What is the sinus node of the heart?

Author Ольга Кияница

2018-07-01

The main driver of the rhythm of the heart, sinus node, has an interesting history of discovery and a number of amazing features in the structure and functioning. From the coordination of the work of this part of the heart depends the overall activity of the whole organ, therefore, with dysfunction of the sinus node, treatment is always carried out, otherwise there is a risk of fatal outcome.

The sinoatrial node (often abbreviated as ACS, also called the sinus node, the first-order driver) is a normal natural pacemaker and is responsible for starting the heart cycle (heartbeat). It spontaneously generates an electrical impulse, which, after passing through the whole heart, causes it to contract. Although electrical pulses are generated spontaneously, the rate of arrival of the pulses (and hence the heart rate) is controlled by the nervous system innervating the sinoatrial node.

The sinoatrial node is located in the wall of the myocardium near the place where the mouth of the hollow veins (sinus venarum) connects to the right atrium (upper chamber);hence, the name given to education is the corresponding - sinusoidal node. [1 - Elsevier, Dorland's Illustrated Medical Dictionary, Elsevier]

The value of the sinus node in the work of the heart is paramount, since with the weakness of the ACS, various diseases occur, sometimes contributing to the development of sudden cardiac arrest and death. In some cases, the disease does not manifest itself, but in others, specific diagnostics and appropriate treatment are needed.

Video: SA NODE

Opening

On a hot summer day in 1906, Martin Flack, a medical student, studied the microscopic sections of the mole heart, while his mentor Arthur Keith and his wife rode a bicycle along the beautiful cherry orchards near their cottage in Kent, England. Upon her return, Flack excitedly showed Keith "the wonderful structure that he found in the right ear of the mole's auricle, exactly where the upper vena cava enters this chamber." Kate quickly realized that this structure is very similar to the atrioventricular node described by Sunao Tavara earlier this year. Further anatomical studies confirmed the same structure in the hearts of other mammals, which they called a "sinusoidal node" (sino-auricular node). Finally, a long-awaited heart rate generator was discovered.

Since 1909, using a galvanometer with two strings, Thomas Lewis simultaneously recorded data from two sections from the surface of the dog's heart, making precise comparisons of the arrival of the excitation wave at different points. Lewis identified the sinus node as a heart pacemaker with two innovative approaches.

  • First, he stimulated a superior hollow vein (SVC), coronary sinus and left eye and showed that only the curves near the sinus node were identical to the normal rhythm.
  • Secondly, it was known that the point at which compression begins begins to become electrically negative with respect to the inactive points of the muscles. As a result, the electrode near the ACS invariably had a primary negativity, indicating: "The nodal region of SA is the place where the excitation wave starts."

The cooling and heating of the sinus node to study the reaction of the heart rhythm was carried out by G Ganter and others, which also pointed to the location and primary function of the sinusoidal node. When Einthoven was awarded the Nobel Prize in 1924, he generously mentioned Thomas Lewis, saying: "I doubt that without his valuable contribution, I would have the privilege of standing in front of you today." [2 - Silverman, ME; Hollman, A. (1 October 2007). "Discovery of the sinus node by Keith and Flack: on the centennial of their 1907 publication]

Location and structure

The sinoatrial node consists of a group of specialized cells located in the right atrial wall, only transversely to the mouth of the hollow veins at the junction, where the upper vena cava enters the right atrium. The SA node is located in the myocardium. This deep formation rests on cardiac myocytes belonging to the right atrium, and its surface part is covered with fat tissue.

This elongated structure, which extends from 1 to 2 cm to the right of the ear edge, is the crest of the right atrial appendage, and extends vertically to the upper end of the end groove. The SA node fibers are specialized cardiomyocytes that vaguely resemble normal, contractile cardiac myocytes. They have some contractile threads, but they do not shrink as tightly. In addition, the fibers of the CA node are noticeably thinner, sinuous, and stained less intensively than cardiac myocytes.

12145

Innervation

The sinus node is richly innervated by the parasympathetic nervous system (the tenth cranial nerve (the vagus nerve)) and the fibers of the sympathetic nervous system (spinal nerves of the thoracic region at the level of the stallions 1-4).This unique anatomical location makes the CA node susceptible to apparently paired and opposing vegetative influences. In a state of rest, the work of the node mainly depends on the vagus nerve or its "tone."

  • Stimulation through the vagus nerves (parasympathetic fibers) causes a decrease in the speed of the CA node (which in turn decreases the heart rate). Thus, the parasympathetic nervous system through the action of the vagus nerve has a negative inotropic effect on the heart.
  • Stimulation through sympathetic fibers causes an increase in the speed of the CA node (this increases the heart rate and the force of contractions). Sympathetic fibers can increase the contraction force, because in addition to innervation of the sinus and atrioventricular nodes they directly affect the atria and ventricles.

Thus, the violation of innervation can lead to the development of various disorders of cardiac activity. In particular, the heart rate may increase or decrease and clinical signs may appear.

Blood supply

The CA node receives blood supply from the artery of the CA node. Studies of anatomical dissection showed that this diet can be a branch of the right coronary artery in the majority (about 60-70%) of cases, and the left coronary artery branch supplies the CA node approximately in 20-30% of cases.

In more rare cases, blood supply to both the right and left coronary arteries or two branches of the right coronary artery can be noted.

Functionality

  • The main driver of rhythm

Although some of the cardiac cells have the ability to generate electrical impulses (or action potentials) that cause cardiac contraction, the sinoatrial node usually initiates a heart rhythm simply because it generates pulses faster and stronger than other regions with a pulse generation potential. Cardiomyocytes, like all muscle cells, have refractory periods after contraction, during which additional contractions can not be caused. At such times, their action potential is redefined by the sinoatrial or atrioventricular nodes.

In the absence of external neuronal and hormonal control, cells in the sinoatrial node located in the upper right corner of the heart will naturally discharge (create action potentials) more than 100 beats per minute. Since the sinoatrial node is responsible for the rest of the electrical activity of the heart, it is sometimes called the primary pacemaker.

Clinical significance

Dysfunction of the sinus node is expressed in an irregular heartbeat, caused by abnormal electrical signals from the heart. When the sinus node of the heart is defective, the heart rhythm becomes abnormal - usually too slow. Sometimes there are pauses in its effects or combinations, and very rarely the rhythm is faster than usual.

Occlusion of arterial blood supply to the sinus node (most often due to myocardial infarction or progressive coronary artery disease) can cause ischemia and cell death in the CA node. This often violates the pacemaker activity of ACS and leads to a syndrome of weakness of the sinus node.

If the CA node does not work or the pulse generated in it is blocked before it passes down the electrically conductive system, a group of cells further down the heart play the role of second-order rhythm drivers. This center is usually represented by cells inside the atrioventricular node (AV node), which is the area between the atria and ventricles, inside the atrial septum.

If the AV node also fails, the Purkinje fibers can sometimes act as a pacemaker by default. If the Purkinje fiber cells do not control the heart rhythm, it is most often because they generate action potentials with a lower frequency than the AV or SA nodes.

Sinus node dysfunction

The node node dysfunction refers to a number of conditions that cause a physiological incompatibility of the atrial parameters. Symptoms may be minimal or include weakness, intolerance to effort, heart palpitations and fainting. The diagnosis is based on the ECG. Symptomatic patients require a pacemaker.

2808_! 800x500_90

Dysfunction of the sinus node includes

  • Life-threatening sinus bradycardia
  • Alternating bradycardia and atrial tachyarrhythmias (bradycardia syndrome and tachycardia)
  • Sinoatrial blockade or temporary stop of ACS operation
  • Output blockade ACS

Dysfunction of the sinus node occurs predominantly in the elderly, especially in the presence of other cardiac disorders or diabetes.

The stopping of the sinus node is a temporary cessation of activity of the sinus node, observed on the ECG in the form of disappearance of P-waves for a few seconds.

Pause usually causes evacuation activity in lower pacemakers (for example, atrial or connecting pacemakers), keeping the heart rate and function, but prolonged pauses cause dizziness and fainting.

At the exit blockade of the CA node, its cells are depolarized, but the transfer of impulses to the myocardium of the atria is impaired.

  • With the blockade of the ACS of the 1st degree, the pulse slows down slightly, but the ECG remains normal.
  • With blockade ACS of the 2nd degree of the first type, the impulse conductivity slows down to a complete blockade.On ECG disturbances are visible as intervals PP, which gradually decrease until the P-wave does not disappear at all.Instead, there is a pause and grouped blows. The pulse delay duration is less than 2 PP cycles.
  • In case of blockade of ACS of 2nd degree II type, the pulse conductivity is blocked without preceding deceleration, as a result a pause is created which is a multiple of the PP interval and is manifested on the ECG by grouped heartbeats.
  • In the case of blockade of the ACS of the 3rd degree, the conductivity of the pulses is completely blocked; P-waves are absent, which leads to complete failure of the sinus node.

Etiology

Dysfunction of the sinus node can develop when the electrical system of the heart is damaged due to organic or functional disorders. The causes of sinus node dysfunction include:

  • Aging . Over time, age-related heart wear can weaken the operation of the sinus node and make it function incorrectly. Age-related damage to the heart muscle is the most common cause of sinus node dysfunction.
  • Medicinal preparations . Some medications to treat high blood pressure, coronary artery disease, arrhythmias and other heart diseases can cause or worsen the function of the sinus node. These drugs include beta-blockers, calcium channel blockers and antiarrhythmics. Nevertheless, it is extremely important to take cardiac medications and, in most cases, they do not cause problems when performing medical recommendations.
  • Surgery on the heart Surgical interventions involving the upper chambers of the heart can lead to the formation of scar tissue that blocks electrical signals from the sinus node. Postoperative scars on the heart are usually the cause of sinus node dysfunction in children with congenital heart disease.
  • Idiopathic fibrosis of the CA node , which can be accompanied by degeneration below the located elements of the conducting system.

Other causes are drugs, excessive vagal tone and various ischemic, inflammatory and infiltrative disorders.

Symptoms and signs

Often dysfunction of the sinus node does not cause symptoms. Only when the condition becomes serious, problems arise. Even the signs of the disease can be vague or caused by other pathologies.

Symptoms of sinus node dysfunction include:

  • Fainting or a premature condition caused by the fact that the brain does not receive enough blood from the heart.Dizziness may also occur.
  • Pain in the chest (by the type of angina pectoris) occurs when the heart lacks oxygen and nutrients.
  • Fatigue caused by a heart failure that does not pump blood efficiently. When the blood flow is reduced, vital organs receive less blood. This can leave the muscles without enough nutrition and oxygen, causing weakness or lack of energy.
  • Shortness of breath , occurs mainly when adherence to the dysfunction of the CA heart failure or pulmonary edema.
  • Bad sleep caused by an abnormal heart rhythm. Sleep apnea, in which a person experiences pauses during breathing, can contribute to the dysfunction of the sinus node due to a decrease in the supply of oxygen to the heart.
  • Impaired heartbeat , changes more often in the direction of its rapidity (tachycardia). Sometimes it is felt that the rhythm is wrong or on the contrary there is a knock in the chest.

Diagnostics

After the medical collection of medical history and physical examination, tests are used to diagnose sinus node dysfunction. Most often they are:

  • Standard electrocardiogram (ECG). Widely used to detect irregular heart rhythms. Before the test, electrodes are placed on the chest, arms and legs to provide a versatile measurement of the heart. Through wires, the electrodes are attached to the apparatus, which measures the electrical activity of the heart and converts the pulses into lines that look like a series of teeth. These lines, called waves, show a certain part of the heart rhythm. During ECG analysis, the doctor examines the size and shape of the waves and the amount of time between them.
  • Holter monitoring . The device constantly records the heartbeat within 24-48 hours. Three electrodes attached to the chest are connected to a device that the patient wears in his pocket or puts on a belt / shoulder strap. In addition, the patient keeps a diary of their actions and symptoms while wearing the monitor. This allows doctors to determine what happened at the time of the rhythm disturbance.
  • Event monitor . This method registers the heartbeat only when the symptoms of the disease are experienced. An event monitor can be used in place of a Holter monitor if symptoms are less common in the patient than once a day.Some event monitors have wires that connect them to electrodes attached to the chest. The device automatically starts recording when it detects an irregular heartbeat, or the patient starts recording when symptoms occur.
  • Load test on the treadmill e. This testing can be performed to determine the appropriate response to training, represented as a change in the heart rate.

Forecast

The prognosis for sinus node dysfunction is ambiguous.

In the absence of treatment, the mortality rate is about 2% / year, mainly as a result of the progression of the underlying disease, which is often a structural lesion of the heart.

Every year, approximately 5% of patients develop atrial fibrillation with the occurrence of complications such as heart failure and stroke.

Treatment

Severe dysfunction of the sinus node is most often eliminated by implantation of an electrocardiostimulator. The risk of atrial fibrillation is significantly reduced when a physiological (atrial or atrial and ventricular) pacemaker is used, and not only a ventricular pacemaker.

New dual-chamber pacemakers that minimize ventricular stimulation can further reduce the risk of atrial fibrillation.

Antiarrhythmic drugs are used to prevent paroxysmal tachyarrhythmias, especially after the pacemaker is installed.

Theophylline and hydralazine are drugs that increase the heart rate in healthy young patients with bradycardia without fainting in the anamnesis.

Video: Live Fine! Weakness of the sinus node


4.75 avg. rating (93% score) - 4 votes - votes

Similar articles

Cardiac pacemaker: how is the operation going?

The process of pacemaker installation is not as complicated as it may seem. Today, this manipulation is equated to an operation to remove appendicitis. More questions arise in patients how to live, after the installation of ACS, but the process of surgical intervention itself is important.

More
Sinus arrhythmia

Violation of the normal activity of the heart, in which the sinus rhythm is preserved. It may be manifested by increased, slowed or irregular heartbeats. There is a pathological sinus arrhythmia and functional, which does not require treatment. The concept is considered common and refers to a number of diseases, each of which manifests itself with specific clinical signs.

More
What does sinus tachycardia mean in children of different ages?

With an increase in the frequency of heartbeats, it is often necessary to diagnose sinus tachycardia. What can it mean, especially if the violation is determined in children of different ages? Most often, a change in rhythm does not pose a particular danger, but it is also necessary to know when medical care may be required.

More

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Что такое синусовый узел сердца

Главный водитель ритма сердца, синусовый узел, обладает интересной историей открытия и рядом удивительных особенностей в строении и функционировании. От слаженности работы этой части сердца зависит общая деятельность целого органа, поэтому при дисфункции синусового узла обязательно проводится лечение, иначе грозит смертельный исход.

Синоатриальный узел (часто сокращенно САУ, также называется синусовым узлом, водителем первого порядка) является нормальным естественным водителем ритма сердца и отвечает за запуск сердечного цикла (сердцебиение). Он спонтанно генерирует электрический импульс, который после прохождения по всему сердцу заставляет его сокращаться. Хотя электрические импульсы генерируются спонтанно, скорость поступления импульсов (и, следовательно, частота сердечных сокращений) находится под контролем нервной системы, иннервирующей синоатриальный узел.

Синоатриальный узел расположен в стенке миокарда вблизи места, где устье полых вен (sinus venarum) соединяется с правым предсердием (верхняя камера); следовательно, название образованию дано соответствующее - синусоидальный узел. [1 - Elsevier, Dorland's Illustrated Medical Dictionary, Elsevier]

Значение синусового узла в работе сердца первостепенно, поскольку при слабости САУ возникают различные заболевания, иногда способствующие развитию внезапной остановки сердца и смерти. В некоторых случаях болезнь никак не проявляется, а в других необходима специфическая диагностика и соответствующее лечение.

Видео: SA NODE

Открытие

В жаркий летний день в 1906 году Мартин Флэк, студент-медик, изучал микроскопические срезы сердца крота, тогда как его наставник Артур Кейт и его жена катались на велосипеде по красивым вишневым садам возле своего коттеджа в Кенте, Англия. По возвращении Флэк взволнованно показала Кейту “чудесную структуру, которую он обнаружил в ушке правого предсердия крота, именно там, где в эту камеру входит верхняя полая вена”. Кейт быстро понял, что эта структура очень напоминает атриовентрикулярный узел, описанный Сунао Таварой в начале этого года. Дальнейшие анатомические исследования подтвердили ту же структуру в сердцах других млекопитающих, которую они назвали “синусоидальным узлом” (sino‐auricular node). Наконец, был обнаружен долгожданный генератор сердечного ритма.

Начиная с 1909 года, используя гальванометр с двумя струнами, Томас Льюис одновременно записывал данные с двух участков с поверхности сердца собаки, делая точные сравнения прихода волны возбуждения в разные точки. Льюис идентифицировал синусоидальный узел как кардиостимулятор сердца двумя инновационными подходами.

  • Во-первых, он стимулировал вышестоящую полую вену (SVC), коронарный синус и левое ушко и показал, что только кривые вблизи синусового узла были идентичны нормальному ритму.
  • Во-вторых, было известно, что точка, в которой начинается сжатие, становится электрически отрицательной относительно неактивных точек мышц. В результате электрод возле САУ неизменно имел первичную отрицательность, указывающую: “Узловая область SA - это то место, в котором зарождается волна возбуждения”.

Охлаждение и нагревание синусового узла для изучения реакции сердечного ритма осуществлял G Ganter и другие, которые также указывали на местоположение и первичную функцию синусоидального узла. Когда Эйнтховен был удостоен Нобелевской премии в 1924 году, он щедро упомянул Томаса Льюиса, говоря: “Я сомневаюсь, что без его ценного вклада у меня была бы привилегия стоять перед вами сегодня». [2 - Silverman, M.E.; Hollman, A. (1 October 2007). "Discovery of the sinus node by Keith and Flack: on the centennial of their 1907 publication]

Место нахождения и структура

Синоатриальный узел состоит из группы специализированных клеток, расположенных в стенке правого предсердия, только поперечно к устью полых вен на стыке, где верхняя полая вена входит в правое предсердие. Узел SA располагается в миокарде. Это глубокое образование упирается в сердечные миоциты, принадлежащие правому предсердию, а его поверхностная часть покрыта жировой тканью.

Эта удлиненная структура, которая простирается от 1 до 2 см справа от края ушка, представляет собой гребень правого предсердного придатка, и проходит по вертикали в верхнюю часть концевой канавки. Волокна узла SA являются специализированными кардиомиоцитами, которые смутно напоминают нормальные, сократительные сердечные миоциты. У них есть некоторые сократительные нити, но при этом они не сжимаются так же крепко. Кроме того, волокна СА-узла заметно более тонкие, извилистые и окрашиваются менее интенсивно, чем сердечные миоциты.

12145

Иннервация

Синусовый узел богато иннервирован парасимпатической нервной системой (десятым черепным нервом (блуждающим нервом)) и волокнами симпатической нервной системы (спинномозговые нервы грудного отдела на уровне хребцов 1-4). Это уникальное анатомическое расположение делает узел СА восприимчивым к явно спаренным и противостоящим вегетативным воздействиям. В состоянии покоя работа узла в основном зависит от блуждающего нерва или его “тонуса”.

  • Стимуляция через блуждающие нервы (парасимпатические волокна) вызывает снижение скорости работы узла СА (что в свою очередь уменьшает частоту сердечных сокращений). Таким образом, парасимпатическая нервная система через действие блуждающего нерва оказывает отрицательное инотропное воздействие на сердце.
  • Стимуляция через симпатические волокна вызывает увеличение скорости работы узла СА (при этом увеличивается частота сердечных сокращений и сила сокращений). Симпатические волокна могут увеличивать силу сокращения, потому что помимо иннервации синусового и атриовентрикулярного узлов они непосредственно воздействуют на предсердия и желудочки.

Таким образом, нарушение иннервации может приводить к развитию различных расстройств сердечной деятельности. В частности, может повышаться или понижаться ЧСС и возникать клинические признаки.

Кровоснабжение

Узел СА получает кровоснабжение от артерии узла СА. Исследования анатомической диссекции показали, что это питание может быть ветвью правой коронарной артерии в большинстве (около 60-70%) случаев, а ветвь левой коронарной артерии кровоснабжает СА узел примерно в 20-30% случаев.

В более редких случаях может отмечаться кровоснабжение как правой, так и левой коронарными артериями или двумя ветвями правой коронарной артерии.

Функциональные возможности

  • Главный водитель ритма

Хотя некоторые из сердечных клеток обладают способностью генерировать электрические импульсы (или потенциалы действия), которые вызывают сердечное сокращение, синоатриальный узел обычно инициирует сердечный ритм просто потому, что он генерирует импульсы быстрее и сильнее, чем другие области с потенциалом генерации импульсов. Кардиомиоциты, как и все мышечные клетки, имеют рефрактерные периоды после сокращения, в течение которых дополнительные сокращения не могут быть вызваны. В такие моменты их потенциал действия переопределяется синоатриальным или атриовентрикулярным узлами.

В отсутствие внешнего нейронного и гормонального контроля клетки в синоатриальном узле, расположенные в правом верхнем углу сердца, будут естественным образом разряжаться (создавать потенциалы действия) более 100 ударов в минуту. Поскольку синоатриальный узел отвечает за остальную часть электрической активности сердца, его иногда называют основным кардиостимулятором.

Клиническое значение

Дисфункция синусового узла выражается в нерегулярном сердцебиении, вызваннои неправильными электрическими сигналами сердца. Когда синусовый узел сердца неисправен, сердечный ритм становится ненормальным - как правило, слишком медленным. Иногда появляются паузы в его воздействии или комбинации, и очень редко ритм бывает быстрее, чем обычно.

Окклюзия артериального кровоснабжения синусового узла (чаще всего из-за инфаркта миокарда или прогрессирующей болезни коронарной артерии) может вызвать ишемию и гибель клеток в СА узле. Это нередко нарушает пейсмекерную активность САУ и приводит к синдрому слабости синусового узла.

Если узел СА не работает или сгенерированный в нем импульс блокируется до того, как он проходит вниз по электропроводящей системе, группа клеток, расположенных дальше по сердцу, выполняют роль водителей ритма второго порядка. Этот центр обычно представлен клетками внутри атриовентрикулярного узла (AV-узла), который является областью между предсердиями и желудочками, внутри предсердной перегородки.

Если узел AV также терпит неудачу, волокна Пуркинье иногда могут действовать как кардиостимулятор по умолчанию. Если же клетки волокон Пуркинье не контролируют сердечный ритм, то чаще всего по той причине, что они генерируют потенциалы действия с более низкой частотой, чем узлы AV или SA.

Дисфункция синусового узла

Дисфункция узла СА относится к ряду состояний, вызывающих физиологическое несоответствие показателей предсердий. Симптомы могут быть минимальными или включать слабость, непереносимость усилий, учащенное сердцебиение и обморочное состояние. Диагноз ставится на основании ЭКГ. Симптоматическим пациентам требуется кардиостимулятор.

2808_!800x500_90

Дисфункция синусового узла включает

  • Жизнеопасную синусовую брадикардию
  • Чередующуюся брадикардию и предсердные тахиаритмиями (синдром брадикардии и тахикардии)
  • Синоатриальную блокаду или временную остановку работы САУ
  • Выходную блокаду САУ

Дисфункция синусового узла возникает преимущественно у пожилых людей, особенно при наличии других сердечных расстройств или сахарного диабета.

Остановка синусового узла - это временное прекращение активности синусового узла, наблюдаемое на ЭКГ в виде исчезновения P-волн в течение нескольких секунд.

Пауза обычно вызывает активность эвакуации в более низких кардиостимуляторах (например, предсердный или соединительный), сохраняя частоту сердечных сокращений и функцию, но длительные паузы становятся причиной головокружения и обмороков.

При выходной блокаде СА узла его клетки деполяризуются, но при этом нарушается передача импульсов в миокард предсердий.

  • При блокаде САУ 1-й степени импульс немного замедляется, но при этом ЭКГ остается нормальным.
  • При блокаде САУ 2-й степени I типа импульсная проводимость замедляется вплоть до полной блокады. На ЭКГ нарушения видны как интервалы P-P, которые постепенно уменьшаются до тех пор, пока P-волна вообще не исчезает. Вместо нее появляется пауза и сгруппированные удары. Продолжительность задержки импульсов составляет менее 2 циклов P-P.
  • При блокаде САУ 2-й степени II типа проводимость импульсов блокируется без предшествующего замедления, в результате создается пауза, которая является кратной интервалу P-P и проявляется на ЭКГ сгруппированными сердцебиениями.
  • При блокаде САУ 3-й степени проводимость импульсов полностью блокируется; Р-волны отсутствуют, что приводит к полному отказу синусового узла.

Этиология

Дисфункция синусового узла может развиваться, когда электрическая система сердца повреждена из-за органических или функциональных нарушений. Причины дисфункции синусового узла включают:

  • Старение. Со временем связанный с возрастом износ сердца может ослабить работу синусового узла и заставить его неправильно функционировать. Возрастное повреждение сердечной мышцы является наиболее распространенной причиной дисфункции синусового узла.
  • Лекарственные препараты. Некоторые медикаменты для лечения высокого артериального давления, болезни коронарных артерий, аритмий и других сердечных заболеваний могут вызывать или ухудшать функцию синусового узла. К таким препаратам относятся бета-блокаторы, блокаторы кальциевых каналов и антиаритмические средства. Все же принимать сердечные лекарства чрезвычайно важно и при выполнении врачебных рекомендаций они в большинстве случаев не вызывают проблем.
  • Операция на сердце. Хирургические вмешательства с участием верхних камер сердца могут привести к образованию рубцовой ткани, которая блокирует электрические сигналы от синусового узла. Послеоперационные рубцы на сердце обычно являются причиной дисфункции синусового узла у детей с врожденным пороком сердца.
  • Идиопатический фиброз узла СА, который может сопровождаться дегенерацией ниже расположенных элементов проводящей системы.

Другими причинами являются наркотики, чрезмерный вагусный тонус и различные ишемические, воспалительные и инфильтративные расстройства.

Симптомы и признаки

Часто дисфункция синусового узла не вызывает симптомов. Только когда состояние становится серьезным, возникают проблемы. Даже признаки болезни могут быть расплывчатыми или вызванными другими патологиями.

Симптомы дисфункции синусового узла включают:

  • Обморок или предобморочное состояние, вызванное тем, что мозг не получает достаточное количество крови от сердца. Также может возникнуть головокружение.
  • Боль в груди (по типу стенокардической), возникает тогда, когда сердцу не хватает кислорода и питательных веществ.
  • Усталость, вызванная нарушением работы сердца, которое не прокачивает кровь достаточно эффективно. Когда кровоток уменьшается, жизненно важные органы недополучают кровь. Это может оставить мышцы без достаточного количества питания и кислорода, вызывая слабость или недостаток энергии.
  • Одышка, возникает в основном при присоединении к дисфункции СА узла сердечной недостаточности или отека легких.
  • Плохой сон, вызванный ненормальным сердечным ритмом. Апноэ сна, при котором человек испытывает паузы во время дыхания, может способствовать дисфункции синусового узла из-за уменьшения подачи кислорода к сердцу.
  • Нарушенное сердцебиение, изменяется чаще всего в сторону его учащения (тахикардии). Иногда ощущается, что ритм неправильный или наоборот чувствуется стук в груди.

Диагностика

После врачебного сбора медицинской истории и проведения физического обследования, назначаются тесты, используемые для диагностики дисфункции синусового узла. Чаще всего к ним относится:

  • Стандартная электрокардиограмма (ЭКГ). Широко используется для выявления нерегулярного сердечного ритма. Перед исследованием на грудь, руки и ноги помещаются электроды, чтобы обеспечить разностороннее измерение сердца. Посредством проводов электроды прикрепляются к аппаратуре, которая измеряет электрическую активность сердца и преобразует импульсы в линии, выглядающие как ряд зубцов. Эти линии, называемые волнами, показывают определенную часть сердечного ритма. Во время анализа ЭКГ врач исследует размер и форму волн и количество времени между ними.
  • Холтеровский мониторинг. Прибор постоянно регистрирует сердцебиение в течение 24-48 часов. Три электрода, прикрепленные к грудной клетке, подключены к устройству, которое больной носит в кармане или надевает на пояс / плечевой ремень. Дополнительно больной ведет дневник своих действий и симптомов во время ношения монитора. Это позволяет врачам определить, что именно происходило в момент нарушения ритма.
  • Монитор событий. Этим методом регистрируется сердцебиение только тогда, когда испытываются симптомы болезни. Монитор событий может использоваться вместо монитора Холтера, если симптомы у больного встречаются реже, чем один раз в день. Некоторые мониторы событий имеют провода, которые соединяют их с электродами, прикрепленными к грудной клетке. Прибор автоматически начинает запись, когда обнаруживает нерегулярное сердцебиение, или больной начинает запись при возникновении симптомов.
  • Нагрузочный тест на беговой дорожке. Это тестирование может быть выполнено для определения соответствующего ответа на тренировку, представляемого в виде изменения частоты сердечных сокращений.

Прогноз

Прогноз при дисфункции синусового узла неоднозначен.

При отсутствии лечения, смертность составляет около 2% / год, в основном в результате прогрессирования основного заболевания, нередко представляющего собой структурное поражение сердца.

Каждый год примерно у 5% пациентов развивается фибрилляция предсердий с возникновением таких осложнений, как сердечная недостаточность и инсульт.

Лечение

Выраженная дисфункция синусового узла чаще всего устраняется посредством имплантации электрокардиостимулятора. Риск фибрилляции предсердий значительно снижается, когда используется физиологический (предсердный или предсердный и желудочковый) кардиостимулятор, а не только желудочковый кардиостимулятор.

Новые двухкамерные кардиостимуляторы, которые минимизируют стимуляцию желудочков, могут дополнительно снизить риск возникновения фибрилляции предсердий.

Антиаритмические препараты используются для предотвращения пароксизмальных тахиаритмий, особенно после установки кардиостимулятора.

Теофиллин и гидралазин - это препараты, способствующие увеличению частоты сердечных сокращений у здоровых молодых пациентов с брадикардией без обморока в анамнезе.

Видео: Жить Здорово! Слабость синусового узла

4.75 avg. rating (94% score) - 4 votes - оценок

Похожие статьи

Кардиостимулятор сердца: как проходит операция?

Процесс установки кардиостимулятора не настолько сложен, как это может показаться. Сегодня подобная манипуляция приравнена к операции по удалению аппендицита. Больше вопросов возникает у пациентов, как жить, после установке ЭКС, но и сам процесс оперативного вмешательства немаловажен.

Подробнее
Синусовая аритмия

Нарушение нормальной деятельности сердца, при котором сохраняется синусовый ритм. Может проявляться учащением, замедлением или нерегулярностью сердечных сокращений. Данный вид аритмии делится на патологическую синусовую аритмию и функциональную, которая не требует лечения. Понятие считается общим и относится к ряду заболеваний, каждое с которых проявляется конкретными клиническими признаками.

Подробнее
Что значит синусовая тахикардия у детей разных возрастов

При увеличении частоты сердечных сокращений нередко ставиться диагноз синусовая тахикардия. Что он может значить, особенно если нарушение определяется у детей различных возрастов? Чаще всего изменение ритма не представляет особой опасности, но дополнительно необходимо знать, когда может потребоваться медицинская помощь.

Подробнее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.