Signs of myocardial infarction in women

Author Ольга Кияница

2018-05-18

On the territory of Russia and the countries of the post-Soviet space, the number of deaths from such a life-threatening condition as myocardial infarction is increasing annually. According to statistics for 2017, this disease killed 39% of patients with cardiovascular pathology. In addition, such a consequence of coronary heart disease was previously more characteristic of persons of mature age, and now the disease has become significantly younger, and even 20-year-olds fall under its threat.

Statistics. General information

Myocardial infarction is an acute condition that occurs when coronary heart disease occurs, accompanied by significant ischemia and death (necrosis) of a portion of the heart muscle. Before reaching a certain age, this condition often develops in male patients, but after 55 to 60 years it is equally likely to occur in both men and women. Why is this happening? The answer to this question lies in the fact that it is after this age limit in the body of women that the level of estrogen protecting the myocardium from negative influences significantly decreases. And it is these sex hormones that ensure the maintenance of cholesterol level at the required level and thereby protect coronary vessels from the formation of atherosclerotic plaques in them.

According to Valentina Petrenko, head of the social policy committee, 7 million people in Russia suffer from coronary heart disease, and the proportion of post-infarct patients is 2.5 million, which corresponds to 2% of the total Russian population. The development of a heart attack in 10-12% of clinical cases threatens the life of the patient, and such disappointing figures point to the need not only to improve Russian cardiology, but also to intensify educational work among the population. With such threatening death rates, one should know about what is myocardial infarction, how it manifests itself and how to give first aid to the patient should everyone.

Video: Myocardial infarction

Causes and predisposing factors

In almost 90% of cases, the cause of myocardial infarction is atherosclerosis, which provokes the plugging of coronary arteries with fragments of atherosclerotic plaques. Such a process in the bloodstream causes the cessation of blood flow to the myocardium and the cells of the heart muscle due to oxygen starvation die. As a result, a necrosis site is formed, which after 1 - 2 weeks overgrows the connective tissue, and the heart can no longer function normally.

In other cases, myocardial infarction is caused by the following conditions and diseases:

  • coronary thrombosis;
  • trauma to the heart;
  • spasm of the coronary arteries;
  • tumor.

Such predisposing factors can contribute to the onset of a heart attack:

  • atherosclerosis;
  • arterial hypertension;
  • presence of a myocardial infarction in the anamnesis;
  • smoking;
  • obesity;
  • hypo- and adynamia;
  • diabetes;
  • increased level of LDL ("bad" cholesterol);
  • frequent stressful situations;
  • disorders in the blood coagulation system;
  • excessive physical or emotional stress;
  • alcohol intake in large doses and chronic alcoholism;
  • postmenopausal age in women.

Symptoms of a typical myocardial infarction

The characteristic signs of myocardial infarction are as follows:

  • intense pain in the heart, shoulder or upper abdomen lasting more than 30 minutes and not being eliminated by taking nitroglycerin or other nitrate-containing or vasodilating agents;
  • pains burning, squeezing, tearing or dagger character, which are not eliminated, as with angina, even at rest;
  • giving back pain to the left (sometimes right) arm, elbow, wrist, neck, jaw, nape, interscapular area or scapula;
  • fear of death, causing panic and severe anxiety;
  • presence on the background of painful dizziness, marked pallor with acrocyanosis (cyanotic mucous membranes), cold sticky sweat, nausea and vomiting, fainting;
  • difficulty breathing and shortness of breath (these manifestations are enhanced even with a minimal load, for example, after turning the body);
  • violation of the rhythm of the pulse and its frequency;
  • numbness of the hands;
  • first increase, and then lowering blood pressure;
  • increase in temperature to 38 ° C (sometimes).

Myocardial infarction-symptoms-in women

It should be remembered that approximately 20% of cases of myocardial infarction occur in atypical form and such a course of this dangerous condition makes diagnosis much more difficult. That's why everyone should know about atypical symptoms of this life-threatening illness!

Atypical symptoms

Cardiologists distinguish 8 atypical variants of the pathology considered within the framework of this article. Atypical symptoms of myocardial infarction occur only in the acute period of this condition. In the future - in the subacute and postinfarction periods - the ailment proceeds with typical manifestations.

Asthmatic variant

With this development of a heart attack, there are signs resembling an asthma attack, and more often this condition develops against a background of previous heart attacks or present cardiosclerosis. In the asthmatic variant, cardialgia is completely absent or weakly expressed.

The attack of an infarct in such patients proceeds as follows:

  • shortness of breath and choking shortness of breath;
  • dry cough with discharge of foamy sputum;
  • wheezing in the lungs;
  • development of pulmonary edema;
  • arrhythmia;
  • lowering of blood pressure.

Gastralgic variant

With this version of the flow of myocardial infarction, pain occurs in the stomach or upper abdomen and resemble an attack of acute gastritis or pancreatitis. When palpation of the anterior abdominal wall, muscle tension is revealed and further studies are necessary to establish the correct diagnosis, which allows to exclude the pathology of the digestive organs.

Cerebrovascular variant

With the development of this atypical form of infarction, the patient has the following symptoms of cerebral circulation disorder:

  • speech impairment;
  • dizziness;
  • obscuration of consciousness;
  • paresis of limbs;
  • nausea, vomiting, etc.

Arrhythmic variant

With such a course of the infarction, even after receiving the ECG data, diagnosis is difficult, since signs of arrhythmias (extrasystole, paroxysmal tachycardia or atrial fibrillation) and atrioventricular blockades of different intensity are revealed in them.

The collaptoid variant

This atypical variant of a heart attack is manifested by the following symptoms of cardiogenic shock:

  • complete absence of painful sensations;
  • dizziness;
  • a sharp drop in blood pressure;
  • darkening in the eyes;
  • cold sticky sweat.

Swelling option

With this atypical form, the patient develops dyspnea, and swelling rapidly builds up. When examined, signs of hepatomegaly and ascites can be determined.

A painless variant

With such a course of heart attack, the patient complains of discomfort in the chest, severe weakness and sweating.Some patients do not even attach importance to the occurrence of these symptoms, and the infarction is transferred "on legs". In such cases, the course of this acute and life-threatening condition is only aggravated, and the ailment is more difficult to bear.

Peripheral version with atypical place of pain localization

In this atypical variant of a heart attack, painful sensations arise not behind the breastbone or in the heart, but in the left arm, the tip of the little finger, the scapula, the cervico-thoracic spine, neck or lower jaw. All other clinical manifestations remain typical: pulse arrhythmia, fear of death, sweating, weakness, etc.

First aid for a heart attack

Video: First aid for myocardial infarction

When the first signs of myocardial infarction appear, immediately call an ambulance, telling the dispatcher about the possible development of this dangerous condition, and begin providing first aid:

  1. The patient should be placed in a horizontal position on the back or give a semi-sitting position.
  2. Provide fresh air, an optimum temperature regime and remove clothing or accessories that interfere with free breathing or squeezing the body.
  3. Try to convince the patient to observe emotional and motor peace. To do this, he should explain the possible consequences of non-compliance with this rule and try to talk with the victim in a calm, even and confident tone.
  4. Give a tablet of Nitroglycerin or another nitrate-containing drug. Measure the pressure and if its values are not higher than 130 mm Hg. st., then do not repeat the drug. At a sufficiently high pressure, repeated Nitroglycerin tricks can be performed 2-3 times before the arrival of an ambulance brigade. Each dose in such cases should be given to the patient every 5 minutes. If, after the first pill, the patient has a violent throbbing headache, then subsequent doses of nitroglycerin should be reduced to ½ tablets. And if after the first dose of nitrate-containing drugs blood pressure indicators dropped sharply, subsequent techniques should be canceled.
  5. Grind 2-3 tablets of Aspirin and give to take the patient.
  6. If the patient can not calm down on his own, then give him a sedative (tincture of valerian, motherwort or Valocardin, Corvalol).
  7. To count the pulse, and if its indices are not more than 70 beats per minute and the patient does not have a history of bronchial asthma, then give the victim one of the beta-blockers (Atenolol, Anaprilin, Propranolol, etc.).
  8. If the symptomatology developing during an attack does not cause doubts and there is a certainty about the development of a heart attack, the patient can be given an Analgin tablet to relieve pain. In other cases, taking pain medication should be postponed until the doctor arrives.
  9. On the heart area, you can put a yellow card and watch it, so that the skin does not have burns.
  10. If a patient develops fainting or has a cardiac arrest, then the necessary resuscitation should be carried out. Do not forget to take care of the prevention of aspiration by vomit or tongue twisting: remove dentures, turn the head to the side, fix the tongue, inserting a suitable object between the teeth (for example, a pencil wrapped in tissue or gauze).
  11. After the arrival of an ambulance, it is necessary to notify the doctor of all the symptoms and actions taken.

bolevoj-pristup-pri-infarkte-miokarda-4

The first harbingers of a heart attack in women

According to the observations of cardiologists, in many women who suffered a myocardial infarction, about a few days or even a month before the onset of the attack, the following precursors of this life-threatening condition arose:

  • sleep disorders (up to insomnia);
  • nothing unreasonable anxiety;
  • snoring or sleep apnea syndrome;
  • frequent and nothing inexplicable fatigue (even after a full weekend or vacation);
  • swelling of the feet and legs;
  • digestion disorders for no apparent reason (the occurrence of such manifestations is explained by the fact that in women the diaphragm is located higher than in men, and the lower parts of the heart are located closer to the stomach and pain sensations are more often given to this organ);
  • frequent headaches;
  • arrhythmic pulse;
  • sudden occurrence of previously absent dyspnea (this manifestation is the first sign of coronary insufficiency);
  • uncomfortable sensations and fettering pulling pains in the chest, giving in the neck, arm, shoulder or upper back;
  • bleeding gums;
  • frequent urination at night.

Features of the infarction clinic in women

After the onset of an attack (that is, the most acute period), especially in women, the leading symptoms of myocardial infarction are pain in the sternum and shortness of breath. The emergence of these manifestations is always an indication for an immediate call of an ambulance!

Unusual symptoms of heart attack in women are due to the following anatomical and physiological features:

  • heart rate in women usually reaches 90 beats per minute, and in men - up to 75 strokes;
  • the size of the heart in women is less;
  • in the body of women there are estrogens that maintain cholesterol levels within the norm and, in fact, prevent the development of atherosclerosis (the main cause of myocardial infarction).

The main differences in the clinical picture of myocardial infarction in women are as follows:

  • many women tolerate pain more persistently, and there is often a mistaken belief that their pain is less pronounced than that of men;
  • women are more likely to vomit during an attack;
  • the nature of the pain syndrome in women is usually somewhat different: the pain is more often given to the left upper limb, neck or jaw, often accompanied by an unreasonable toothache, which gradually self-extinction;
  • during an attack, women often feel pain in the back of the head;
  • it is women who are more likely to get dizzy, pre-fainting or faint.

Sometimes cardiologist patients ask a question about the likelihood of an infarction during pregnancy. Theoretically, such acute conditions can occur during the gestation, but the risk of their development remains minimal, since during this period of life in the body of a woman the level of estrogens is maintained at a high level. The threat of developing this condition increases in pregnant women who previously took long oral contraceptives, which can negatively affect the blood vessels and blood coagulation system.

Consequences of a heart attack

Complications of myocardial infarction, both in women and men, can be different. Their severity largely depends on the state of health, the vastness of the defeat of the tissues of the heart muscle, the timeliness and correctness of the first aid.

Often after an attack, the patient develops early post-infarction complications, such as arrhythmias and heart failure, which can lead to pulmonary edema and death. The occurrence of these complications is explained by the fact that replacement of a part of the cardiac muscle with connective tissue and scar formation reduce the contractile ability of the myocardium. In more rare cases, the early consequences of a heart attack are: heart rupture, pericarditis, vascular thrombosis (up to ischemic stroke).

With extensive infarcts and voluminous scars, an aneurysm of the heart can be formed. This complication is dangerous for the patient's life, since an aneurysm can break and always creates favorable conditions for thrombosis. That's why such patients always need cardiosurgical treatment.

Long-term consequences of a heart attack include the following conditions:

  • chronic heart failure;
  • parietal thromboendocarditis;
  • neurotrophic disorders;
  • Dressler's syndrome (pleurisy, pericarditis, pneumonitis).

Rehabilitation after a heart attack

Restoration of patients after a heart attack has always been complex and aimed at minimizing the risks of repeated seizures and eliminating the consequences. The course of rehabilitation begins even during treatment in the hospital and is made individually for each. It can include the following activities:

  1. Continuous use of medications. The patient can be prescribed such medicines: Aspirin and other antiplatelet agents or anticoagulants, beta-blockers, angiotensin inhibitors, hypolipidemic drugs, diuretics, etc.
  2. Making adjustments to the motor activity. The motor mode after an attack is extended only by the recommendations of a doctor and does not tolerate the acceleration of events. The amount of physical activity is determined for each patient separately.
  3. Rejection of bad habits.
  4. Power correction. The diet should include products with a high level of vitamins and minerals, which are useful for the heart. The consumption of caffeine, animal fats, fried foods and salt is necessarily limited.
  5. Minimizing fatigue and stressful situations.
  6. Fighting obesity.
  7. Obligatory dispensary observation at the cardiologist with carrying out Echo-KG, ECG, blood tests and tests with stress tests.
  8. Sanatorium treatment: sleep in the open air, mineral and gas baths, massage, physiotherapy and exercise therapy.

Conclusion

Myocardial infarction in women can be manifested by several other symptoms and each of us should know about such possible differences, as the number of such patients grows from year to year. The principles of providing emergency care, treatment, rehabilitation and the possible consequences of this life-threatening condition remain almost the same for both sexes.


3.86 avg. rating (78% score) - 7 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Признаки инфаркта миокарда у женщин

Автор Ольга Кияница

2018-05-18

На территории России и стран постсоветского пространства количество смертей от такого опасного для жизни состояния как инфаркт миокарда растет ежегодно. По данным статистики на 2017 год этот недуг унес жизни 39% пациентов с сердечно-сосудистой патологией. Кроме этого, такое последствие ишемической болезни сердца ранее было более характерно для лиц зрелого возраста, а теперь недуг существенно помолодел, и под его угрозу попадают даже 20-ти летние.

Статистика. Общие сведения

Инфаркт миокарда – это острое состояние возникающее при ишемической болезни сердца, сопровождающееся существенной ишемией и гибелью (некрозом) того или иного участка сердечной мышцы. До достижения определенного возраста данное состояние чаще развивается у пациентов мужского пола, но после 55 – 60 лет оно с одинаковой вероятностью способно наступать и у мужчин, и у женщин. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос заключается в том факте, что именно после этого возрастного рубежа в организме женщин существенно снижается уровень эстрогенов, защищающих миокард от негативных воздействий. А ведь именно эти половые гормоны обеспечивают поддержание уровня холестерина на необходимом уровне и тем самым предохраняют коронарные сосуды от формирования в них атеросклеротических бляшек.

По данным главы комитета по социальной политике Валентины Петренко 7 миллионов жителей России страдают от ишемической болезни сердца, а доля постинфарктных пациентов составляет 2, 5 миллиона, что соответствует 2% от всего населения РФ. Развитие инфаркта в 10 – 12% клинических случаев угрожает жизни больного, и такие неутешительные цифры указывают на необходимость не только совершенствования российской кардиологии, но и на активизацию просветительской работы среди населения. При таких угрожающих показателях смертности знать о том, что такое инфаркт миокарда, как он проявляется и как оказать первую помощь больному должен каждый.

Видео: Инфаркт миокарда

Причины и предрасполагающие факторы

Почти в 90% случаев причиной развития инфаркта миокарда становится атеросклероз, провоцирующий закупоривание коронарных артерий фрагментами атеросклеротических бляшек. Такой процесс в кровеносном русле вызывает прекращение поступления крови к миокарду и клетки сердечной мышцы из-за кислородного голодания погибают. В результате образуется участок некроза, который через 1 – 2 недели зарастает соединительной тканью, и сердце уже не может функционировать нормально.

В остальных случаях инфаркт миокарда вызывается следующими состояниями и заболеваниями:

  • тромбоз коронарных сосудов;
  • травмы сердца;
  • спазм коронарных артерий;
  • опухоли.

Способствовать наступлению инфаркта способны такие предрасполагающие факторы:

  • атеросклероз;
  • артериальная гипертензия;
  • наличие инфаркта миокарда в анамнезе;
  • курение;
  • ожирение;
  • гипо- и адинамия;
  • сахарный диабет;
  • повышенный уровень ЛПНП («вредного» холестерина);
  • частые стрессовые ситуации;
  • нарушения в свертывающей системе крови;
  • чрезмерные физические или эмоциональные нагрузки;
  • прием алкоголя в больших дозах и хронический алкоголизм;
  • постклимактерический возраст у женщин.

Симптомы типичного инфаркта миокарда

Характерные признаки развития инфаркта миокарда таковы:

  • интенсивная боль в сердце, плече или верхней части живота, длящаяся более 30 минут и не устраняющаяся приемом Нитроглицерина или других нитратсодержащих или сосудорасширяющих средств;
  • боли жгучего, сдавливающего, разрывающего или кинжального характера, которые не устраняются, как при стенокардии, даже в состоянии покоя;
  • отдача боли в левую (иногда правую) руку, локоть, запястье, шею, челюсть, затылок, межлопаточную область или лопатку;
  • страх смерти, вызывающий панику и сильное беспокойство;
  • присутствие на фоне болевого синдрома головокружения, выраженной бледности с акроцианозом (синюшностью слизистых оболочек), холодного липкого пота, тошноты и рвоты, обморока;
  • затрудненность дыхания и одышка (эти проявления усиливаются даже при минимальной нагрузке, например, после поворота тела);
  • нарушение ритмичности пульса и его учащенность;
  • онемение рук;
  • вначале повышение, а затем снижение артериального давления;
  • повышение температуры до 38 °C (иногда).

Инфаркт-миокарда-симптомы-у-женщин

Следует помнить, что примерно в 20% случаев инфаркт миокарда протекает в атипичной форме и такое течение этого опасного состояния существенно затрудняет диагностику. Именно поэтому знать об атипичных симптомах этого угрожающего жизни недуга должен каждый!

Нетипичные симптомы

Кардиологи выделяют 8 нетипичных вариантов рассматриваемой в рамках этой статьи патологии. Атипичные симптомы инфаркта миокарда возникают только в острейшем периоде этого состояния. В дальнейшем – в подостром и постинфарктном периодах – недуг протекает с типичными проявлениями.

Астматический вариант

При таком развитии инфаркта возникают признаки, напоминающие приступ астмы, и чаще такое состояние развивается на фоне перенесенных ранее инфарктов или присутствующего кардиосклероза. При астматическом варианте кардиалгии полностью отсутствуют или слабо выражены.

Приступ инфаркта у таких больных протекает следующим образом:

  • нарастающая и переходящая в удушье одышка;
  • сухой кашель с выделением пенистой мокроты;
  • хрипы в легких;
  • развитие отека легких;
  • аритмия;
  • понижение артериального давления.

Гастралгический вариант

При таком варианте течения инфаркта миокарда боли возникают в области желудка или верхней части живота и напоминают приступ острого гастрита или панкреатита. При прощупывании передней брюшной стенки выявляется напряженность мышц и для постановки правильного диагноза приходится проводить дополнительные исследования, позволяющие исключить патологии органов пищеварения.

Цереброваскулярный вариант

При развитии этой атипичной формы инфаркта у больного выявляются следующие симптомы нарушения мозгового кровообращения:

  • нарушения речи;
  • головокружение;
  • помрачение сознания;
  • парезы конечностей;
  • тошнота, рвота и др.

Аритмический вариант

При таком течении инфаркта даже после получения данных ЭКГ диагностика затруднена, так как в них выявляются признаки аритмий (экстрасистолии, пароксизмальной тахикардии или мерцательной аритмии) и атриовентрикулярных блокад разной интенсивности.

Коллаптоидный вариант

Этот атипичный вариант инфаркта проявляется следующими симптомами кардиогенного шока:

  • полное отсутствие болезненных ощущений;
  • головокружение;
  • резкое падение артериального давления;
  • потемнение в глазах;
  • холодный липкий пот.

Отечный вариант

При этой атипичной форме у больного возникает одышка, и быстро нарастают отеки. При осмотре могут определяться признаки гепатомегалии и асцита.

Безболевой вариант

При таком течении инфаркта пациент предъявляет жалобы на дискомфорт в груди, выраженную слабость и повышенную потливость. Некоторые больные даже не придают значения возникновению этих симптомов, и инфаркт переносится «на ногах». В таких случаях течение этого острого и опасного для жизни состояния только усугубляется, и недуг переносится тяжелее.

Периферический вариант с атипичным местом локализации боли

При этом атипичном варианте инфаркта болезненные ощущения возникают не за грудиной или в области сердца, а в левой руке, кончике мизинца, лопатке, шейно-грудном отделе позвоночного столба, шее или нижней челюсти. Все остальные клинические проявления остаются типичными: аритмичность пульса, страх смерти, потливость, слабость и пр.

Первая помощь при инфаркте

Видео: Первая помощь при инфаркте Миокарда

При появлении первых признаков инфаркта миокарда следует сразу же вызвать скорую помощь, сообщив диспетчеру о возможном развитии именно этого опасного состояния, и начать оказывать первую доврачебную помощь:

  1. Больного уложить в горизонтальное положение на спину или придать полусидячее положение.
  2. Обеспечить приток свежего воздуха, оптимальный температурный режим и снять одежду или аксессуары, мешающие свободному дыханию или сдавливающие тело.
  3. Постараться убедить больного соблюдать эмоциональное и двигательное спокойствие. Для этого ему следует объяснить возможные последствия несоблюдения этого правила и стараться разговаривать с пострадавшим спокойным, ровным и уверенным тоном.
  4. Дать принять таблетку Нитроглицерина или другого нитрасодержащего препарата. Измерить давление и если его показатели не выше 130 мм рт. ст., то повторный прием препарата не проводить. При достаточно высоком давлении повторные приемы Нитроглицерина можно проводить 2-3 раза до приезда бригады скорой. Каждую дозу в таких случаях следует давать больному через каждые 5 минут. Если после первой таблетки у пострадавшего возникла сильная пульсирующая головная боль, то последующие дозы Нитроглицерина следует сократить до ½ таблетки. А если после первой дозы нитратсодержащего средства показатели артериального давления резко упали, то последующие приемы следует отменить.
  5. Измельчить 2-3 таблетки Аспирина и дать принять больному.
  6. Если больной не может успокоиться самостоятельно, то дать ему седативное средство (настойку валерианы, пустырника или Валокардин, Корвалол).
  7. Сосчитать пульс, и если его показатели не более 70 ударов в минуту и у больного нет в анамнезе бронхиальной астмы, то дать пострадавшему один из бета-адреноблокаторов (Атенолол, Анаприлин, Пропранолол и пр.).
  8. Если развивающаяся во время приступа симптоматика не вызывает сомнений и существует уверенность именно о развитии инфаркта, то больному для ослабления боли можно дать таблетку Анальгина. В остальных случаях прием обезболивающих средств следует отложить до приезда врача.
  9. На область сердца можно поставить горчичник и следить за ним, чтобы на коже не возникли ожоги.
  10. Если у больного развился обморок или остановка сердца, то следует провести необходимые реанимационные мероприятия. Не забыть позаботиться о профилактике аспирации рвотными массами или западения языка: удалить зубные протезы, повернуть голову на бок, зафиксировать язык, вставив между зубами подходящий предмет (например, карандаш обернутый тканью или марлей).
  11. После приезда скорой помощи обязательно оповестить врача обо всех симптомах и проведенных действиях.

bolevoj-pristup-pri-infarkte-miokarda-4

Первые предвестники инфаркта у женщин

По наблюдениям кардиологов у многих женщин, которые перенесли инфаркт миокарда, приблизительно за несколько дней или даже за месяц до развития приступа возникали следующие предвестники этого опасного для жизни состояния:

  • нарушения сна (вплоть до бессонницы);
  • ничем необоснованная тревожность;
  • храп или синдром апноэ во сне;
  • частая и ничем необъяснимая усталость (даже после полноценных выходных или отпуска);
  • отеки стоп и голеней;
  • нарушения пищеварения без видимых причин (возникновение таких проявлений объясняется тем фактом, что у женщин диафрагма расположена выше, чем у мужчин, а нижние отделы сердца локализованы ближе к желудку и болевые ощущения чаще отдают именно в этот орган);
  • частые головные боли;
  • аритмичный пульс;
  • внезапное возникновение ранее отсутствующей одышки (это проявление является первым признаком коронарной недостаточности);
  • дискомфортные ощущения и сковывающие тянущие боли в груди, отдающие в шею, руку, плечо или верхнюю часть спины;
  • кровоточивость десен;
  • частое мочеиспускание в ночное время.

Особенности клиники инфаркта у женщин

После начала приступа (то есть острейшего периода) у женщин особенно часто ведущими симптомами инфаркта миокарда становятся боли в области грудины и одышка. Возникновение этих проявлений всегда является показанием для незамедлительного вызова скорой помощи!

Необычная симптоматика инфаркта у женщин обусловлена следующими анатомическими и физиологическими особенностями:

  • частота сердечных сокращений у женщин обычно достигает 90 ударов в минуту, а у мужчин – до 75 ударов;
  • размер сердца у женщин меньше;
  • в организме женщин присутствуют эстрогены, которые поддерживают уровень холестерина в пределах нормы и, по сути, предупреждают развитие атеросклероза (основной причины инфаркта миокарда).

Основные отличия в клинической картине инфаркта миокарда у женщин следующие:

  • многие женщины более стойко переносят боли, и нередко существует ошибочное мнение о том, что боли у них выражены не так ярко как у мужчин;
  • женщин чаще тошнит во время приступа;
  • характер болевого синдрома у женщин обычно несколько иной: боль чаще отдает в левую верхнюю конечность, шею или челюсть, часто сопровождается беспричинной зубной болью, которая постепенно самостоятельно угасает;
  • во время приступа женщины часто ощущают боли в затылке;
  • именно у женщин чаще возникает головокружение, предобморочное состояние или обморок.

Иногда пациенты кардиолога задают вопрос о вероятности наступления инфаркта во время беременности. Теоретически такие острые состояния могут происходить и во время вынашивания плода, но риск их развития остается минимальным, так как в этот период жизни в организме женщины уровень эстрогенов поддерживается на высоком уровне. Угроза развития этого состояния возрастает у беременных, которые ранее долго принимали оральные контрацептивы, способные негативно отражаться на сосудах и свертывающей системе крови.

Последствия инфаркта

Осложнения инфаркта миокарда, как у женщин, так и у мужчин могут быть различными. Их тяжесть во многом зависит от состояния здоровья, обширности поражения тканей сердечной мышцы, своевременности и правильности оказания первой помощи.

Нередко после приступа у больного развиваются такие ранние постинфарктные осложнения как аритмии и сердечная недостаточность, способная приводить к отеку легкого и летальному исходу. Возникновение этих осложнений объясняется тем фактом, что замещение части сердечной мышцы соединительной тканью и формирование рубца снижают сократительную способность миокарда. В более редких случаях ранними последствиями инфаркта становятся: разрыв сердца, перикардит, тромбоз сосудов (вплоть до ишемического инсульта).

При обширных инфарктах и объемных рубцах возможно формирование аневризмы сердца. Такое осложнение опасно для жизни больного, так как аневризма может разрываться и всегда создает благоприятные условия для тромбообразования. Именно поэтому такие пациенты всегда нуждаются в кардиохирургическом лечении.

К отдаленным последствиям инфаркта относят следующие состояния:

  • хроническая сердечная недостаточность;
  • пристеночный тромбоэндокардит;
  • нейротрофические расстройства;
  • синдром Дресслера (плеврит, перикардит, пневмонит).

Реабилитация после сердечного приступа

Восстановление больных после перенесенного инфаркта всегда должно быть комплексным и направлено на минимизацию рисков повторных приступов и устранение последствий. Курс реабилитации начинается еще во время лечения в стационаре и составляется индивидуально для каждого. В него могут включаться следующие мероприятия:

  1. Постоянный прием лекарственных препаратов. Больному могут назначаться такие лекарственные средства: Аспирин и другие антиагреганты или антикоагулянты, бета-блокаторы, ингибиторы ангиотензина, гиполипидимические препараты, диуретики и др.
  2. Внесение коррективов в двигательную активность. Двигательный режим после приступа расширяется только по рекомендациям врача и не терпит форсирования событий. Объем физической нагрузки определяется для каждого пациента отдельно.
  3. Отказ от вредных привычек.
  4. Коррекция питания. В рацион должны включаться продукты с высоким уровнем витаминов и минералов, которые полезны для сердца. В обязательном порядке ограничивается потребление кофеина, животных жиров, жареных блюд и соли.
  5. Минимизация переутомлений и стрессовых ситуаций.
  6. Борьба с ожирением.
  7. Обязательное диспансерное наблюдение у кардиолога с проведением Эхо-КГ, ЭКГ, анализов крови и тестов с нагрузочными пробами.
  8. Санаторно-курортное лечение: сон на свежем воздухе, минеральные и газовые ванны, массаж, физиопроцедуры и ЛФК.

Заключение

Инфаркт миокарда у женщин может проявляться несколько другими симптомами и знать о таких возможных отличиях должен каждый из нас, так как количество таких пациентов растет из года в год. Принципы оказания неотложной помощи, лечения, реабилитации и возможные последствия этого опасного для жизни состояния остаются практически одинаковыми для представителей обоих полов.

 


3.83 avg. rating (78% score) - 6 votes - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.