Tremor of the atrium

Violation of the heart rhythm, in which the number of atrial contractions is an average of 300 times a minute, is called atrial flutter. An important difference in pathology from other arrhythmias is the sinus rhythm. In connection with the growing spread of cardiovascular diseases, it is necessary to know how they are "rejuvenated" (that is, the increase in the number of manifestations at younger ages), what is dangerous is the tremor of the atrium, and what kind of care is provided to the sick person by modern medicine.

Tremor of the atrium refers to secondary pathologies, that is, diseases that have developed in the background of other disorders. Most often it manifests itself in paroxysmal form, when a person may not feel an attack or make complaints of an uncomfortable condition. There are protracted paroxysms lasting for days and even weeks. Trembling can alternate with flickering atrium, which complicates the clinical course of the disease.

An increase in the number of cardiac contractions affects the severity of symptoms, which is often associated with hemodynamic disorders.

With a mild severity of the disease, the restoration of normal rhythm occurs independently. In severe cases, the accompanying frustration pathology does not allow the heart to cope with its tasks, which becomes the reason for the provision of medical care. It is important to note that if other antiarrhythmic drugs help with rhythm disturbances, cardiopulmonary intervention is often indicated when treating atrial fibrillation.

Video: An overview of Atrial Fibrillation

Description of the atrial fibrillation

Atrial fibrillation (TP) refers to supraventricular tachycardia, in which pathological excitation occurs from an outbreak located in the atria. As a result, the rhythm remains correct, but its frequency ranges from 200 to 400 beats per minute.The ventricles do not contract as often as the atrium, as the impulse wave of excitation does not always come to them.

Trep_pred1

A healthy heart is normally excited regularly and ordered. The signal comes from the sinus node located in the right atrium, first to the left atrium, and then through the atrioventricular node in the ventricle. The conductivity of the AV node is several times lower, compared with sinus, which is necessary for the first reduction of the atrium, and then the ventricles. In this way, the blood first fills the upper parts of the heart (atrium), and then, when relaxed, they pass into the lower (ventricles) and enter the small and large circle of blood circulation.

177-01-2

The development of the atrial flutter is associated with a violation of the electrical pulse, which is reflected in the number of contractions of the upper heart. If in norm it makes 60-90 times per minute, then at trepidation - 200-400 times per minute. At the same time, the AV-node is not able to skip so many pulses, so their amount, reaching the ventricle, is two, three and more times less. Correspondingly, the ventricles are reduced 75-150 times per minute.

Patients with WPW syndrome (congenital cardiac pathology) are somewhat more difficult to tolerate TP, which often goes into trembling ventricles due to the presence of Kent's pathological bundle. By it, a pulse is performed faster than the AV node, which threatens the ventricular fibrillation.

Symptoms of atrial flutter

The disease is characterized by common symptoms that arise in many cardiovascular diseases:

  • palpitation increased;
  • "Interruptions" of cardiac activity, feelings of "fading" and "turning" the heart;
  • heart failure is manifested by weakness, shortness of breath, frequent urination.

At the tremor of the atrium, the sinus rhythm is preserved, which is correct and rhythmic, which distinguishes this pathology from atrial fibrillation.

The ripple of the veins is another characteristic symptom of the atrial flutter. When determining it, the difference with the cardiac contractions is evident, which is to exaggerate the pulsation frequency of the veins two to three times.

Clinically unfavorable is the atrial flutter in the case of the ratio of the rate of atrial and ventricular contractions 1: 1. Such an option is very dangerous because of the high risk of developing ventricular fibrillation.

Causes of atrial fibrillation

Mainly associated with organic pathology of the heart, which is expressed in the following diseases:

  • infectious processes leading to inflammation of the myocardium (endo- and myocarditis);
  • ischemic diseases accompanied by sclerosis of the regions of the myocardium or scar tissue formation (myocardial infarction, cardiosclerosis, cardiomyopathy);
  • dystrophic pathologies in which myocardial trophism (myocardial dystrophy) is disturbed,
  • hypertonic disease, which affects the work of the left ventricle.

Trep_pred3

Non-cardiac causes can also be the cause of TP. Pulmonary diseases expressed in an obstructive, chronically leaky form, lead to sclerosis of the pulmonary tissue and an increase in pressure in the small circle of blood circulation.Therefore, TP may be a complication of emphysema, chronic bronchitis, bronchial asthma. Also, surgical operations may be complicated by TP in case of coronary artery bypass graft, plastic on the heart valves.

To reduce the risk of atherosclerosis, you should know the risk factors:

  • male gender;
  • age after 60 years; / li>
  • the presence of bad habits;
  • lack of potassium in the body;
  • idiopathic atrial extrasystole;
  • increased production of hormones by the thyroid gland.

If a TP has been observed before, it is necessary to know provocative factors that can cause a new attack:

  • taking alcohol or narcotic substances;
  • elevated ambient temperature;
  • psycho emotional experiences;
  • physical stress.

Views of the atrial flutter

According to the classification of H.Wells, 1979, the atrial flutter is divided into two types: typical and atypical. Also, according to the clinical course, TP paroxysmal, constant, persistent and first detected.

Types of atrial flutter

Type I, or typical TP , develops in 90% of cases in the form of an anti-clockwise propagation wave of an excitatory wave. After generating an electrical pulse, the interstitial septum, the posterior wall of the right atrium, alternates the upper hinge of the vein and drops downward along the anterior and lateral walls to the tricuspid ring, alternating in between. Then through the isthmus again passes an interstitial septum. In the remaining 10% of cases, the signal moves clockwise.

convd

For the surgical treatment of TP, this type is more favorable, since in the isthmus area an abnormal pulse circulation is interrupted, for which radiofrequency ablation is used.

Type II, or atypical TP , is created by a return pulse passage in the area of various anatomical structures (pulmonary veins, mitral rings, coronary sinus, scars, and others). This type of TP is mainly due to extensive atrial fibrillation, which has undergone surgical interventions and catheter ablation. Carrying out cardiostimulation for Type II TP is ineffective.

Video: Atrial Fibrillation Symptoms & Treatments

Clinical forms of tremor of the atrium

Depending on the severity of the process and the duration of TP, the following forms of the disease are distinguished:

  • The first occurrence of TP - earlier attacks were not determined by the patient. Clinical form is exposed regardless of the severity and duration of the pathological process.
  • Paroxysmal tremor of the atria - has a paroxysmal flow, duration of each attack is not more than 7 days. Maybe his own self-completion.
  • Persistent form - is unfavorable in its development, since it does not end there, medical intervention is required to stop the attack .
  • Constantly flowing TA - rhythm disturbance has been observed for a year, and improvements in the dynamics of the disease are not visible.

Complications of atrial flutter

Developed mainly in patients with cardiovascular disease:

  • development of ventricular or atrial fibrillation, as well as ventricular vomiting;
  • long stroke threatens stroke, blockage of the pulmonary artery thrombus, poor functioning of the kidneys;
  • in case of arrhythmias in the context of heart disease, TP may be complicated by heart failure and arrhythmogenic cardiomyopathy, which leads to death.

Diagnosis of atrial flutter

First of all, patients with suspicion of atrial flutter are prescribed electrocardiography.

A typical tremor is manifested in the ECG by rhythmic F waves, which appear instead of the characteristic in the norm of the tooth P. The contraction frequency is 240-340 times per min. To determine the passage of the pulse "for" or "against" clockwise, look for the lower and II, III leads. Signs of motion of a signal "against" clockwise: saw-like waves F have a negative phase in II, III leads, and in V1, the teeth F are on the top (positive). When the pulse moves "behind" a clockwise on the ECG, signs can be seen exactly the opposite.

Trep_pred5

The atypical tremor is characterized by the appearance of a wave of F at a frequency of 340-430 times per minute.Sometimes, the atrial waves can not be seen on the electrocardiogram, then they can be detected using a transesophageal examination (Echo-CG) at the appropriate lead-in VE.

Trep_pred6

From other methods of diagnosis in the determination of atrial flutter, the following are effective:

Ultrasound - allows you to assess the state of the heart, identify organic and structural changes, specify the size of the heart cavity.

Laboratory diagnosis - conducted in the presence of hormonal disorders associated with the thyroid gland or pancreas, the concentration of electrolytes (especially potassium) is determined by analysis of the rheumatoid factor.
Echo-KG - is appointed to clarify the direction of circulation of the pulse, as well as to see if there are atherosclerosis thrombotic formations.

Treatment of atrial flutter

Atrial flutter attacks with the use of modern treatments are effectively stopped in most cases. Such areas of medicine as medical therapy and surgical treatment are used. Also important is the urgent help in the form of restoring sinus rhythm, used to stop severe attacks.

Recovery of sinus rhythm

It is an emergency treatment that is carried out with atrial fibrillation by medical personnel. There are several ways to restore sinus rhythm: medication and non-drug cardioversion.

Medicinal cardioversion is rarely used in TP, since it is not as effective as atrial fibrillation. Cardioversion is started from intravenous administration of ibutylide, which has the desired effect on average in 60% of cases. In the presence of contraindications to the use of ibutyilda (increased sensitivity to it) enter amiodarone, sotalol. If there is no result of medication cardioversion, then resort to control of heart rate, which uses calcium antagonists and digoxin.

Non-medicated cardioversion is based on electropulse therapy. With a defibrillator, a discharge of 100 J is produced, which is effective in 85% of cases. For comparison, if you make cardioversion with a discharge of 50 J, then the efficiency is achieved in 75%. In some cases, with TT of the first type, it is best to conduct cardiac stimulation using an electrode fed through the esophagus. Sometimes an additional digoxin or antiarrhythmic agent is added, which increases the overall efficacy of the procedure.

In any form of cardioversion, prevention of thromboembolism should be prevented, especially if TP is maintained for 48 hours.

Medicinal therapy

Indications for medical treatment are poor tolerability of patients with an attack, as well as the risk of developing complications.

Based on the use of beta-blockers (metoprolol) under the cover of antiarrhythmics (ibutyil, amiodarone). The introduction of the latter drugs is necessary to prevent the occurrence of ventricular fibrillation.

When developing WPW syndrome, beta-blockers, cardiac glycosides, and other similar drugs can not be used to prevent the complication of the condition. The only thing you can do is use anticoagulants and antiarrhythmics.

Catheter ablation

It is shown when treating the atrium of the first type, when the pulse circulation is carried out counterclockwise. In the area of the isthmus, radiofrequency catheter ablation is carried out, whose effectiveness manifests itself in 95% of cases.

Another type of catheter ablation, cytothermal, has also proven its effectiveness, with the procedure not as painful as radiofrequency ablation. The only thing that any such interference is accompanied by a subsequent recurrence of tachycardia. In addition, after the procedure, the risk of developing atrial fibrillation increases. This is due to structural changes in the heart chambers. Therefore, surgical treatment should be carried out only in extreme cases, when other methods, in particular, medical treatment, do not help.

Secondary prophylaxis of atrial flutter

It is associated with the prevention of the development of complications in the form of heart failure, thromboembolism, tachycardia, especially in the presence of a patient in the risk group. You should also pay attention to the following recommendations:

  • In time, take antiarrhythmic drugs and monitor the regimen of the day, the correct alternation of work and rest.
  • In order to avoid the development of tachycardia and arrhythmias, it is necessary to drink calming remedies, which also help in stressful and emotionally tense situations.
  • The level of potassium should be normal (3.5-5.5 mmol / l in the blood) in order not to disturb the work of the heart, for this you can take the appropriate medications or eat foods rich in potassium (raisins, bananas, kiwi, beets, carrots, beef , non-fat fish).
4.67 avg. rating (92% score) - 6 votes - votes

Similar articles

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Трепетание предсердий

Автор Ольга Кияница

2017-11-10

Нарушение ритма сердца, при котором число предсердных сокращений составляет в среднем 300 раз минуту, называется трепетанием предсердий. Важное отличие патологии от других аритмий - сохраняется синусовый ритм. В связи с растущим распространением сердечно-сосудистых заболеваний, их “омоложением” (то есть увеличении количества проявлений в молодом возрасте) стоит знать, чем опасно трепетание предсердий и какую помощь больному человеку оказывает современная медицина.

Трепетание предсердий относится к вторичным патологиям, то есть заболеваниям, развившимся на фоне других нарушений. Чаще всего проявляется в пароксизмальной форме, когда человек может не ощущать приступа или предъявляет жалобы на дискомфортное состояние. Существуют затяжные пароксизмы, длящиеся сутками и даже неделями. Трепетание может чередоваться с мерцанием предсердий, что усложняет клиническое течение болезни.

Увеличение числа сердечных сокращений влияет на выраженность симптоматики, которая зачастую связана с гемодинамическими расстройствами.

При легкой степени тяжести болезни восстановление нормального ритма происходит самостоятельно. В тяжелых случаях сопровождающая расстройство патология не позволяет сердцу справиться со своими задачами, что становится причиной оказания медицинской помощи. Важно отметить, что если при других нарушениях ритма антиаритмические препараты помогают, то при трепетании предсердий нередко показано кардиохирургическое вмешательство.

Видео: Мерцательная аритмия. Фибрилляция предсердий и трепетание предсердий - близнецы братья. Кошкина Е В

Описание трепетания предсердий

Трепетание предсердий (ТП) относится к наджелудочковым тахикардиям, при которых патологическое возбуждение происходит из очага, расположенного в предсердиях. В результате ритм остается правильный, но увеличивается его частота от 200 до 400 ударов в минуту. Желудочки сокращаются не так часто, как предсердия, поскольку к ним не всегда доходит импульсная волна возбуждения.

Trep_pred1

Здоровое сердце в норме возбуждается регулярно и упорядочено. Сигнал поступает из синусового узла, расположенного в правом предсердии, сначала в левое предсердие, а после через атриовентрикулярный узел в желудочки. Проводимость АВ-узла в несколько раз ниже, по сравнению с синусовым, что необходимо для поочередного сокращения сначала предсердий, а затем желудочков. Таким образом кровь наполняет сначала верхние отделы сердца (предсердия), а затем при их расслаблении переходит в нижние (желудочки) и поступает в малый и большой круг кровообращения.

177-01-2

Развитие трепетания предсердий связано с нарушением проведения электрического импульса, что отражается на количестве сокращений верхних отделов сердца. Если в норме оно составляет 60-90 раз в минуту, то при трепетании - 200-400 раз в минуту. При этом АВ-узел не способен пропустить столько импульсов, поэтому их количество, достигших желудочки, в два, три и более раз меньше. Соответственно желудочки сокращаются 75-150 раз в минуту.

Больные WPW-синдромом (врожденная патология сердца) несколько сложнее переносят ТП, которое часто переходит в трепетание желудочков из-за присутствия патологического пучка Кента. По нему проводится импульс быстрее, чем по АВ-узлу, что грозит фибрилляцией желудочков.

Симптомы трепетания предсердий

Для заболевания характерны общие признаки, возникающие при многих сердечно-сосудистых заболеваниях:

  • сердцебиение учащено;
  • “перебои” сердечной деятельности, ощущения “замирания” и “переворачивания” сердца;
  • сердечная недостаточность проявляется слабостью, одышкой, частым мочеиспусканием.

При трепетании предсердий сохраняется синусовый ритм, который является правильным и ритмичным, что отличает данную патологию от фибрилляции предсердий.

Пульсация вен - еще один характерный признак трепетания предсердий. При ее определении видна разница с сердечными сокращениями, которая заключается в преувеличении частоты пульсации вен в два-три раза.

Клинически неблагоприятным считается трепетание предсердий в случае соотношения частоты сокращений предсердий и желудочков 1:1. Такой вариант очень опасный из-за высокого риска развития фибрилляции желудочков.

Причины появления трепетания предсердий

В основном связаны с органической патологией сердца, выражающаяся в следующих заболеваниях:

  • инфекционные процессы, приводящие к воспалению миокарда (эндо- и миокардиты);
  • ишемические болезни, сопровождающиеся склерозированием участков миокарда или образованием рубцовой ткани (инфаркт миокарда, кардиосклероз, кардиомиопатии);
  • дистрофические патологии, при которых нарушается трофика миокарда (миокардиодистрофии),
  • гипертоническая болезнь, негативно сказывающаяся на работе левого желудочка.

Trep_pred3

Некардиальные причины также могут становиться причиной ТП. Легочные заболевания, выраженные в обструктивной хронически протекающей форме, приводят к склерозированию ткани легких и увеличению давления в малом кругу кровообращения. Поэтому ТП может являться осложнением эмфиземы, хронического бронхита, бронхиальной астмы. Также хирургические операции могут осложняться ТП в случае проведения аортокоронарного шунтирования, пластики на клапанах сердца.

Для уменьшения вероятности развития трепетания предсердий следует знать факторы риска:

  • мужской пол;
  • возраст после 60 лет;
  • наличие вредных привычек;
  • недостаток калия в организме;
  • идиопатическая предсердная экстрасистолия;
  • усиленное продуцирование гормонов щитовидной железой.

Если ранее наблюдалось ТП, нужно знать провоцирующие факторы, способные вызвать новый приступ:

  • прием алкогольных или наркотических веществ;
  • повышенная температура окружающей среды;
  • психоэмоциональные переживания;
  • физическое напряжение.

Виды трепетания предсердий

По классификации H.Wells, 1979 года трепетание предсердий разделяется на два типа: типичное и атипичное. Также по клиническому течению выделяют ТП пароксизмальные, постоянные, персистирующие и впервые выявленные.

Типы трепетания предсердий

I тип, или типичное ТП, развивается в 90% случаев в виде распространяемой против часовой стрелки возбуждающей волны. После генерации электрический импульс проходит по очереди межпредсердную перегородку, заднюю стенку правого предсердия, огибает верхнюю полую вену и опускается вниз по передней и боковой стенке к трикуспидальному кольцу. Далее через перешеек снова проходит межпредсердную перегородку. В остальных 10% случаев сигнал движется за часовой стрелкой.

Trep_pred4

Для проведения хирургического лечения ТП этот тип более благоприятен, поскольку в зоне перешейка делается прерывание патологической циркуляции импульса, для чего используется радиочастотная абляция.

II тип, или атипичное ТП, создается путем возвратного прохождения импульса в районе различных анатомических структур (легочных вен, митрального кольца, коронарного синуса, рубцов и прочее). Этот тип ТП в основном возникает из-за обширных поражений предсердий, перенесенных хирургических вмешательствах и катетерной абляции. Проведение кардиостимуляции при II типе ТП малоэффективно.

Видео: ЭКГ при синусовой тахикардии, фибрилляции и трепетании предсердий

Клинические формы трепетания предсердий

В зависимости от выраженности процесса и продолжительности ТП выделяют следующие формы заболевания:

  • Впервые возникшее ТП - ранее приступы у больного не определялись. Клиническая форма выставляется вне зависимости от выраженности и продолжительности патологического процесса.
  • Пароксизмальное трепетание предсердий - имеет приступообразное течение, продолжительность каждого приступа составляет не более 7 дней. Возможно его самостоятельное завершение.
  • Персистирующая форма - является неблагоприятной в своем развитии, поскольку самостоятельно не заканчивается, для купирования приступа требуется медицинское вмешательство.
  • Постоянно протекающее ТП - нарушение ритма наблюдается на протяжении года и в динамике заболевания не видно улучшений.

Осложнения трепетания предсердий

Развиваются в основном у больных с сердечно-сосудистой патологией:

  • возможно развитие фибрилляции желудочков или предсердий, а также трепетания желудочков;
  • длительные приступы грозят возникновением инсульта, закупорки тромбом легочной артерии, недостаточностью работы почек;
  • при возникновении аритмии на фоне сердечных заболеваний ТП может усложниться сердечной недостаточностью и аритмогенной кардиомиопатией, которая приводит к смерти.

Диагностика трепетаний предсердий

В первую очередь пациентам с подозрением на трепетание предсердий назначается электрокардиография.

Типичное трепетание проявляется на ЭКГ ритмичными F-волнами, которые появляются вместо характерного в норме зубца Р. Частота сокращений составляет 240-340 раз в мин. Для определения прохождения импульса “за” или “против” часовой стрелки смотрят нижние и II, III отведения. Признаки движения сигнала “против” часовой стрелки: пилообразные волны F имеют отрицательную фазу во II, III отведениях, а в V1 зубцы F находятся сверху (положительные). При движении импульса “за” часовой стрелкой на ЭКГ видны признаки с точностью наоборот.

Trep_pred5

Атипичное трепетание характеризуется появлением волны F с частотой 340-430 раз в минуту. Иногда на электрокардиограмме не видны предсердные волны, тогда их получается определить с помощью чреспищеводного исследования (Эхо-КГ) на соответствующем отведении VE.

Trep_pred6

Из других методов диагностики в определении трепетания предсердий эффективны следующие:

УЗИ - позволяет оценить состояние сердца, выявить органические и структурные изменения, уточнить размеры сердечных полостей.

Лабораторная диагностика - проводится при наличии гормональных расстройств, связанных со щитовидной железой или поджелудочной железой, определяется концентрация электролитов (особенно, калия) делается анализ на ревматоидный фактор.
Эхо-КГ - назначается с целью уточнить направление циркуляции импульса, а также посмотреть, нет ли в предсердиях тромботических образований.

Лечение трепетания предсердий

Приступы трепетания предсердий с применением современных способов лечения эффективно купируются в большинстве случаев. Используются такие направления медицины, как медикаментозная терапия и хирургическое лечение. Также важное значение имеет неотложная помощь в виде восстановления синусового ритма, используемая для прекращения тяжело протекающих приступов.

Восстановление синусового ритма

Представляет собой неотложную помощь, которая проводится при трепетании предсердий медицинским персоналом. Существует несколько способов восстановления синусового ритма: медикаментозная и немедикаментозная кардиоверсия.

Медикаментозная кардиоверсия редко применяется при ТП, поскольку она не столь эффективна как при фибрилляции предсердий. Кардиоверсию начинают из внутривенного введения ибутилида, который оказывает нужное действие в среднем в 60% случаев. При наличии противопоказаний к применению ибутилида (повышенная к нему чувствительность) вводят амиодарон, соталол. Если результата от медикаментозной кардиоверсии нет, тогда прибегают к контролю ЧСС, при котором используются антагонисты кальция и дигоксин.

Немедикаментозная кардиоверсия основывается на электроимпульсной терапии. С помощью дефибриллятора создается разряд в 100 Дж, который эффективен в 85% случаев. Для сравнения, если делать кардиоверсию разрядом в 50 Дж, то эффективность достигается в 75%. В некоторых случаях, при ТП первого типа, лучше проводить кардиостимуляцию с помощью электрода, поданного через пищевод. Иногда дополнительно вводится дигоксин или антиаритмическое средство, что повышает общую результативность процедуры.

При любом виде кардиоверсии нужно проводить профилактику тромбоэмболии, особенно в случае сохранения ТП на протяжении 48 часов.

Медикаментозная терапия

Показаниями к медикаментозному лечению служит плохая переносимость больным приступа, а также наличие риска развития осложнений.

Основывается на использовании бета-блокаторов (метопролол) под прикрытием антиаритмических средств (ибутилида, амиодарона). Введение последних препаратов необходимо для предупреждения возникновения фибрилляции желудочков.

При развитии синдрома WPW бета-блокаторы, сердечные гликозиды и другие подобные препараты использовать нельзя, чтобы не спровоцировать осложнение состояния. Единственное, можно применять антикоагулянты и антиаритмические лекарства.

Катетерная абляция

Показана при трепетании предсердий первого типа, когда циркуляция импульса осуществляется против часовой стрелки. В районе перешейка проводится радиочастотная катетерная абляция, эффективность которой проявляется в 95% случаев.

Другой вид катетерной абляции, криотермальный, также доказал свою эффективность, при этом процедура не столь болезненна, как радиочастотная абляция. Единственное, любые подобные вмешательства сопровождаются последующим рецидивом тахикардии. Кроме того после процедуры повышается риск развития фибрилляции предсердий. Это связано со структурными изменениями в сердечных камерах. Поэтому оперативное лечение следует проводить лишь в крайних случаях, когда другие методы, в частности, медикаментозное лечение, не помогают.

Вторичная профилактика трепетания предсердий

Связана с предупреждением развития осложнений в виде сердечной недостаточности, тромбоэмболии, тахикардии, особенно при нахождении больного в группе риска. Также следует обратить внимание на следующие рекомендации:

  • Вовремя принимать антиаритмические препараты и следить за режимом дня, правильным чередованием работы и отдыха.
  • Во избежание развития тахикардии и аритмии нужно пить успокаивающие лекарства, помогающие также в стрессовых и эмоционально напряженных ситуациях.
  • Уровень калия должен быть в норме (3,5-5,5 ммоль/л в крови), чтобы не нарушалась работа сердца, для этого можно принимать соответствующие препараты или употреблять продукты богатые калием (изюм, бананы, киви, свёкла, морковь, говядина, нежирная рыба).

Видео: Трепетание предсердий. Нарушение ритма сердца


4.67 avg. rating (92% score) - 6 votes - оценок

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.