Vegeto-vascular dystonia in adolescents

Author Ольга Кияница

2018-05-15

Vegeto-vascular dystonia (or neurocirculatory dystonia) is a complex of emotional disorders that are combined with a set of various disorders in the functioning of the autonomic nervous system. This syndrome can be accompanied by extremely variable symptoms: violations of the motility of the digestive tract, heart rhythm, blood pressure, pain in the heart, dizziness, fainting, sensations of a lump in the throat, etc.

Causes

The main reason for the development of the VSD is a disruption in the functioning of the central part of the autonomic nervous system that regulates the work of all organs and many processes in the body. That is why the signs of this ailment can be many.
Why does vegeto-vascular dystonia develop? Specialists identify the following causes and predisposing factors for the development of this symptom complex:

  • chronic stress and fatigue - under such circumstances the body constantly works "on a redivision" of its capabilities and in the functioning of the autonomic nervous system failures occur;
  • constitutional features - a number of people have a vegetative nervous system that is extremely sensitive to stress factors, such a feature is observed in them since birth, and even minor disturbances can provoke serious malfunctions in the work of internal organs and systems;
  • presence in the anamnesis of chronic somatic ailments (for example, stomach ulcers, chronic tonsillitis, ischemic heart disease, etc.) or transferred infections - constant receipt of signals in the CNS of the present problem causes malfunctioning of the autonomic nervous system;
  • lifestyle - hypodynamia, work in the office with a PC, physical overstrain, chronic lack of sleep, night shift work, smoking, alcohol abuse, frequent coffee consumption and other negative factors affect the balanced functioning of the autonomic nervous system;
  • individual features of the psyche and personality - increased suspiciousness, a tendency to emotional lability, anxiety;
  • hormonal imbalance - pubertal period, pregnancy, menopause and some ailments cause changes in the hormonal status, affecting both the state of the emotional background and the state of health.

distoniya
Many experts are of the opinion that it is often women who develop VSD, since their psyche is especially vulnerable and susceptible to the influence of negative factors.
In addition, doctors are always committed to a comprehensive approach to diagnosing patients with manifestations of this ailment, as often the occurrence of these symptoms is provoked by another organic pathology of a particular organ.This fact means that very often the VSD is not a primary independent disease, but a consequence of another disease.

The main symptoms of pathology

On admission to the doctor, patients with UAZ present extremely diverse complaints and they have multiple symptoms.Often it is because of the variability of the symptoms before the visit to the neurologist that the patient has time to bypass several narrowly specialized specialists (for example, a cardiologist, gastroenterologist, nephrologist, etc.).
The course of the syndrome under consideration in this article can be of the following types:

  • permanent - manifestations of violations are expressed almost constantly;
  • paroxysmal - manifestations of the disease occur paroxysmatically and periods of exacerbations and remissions are clearly delineated;
  • latent - manifestations of violations are detected only after the diagnosis.

Video: Vegeto sucks dystonia

The symptoms of VSD are extremely variable and vary in their degree of severity, since this department of the nervous system regulates the work of almost all systems and organs:

  • from the side of the central nervous system - dizziness and multifaceted headaches, noise in the head or ears, fainting, sensation of the presence of a "helmet" on the head, movement instability, deterioration in sleep quality, sensitivity to weather changes, visual disturbances and flies before the eyes;
  • heart and blood vessels - periodic or persistent cardialgia of the aching, stinging or pricking nature, the inability to breathe because of the pain in the heart, the "fading" or "stopping" of the heart, the rapid or rare pulse (more than 90 or less than 60 beats per minute) blood pressure, redness or pallor of the skin, chilliness or sensation of heat, coldness of hands and feet, cyanosis of the skin, manifestations of Raynaud's syndrome;
  • respiratory system - sensations of lack of air, frequent presence of lumps in the throat, difficulty breathing, shortness of breath (sometimes to suffocation), the need to take a deeper breath (the patient seems to be inhaling inadequately), increased abnormalities from breathing during stressful situations (quarrels , examinations, interviews, public appearances, etc.);
  • psyche and emotions - decrease in tolerance to various loads, lethargy, drowsiness, memory and attention impairment, anxiety, tearfulness or apathy, various phobias (fear of enclosed space, diseases, etc.);
  • the digestive organs - spasms and pains of the abdomen of different localization, nausea (sometimes vomiting), constipation, or stiffening of the bowel due to increased intestinal peristalsis, flatulence, belching of the air;
  • muscular and motor reactions - inner trembling, trembling of hands or feet, chills, flinches, muscle cramps;
  • thermoregulation and sweating - nothing unreasonable decrease or increase in temperature (35, 5 - 36 ° C or 37 - 37, 5 ° C), dry skin or excessive sweating;
  • Sensitivity - sensations of numbness, crawling crawling, tingling (manifestations are especially pronounced on the background of stress);
  • urogenital system - frequent urination, disturbances of the monthly cycle, weakening of the libido, absence of orgasms, erectile dysfunction and potency.

Under the influence of various adverse factors, a patient with a vegeto-vascular dystonia may suddenly develop a crisis.Depending on the predominance of signs of violations on the part of the functions of a department of the autonomic nervous system, specialists divide crises into such types:

  1. Vagoinsular. Such a crisis occurs with a sharp activation of the parasympathetic department. It manifests itself as a headache, dizziness, heart rate slowing down to 45 beats per minute, hypotension up to 80/50 mm Hg. , narrowing of the pupils, nausea, vomiting, increased salivation, rumbling in the abdomen and increased gas production, liquid stool and frequent urges for defecation, plentiful sweat and a drop in temperature. After a crisis, the patient feels "broken".
  2. Sympathoadrenal. This type of crisis is caused by the activation of the sympathetic department and the release of a large volume of norepinephrine into the blood. The attack manifests itself by increasing the pressure to 150 - 180/90 - 110 mm Hg. (up to 140 strokes), chills and fever to 38 - 38, 5 ° C, pallor, chillness of hands and feet, anxiety (sometimes fear of death), motor anxiety and emotional arousal. After the crisis is over, a large amount of urine is released from the patient.

Crises in VSD do not always follow the above described options and can combine manifestations of both sympathoadrenal and vagoinsular attacks. According to observations of specialists, it is the combination of signs of both types that occurs in clinical practice more often than one particular type.
During crises, the patient may experience loss of self-control, expressed anxiety and fear of death. Such severe manifestations indicate the development of the so-called panic attack.

The main causes of VSD in adolescents

In adolescence, the following factors and causes may become the cause of the development of the VSD:

  • hormonal restructuring;
  • rapid growth of organs and the musculoskeletal system, to which the blood supply system does not have time to adapt;
  • previously transmitted infections and diseases;
  • congenital malformations;
  • injuries;
  • hereditary predisposition (IRR in parents);
  • neuroses;
  • bad habits;
  • insufficient physical activity;
  • stress (conflicts with parents or peers, phobias or complexes, exams, admission to university, etc.).

Experts note that very often the development of vegetative vascular dystonia is provoked not by one but by two or more factors.
2-1

Symptoms of AVI in adolescents

As in adults, and in adolescents, the manifestations of vegetative dystonia can be extremely diverse. More often at this age category the following symptoms are revealed:

  • blood pressure jumps;
  • dizziness and darkening in the eyes (sometimes fainting);
  • tachycardia or pulse instability;
  • cardialgia;
  • emotional instability;
  • a sense of lack of air and frequent sighs;
  • dyspnea;
  • chilliness of hands and feet;
  • recurring headaches of a different nature;
  • redness or pallor of the facial skin;
  • tendency to sweating;
  • increased fatigue;
  • increased or worsened appetite and digestive disorders;
  • sudden rise in temperature;
  • frequent urge to urinate.

Specialists note that girls are often more expressed symptoms of psychoemotional nature, and in boys - painful. More often from the VSD emotional, labile or traumatized teenagers suffer, acutely experiencing even on a minor occasion.They often deteriorate mood, depression can develop, features such as tearfulness and even hysteria are characteristic.In addition to increasing sweating, these children often have increased production of sebum. Some people have poor tolerance of heat or cold, there is swelling.
With exacerbation of the VSD, teenagers may experience crises and panic attacks. Specialists note that usually for this age category is characterized by a decrease in blood pressure.
Often, vegetative-vascular dystonia in adolescents does not cause serious deviations in health status. However, in some severe cases, this ailment causes the development of persistent arterial hypertension by the age of 30 years.

Diagnosis of AVI in adolescents

Sometimes, in order to diagnose a teenager, it is not enough to have an examination with a neurologist and consultations of a cardiologist, endocrinologist, gastroenterologist, ophthalmologist and pediatrician can be recommended. Depending on the clinical case for the confirmation of the diagnosis, the patient is assigned such studies:

  • ECG;
  • Echo-CG;
  • REG;
  • ECHO EG;
  • Ultrasound of the vessels of the head and neck, thyroid gland;
  • blood test for hormones;
  • MRI angiography of cerebral vessels, etc.

Treatment of AVI in adolescents

The tactics of treatment of VSD in adolescents is determined by the severity and nature of the symptoms. In most cases, the doctor is trying to start therapy with non-medicament means.
To all teenagers with such ailment it is recommended:

  1. Compliance with the regime of the day: enough rest at night and day, the correct organization of working hours, outdoor walks, restrictions in viewing TV and pastime near the computer.
  2. Sufficient physical activity: physical education, sports, walking, active recreation (playing with the ball, cycling, swimming, etc.).
  3. Properly organized food: a sufficient number of vitamins and minerals (especially potassium and magnesium), exclusion of products that activate the work of the nervous system (coffee, power engineers, spicy dishes, etc.).
  4. Rejection of bad habits.
  5. Minimizing stress: a favorable psychological climate in the family, school, company, etc.

The complex of the above-described measures can be supplemented by the following physiotherapeutic procedures that have a beneficial effect on the nervous system:

  • cold and hot shower;
  • massage: head, collar area, general;
  • aromatherapy;
  • phytotherapy (decoction of motherwort, mint, lemon balm, dogrose, and in hypotension: preparations of aralia, magnolia vine and ginseng);
  • Balneotherapy: baths with sea salt, pine needles, pearl baths;
  • magnetotherapy;
  • reflexology.

Many experts recommend that adolescents promote self-realization and the elimination of complexes of art therapy or hobbies.
If the whole complex of the above-described conservative and non-drug measures does not have the desired effect, then the specialist can prescribe the following medications that help to eliminate the symptoms of bronchial asthma:

  • sedatives: valerian, glutamic acid, glycine, etc .;
  • Supplements and vitamin-mineral preparations for strengthening the nervous system and blood vessels;
  • drugs to stabilize blood pressure;
  • antidepressants (in severe cases).

Conclusion

Manifestations of vegetative-vascular dystonia should not always remain without due attention from the parents of the adolescent. If the syndrome is suspected, the child must undergo a comprehensive examination that will differentiate this ailment from other diseases. After that, the doctor will be able to draw up a treatment plan, which can be both non-medicated, and imply the taking of certain drugs. Self-administration of medicines in such cases is unacceptable, since manifestations of the VSD may conceal the organic pathology of organs (for example, the heart).


4.60 avg. rating (91% score) - 5 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Вегето-сосудистая дистония у подростков

Автор Ольга Кияница

2018-05-15

Вегето-сосудистая дистония (или нейроциркуляторная дистония) – это комплекс эмоциональных нарушений, которые сочетаются с набором тех или иных расстройств в функционировании вегетативной нервной системы. Этот синдром может сопровождаться крайне вариабельными симптомами: нарушениями моторики пищеварительного тракта, сердечного ритма, артериального давления, болями в сердце, головокружениями, обмороками, ощущениями комка в горле и т. п.

Причины возникновения

Основной причиной развития ВСД является нарушение функционирования центрального отдела вегетативной нервной системы, регулирующей работу всех органов и многих процессов в организме. Именно поэтому признаков этого недуга может быть множество.
Почему развивается вегетососудистая дистония? Специалисты выделяют следующие причины и предрасполагающие факторы для развития этого симптомокомплекса:

  • хронический стресс и переутомление – при таких обстоятельствах организм постоянно работает «на переделе» своих возможностей и в функционировании вегетативной нервной системы возникают сбои;
  • конституциональные особенности – ряд людей имеют чрезвычайно чувствительную к стрессовым факторам вегетативную нервную системы, такая особенность наблюдается у них с рождения и даже незначительные волнения способны провоцировать возникновение серьезных сбоев в работе внутренних органов и систем;
  • присутствие в анамнезе хронических соматических недугов (к примеру, язвы желудка, хронического тонзиллита, ишемической болезни сердца и т. п.) или перенесенных инфекций – постоянное поступление сигналов в ЦНС о присутствующей проблеме вызывает сбои в работе вегетативной нервной системы;
  • образ жизни – гиподинамия, работа в офисе с ПК, физическое перенапряжение, хроническое недосыпание, работа в ночные смены, курение, злоупотребление алкоголем, частое употребление кофе и другие негативные факторы отражаются на сбалансированном функционировании вегетативной нервной системы;
  • индивидуальные особенности психики и личности – повышенная мнительность, склонность к эмоциональной лабильности, тревожности;
  • гормональный дисбаланс – пубертатный период, беременность, климакс и некоторые недуги вызывают изменения в гормональном статусе, отражающиеся и на состоянии эмоционального фона, и на состоянии здоровья.

distoniya
Многие специалисты придерживаются мнения, что чаще ВСД развивается именно у женщин, так как их психика особенно ранима и восприимчива к влиянию негативных факторы.
Кроме этого, врачи всегда настроены на всесторонний подход к диагностике пациентов с проявлениями этого недуга, так как нередко возникновение этих симптомов провоцируется другой органической патологией того или иного органа. Этот факт означает, что очень часто ВСД является не первичным самостоятельным заболеванием, а следствием другого недуга.

Основные симптомы патологии

На приеме у врача пациенты с ВСД предъявляют крайне разноплановые жалобы и у них выявляются многообразные симптомы. Нередко именно из-за вариабельности симптоматики до визита к неврологу больной успевает обойти нескольких узкопрофильных специалистов (например, кардиолога, гастроэнтеролога, нефролога и пр.).
Течение рассматриваемого в рамках этой статьи синдрома может быть следующих типов:

  • перманентным – проявления нарушений выражены практически постоянно;
  • пароксизмальным – проявления недуга возникают приступообразно и периоды обострений и ремиссий четко разграничены;
  • латентным – проявления нарушений выявляются только после проведения диагностики.

Видео: Вегето сосудитстая дистония

Симптомы ВСД крайне вариабельны и различны по степени своей выраженности, так как этот отдел нервной системы регулирует работу почти всех систем и органов:

  • со стороны ЦНС – головокружение и разноплановые головные боли, шум в голове или ушах, обмороки, ощущение присутствия «каски» на голове, неустойчивость при передвижении, ухудшение качества сна, чувствительность к смене погоды, нарушения зрения и мелькание мушек перед глазами;
  • сердце и сосуды – периодические или постоянные кардиалгии ноющего, саднящего или колющего характера, невозможность вдохнуть из-за прострелов боли в сердце, «замирания» или «остановка» сердца, учащенный или редкий пульс (более 90 или менее 60 ударов в минуту), скачки артериального давления, покраснение или бледность кожи, зябкость или ощущения жара, похолодание рук и ног, синюшность кожи, проявления синдрома Рейно;
  • органы дыхания – ощущения нехватки воздуха, частое присутствие комка в горле, затрудненность дыхания, одышка (иногда до удушья), необходимость выполнять более глубокий вдох (больному кажется, что он вдыхает неполноценно), усиление описанных нарушений со стороны дыхания во время стрессовых ситуаций (ссор, экзаменов, собеседований, публичных выступлений и др.);
  • психика и эмоции – снижение толерантности к различным нагрузкам, вялость, сонливость, ухудшение памяти и внимания, тревожность, плаксивость или апатия, различные фобии (боязнь замкнутого пространства, заболеваний и т. п.);
  • органы пищеварения – спазмы и боли животе различной локализации, тошнота (иногда рвота), запоры или учащенный из-за усиления перистальтики кишечника стул, метеоризм, отрыжка воздухом;
  • мышечные и двигательные реакции – внутренняя дрожь, дрожание рук или ног, озноб, вздрагивания, судороги в мышцах;
  • терморегуляция и потоотделение – ничем необоснованное понижение или повышение температуры (35, 5 – 36 °С или 37 – 37, 5 °С), сухость кожи или чрезмерная потливость;
  • чувствительность – ощущения онемения, ползания мурашек, покалываний (проявления особенно выражены на фоне стресса);
  • мочеполовая система – частое мочеиспускание, нарушения месячного цикла, ослабление либидо, отсутствие оргазмов, нарушения эрекции и потенции.

Под воздействием различных неблагоприятных факторов у больного с вегетососудистой дистонией может внезапно развиваться криз. В зависимости от преобладания признаков нарушений со стороны функций того или иного отдела вегетативной нервной системы специалисты разделяют кризы на такие типы:

  1. Вагоинсулярный. Такой криз происходит при резкой активизации парасимпатического отдела. Проявляется головной болью, головокружением, замедлением пульса до 45 ударов в минуту, гипотонией до 80/50 мм рт. ст., сужением зрачков, тошнотой, рвотой, повышенным слюноотделением, урчанием в животе и повышенным газообразованием, жидким стулом и частыми позывами к дефекации, обильным потом и снижением температуры. После криза пациент ощущает себя «разбитым».
  2. Симпатоадреналовый. Этот тип криза вызывается активацией симпатического отдела и выбросом большого объема норадреналина в кровь. Приступ проявляется повышением давления до 150 – 180/90 – 110 мм рт. ст., расширением зрачков, учащенным пульсом (до 140 ударов), ознобом и лихорадкой до 38 – 38 ,5 °С, бледностью, зябкостью рук и ног, тревожностью (иногда страхом смерти), двигательным беспокойством и эмоциональным возбуждением. После завершения криза у больного выделяется большой объем мочи.

Кризы при ВСД не всегда протекают по вышеописанным вариантам и могут комбинировать в себе проявления и симпатоадреналового, и вагоинсулярного приступа. По наблюдениям специалистов именно сочетание признаков обоих типов встречается в клинической практике чаще, чем один конкретный тип.
Во время кризов у больного может возникать утрата самообладания, выраженная тревога и страх смерти. Такие тяжелые проявления указывают на развитие так называемой панической атаки.

Основные причины ВСД у подростков

В подростковом возрасте причиной развития ВСД могут становиться следующие факторы и причины:

  • гормональная перестройка;
  • быстрый рост органов и опорно-двигательного аппарата, к которому не успевает адаптироваться система кровоснабжения;
  • ранее перенесенные инфекции и заболевания;
  • врожденные аномалии развития;
  • травмы;
  • наследственная предрасположенность (ВСД у родителей);
  • неврозы;
  • вредные привычки;
  • недостаточная физическая активность;
  • стрессы (конфликты с родителями или сверстниками, фобии или комплексы, экзамены, поступление в ВУЗ и т. п.).

Специалисты отмечают, что очень часто развитие вегетососудистой дистонии провоцируется не одним, а двумя или несколькими факторами.
2-1

Симптомы ВСД у подростков

Как и у взрослых, так и у подростков проявления вегетососудистой дистонии могут быть крайне разнообразными. Чаще у этой возрастной категории выявляются следующие симптомы:

  • скачки артериального давления;
  • головокружения и потемнение в глазах (иногда обмороки);
  • тахикардия или нестабильность пульса;
  • кардиалгии;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • ощущения нехватки воздуха и частые вздохи;
  • одышка;
  • зябкость рук и ног;
  • повторяющиеся головные боли разного характера;
  • покраснение или бледность кожи лица;
  • склонность к потливости;
  • повышенная утомляемость;
  • повышение или ухудшение аппетита и расстройства со стороны пищеварения;
  • внезапное повышение температуры;
  • частые позывы к мочеиспусканию.

Специалисты отмечают, что у девушек чаще более выражены симптомы психоэмоционального характера, а у парней – болезненные. Чаще от ВСД страдают эмоциональные, лабильные или перенесшие психическую травму подростки, остро переживающие даже по незначительному поводу. У них часто ухудшается настроение, может развиваться депрессия, характерны такие черты как плаксивость и, даже, истеричность. Кроме усиления потоотделения у таких детей часто наблюдается повышенная выработка кожного сала. У некоторых наблюдается плохая переносимость жары или холода, возникают отеки.
При обострении ВСД у подростков могут происходить кризы и панические атаки. Специалисты отмечают, что обычно для этой возрастной категории характерно понижение артериального давления.
Нередко вегето-сосудистая дистония у подростков не вызывает серьезных отклонений в состоянии здоровья. Однако в некоторых тяжелых случаях этот недуг становится причиной развития стойкой артериальной гипертензии к 30-ти летнему возрасту.

Диагностика ВСД у подростков

Иногда для постановки диагноза подростку бывает недостаточно осмотра у невролога и ему могут рекомендоваться консультации кардиолога, эндокринолога, гастроэнтеролога, окулиста и педиатра. В зависимости от клинического случая для подтверждения диагноза пациенту назначаются такие исследования:

  • ЭКГ;
  • Эхо-КГ;
  • РЭГ;
  • ЭХО ЭГ;
  • УЗИ сосудов головы и шеи, щитовидной железы;
  • анализ крови на уровень гормонов;
  • МРТ ангиография сосудов головного мозга и др.

Лечение ВСД у подростков

Тактика лечения ВСД у подростков определяется выраженностью и характером симптомов. В большинстве случаев доктор пытается начать терапию при помощи немедикаментозных средств.
Всем подросткам с таким недугом рекомендуется:

  1. Соблюдение режима дня: достаточный отдых ночью и днем, правильная организация рабочего графика, прогулки на свежем воздухе, ограничения в просмотре телевиденья и времяпрепровождения возле компьютера.
  2. Достаточная двигательная активность: занятия физкультурой, спортом, пешие прогулки, активный отдых (игра с мячом, велопрогулки, плаванье и пр.).
  3. Правильно организованное питание: достаточное количество витаминов и минералов (особенно калия и магния), исключение продуктов активирующих работу нервной системы (кофе, энергетиков, острых блюд и т. п.).
  4. Отказ от вредных привычек.
  5. Минимизация стрессов: благоприятный психологический климат в семье, школе, компании и пр.

Комплекс вышеописанных мероприятий может дополняться следующими оказывающими благотворное влияние на состояние нервной системы физиотерапевтическими процедурами:

  • контрастный душ;
  • массаж: головы, воротниковой области, общий;
  • ароматерапия;
  • фитотерапия (отвар пустырника, мяты, мелиссы, шиповника, а при гипотонии: препараты аралии, лимонника и женьшеня);
  • бальнеотерапия: ванны с морской солью, экстрактом хвои, жемчужные ванны;
  • магнитотерапия;
  • рефлексотерапия.

Многие специалисты рекомендуют подросткам способствующую самореализации и устранению комплексов арт-терапию или занятия хобби.
Если весь комплекс вышеописанных консервативных и немедикаментозных мер не оказывает необходимого эффекта, то специалист может назначать прием следующих способствующих устранению проявлений ВСД лекарственных препаратов:

  • седативные средства: валериана, Глутаминовая кислота, Глицин и др.;
  • БАДы и витаминно-минеральные препараты для укрепления нервной системы и сосудов;
  • лекарства для стабилизации артериального давления;
  • антидепрессанты (при тяжелом течении).

Заключение

Проявления вегето-сосудистой дистонии всегда не должны оставаться без должного внимания со стороны родителей подростка. При подозрении на развитие этого синдрома ребенок должен пройти комплексное обследование, позволяющее дифференцировать этот недуг от других заболеваний. После этого врач сможет составить план лечения, который может быть как немедикаментозным, так и подразумевать прием тех или иных препаратов. Самоназначение лекарственных средств в таких случаях недопустимо, так как проявлениями ВСД может скрываться органическая патология органов (например, сердца).


4.60 avg. rating (91% score) - 5 votes - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.