Pericarditis in children

Author Ольга Кияница

2019-03-03

Pericardial inflammation can occur at any age. This pathology is often secondary to another active disease. There are certain differences between pericarditis in children and adults, so the characteristic features of children's pericarditis will be noted in the material.

Pericarditis is an inflammation or infection of the pericardium, which is a thin sac (membrane) surrounding the heart. Normally, there is a small amount of fluid between the inner and outer layers of the pericardium, but in diseases of the type of pericardial effusion, its volume increases. This can lead to a life-threatening complication - cardiac tamponade.

In a large database on the study of hospitalized pediatric patients with pericarditis and pericardial effusions, the main factors of development were identified: after cardiac surgery (54%), neoplasia (13%), renal (13%), idiopathic or viral pericarditis (5%) and rheumatological diseases (5%) (Shakti D, Hehn R, Gauvreau K, Sundel RP, Newburger JW. Idiopathic pericarditis and effusion in the pericardium in children: modern epidemiology and treatment. Journal of the American Heart Association 2014).

Pediatric pericarditis in the emergency department is also more likely to be secondary to postcardiac surgery or due to systemic illness. Still, idiopathic or viral pericarditis is more common.

Video: Chest Pain in Children | Frequently Asked Questions | Cincinnati Children's

Description of pericarditis in children

Pericarditis is an inflammation, infectious or non-infectious, of the pericardial sac. The pericardium consists of 2 thin layers, visceral and parietal, which surround the heart. Usually there is a small amount of fluid between the layers of the pericardium. When it becomes inflamed, the amount of fluid may increase. This is called pericardial effusion. If the amount of fluid increases rapidly, then there may be a risk of heart failure due to the pericardial tamponade developed.

Causes of pericarditis in children

In children, pericarditis most often develops after surgery to eliminate heart defects (congenital or acquired). Other causes of pericarditis in children are as follows:

  • Viral or bacterial infection.
  • Autoimmune disorders such as systemic lupus erythematosus or rheumatoid arthritis.
  • Traumatic lesion.
  • Incorrect use of certain medications.
  • Oncological diseases.

Infectious purulent pericarditis in children often develops due to such microorganisms as Staphylococcus aureus, Haemophilus influenzae, Neisseria meningitidis, Streptococcus pneumoniae. Gram negative intestinal sticks, Pseudomonas aeruginosa, some types of Salmonella (including S typhi and S typhimurium), Francisella tularensis, anaerobic bacteria, fungi (Histoplasma, Acetomama, Icephalitis, fungi (Histoplasma, Acetabaloma, Acetabaloma, Fungus tomorrhagia), anaerobic bacteria; , as well as mycobacterium tuberculosis.

In 40% -80% of cases, bacterial pericarditis in children is caused by Streptococcus aureus.

Pericarditis in children: symptoms

There are a group of the most common symptoms of pericarditis in children:

  • Chest pain, often described as sharp or stabbing.
  • Fever.
  • Arrhythmia (disturbed heart rhythm).
  • Confused breathing.
  • Heartbeat (rapid heartbeat).
  • Fainting or severe dizziness.

Children may not be able to give an accurate description of what a chest pain is. Also, babies cannot explain how they feel. In such cases, the child may be irritable, have no appetite, or be tired. In such situations, small children are capricious, it would seem, for no reason.

Symptoms of pericarditis may be similar to other diseases. Therefore, it is important that the child be examined by a doctor for a definitive diagnosis.

Diagnosis of pericarditis in children

At the doctor's office, questions will be asked about the child's symptoms and medical history. During a medical examination, you listen to your baby’s heart with a stethoscope, in which abnormal heart sounds, called pericardial friction noise, can be heard. Friction is an abnormal sound caused by the deposition of pathological lesions on the pericardial sheets.

To confirm the diagnosis of pericarditis, the child may need the following tests:

  • Laboratory tests : complete blood count (PAK) and other studies to check for the presence of inflammation and infection in the body.
  • Chest X-ray : A heart and lung X-ray is performed that helps to determine the heart boundaries and the severity of the pulmonary pattern. With pericarditis, the boundaries will be increased, and in the case of pneumonia, the pulmonary pattern is enhanced, and the affected lung lobe is darkened.
  • Electrocardiography (ECG) : the simplest and safest diagnostic method, during which the electrical activity of the heart is checked. When pericarditis on the electrocardiogram visible changes.
  • Echocardiography (echoCG) . The operation of this test is based on the use of sound waves (ultrasound), resulting in moving images of the heart and heart valves.

In extreme cases, computed tomography (CT) or magnetic resonance imaging (MRI) may be performed. These are visual tests that show the structure and function of the heart, but because of their harmfulness, they are rarely used.

Pericarditis in children: treatment

The attending physician of the child is likely to give a referral to a pediatric cardiologist. This is a doctor with special training for treating children with heart and vascular problems.

The goal of pericarditis treatment is to identify and eliminate the cause of the disease. Also used methods to reduce the severity of symptoms. Treatment of pericarditis in children may include:

  • Drug therapy . Medicines can relieve pain and reduce the severity of inflammation. In particular, antibiotics are used to treat infections caused by bacteria. If necessary, use drugs that normalize the rhythm of the heart or strengthen its work.
  • Removal (aspiration) of excess fluid from the pericardium (pericardiocentesis). Allows you to make room for the full work of the heart muscle and, if necessary, look at the fluid to determine the cause of pericarditis.
  • Surgical intervention. In particular, with constrictive pericarditis, part of the pericardium can be removed (pericardiectomy).

The European Society of Cardiology (ESC) recommends using high doses of NSAIDs as first-line therapy for pericarditis in children, and with colchicine as second-line therapy (Adler Y., Charron P. et al. 2015 ESC Guidelines for the Diagnosis and Treatment of Pericardial Diseases : European Society of Cardiology (ESC) Task Force for the Diagnosis and Treatment of Pericardial Disorders Approved by: European Association of Cardiothoracic Surgery (EACTS) (European Cardiology Journal 2015).

Video: Causes of myocarditis and pericarditis

Possible complications of pericarditis in children

Under adverse conditions, pericarditis may recur (recur) or continue for a long time, that is, become chronic. In severe cases, the complication develops into a life-threatening problem - cardiac tamponade.

Heart tamponade may develop due to any reason for the accumulation of acute fluid in the pericardial cavity. Severe tamponade can cause cardiac arrest due to electromechanical dissociation. Less serious cases can lead to tachycardia, tachypnea, lower blood pressure (BP), increased central venous pressure and paradoxical pulse. Often, patients report shortness of breath and severe chest pain.

When should I call a medical professional about a sick child? You should call your doctor if your child’s symptoms worsen, severe chest pain, or breathing problems.

Key points

  • Pericarditis is an inflammation or infection of the lining of the heart.
  • Pericarditis is most often caused by infection, in particular bacterial.
  • Chest pain is the most common symptom of pericarditis.
  • A child, especially a small one, can be irritable, have a poor diet, or often be tired without any reason.
  • Pericarditis treatment is based on the use of drugs for inflammation and pain.
  • Antibiotics are most often used for infectious bacterial pericarditis.

Tips to help make medical care visits as effective as possible:

  1. It is important to know the reason for the visit and what I want to receive as a result.
  2. Before visiting the doctor, you need to write down questions that you want to get answers to.
  3. During the visit, you should record the name of the diagnosis and the medicines, treatments or tests that the doctor prescribed. It is also important to write down all the instructions and recommendations given by the doctor.
  4. One should ask why this particular medicine or method of treatment is prescribed to the child and how they can help him.It is also necessary to know the possible side effects.
  5. Alternatively, you can ask about the likelihood of curing the disease in a child in other ways.
  6. You need to know why a particular test or procedure is recommended and what the results can mean.
  7. It is important to know what to expect if the child does not take the medicine or does not undergo the prescribed test or procedure.

If the doctor has scheduled the next meeting, you need to record the date, time and purpose of this visit. Additionally, it is recommended to find out how you can contact your doctor after hours. This is important if the child falls ill and you have questions or need quick advice.

Video: Pericardial Disease: Diagnosis and Management Part 2-Mayo Clinic Proceedings


4.50 avg. rating (89% score) - 2 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Перикардит у детей

Автор Ольга Кияница

2019-03-03

Воспаление перикарда может возникать в любом возрасте. Эта патология нередко является вторичной по отношению к другому активно протекающему заболеванию. Существуют определенные отличия между перикардитом у детей и взрослых, поэтому в материале будут отмечены характерные особенности детского перикардита.

Перикардит - это воспаление или инфекционное поражение перикарда, который представляет собой тонкий мешочек (мембрану), окружающую сердце. В норме существует небольшое количество жидкости между внутренним и внешним слоями перикарда, но при заболеваниях по типу выпотного перикардита ее объем увеличивается. Подобное может привести к жизнеугрожающему осложнению - тампонаде сердца.

В большой базе данных по исследованию госпитализированных педиатрических пациентов с перикардитом и выпотами перикарда, были определены основные факторы развития: после кардиохирургии (54%), неоплазии (13%), почечного (13%), идиопатического или вирусного перикардита (5%) и ревматологических заболеваний (5%) (Shakti D, Hehn R, Gauvreau K, Sundel RP, Newburger JW. Идиопатический перикардит и выпот в перикарде у детей: современная эпидемиология и лечение. Журнал Американской кардиологической ассоциации 2014).

Детский перикардит в отделении неотложной помощи также с большей вероятностью может быть вторичным по отношению к посткардиальной хирургии или из-за системного заболевания. Все же идиопатический или вирусный перикардит встречается чаще.

Видео: Перикардит сердца

Описание перикардита у детей

Перикардит - это воспаление, инфекционное или неинфекционное, перикардиальной сумки. Перикард представляет собой 2 тонких слоя, висцеральный и париетальный, которые окружают сердце. Обычно между слоями перикарда имеется небольшое количество жидкости. Когда он воспаляется, количество жидкости может увеличиться. Это называется перикардиальным выпотом. Если количество жидкости быстро увеличивается, тогда может возникнуть риск сердечной недостаточности из-за развившейся перикардиальной тампонады.

Причины возникновения перикардита у детей

В детском возрасте перикардит чаще всего развивается после операции по устранению пороков сердца (врожденных или приобретенных). Другие причины перикардита у детей следующие:

  • Вирусная или бактериальная инфекция.
  • Аутоиммунные расстройства, такие как системная красная волчанка или ревматоидный артрит.
  • Травматическое поражение.
  • Неправильный прием некоторых лекарств.
  • Онкологические заболевания.

Инфекционный гнойный перикардит у детей нередко развивается из-за таких микроорганизмов, как золотистый стафилококк, Haemophilus influenzae, Neisseria meningitidis, Streptococcus pneumoniae. Менее распространенными возбудителями, приводящими к перикардиту, считается грамотрицательные кишечные палочки, Pseudomonas aeruginosa, некоторые виды сальмонелл (в том числе S typhi и S typhimurium), Francisella tularensis, анаэробные бактерии, грибы (Histoplasma, кокцидиоидомикоз, бластомикоз, Aspergillus, некоторые виды Candida), а также микобактерии туберкулеза.

В 40%-80% случаев бактериальные перикардиты у детей обусловлены Streptococcus aureus.

Перикардит у детей: симптомы

Выделяют группу наиболее распространенных симптомов перикардита у детей:

  • Боль в груди, часто описываемая как острая или колющая.
  • Лихорадка.
  • Аритмия (нарушенный ритм сердца).
  • Сбивчивое дыхание.
  • Ощущение сердцебиения (учащенное сердцебиение).
  • Обморок или сильное головокружение.

Дети могут быть не в состоянии дать точную характеристику, что они испытывают “боль в груди”. Также младенцы не могут объяснить, что они чувствуют. В таких случаях ребенок может быть раздражительным, не иметь аппетита или быть уставшим. В таких ситуациях маленькие дети капризничают, казалось бы, без причины.

Симптомы перикардита могут быть похожими на другие заболевания. Поэтому важно, чтобы ребенка обследовал врач для постановки окончательного диагноза.

Диагностика перикардита у детей

На приеме у врача будут заданы вопросы о симптомах у ребенка и истории болезни. Во время врачебного осмотра выполняется прослушивание сердца ребенка с помощью стетоскопа, при котором могут быть услышаны ненормальные сердечные тоны, называемые шумом трения перикарда. Трение - это ненормальный звук, вызванный отложением на листках перикарда патологических образований.

Для подтверждения диагноза перикардита ребенку могут потребоваться следующие исследования:

  • Лабораторные тесты: полный анализ крови (ПАК) и другие исследования для проверки на присутствие воспаления и инфекции в организме.
  • Рентгенография грудной клетки: выполняется рентген сердца и легких, который помогает определить сердечные границы и выраженность легочного рисунка. При перикардите границы будут увеличены, а в случае наличии пневмонии легочной рисунок усилен, а пораженная доля легких затемнена.
  • Электрокардиография (ЭКГ): самый простой и безопасный метод диагностики, в ходе которого проверяется электрическая активность сердца. При перикардите на электрокардиограмме видны изменения.
  • Эхокардиография (эхоКГ). Работа этого теста основана на задействовании звуковых волн (ультразвука), в результате чего получается движущиеся изображения сердца и сердечных клапанов.

В крайних случаях может проводится компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ). Это визуальные тесты, которые показывают структуру и функции сердца, но из-за своей вредности они редко используются.

Перикардит у детей: лечение

Лечащий врач ребенка, скорее всего, даст направление к детскому кардиологу. Это врач со специальной подготовкой для лечения детей с проблемами сердца и сосудов.

Целью лечения перикардита является выявление и устранение причины заболевания. Также используются методы для уменьшения выраженности симптомов. К лечению перикардита у детей может относится:

  • Медикаментозная терапия. Лекарства могут облегчить боль и уменьшить выраженность воспаления. В частности, антибиотики применяются для лечения инфекции, вызванной бактериями. При необходимости используются препараты, нормализующие ритм сердца или усиливающие его работу.
  • Удаление (аспирация) лишней жидкости из перикарда (перикардиоцентез). Позволяет освободить место для полноценной работы сердечной мышцы и при необходимости посмотреть на жидкость, чтобы определить причину перикардита.
  • Хирургическое вмешательство. В частности, при констриктивном перикардите может выполняться удаление части перикарда (перикардиэктомия).

Европейское общество кардиологов (ESC) рекомендует использовать высокие дозы НПВП в качестве терапии первой линии при перикардите у детей, а с колхицином в качестве терапии второй линии (Адлер Ю., Чаррон П. и соавт. Руководство ESC 2015 года по диагностике и лечению заболеваний перикарда: Целевая группа по диагностике и лечению заболеваний перикарда Европейского общества кардиологов (ESC) Одобрено: Европейской ассоциацией кардиоторакальной хирургии (EACTS). Европейский кардиологический журнал 2015).

Видео: 3D-пособие: Процедура пункции перикарда под контролем ультразвука -- ультразвуковая система SonoSite

Возможные осложнения перикардита у детей

При неблагоприятных условиях перикардит может повторно возникнуть (рецидивировать) или продолжаться на протяжении длительного времени, то есть стать хроническим. В тяжелых случаях осложнение перерастает в жизнеугрожающую проблему - тампонаду сердца.

Тампонада сердца может развиться из-за любой причины накопления острой жидкости в перикардиальной полости. Тяжелая тампонада может вызвать остановку сердца из-за электромеханической диссоциации. Менее серьезные случаи способны привести к тахикардии, тахипноэ, снижению артериального давления (АД), повышению центрального венозного давления и парадоксальному пульсу. Нередко больные сообщают об одышке и выраженной боли в груди.

Когда следует позвонить медицинскому работнику относительно больного ребенка? Следует позвонить лечащему врачу, если симптомы у ребенка ухудшились, возникла сильная боль в груди или проблемы с дыханием.

Ключевые моменты

  • Перикардит - это воспаление или инфекционное поражение оболочек сердца.
  • Перикардит чаще всего вызывается инфекцией, в частности бактериальной.
  • Боль в груди является наиболее распространенным симптомом перикардита.
  • Ребенок, особенно маленький, может быть раздражительным, плохо питаться или часто быть уставшим без, казалось бы, какой-либо причины.
  • Лечение перикардита основано на использовании лекарств от воспаления и боли.
  • Антибиотики чаще всего используются при инфекционном бактериальном перикардите.

Советы, которые помогут сделать посещения медицинского учреждения максимально эффективными:

  1. Важно знать причину визита и что хочется получить в результате.
  2. Перед посещением врача необходимо записать вопросы, ответы на которые хочется получить.
  3. Во время посещения следует записать название поставленного диагноза и те лекарства, методы лечения или анализы, которые назначил доктор. Также важно записать все инструкции и рекомендации, которые дал врач.
  4. Следует поинтересоваться, почему именно такое лекарство или метод лечения предписаны ребенку и как они смогут ему помочь. Также необходимо знать возможные побочные эффекты.
  5. Как вариант, можно спросить о вероятности лечить заболевание у ребенка другими способами.
  6. Нужно знать, почему рекомендуется конкретный тест или процедура и что могут означать результаты.
  7. Важно знать, чего следует ожидать, если ребенок не будет принимать лекарство или не пройдет назначенное исследование или процедуру.

Если врач назначил следующую встречу, нужно записать дату, время и цель этого визита. Дополнительно рекомендуется узнать, как можно связаться с врачом в нерабочее время. Это важно, если ребенок заболевает, и возникнут вопросы или потребуется быстрый совет.

Видео: Перикардит. Как лечить перикардит


4.50 avg. rating (89% score) - 2 votes - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.