Vasospastic angina: symptoms, causes and treatment

Author Ольга Кияница

2018-09-28

Among all the variants of angina, the most unfavorable course has vasospastic angina. It is characterized by sudden onset of attacks, moreover, it can quickly turn into a myocardial infarction or sudden death. Therefore, it is very important, if there is a risk of developing this disease, to know the symptoms, causes and its treatment.

Vasospastic angina (variant, Prinzmetal's angina) is a form of angina caused by spasm of the coronary artery due to a sudden occlusive vasoconstriction of the epicardial artery, which leads to a sharp reduction in coronary blood flow. This is usually followed by transmural myocardial ischemia, which is usually manifested by an increase in the ST segment on the electrocardiogram.

The classic form of vasospastic angina occurs at rest (variation of Prinzmetal stenocardia), but in some patients the spasm can be caused by physical exertion or stressful situations.

A spasm may occur on the background of significant or minor coronary stenosis, as well as in angiographically normal epicardial arteries. In some cases, the lesion may affect most of the coronary segments (multifocal spasm). Despite the availability of effective treatments for coronary artery spasm, the diagnosis of variant angina is rarely seen in patients with this disease.

Video: Vasospastic angina pectoris. Young disease

Historical information

angina pectoris stress, noting the relationship between the manifestation of an attack with tension and calm during rest.Later, the pathology was associated with fixed obstructive coronary atherosclerotic disease and dynamic depression of the ST segment on the ECG during pain.

In 1959, Prinzmetal et al. Described 32 cases of angina pectoris arising in a state of rest, while reporting that the clinical characteristics of these patients differed from the classical angina pectoris of Heberden, because:

  1. Angina does not occur when you are stressed, and performing exercises to perform a stress test was usually negative.
  2. During the onset of pain, an increase in the ST segment was noted, and not its depression, as in the classic version.
  3. Often episodes of angina pectoris recurred, while awakening the patient from sleep.
  4. The attacks may be associated with arrhythmias or progression of myocardial infarction.

Given these differences, Prinzmetal coined the term “variant angina,” and suggested that this condition is caused by “increased coronary tone” or vasospasm. Since then, significant progress has been made in understanding this condition. In particular, the main pathophysiological mechanism responsible for the manifestation of the syndrome, which is an occlusive spasm of the epicardial coronary artery, was studied. A provocative test for spasm was also developed, which helps in the diagnosis of the disease.

Causes and mechanism of development

Epidemiology

  • Vasospastic angina is about 2.0% of hospitalizations with a clinical picture of unstable angina.
  • Most often determined in adulthood (from 50 to 60 years). The ratio between men and women is 5: 1.
  • Smoking is the only recognized risk factor.
  • The use of certain substances (for example, alcohol, cocaine, 5-fluorouracil, sumatriptan) may contribute to the development of vasospastic angina.
  • In rare cases, variant angina is associated with systemic vasomotor disorders, such as migraine and Raynaud's syndrome, indicating the presence of a general vascular disorder.

Pathogenesis

The development of coronary spasm is due to the interaction of two components:

  1. The presence of local hyperreactivity to vasoconstrictor stimuli of the coronary segment.
  2. The continuing effects of vasoconstrictor stimuli that cause a spasm in the hyper-reactive segment.

Vascular smooth muscle hyperreactivity is probably due to a post-receptor cell abnormality in the regulation of myofibril contraction. A similar assumption was considered to induce spasm by several stimuli acting on various cellular receptors, as well as the malfunctioning of specific antagonist receptors (for example, alpha-blockers, serotonin antagonists, etc.).

Recent research results show that increased activity of the intracellular enzyme Rho-kinase and impaired function of K + -ATP-dependent channels may be part of cellular pathways potentially involved in coronary spasm. In addition, the increased activity of the membrane Na + -H + channel of metabolism, the main regulator of intracellular pH, is believed to be a possible stimulator of abnormal vasoreactivity.

Clinical features

Distinctive symptoms of vasospastic angina often include:

  • Periodic episodes of rest angina, often occurring in the early morning hours.
  • ST elevation on electrocardiogram.
  • The fast action of short-acting nitrates.

Vasospastic angina pectoris is characterized by the occurrence of “hot phases” with frequent repetition of attacks that alternate with “cold phases”, with remission of symptoms for weeks or months.

Angina attacks are usually short in duration (2-5 minutes, sometimes not more than 30 seconds) and can be repeated during one attack, which can last 20-30 minutes.

A high degree of suspicion of this disease is recurring short-term episodes of nocturnal angina pectoris, which are quickly removed by hypoglossal nitrates. Also, a similar diagnosis can be made with recurrent angina associated with syncope or even cardiac arrest, as patients with variant angina may experience malignant arrhythmias during ischemic attacks.

With the exception of tobacco smoking, the usual risk factors in the form of atherosclerosis most often do not contribute to the development of variant angina. Also, exercise usually does not provoke an attack of “angina pectoris”, whereas hyperventilation and exposure to cold can cause characteristic manifestations.

Variant angina may not manifest for a long time, and then disturb the patient with several severe attacks. During these “hot phases,” stimulating factors that usually do not provoke an episode of variant angina may contribute to the manifestation of the disease.

The circadian nature of this disorder is also well known and illustrated by Yasue H. et al. [1].
Yasue H, Omote S, Takizawa A, Nagao M, Miwa K, Tanaka S: Circulation 1979, 59: 938-948]. Accordingly, ST increases in patients with vasospastic angina most often occur in the early morning (5–8 hours), but in rare cases, these patients recur in the afternoon (3–4 evenings).

Diagnostics

The history of the disease and the registration of electrocardiography during a spontaneous attack are of paramount importance in the diagnosis of vasospastic angina. However, spontaneous episodes are rarely able to register with a standard ECG, so additional research methods are used.

  • An ambulatory ECG monitoring can be useful, especially during the active phase of the disease. Allows you to detect episodes of ST segment changes, as well as related arrhythmias.
  • The stress test with ECG recording usually does not give results, but during active spasm caused by exercise, characteristic changes in half of patients with variant angina can be determined.
  • Coronary angiography - variant angina today is considered only in patients with normal angiography; however, the original description of this condition, created by Prinzmetal, included patients with significant coronary artery disease, where the spasm reached uncritical stenosis, thereby creating a blockage of the transition vessel and, therefore, ischemia associated with an increase in ST, which was weakened by sublingual nitrates. Subsequent studies reported a “variant variant”, where variant angina was found in patients with normal angiography [2 - Variant angina of Prinzmetal with normal coronary arteriograms. Cheng TO, Bashour T, Kelser GA, Jr., Weiss L, Bacos J: A variant of the variant. Circulation 1973, 47: 476-485].
  • A provocative study of coronary spasm - originally conducted in bed with ECG monitoring. However, after several deaths using this approach, provocative tests were carried out primarily during coronary angiography, where the spasm can be quickly identified and treated with intracoronary nitrates, if necessary. Various provocative stimulants were used to test the spasm: methacholine, adrenaline (with / without propranolol), phenylephrine, serotonin, histamine, dopamine, methylergometrine, and hyperventilation using TRIS infusion buffer. The two most commonly used in modern practice are acetylcholine and ergonovine. Intracoronary acetylcholine is administered as an incremental selective slow bolus injection into the right (25-50 μg) and left (25-100 μg) coronary arteries, often requiring stimulation due to transient cholinergic bradycardia. Occasionally, slow intracoronary bolus injections of 20–60 µg ergonovin into the right and left coronary arteries were used, while others used incremental intravenous bolus injections (25–300 µg) at 5-minute intervals. The presence of induced coronary spasm is assessed based on chest pain, ECG changes and / or severe coronary constriction in response to the use of a stimulant.

Differential diagnoses for patients with suspected variable angina (for example, in the presence of back pain with an increase in ST) include developing myocardial infarction, mixed-type angina, tacocubi cardiomyopathy, and coronary microvascular disorders. Although vasospastic angina can be perceived as a myocardial infarction with ST elevation, the former has a history of recurrent chest pain and positive effects of nitrates.

Angina of the mixed type (both painful and painless) was presented by Maseri [3 - Maseri A: Variant Angina. In Ischemic Heart Disease A Case for Clinical Practice and Clinical Research. New York: Churchill Livingstone; 1995: 559-588] represents a wide range of coronary diseases from angina pectoris due to fixed obstructive coronary artery disease to dynamic spasm. This is often observed in case of variant angina.

Tacocubi cardiomyopathy can manifest itself in the form of rest angina associated with an increase in ST. Although the classic apical attack can distinguish it from variant angina, some researchers suggest that this pathology is caused by multivessel spasm. Coronary microvascular disorders can cause rest angina in patients with normal angiography, which can be distinguished from variant angina, excluding coronary artery spasm with provocative spasm testing. In the absence of confirmed ischemia, it is necessary to take into account other non-cardiac causes of pain at rest (for example, a spasm of the esophagus).

Diagnostic criteria

Diagnosis of variant angina is based on two approaches.

1. The first is based on the clinical criteria of Prinzmetal for the diagnosis of vasospastic angina pectoris:

1.1 Angina alone.

1.2 Short-term increase in ST.

1.3 Improvement in the use of sublingual nitrates.

Many early studies have used this clinical approach, but with the appearance of images of the coronary arteries using selective angiography, the focus has been on a diagnosis based on provocative testing of coronary spasm.

2. The second approach under the term “vasospastic angina pectoris” was developed with the following diagnostic criteria:

2.1 Anginal state at rest.

2.2 Reversible ST changes (increased or depressed).

2.3 Spontaneous / provoked coronary spasm during angiography.

Although these diagnostic approaches differ from each other, there is considerable agreement, since validation studies reported 90% sensitivity and 99% specificity in provoked angiography spasm with Pritzmetal’s clinical diagnostic criteria.Guidelines for the diagnosis and treatment of vasospastic angina pectoris were developed by the Japanese Circulation Society, although they still need to be improved in other countries.

Treatment and prognosis

Treatment guidelines for vasospastic angina pectoris are focused on the following:

  • Avoiding predisposing factors, such as smoking.
  • Prevention of coronary angiospasm with vasodilation therapy.

In approximately 10% of cases, spastic coronary artery disease can be resistant to optimal vasodilator therapy, and then very high doses of calcium antagonists or nitrates should be used.

Short-acting nitrates are used to relieve acute angina attacks, while long-acting nitrates are used to prevent vasospastic attacks.

In some cases, calcium channel blockers are added to background nitrate therapy, which reduce the risk of seizures in patients with variant angina.

A number of studies have shown that potassium channel activating drugs, like nicoradil and Rho-kinase inhibitor, fasudil, are effective in preventing episodes of coronary angiospasm and are useful agents for treating this condition.

If no conservative treatment of vasospastic angina does not help, then balloon angioplasty or stenting is performed, which can help prevent coronary spasm. Also, depending on the indications, coronary artery bypass grafting is used to create a workaround for the blood flow.

Forecast

Vasospastic angina may be associated with significant morbidity and mortality due to the development of myocardial infarction. The probability of developing such a complication is 60-95% after 5 years. Ways to reduce the risk of developing heart attack include the use of calcium channel blockers, controlling the degree and severity of coronary artery disease, and preventing the development of multi-vascular spasm.

Key points

  • Attacks of vasospastic angina often short and occur in the morning (5-8 hours).
  • Among all risk factors, tobacco smoking most often contributes to the occurrence of vasospastic angina.
  • Vasospastic angina pectoris can be easily diagnosed by evaluating clinical criteria and / or provocative spasm testing.
  • The course of vasospastic angina may be complicated by myocardial infarction, arrhythmia, and even sudden death.
  • Treatment of vasospastic stenocardia is based on the use of nitrates of short and prolonged action.

Video: Vasospastic Angina


4.67 avg. rating (92% score) - 3 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Вазоспастическая стенокардия: симптомы, причины и лечение

Автор Ольга Кияница

2018-09-28

Среди всех вариантов стенокардии наиболее неблагоприятное течение имеет вазоспастическая стенокардия. Она характеризуется внезапно возникающими приступами, кроме того может быстро переходить в инфаркт миокарда или внезапную смерть. Поэтому очень важно при наличии риска развития этой болезни знать симптомы, причины и ее лечение.

Вазоспастическая стенокардия (вариантная, стенокардия Принцметала) является формой стенокардии, вызванной спазмом коронарной артерии из-за внезапной окклюзионной вазоконстрикции участка эпикардиальной артерии, что приводит к резкому сокращению коронарного кровотока. За этим обычно следует трансмуральная ишемия миокарда, которая обычно проявляется повышением сегмента ST на электрокардиограмме.

Классическая форма вазоспастической стенокардии возникает в покое (вариация стенокардии Принцметала), но у некоторых пациентов спазм может быть вызван физическими нагрузками или стрессовыми ситуациями.

Спазм может возникать на фоне значительных или не значимых коронарных стенозов, а также в ангиографически нормальных эпикардиальных артериях. В некоторых случаях поражение может затрагивать большую часть коронарных сегментов (мультифокальный спазм). Несмотря на наличие эффективных методов лечения спазма коронарной артерии, диагноз вариантной стенокардии редко рассматривается у пациентов с этим заболеванием.

Видео: Вазоспастическая стенокардия. Болезнь молодых

Исторические сведения

стенокардии напряжения, отметив связь между проявлением приступа при напряжении и успокоении во время отдыха. Позднее патология была связана с фиксированной обструктивной коронарной атеросклеротической болезнью и динамической депрессией сегмента ST на ЭКГ во время боли.

В 1959 году Prinzmetal и др. описали 32 случая стенокардии, возникающих в состоянии покоя, при этом сообщая, что клинические характеристики этих пациентов отличались от классической стенокардии Гебердена, поскольку:

  1. Стенокардия не возникает при напряжении, а выполнения упражнений с целью проведения стресс-теста обычно были отрицательными.
  2. Во время возникновения боли отмечалось повышение сегмента ST, а не его депрессия, как в классическом варианте.
  3. Часто эпизоды стенокардии повторялись, при этом пробуждая пациента от сна.
  4. Приступы могут быть связаны с аритмиями или прогрессированием инфаркта миокарда.

Учитывая эти различия, Принцметал придумал термин “вариантная стенокардия” и предположил, что это состояние вызвано “увеличением коронарного тонуса” или вазоспазмом. С тех пор были достигнуты значительные успехи в понимании этого состояния. В частности был изучен основной патофизиологический механизм, ответственным за проявление синдрома, являющийся окклюзионным спазмом эпикардиальной коронарной артерии. Также было разработано провокационное испытание на спазм, которое помогает в диагностике заболевания.

Причины и механизм развития

Эпидемиология

  • Вазоспастическая стенокардия составляет около 2,0% госпитализаций с клинической картиной нестабильной стенокардии.
  • Чаще всего определяется во взрослом возрасте (от 50 до 60 лет). Соотношение между мужчинами и женщинами составляет 5: 1.
  • Курение является единственным признанным фактором риска.
  • Использование некоторых веществ (например, алкоголя, кокаина, 5-фтороурацила, суматриптана) может способствовать развитию вазоспастической стенокардии.
  • В редких случаях вариантная стенокардия связана с системными вазомоторными расстройствами, такими как мигрень и синдром Рейно, что указывает на наличие общего сосудистого расстройства.

Патогенез

Развитие коронарного спазма обусловлено взаимодействием двух компонентов:

  1. Наличие локальной гиперреактивности к вазоконстрикторным стимулам коронарного сегмента.
  2. Продолжающиеся воздействие вазоконстрикторных раздражителей, которые вызывают спазм в гиперреактивном сегменте.

Гиперреактивность сосудистой гладкой мускулатуры, вероятно, обусловлена пост-рецепторной клеточной аномалией в регуляции сокращения миофибрилл. Подобное предположение было рассмотрено в качестве индуцирования спазма несколькими раздражителями, действующими на различные клеточные рецепторы, а также сбоем функционирования специфических рецепторов-антагонистов (например, альфа-блокаторы, антагонисты серотонина и т. д.).

Недавние результаты исследований показывают, что повышенная активность внутриклеточного фермента Rho-киназы и нарушение функции K+-ATP-зависимых каналов могут входить в состав клеточных путей, потенциально вовлеченных в коронарный спазм. Кроме того, повышенная активность мембранного Na+ -H+ канала обмена, основного регулятора внутриклеточного рН, предположительно является возможным стимулятором аномальной вазореактивности.

Клинические особенности

Отличительные симптомы вазоспастической стенокардии чаще всего включают:

  • Периодические эпизоды стенокардии покоя, часто возникающие в ранние утренние часы.
  • Повышение сегмента ST на электрокардиограмме.
  • Быстрое действие нитратов короткого действия.

Вазоспастическая стенокардия характеризуется возникновением “горячих фаз” с частым повторением приступов, которые чередуются с “холодными фазами”, с ремиссией симптомов в течение недель или месяцев.

Приступы стенокардии обычно короткие по длительности (2-5 минут, иногда не более 30 секунд) и могут повторяться во время одного приступа, который может продолжаться 20-30 минут.

Высокая степень подозрения на это заболевание - повторяющиеся кратковременные эпизоды ночной стенокардии, которые быстро снимаются подъязычными нитратами. Также подобный диагноз может устанавливаться при рецидивирующей стенокардии, связанной с обмороком или даже остановкой сердца, поскольку пациенты с вариантной стенокардией могут испытывать злокачественные аритмии во время ишемических атак.

За исключением табакокурения, обычные факторы риска в виде атеросклероза чаще всего не способствуют развитию вариантной стенокардии. Также физические упражнения обычно не провоцируют приступ “грудной жабы”, тогда как гипервентиляция и воздействие холода могут вызывать характерные проявления.

Вариантная стенокардия может не проявляться в течение длительного времени, а затем обеспокоить больного несколькими выраженными приступами. Во время этих “горячих фаз” стимулирующие факторы, которые обычно не провоцируют эпизод вариантной стенокардии, могут способствовать проявлению болезни.

Циркадный характер этого расстройства также хорошо известен и проиллюстрирован Yasue H. и др. [1 - Circadian variation of exercise capacity in patients with Prinzmetal's variant angina: role of exercise-induced coronary arterial spasm.
Yasue H, Omote S, Takizawa A, Nagao M, Miwa K, Tanaka S: Circulation 1979, 59:938-948]. Соответственно данным повышение ST у пациентов с вазоспастической стенокардией чаще всего происходит ранним утром (5-8 часов), но в редких случаях повторение у этих пациентов наступает днем (3-4 вечера).

Диагностика

История болезни и регистрация электрокардиографии во время спонтанного приступа имеют первостепенное значение в постановке диагнозе вазоспастической стенокардии. Однако, спонтанные эпизоды редко удается зарегистрировать стандартной ЭКГ, поэтому задействуются дополнительные методы исследования.

  • Амбулаторный ЭКГ-мониторинг может быть полезен, особенно во время активной фазы течения болезни. Позволяет обнаружить эпизоды изменений сегмента ST, а также связанные с ними аритмии.
  • Стресс-тест с записью ЭКГ обычно не дает результатов, но во время активного спазмирования, вызванного упражнениями, могут определяться характерные изменения у половины больных с вариантной стенокардией.
  • Коронарная ангиография - вариантная стенокардия сегодня рассматривается только у пациентов с нормальной ангиографией; однако исходное описание этого состояния, созданное Принцметалом, включало пациентов со значительным заболеванием коронарных артерий, где спазм достиг некритического стеноза, тем самым создавая закупорку переходного сосуда и, следовательно, ишемию, связанную с повышением ST, которая была ослаблена подъязычными нитратами. Последующие исследования сообщили о “варианте варианта”, где обнаруживалась вариантная стенокардия у пациентов с нормальной ангиографией [2 - Variant angina of Prinzmetal with normal coronary arteriograms. Cheng TO, Bashour T, Kelser GA, Jr., Weiss L, Bacos J: A variant of the variant. Circulation 1973, 47:476-485].
  • Провокационное исследование коронарного спазма - первоначально проводилось в постели с мониторингом ЭКГ. Однако после нескольких смертей, использующих этот подход, провокационные испытания проводились в первую очередь во время коронарной ангиографии, где спазм может быть быстро идентифицирован и обработан интракоронарными нитратами, если это необходимо. Для тестирования спазма использовались различные провокационные стимуляторы: метахолин, адреналин (с / без пропранололом), фенилэфрин, серотонин, гистамин, дофамин, метилэргометрин и гипервентиляция с помощью инфузии буфера TRIS. Два наиболее часто используемых в современной практике - это ацетилхолин и эргоновин. Интракоронарный ацетилхолин вводят в виде инкрементных селективных медленных болюсных инъекций в правые (25-50 мкг) и левые (25-100 мкг) коронарные артерии, часто требующие стимуляции из-за преходящей холинергической индуцированной брадикардии. Иногда использовали медленные интракоронарные болюсные инъекции 20-60 мкг эргоновина в правую и левую коронарные артерии, в то время как другие применяли инкрементные внутривенные болюсные инъекции (25-300 мкг) с 5-минутными интервалами. Наличие индуцированного коронарного спазма оценивается на основании боли в грудной клетке, изменений ЭКГ и / или тяжелого коронарного сужения в ответ на использование стимулирующего вещества.

Дифференциальные диагнозы для пациентов с подозрением на вариабельную стенокардию (например, при наличии боли в пояснице с увеличением ST), включают в себя развивающийся инфаркт миокарда, стенокардию по смешанному типу, кардиомиопатию такоцубо и коронарные микрососудистые расстройства. Хотя вазоспастическая стенокардия может быть воспринята за инфаркт миокарда с подъемом сегмента ST, первый отличается историей рецидивной боли в груди и положительным воздействием нитратов.

Стенокардия смешанного типа (как болевая, так и безболевая) была представлена Масери [3 - Maseri A: Variant Angina. In Ischemic Heart Disease A Rational Basis for Clinical Practise and Clinical Research. New York: Churchill Livingstone; 1995: 559-588] представляет собой широкий спектр коронарных заболеваний от стенокардии напряжения из-за фиксированной обструктивной болезни коронарной артерии до динамического спазма. Подобное нередко отмечается при вариантной стенокардии.

Кардиомиопатия такоцубо может проявляться в виде стенокардии покоя, связанной с увеличением ST. Хотя классический апикальный приступ может отличить его от вариантной стенокардии, некоторые исследователи предполагают, что эта патология обусловлена многососудистым спазмом. Коронарные микрососудистые расстройства могут вызывать стенокардию покоя у пациентов с нормальной ангиографией, которые можно отличить от вариантной стенокардии, исключая спазм коронарной артерии с провокационным тестированием спазма. При отсутствии подтвержденной ишемии необходимо учитывать другие внесердечные причины боли в состоянии покоя (например, спазм пищевода).

Диагностические критерии

Диагностика вариантной стенокардии основывается на двух подходах.

1. Первый основан на клинических критериях Принцметала для диагностики вазоспастической стенокардии:

1.1 Стенокардия в покое.

1.2 Кратковременное повышение ST.

1.3 Улучшение состояния при использовании подъязычных нитратов.

Многие ранние исследования использовали этот клинический подход, но с появлением изображений коронарных артерий при использовании избирательной ангиографии основное внимание было уделено диагнозу, основанному на провокационном тестировании коронарного спазма.

2. Второй подход под термином “вазоспастическая стенокардия” был разработан со следующими диагностическими критериями:

2.1 Ангинозное состояние в покое.

2.2 Обратимые изменения ST (повышение или депрессия).

2.3 Спонтанный / спровоцированный коронарный спазм при ангиографии.

Хотя эти диагностические подходы отличаются друг от друга, существует значительная договоренность, поскольку в исследованиях по валидации сообщалось о 90%-ной чувствительности и 99%-ной специфичности в спровоцированном спазме ангиографии с клиническими диагностическими критериями Принцметала. Руководящие принципы для диагностики и лечения вазоспастической стенокардии были разработаны Японским обществом циркуляции (Japanese Circulation Society), хотя они все еще нуждаются в доработке в других странах.

Лечение и прогноз

Рекомендации по лечению вазоспастической стенокардии сфокусированы на следующем:

  • Избегание предрасполагающих факторов, таких как курение.
  • Предотвращение коронарного ангиоспазма с помощью вазодилатационный терапии.

Примерно в 10% случаев спастическая болезнь коронарных артерий может быть устойчивой к оптимальной вазодилататорной терапии и тогда должны быть использованы очень высокие дозы антагонистов кальция или нитратов.

Непродолжительно действующие нитраты используются для купирования острых приступов стенокардии, тогда как нитраты длительного действия применяются с целью предотвращения вазоспастических атак.

В некоторых случаях к фоновой нитратной терапии добавляют блокаторы кальциевых каналов, которые снижают риск развития приступов у пациентов с вариантной стенокардией.

Ряд исследований показал, что препараты, активизирующие калиевые каналы, по типу никорандила, и ингибитора Rho-киназы, фасудил, эффективны в предотвращении эпизодов коронарного ангиоспазма и являются полезными средствами для лечения этого состояния.

Если никакие консервативные способы лечения вазоспастической стенокардии не помогают, тогда проводится баллонная ангиопластика или стентирование, которые может помочь предотвратить коронарный спазм. Также в зависимости от показаний используют аортокоронарное шунтирование с целью создания обходного пути для кровотока.

Прогноз

Вазоспастическая стенокардия может быть связана со значительной заболеваемостью и смертностью из-за развития инфаркта миокарда. Вероятность развития подобного осложнения составляет 60-95% через 5 лет. Способы уменьшения риска развития инфаркта включают использование блокаторов кальциевых каналов, контроль степени и тяжести заболевания коронарных артерий и предотвращение развития многососудистого спазма.

Ключевые моменты

  • Приступы вазоспастической стенокардии чаще всего короткие и проявляются в утренние часы (5-8 часов).
  • Среди всех факторов риска чаще всего возникновению вазоспастической стенокардии способствует табакокурение.
  • Вазоспастическая стенокардия может быть легко диагностирована посредством оценки клинических критериев и / или провокационным тестированием спазма.
  • Течение вазоспастической стенокардии может осложняться инфарктом миокарда, аритмией и даже внезапной смертью.
  • Лечение вазоспастической стенокардии основывается на использовании нитратов короткого и пролонгированного действия.

Видео: Вазоспастическая стенокардия


4.67 avg. rating (92% score) - 3 votes - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.