардит: причины, симптомы и лечение

Развитие бактериального эндокардита в основном связывают с другими заболеваниями инфекционного происхождения. Иногда поражение внутренней оболочки сердца причисляется к самостоятельным расстройствам. Развитие болезни может произойти в любом возрасте, даже у детей, при этом важно своевременно начать лечение, чтобы избежать серьезных осложнений.

Подробнее
Что такое инфекционный перикардит

Инфекции могут провоцировать развитие различных заболеваний, включая инфекционный перикардит. Эта патология связана с крайне неприятными проявлениями, но не меньше проблем возникает при рецидивирующем течении болезни или тампонаде сердца.

Подробнее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.