Supraventricular tachycardia

Author Ольга Кияница

2017-11-14

Among all cardiac patients in 6-10% of cases there is a supraventricular tachycardia. This pathology itself is not alarming, but in combination with organic heart disease can contribute to the development of serious hemodynamic disorders.

Supraventricular tachycardia (SVT) is a common group of arrhythmias and is often associated with cardiovascular diseases. In rare cases, there is a primary SVT, which is difficult to treat with medication. Depending on the localization of the pathological focus, there are four types of supraventricular tachycardia, among which in 6-10% of cases there is a supraventricular tachycardia in the type of re-entry.

SVT is also known as atrial tachycardia, since ectopic foci with this variety of arrhythmias are localized supraventricularly, that is, in the atria.

It is rather difficult to distinguish between types of SVT because they have a lot of similarities. Nevertheless, with the help of instrumental diagnostic methods and thorough objective examination of the patient, one can make the correct diagnosis and prescribe the appropriate treatment.

Video Tachycardia

Description of supraventricular tachycardia

At the heart of development of supraventricular tachycardia there are several mechanisms:

  1. The formation of cyclic re-entrencies, moving electrical impulses, which form ectopic foci, disturbing the normal heart rhythm.
  2. Increase of trigger activity or function of automatism of the heart, as a result of which the sinus rhythm is muted by pathological impulses which are more pronounced.
  3. Formation of an additional conductive pathway, which leads to increased impulse flow from one heart to another.

Most often, atrial tachycardia is formed by re-entry type. At the heart of this mechanism lies inhomogeneous conductivity and refractoriness of the heart muscle. Compared with other atrial arrhythmias (crying or trembling), with supraventricular tachycardia, re-entry type, less frequent heart rate is observed. This is due to the fact that the path of the re-entree is not so constant and long-lasting, which influences the velocity of motion of excitation pulses on it.

Symptoms of supraventricular tachycardia

Common manifestations for all types of supraventricular tachycardia is increased heart rate, worsening of the course of the underlying disease, if any in the patient.

Patients with supraventricular tachycardia of re-entry type often experience weakness, shortness of breath, palpitation.Paroxysms are quite prolonged, in severe cases they can provoke a violation of hemodynamics. The heart rate per minute is 120-140.

For all arrhythmias in the type of re-entry, including supraventricular tachycardia, characterized by the sudden onset of an attack and its similar termination. There may be a feeling of a thrust in the area of the heart. In this case, ECG is often determined by early atrial extrasystoles.

Emotionality of the patient directly affects the state of health during an attack. If some people tolerate paroxysms calmly, others may experience ripple in the temples, lack of air, fear of death, severe breathing. Some adults and children have asthenovegetative disorders: headache, poor sleep, weakness, dizziness, heart pain.

It is difficult to determine SVT in young children, although the pathology is often diagnosed, approximately 95% of all tachycardia. More than half of all cases occur in the period of newborn birth. Often, attention is drawn to the illness when the mother of a small child complains of his anxiety, alternating with lethargy, periodic cough, cold sweat, fainting conditions.

supravent_taxik-1

Causes of supraventricular tachycardia

Most often, the disease develops in the elderly, when there are organic changes in the myocardium. This leads to the appearance of pathological centers that generate extraordinary impulses, or disturbance of the normal circulation of the excitation wave.

Organic heart disease leading to SVT development:

  • ischemic heart disease;
  • hypertonic disease;
  • heart defects;
  • cardiomyopathy;
  • myocarditis

In some extracardiac diseases, an increase in the frequency of cardiac contractions is observed due to increased activity of the autonomic system. Similar is observed in neuroses, neuralgia, inflammatory and traumatic lesions of the peripheral nerves, osteochondrosis of the cervical spine.

The toxic effects of some substances can also be expressed in supraventricular tachycardia. A similar case occurs with alcohol abuse, smoking, chronic intoxication with some drugs, excessive synthesis of hormones by the thyroid gland.

Types / photos of supraventricular tachycardia

In accordance with ICD-10, the following types of supraventricular tachycardia are distinguished:

  • paroxysmal supraventricular tachycardia;
  • atrioventricular nodal tachycardia;
  • ectopic supraventricular tachycardia, also called focal tachycardia.

 

supravent_taxik-2

supravent_taxik-3-300x225

 

Additionally, SVT is divided into four types according to the mechanism of development and localization of the pathological process:

  • supraventricular tachycardia type re-entry (cyclic type);
  • SVT associated with trigger activity or increased automatism;
  • atrial ventricular tachycardia in the type of re-entry;
  • Atrial-ventricular tachycardia of cyclic type with an additional way of holding pulses.

Supraventricular tachycardia in re-entry type

Tachycardia of this type is characterized by an increase in heart rate to 240 beats / min, with the preservation of the correct rhythm. The electrocardiograms are distinguished from the normal teeth R. Disruption of the rhythm is practically not stopped by vagal tests. If there are organic heart disease, then you may develop shortness of breath, weakness and a feeling of heartbeat. In addition, this type of tachycardia is relatively normal, since heart rate rarely exceeds 140 beats / min.

Atrial ventricular tachycardia of type re-entra

With this pathology, the pulsation of the veins located on the neck is often determined. In this case, the shock waves coincide with the contractions of the ventricles. Attacks develop suddenly and in the same way. The ECGs are defined as negative teeth P, which are observed before each ventricular complex. In some cases, the teeth may be absent at all.

In most cases, the diagnosis of supraventricular tachycardia is based on the following features:

  • tachycardia occurs without periods of "warming up and cooling";
  • The heart rate is from 140 to 240 beats per minute;
  • the atrial rhythm is correct with manifestations of ectopic foci.

Diagnosis of supraventricular tachycardia

An examination is prescribed in case of complaints from a sick child or parents of a young child:

  • heart attacks often repeated;
  • there are semi-immortal or faint states;
  • the younger child is sluggish, apathetic, and in older children, weakness is often expressed;
  • At inspection the fast heartbeat is determined.

Electrocardiography must be carried out in a calm condition and during an attack. The following symptoms of supraventricular tachycardia are common in the standard ECG, common to all of its types:

  • the ectopic teeth P follow each other in an amount of three or more;
  • the heart rate increases and counts over 100 beats / minute (most often fluctuates within 150-250);
  • sinus rhythm is not disturbed;
  • QRS complexes are mainly determined by narrow, in rare cases, in the presence of blockades expanding.

To estimate the ejection fraction, echocardiography is prescribed, chest X-rays are used to study the contours of the heart. The refinement of the driver's localization of the rhythm and the mechanism of rhythm disturbance is carried out by electrophysiological research.

Treatment of supraventricular tachycardia

  • In paroxysms of unstable nature with unexpressed clinic, drug therapy is not performed.
  • To remove symptoms of supraventricular tachycardia, calcium channel blockers and beta-blockers are prescribed.
  • The heart rate is achieved by administering digoxin, it is only contraindicated in glycoside intoxication.
  • In ⅔ patients, the attack is stopped using antiarrhythmic means of IA, 1C or III classes.

Drug therapy is ineffective in the case of supraventricular tachycardia refractory to it. Then used atrial paced pacemaker.

The radical method of treatment of supraventricular tachycardia today is radiofrequency ablation. With the help of minimally invasive surgical intervention, ectopic foci are removed which cause a failure of normal heart rate.

Prevention of supraventricular tachycardia

It is a secondary prevention, the main purpose of which is to prevent the recurrence of supraventricular tachycardia. If symptomatic attacks of tachycardia are often repeated, then those drugs that have been stopped by an attack in hospital conditions are prescribed. Most often, amiodarone (korglicon) is prescribed. The prevention carried out in this way turns out to be effective in 50% of patients.

Video What you need to know about paroxysmal tachycardia


4.75 avg. rating (93% score) - 4 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Суправентрикулярная тахикардия

Автор Ольга Кияница

2017-11-14

Среди всех кардиальных больных в 6-10% случаев встречается суправентрикулярная тахикардия. Эта патология сама по себе не вызывает опасений, но в сочетании с органическими болезнями сердца может способствовать развитию серьезных гемодинамических нарушений.

Суправентрикулярная тахикардия (СВТ) относится к общей группе аритмий и часто связана с болезнями сердечно-сосудистой системы. В редких случаях возникает первичная СВТ, которая сложно поддается медикаментозному лечению. В зависимости от локализации патологического очага различают четыре вида суправентрикулярной тахикардии, среди которых в 6-10% случаев встречается суправентрикулярная тахикардия по типу ре-энтри.

СВТ известна еще как предсердная тахикардия, поскольку эктопические очаги при этой разновидности аритмии локализуются суправентрикулярно, то есть в предсердиях.

Довольно сложно между собой различаются типы СВТ, поскольку имеют много сходного. Тем не менее с помощью инструментальных методов диагностики и тщательного объективного осмотра больного можно поставить правильный диагноз и назначить соответствующее лечение.

Видео Тахикардия

Описание суправентрикулярной тахикардии

В основе развития суправентрикулярных тахикардий лежит несколько механизмов:

  1. Образование циклических, по типу ре-энтри, перемещений электрических импульсов, которые формируют эктопические очаги, нарушающие нормальный ритм сердца.
  2. Повышение триггерной активности или функции автоматизма сердца, в результате чего синусовый ритм приглушается более сильными по выраженности патологическими импульсами.
  3. Формирование дополнительного проводящего пути, что приводит к усиленному поступлению импульсов с одного отдела сердца в другой.

Чаще всего предсердные тахикардии образовываются по типу ре-энтри. В основе этого механизма лежит неоднородная проводимость и рефрактерность сердечной мышцы. По сравнению с другими предсердными аритмиями (мерцательной или трепетанием) при суправентрикулярной тахикардии по типу ре-энтри наблюдается менее высокая частотой сердечных сокращений. Это объясняется тем, что путь ре-энтри не столь постоянен и намного продолжителен, что влияет на скорость движения по нему импульсов возбуждения.

Симптомы суправентрикулярной тахикардии

Общими проявлениями для всех видов суправентрикулярной тахикардии является увеличенная частота сердечных сокращений, ухудшение течения основного заболевания, если таковое у больного имеется.

При суправентрикулярной тахикардии типа ре-энтри больные нередко ощущают слабость, одышку, сердцебиение. Пароксизмы довольно длительны, в тяжелых случаях могут провоцировать нарушение гемодинамики. Частота сердечных сокращений за одну минуту составляет 120-140.

Для всех аритмий по типу ре-энтри, в том числе суправентрикулярной тахикардии, характерно внезапное начало приступа и такое же его окончание. Может возникать ощущение толчка в области сердца. При этом на ЭКГ нередко определяются ранние предсердные экстрасистолы.

Эмоциональность больного напрямую воздействует на самочувствие во время приступа. Если одни переносят пароксизм спокойно, то другие могут ощущать пульсацию в висках, нехватку воздуха, страх смерти, тяжелое дыхание. У некоторых взрослых и детей проявляются астеновегетативные расстройства: головная боль, плохой сон, слабость, головокружение, боли в сердце.

У детей раннего возраста сложно определяется СВТ, хотя патология довольно часто диагностируется, приблизительно в 95% от всех тахикардий. Более половины всех случаев приходится на период новорожденности. Зачастую на болезнь обращают внимание, когда мама маленького ребенка предъявляет жалобы на его беспокойство, чередующуюся с вялостью, периодический кашель, холодный пот, обморочные состояния.

supravent_taxik-1

Причины появления суправентрикулярной тахикардии

Чаще всего болезнь развивается в пожилом возрасте, когда в миокарде наблюдаются органические изменения. Это приводит к возникновению патологических очагов, генерирующих внеочередные импульсы, или нарушению нормальной циркуляции волны возбуждения.

Органические заболевания сердца, приводящие к развитию СВТ:

  • ишемическая болезнь сердца;
  • гипертоническая болезнь;
  • сердечные пороки;
  • кардиомиопатии;
  • миокардиты.

При некоторых экстракардиальных заболеваниях наблюдается увеличение частоты сердечных сокращений в связи с усилением активности вегетативной системы. Подобное наблюдается при неврозах, невралгиях, воспалительных и травматических поражениях периферических нервов, остеохондрозе шейного отдела хребта.

Токсическое воздействие некоторых веществ также способно выражаться в суправентрикулярной тахикардии. Подобное случается при злоупотреблении алкоголем, курении, хронической интоксикации некоторыми лекарственными препаратами, избыточном синтезе гормонов щитовидной железой.

Виды / фото суправентрикулярной тахикардии

В соответствии с МКБ-10 различают следующие виды суправентрикулярной тахикардии:

  • пароксизмальная суправентрикулярная тахикардия;
  • атриовентрикулярная узловая тахикардия;
  • эктопическая суправентрикулярная тахикардия, называемая еще фокусная.

supravent_taxik-2

supravent_taxik-3

Дополнительно СВТ разделяют на четыре вида в соответствии с механизмом развития и локализацией патологического процесса:

  • суправентрикулярная тахикардия по типу ре-энтри (циклического типа);
  • СВТ, связанная с триггерной активностью или повышенным автоматизмом;
  • предсердно-желудочковая тахикардия по типу ре-энтри;
  • предсердно-желудочковая тахикардия циклического типа с добавочным путем проведения импульсов.

Суправентрикулярная тахикардия по типу ре-энтри

Тахикардия данного типа характеризуется увеличением ЧСС до 240 уд/мин с сохранением правильного ритма. На ЭКГ видны отличающиеся от нормальных зубцы Р. Нарушение ритма практически не купируется вагусными пробами. Если есть органические заболевания сердца, тогда могут развиваться одышка, слабость и возникает чувство сердцебиения. При этом переносится этот тип тахикардии относительно нормально, поскольку ЧСС редко когда превышает 140 уд/мин.

Предсердно-желудочковая тахикардия по типу ре-энтри

При этой патологии часто определяется пульсация вен, расположенных на шее. При этом ударные волны совпадают с сокращениями желудочков. Приступы развиваются внезапно и таким же образом проходят. На ЭКГ определяются как отрицательные зубцы Р, которые наблюдаются перед каждым желудочковым комплексом. В некоторых случаях зубцы могут вообще отсутствовать.

В большинстве случаев постановка диагноза суправентрикулярной тахикардии основывается на следующих признаках:

  • тахикардия возникает без периодов “разогрева и охлаждения”;
  • ЧСС составляет от 140 до 240 уд/мин;
  • ритм предсердий правильный с проявлениями эктопических очагов.

Диагностика суправентрикулярной тахикардии

Обследование назначается в случае наличия жалоб у больного или родителей маленького ребенка:

  • приступы сердцебиения часто повторяются;
  • возникают полуобморочные или обморочные состояния;
  • ребенок младшего возраста вялый, апатичен, у старших детей часто выражена слабость;
  • при осмотре определяется учащенное сердцебиение.

Обязательно проводится электрокардиография, в спокойном состоянии и во время приступа. На стандартной ЭКГ определяются следующие признаки суправентрикулярной тахикардии, являющиеся общими для всех ее видов:

  • эктопические зубцы Р следуют друг за другом в количестве трех и более;
  • частота сердечных сокращений увеличивается и насчитывает более 100 уд/мину (чаще всего колеблеться в пределах 150-250);
  • синусовый ритм не нарушен;
  • QRS-комплексы в основном определяются узкие, в редких случаях при наличии блокад расширяются.

Для оценки фракции выброса назначается эхокардиография, для изучения контуров сердца, его размеров используется рентгенография грудной клетки. Уточнение локализации водителя ритма и механизм нарушения ритма проводится с помощью электрофизиологического исследования.

Лечение суправентрикулярной тахикардии

  • При пароксизмах нестойкого характера с невыраженной клиникой медикаментозная терапия не проводится.
  • Для снятия симптомов суправентрикулярной тахикардии назначаются блокаторы кальциевых каналов и бета-адреноблокаторы.
  • Урежение сердечного ритма достигается путем введения дигоксина, единственно он противопоказан при гликозидной интоксикации.
  • У ⅔ больных приступ купируется с помощью антиаритмических средств IA , 1С или III классов.

Медикаментозная терапия неэффективна в случае рефрактерной к ней суправентрикулярной тахикардии. Тогда используется предсердная программируемая электрокардиостимуляция.

Радикальным методом лечения суправентрикулярной тахикардии сегодня считается радиочастотная абляция. С помощью малоинвазивного оперативного вмешательства удаляются эктопические очаги, которые вызывают сбой нормального сердечного ритма.

Профилактика суправентрикулярной тахикардии

Представляет собой вторичную профилактику, основная цель которой - не допустить рецидивирования суправентрикулярной тахикардии. Если симптоматические приступы тахикардии часто повторяются, тогда назначаются те препараты, которыми был купирован приступ в больничных условиях. Чаще всего назначается амиодарон (коргликон). Проведенная таким образом профилактика оказывается эффективной в 50% больных.

Видео Что нужно знать о пароксизмальной тахикардии


4.75 avg. rating (93% score) - 4 votes - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.