Swelling of the feet in heart failure

Author Ольга Кияница

2018-11-07

Heart failure is manifested by typical symptoms and leg edema is one of them. People who have the feeling of “pouring the feet and ankles” cannot lead a full life. But after passing the appropriate treatment, a feeling of returning youth appears.

Edema (or oedema) is an abnormal accumulation of fluid in various parts of the body. Fluid may accumulate under the skin, as it occurs in the swelling of the legs (peripheral edema), or in the lungs. Often, the location of the edema can give a first hint to the doctor about the main cause of the resulting pathological condition.

In common people, edema is better known as “dropsy”, although the main origin of medical terin is from the Greek word οἴδημα oídēma, which means “edema”.

The fluid that accumulates in the tissues of edema is called interstitial. The amount of interstitial fluid is determined by the balance of its homeostasis. Increased fluid secretion in the interstitium (i.e., in the intercellular space) is also important.

Video: Chronic heart failure (symptoms, emergency)

What is heart failure?

Heart failure means that the heart cannot pump blood as needed. As the power of the heart muscle decreases, the organs no longer receive oxygen and nutrients in the right amount, which causes their work to be disturbed. This further aggravates the condition of the patient, which may cause other complications.

For example, the kidneys no longer effectively remove water and salt from the body. Against the background of this disorder, fluid accumulates on the periphery of the vascular bed, most often in the leg region. ankles, hands, abdomen and lungs. The body, in essence, becomes overloaded with water. The term used to describe the cause of this condition sounds like congestive heart failure.

Thus, with congestive heart failure (CHF), excessive fluid retention is determined, which causes most people to go to the hospital.

Heart Failure Statistics

  • Heart failure affects about 6 million people in the United States.
  • Each year, nearly 700,000 people are newly diagnosed with the disease.
  • Heart failure is the first cause of hospitalization among people over 65 years of age.
  • Given the aging population, it is expected that the incidence of heart failure will increase dramatically.
  • Recently, researchers on behalf of the American Heart Association have predicted that total medical expenses associated with heart failure will increase from $ 21 billion in 2012 to $ 53 billion in 2030.

Congestive heart failure and leg swelling

Swelling of the legs in CHF is a clinical symptom, while excessive fluid retention throughout the body often puts the health of a patient with heart failure at risk.

In the hospital, patients are prescribed strong diuretics for a week or two, and salt and fluid intake is usually limited. As a result, the work of the lungs, in which fluid could have accumulated before, is improving, there is a decrease in body weight, mainly due to the excretion of water. Swelling in the legs, ankles and in the abdomen decreases. When the amount of liquid decreases as much as possible, the person no longer feels as if he is suffocating, so the discharge is carried out home.

However, in most cases, after returning home from the hospital within a few months, the condition worsens again. The patient returns to his unhealthy habits, poor diet and, perhaps, diuretics are no longer taken.

Symptoms of heart failure and edema of the legs

Initially, patients with heart failure may not be able to detect clinical signs. Sometimes symptoms appear, but then go away on their own. The severity of symptoms can range from minor to extremely pronounced.

Common symptoms of heart failure include:

  • Confused breathing.
  • Chest pain.
  • Fatigue.
  • Decreased concentration
  • Dizziness.
  • Swelling in the abdomen, lower limbs, most often swelling of the ankles and / or feet.
  • Fast or irregular heartbeat.
  • Reduced performance.
  • Persistent cough, sometimes with sputum.
  • Unexpected weight gain (due to fluid retention).

Swelling of the legs (peripheral edema) in heart failure can go through two stages of development:

  1. The liquid collected in the area of ​​the feet by the end of the day, independently by the morning diverges. At this stage of the disease, drug treatment is quite effective and with a change in lifestyle, positive results are achieved.
  2. Peripheral edema does not pass by itself. With the progression of the disease, drug treatment may not be effective.

Characteristic swelling of the legs in heart failure

Symptoms of peripheral edema (swelling of the legs) include swelling of the affected area (s), which causes the surrounding skin to “stretch”. The severity of peripheral edema depends on the severity of HF. It will also increase or decrease as the body position changes. For example, if a person lies on his back, the swelling will not appear on the legs, but will be determined in the region of the sacrum.

The skin over the swollen part seems tight and shiny, and often when a finger is pressed against the affected area of ​​the body, a dent appears. This is called pitting edema.

In some cases, pitting edema, or the formation of pits on the skin due to accumulation of fluid in the tissues, is confused with pastoznost. But in the latter case, there are visual changes in the skin, there may also be luster and increased density of the tissues, but with pressure the dent does not form, that is, the tissue quickly regains its shape. Therefore, pasty is considered to be the previous stage of pitting edema.

The main differences in edema in heart failure from edema of other origin

Sign of Heart failure Nephrotic syndrome Chronic venous insufficiency Angioedema
Edema location On foot On the face On foot On the face
Period of occurrence Gradually Gradually Gradually Suddenly
Presence of symmetry On both legs Symmetrical On one or two legs Most often symmetrical
Presence of pain Missing Missing Missing There may be tenderness at the site of edema.
Change of skin over the place of edema Maybe cyanosis Skin may be pale Brown skin Skin may be pale
Time of appearance In the evening Closer to the morning Constantly After contact with irritant
The nature of edema With pressure remains fossa Soft to the touch Hard to touch Felt elasticity and tension of tissues

Essential drugs in the treatment of edema of the legs

Medical care for marked edema of the legs of cardiogenic origin is to improve the functioning of the heart. Also, drugs that increase the excretion of fluid from the body can be used.

The main treatment regimen may include drugs from the following pharmacological groups:

  • Diuretics - a means of having a diuretic effect. By enhancing renal filtration, diuretics contribute to the elimination of sodium and fluid, which in turn reduces edema and shortness of breath.
  • Aldosterone antagonists - allow you to enhance the removal of fluids from the body. Eplerenone and spironolactone are most commonly prescribed.
  • Cardiac glycosides - most often for edema of the legs against the background of CH, digoxin is used. The drug helps to increase cardiac output while simultaneously slowing the heart rate.
  • Beta-blockers - from this group applies carvedilol, bisoprolol. When used correctly, they can slow down the heart rate, but if severe heart failure occurs, they can lead to a blockade of impulses.
  • ACE inhibitors - perindopril, ramipril is used to improve the condition in heart failure. Helps to reduce the load on the heart by reducing blood pressure.

In severe cases, when medications are ineffective, they resort to surgical intervention in the form of a heart transplant.

Video: Foot swelling causes and treatment of leg edema with folk remedies

Prevention of edema - control of heart failure

The best way to prevent or stop the progression of heart failure is to control the conditions that contribute to the onset of this disease.

Heart failure most often occurs on the background of the following diseases:

  • Coronary artery disease, which is also known as “atherosclerosis”.
  • High blood pressure, that is, “hypertension”.
  • Diabetes.
  • Overweight or “obesity”

To prevent these pathologies, special programs have been developed to strengthen heart health. They operate in various medical centers. Special diets and physical exercises are quite successful, which are often taught by qualified rehabilitation doctors or physiologists:

The main tactics of strengthening the cardiovascular system, aimed at the following:

  1. Reducing the impact of virtually all modifiable (changeable) risk factors for coronary artery disease, including correction of cholesterol, triglycerides, and inflammatory factors, such as C-reactive protein.
  2. Reducing blood pressure to normal or almost normal levels, while it is desirable that without the need for medication.
  3. Decreased blood sugar (glucose) in people with diabetes and reversible conditions such as prediabetes and metabolic syndrome.
  4. Normalization of body weight.

New focus on healthy living

“In recent decades, medical care for heart failure tended to focus exclusively on drug therapy, with little attention paid to lifestyle changes,” said cardiologist Ronald Scheib, MD, FACC, doctor and educator at the Pritikin Longevity Center.

“Today, studies show that improving lifestyles in terms of reducing sodium intake, regular exercise and receiving psychological support can reduce the symptoms of heart failure and significantly improve the quality of life,” says Dr. Scheib.

Healthy for the heart lifestyle can also reduce the likelihood of disease progression, thereby reducing the need for hospitalization.

By following the recommendations on diet, exercise, and other habits given by the American Heart Association, you can alleviate the symptoms of heart failure, slow the progression of the disease, and improve your daily life. In most cases, people with mild or moderate heart failure can often lead an almost normal life.

Scientific findings on leg edema in heart failure

Research on heart failure and a healthy lifestyle.

  • Fruits, vegetables, whole grains

The perennial, still ongoing study involving more than 20,000 medical men has been dubbed “Physician Health Survey.”With his help, it was found that the daily consumption of several servings of fruits and vegetables, as well as a diet rich in healthy cereal components, such as oatmeal, protects the heart from the possible development of deficiency.

  • More vegetable protein, less animal protein

Researchers at the 2016 Annual Cardiovascular Disease Research Sessions of 2016, reported that among the 100,000 postmenopausal women, people with the highest intake of vegetable protein had the lowest risk of developing heart failure.

Excellent sources of vegetable protein are beans and other legumes.

In contrast, those women who consumed the most animal protein along with meat and cheese had the highest risk of developing heart failure.

Such data are good proof that taking medications is not as important as what you have to do every day and what forms the basis of lifestyle, not only in diet, but also in physical activity.

  • Diet exercise

Among 92 overweight and obese patients with stable heart failure, scientists found that 20 weeks of heart-healthy nutrition and aerobic exercise are enough to achieve great benefits in terms of improving overall well-being. It is important that body weight decreases on average by 10%, which corresponds to 11 kg.

In addition, physical exercise intensity, measured as peak oxygen consumption (VO2), increased significantly. VO2 peak is an important indicator in predicting survival in the presence of heart failure.

  • Stress reduction

Stress reduction techniques such as deep breathing, yoga and meditation have been consistently documented to help people with heart failure. It turned out that this relaxation brings its results.

Anxiety causes the heart to work harder and faster, so if you manage to ease the level of anxiety, it has a positive effect on the work of the heart.

  • Multidisciplinary treatment

The researchers assessed the health of 126 men and women aged 70 years and older with congestive heart failure. The results of the analysis showed that multidisciplinary treatment, including healthy heart nutrition, significantly reduced the number of hospitalizations and improved the quality of life.

The widespread practice of multidisciplinary treatment in the care of the growing number of elderly patients hospitalized with heart failure, can significantly reduce the cost of health care. At least that is what leading author Michael W. Rich, MD, and his colleagues at the Jewish Hospital at Washington University in St. Louis and from the Department of Economics, University of Washington, thinks so.

Video: The most powerful tool in the swelling of the legs


5.00 avg. rating (97% score) - 3 votes - votes

Similar articles

Shortness of breath in heart failure

The development of heart failure is mainly accompanied by the appearance of a symptom such as shortness of breath. Depending on its severity, the patient's condition may be disturbed to a greater or lesser extent. The occurrence of shortness of breath often indicates the progression of the underlying disease and the need for emergency medical treatment.

More
Heart failure

In cardiology, there is such a term as heart failure. What threatens this pathology is important to know all patients with severe cardiovascular disease. The timely provision of medical care helps to alleviate the patient's condition with this pathology, and in some cases prevent a sudden cardiac arrest.

More
Edema in Heart Failure: Causes and Treatment

Heart failure is dangerous for its complications, among which a special place is occupied by edema. They may be of different severity, and in each specific case, appropriate treatment is prescribed, without which the disease progresses very quickly and leads the person to death.

More

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Отеки ног при сердечной недостаточности

Автор Ольга Кияница

2018-11-07

Сердечная недостаточность проявляется типичными симптомами и отеки ног - один из них. Люди, у которых появляется ощущение “наливания стоп и лодыжек” не могут вести полноценную жизнь. Зато после прохождения соответствующего лечения появляется чувство возвращения молодости.

Отек (или oedema) - это аномальное скопление жидкости в различных частях тела. Жидкость может скапливаться под кожей, как это происходит при отеке ног (периферическом отеке), или в легких. Нередко расположение отека может дать первую подсказку врачу об основной причине возникшего патологического состояния.

В простонародье отек более известен как “водянка”, хотя основное происхождение медицинского терина - от греческого слова οἴδημα oídēma, что означает “отек”.

Жидкость, скапливающаяся в тканях при отеке, называется интерстициальной. Количество интерстициальной жидкости определяется балансом ее гомеостаза. Также имеет значение повышенная секреция жидкости в интерстиции (то есть в межклеточном пространстве).

Видео: Хроническая сердечная недостаточность (симптомы, неотложная помощь)

Что такое сердечная недостаточность?

Сердечная недостаточность означает, что сердце не может перекачивать кровь так, как необходимо. По мере снижения мощности сердечной мышцы органы перестают получать в нужном количестве кислород и питательные вещества, из-за чего нарушается их работа. Это еще больше усугубляет состояние больного, из-за чего могут возникнуть другие осложнения.

Например, почки перестают эффективно выводить воду и соль из организма. На фоне этого расстройства жидкость накапливается на периферии сосудистого русла, чаще всего в районе ног. лодыжек, рук, живота и в легких. Тело, по сути, становится перегруженным водой. Термин, используемый для описания причины этого состояния, звучит как “застойная сердечная недостаточность”.

Таким образом, при застойной сердечной недостаточности (ЗСН) определяется чрезмерное удержание жидкости, которое заставляет большинство людей обращаться в больницу.

Статистика по сердечной недостаточности

  • Сердечная недостаточность поражает около 6 миллионов людей в США.
  • Каждый год почти 700 000 человек по-новому диагностируются с этим заболеванием.
  • Сердечная недостаточность является первой причиной госпитализации среди людей старше 65 лет.
  • С учетом старения населения ожидается, что частота возникновения сердечной недостаточности будет резко возрастать.
  • В последнее время исследователи от имени Американской кардиологической ассоциации спрогнозировали, что общие медицинские расходы, связанные с сердечной недостаточностью, увеличатся с 21 миллиарда долларов в 2012 году до 53 миллиардов долларов в 2030 году.

Застойная сердечная недостаточность и отеки ног

Опухание ног при ЗСН представляет собой клинический симптом, при этом чрезмерное удержание жидкости по всему телу часто ставит здоровье больного с сердечной недостаточностью под угрозу.

В больнице больным назначают сильные диуретики в течение недели или двух, и обычно ограничивается употребление соли и жидкости. В результате работа легких, в которых до этого могла накапливаться жидкость, улучшается, происходит снижение массы тела, в основном за счет выведения воды. Отек в ногах, лодыжках и в районе живота уменьшается. Когда количество жидкости максимально уменьшается, человек больше не чувствуют себя так, как будто он задыхается, поэтому проводится выписка домой.

Однако в большинстве случаев по возвращению из больницы домой в течение нескольких месяцев состояние снова ухудшается. Больной возвращается к своим нездоровым привычкам, неправильному рациону питания и, возможно, перестают приниматься диуретики.

Симптомы сердечной недостаточности и отеков ног

Изначально у больных сердечной недостаточностью могут не определяться клинические признаки. Иногда симптомы появляются, но затем самостоятельно проходят. Тяжесть симптомов может варьироваться от незначительной до крайне выраженной.

Общие симптомы сердечной недостаточности включают:

  • Сбивчивое дыхание.
  • Грудная боль.
  • Усталость.
  • Снижение концентрации внимания.
  • Головокружение.
  • Отеки в области живота, нижних конечностей, чаще всего отекают лодыжки и / или ступни ног.
  • Быстрое или нерегулярное сердцебиение.
  • Сниженная работоспособность.
  • Постоянный кашель, иногда с мокротой.
  • Неожиданное увеличение веса (из-за удерживания жидкости).

Отеки ног (периферические отеки) при сердечной недостаточности могут проходить два этапа развития:

  1. Жидкость, набравшаяся в районе ступней к концу дня, самостоятельно к утру расходится. На таком этапе заболевания медикаментозное лечение довольно эффективно и при изменении образа жизни достигаются положительные результаты.
  2. Проявившиеся периферические отеки самостоятельно не проходят. При прогрессировании болезни лечение препаратами может оказаться неэффективным.

Характеристика отеков ног при сердечной недостаточности

Симптомы периферического отека (отека ног) включают набухание пораженной области (областей), которая заставляет окружающую кожу “растягиваться”. Выраженность периферического отека зависит от тяжести СН. Также он будет увеличиваться или уменьшаться при изменении положения тела. Например, если человек лежит на спине, набухание не появится на ногах, но будет определяться в области крестца.

Кожа над набухшей частью кажется тугой и блестящей, и часто, когда оказывается давление пальцем на пораженный участок тела, появляется вмятина. Это называется pitting edema.

В некоторых случаях pitting edema, или образование ямки на коже из-за скопления жидкости в тканях, путается с пастозностью. Но в последнем случае отмечаются визуальные изменения кожных покровов, может быть также блеск и увеличенная плотность тканей, но при надавливании вмятина не образуется, то есть ткани быстро восстанавливают свою форму. Поэтому пастозность считается предшествующей стадией pitting edema.

Основные отличия отеков при сердечной недостаточности от отеков другого происхождения

Признак Сердечная недостаточность Нефротический синдром Хроническая венозная недостаточность Ангионевротический отек
Местоположение отека  На ногах На лице На ногах На лице
Период возникновения Постепенно Постепенно Постепенно Внезапно
Наличие симметричности На обеих ногах Симметричны На одной или двух ногах Чаще всего симметричны
Наличие болезненности Отсутствует Отсутствует Отсутствует Может ощущаться болезненность в месте отека
Изменение кожи над местом отека Может быть синюшность Кожа может быть бледной Коричневый цвет кожи Кожа может быть бледной
Время появления Ближе к вечеру Ближе к утру Постоянно После контакта с раздражителем
Характер отеков При надавливании остается ямка Мягкие на ощупь Твердые на ощупь Ощущается эластичность и напряжение тканей

Основные препараты при лечении отеков ног

Медицинская помощь при выраженных отеках ног кардиогенного происхождения заключается в улучшения функционирования сердца. Также могут использоваться препараты, усиливающие выведение жидкости из организма.

Основная схема лечения может включать препараты из следующих фармакологических групп:

  • Диуретики - средства, обладающие мочегонным действием. Усиливая почечную фильтрацию, диуретики способствуют выведению натрия и жидкости, что в свою очередь позволяет уменьшить отеки и одышку.
  • Антагонисты альдостерона - позволяют усилить выведения жидкости из организма. Чаще всего назначаются эплеренон и спиронолактон.
  • Сердечные гликозиды - чаще всего при отеках ног на фоне СН используется дигоксин. Препарат способствует увеличению силы сердечного выброса с одновременным замедлением ритма сердца.
  • Бета-адреноблокаторы - из этой группы применяется карведилол, бисопролол. При правильном использовании позволяют замедлить сердечный ритм, но при выраженной СН могут привести к блокаде импульсов.
  • Ингибиторы АПФ - для улучшения состояния при СН используется периндоприл, рамиприл. Помогают снизить нагрузку на сердце за счет уменьшения артериального давления.

В тяжелых случаях, когда медикаменты оказываются неэффективными прибегают к хирургическому вмешательству в виде пересадки сердца.

Видео: Отеки ног причины и лечение отеков ног народными средствами

Профилактика отеков - контроль сердечной недостаточности

Лучший способ предотвратить или остановить прогрессирование сердечной недостаточности - контролировать состояния, которые способствуют появлению этой болезни.

Сердечная недостаточность чаще всего возникает на фоне следующих заболеваний:

  • Болезнь коронарных артерий, которая еще известна как “атеросклероз”.
  • Высокое артериальное давление, то есть “гипертония”.
  • Сахарный диабет.
  • Лишний вес, или “ожирение”,

Для предупреждения этих патологий разработаны специальные программы для укрепления здоровья сердца. Действуют они в различных медицинских центрах. Достаточно успешными являются специальные диеты и физические упражнения, которые зачастую преподаются квалифицированными врачами-реабилитологами или физиологами:

Основные тактики укрепления сердечно-сосудистой системы, направленные на следующее:

  1. Снижение влияния практически всех модифицируемых (изменяемых) факторов риска при болезни коронарных артерий, включая коррекцию количества холестерина, триглицеридов и воспалительных факторов, таких как С-реактивный белок.
  2. Уменьшение артериального давления до нормального или почти нормального уровня, при это желательно, чтобы без необходимости в медикаментах.
  3. Снижение уровня сахара в крови (глюкозы) у людей с сахарным диабетом и обратимыми состояниями, такими как преддиабет и метаболический синдром.
  4. Нормализацию веса тела.

Новый акцент на здоровом образе жизни

“В последние десятилетия врачебная помощь по поводу сердечной недостаточности имела тенденцию сосредотачиваться исключительно на медикаментозной терапии, при этом мало внимания уделялось изменению образа жизни”, - отмечает кардиолог Рональд Шейб, доктор медицинских наук, FACC, врач и педагог в Центре долголетия Pritikin.

“Сегодня исследования показывают, что улучшение образа жизни в плане сокращения потребления натрия, регулярном осуществлении и получении психологической поддержки, могут уменьшить симптомы сердечной недостаточности и значительно улучшить качество жизни”, считает доктор Шейб.

Здоровый для сердца образ жизни также может снизить вероятность прогрессирования заболевания, тем самым уменьшая необходимость госпитализации.

Следуя рекомендациям о диете, физических упражнениях и других привычках, которые даются Американской ассоциации сердца, можно облегчить симптомы сердечной недостаточности, замедлить прогрессию болезни и улучшить свою повседневную жизнь. В большинстве случаев люди с легкой или умеренной сердечной недостаточностью часто могут вести почти нормальный образ жизни.

Научные заключения об отеках ног при сердечной недостаточности

Научные исследования, касающиеся проблемы сердечной недостаточности и здорового образа жизни.

  • Фрукты, овощи, цельное зерно

Многолетнее, еще продолжающееся исследование с участием более чем 20 000 мужчин-медиков, получило название “Исследование здоровья врачей”. С его помощью удалось обнаружить, что ежедневное употребление нескольких порций фруктов и овощей, а также диета, богатая полезными зерновыми составляющими, такими как овсянка, является защитой сердца от возможного развития недостаточности.

  • Больше растительного белка, меньше белка животного

Исследователи на ежегодных научных сессиях 2016 года, проводимых Американской ассоциацией сердечно-сосудистых заболеваний, сообщили, что среди 100 000 женщин в постклимактерическом периоде у людей с самым высоким потреблением растительного белка был самый низкий риск развития сердечной недостаточности.

Отличные источники растительного белка - фасоль и другие бобовые культуры.

Напротив, у тех женщин, которые потребляли наибольшее количество животного белка вместе с мясом и сыром был самый высокий риск развития сердечной недостаточности.

Подобные данные являются хорошим доказательством того, что принимать медицинские препараты не так важно, как то, что приходится делать каждый день и что составляет основу образа жизни, причем не только в диете, но и в физической активности.

  • Диета, упражнения

Среди 92 пациентов с избыточным весом и ожирением со стабильной сердечной недостаточностью ученые обнаружили, что достаточно 20 недель здорового для сердца питания и аэробных упражнений, чтобы достигнуть больших преимуществ в плане улучшений общего самочувствия. Важно то, что вес тела уменьшается в среднем на 10%, что соответствует 11 кг.

Кроме того, интенсивность физических упражнений, измеренная в виде пикового потребления кислорода (VO2), существенно увеличилась. Пик VO2 является важным показателем в прогнозировании выживания при наличии сердечной недостаточности.

  • Уменьшение стресса

Методы снижения воздействия стресса, такие как глубокое дыхание, йога и медитация, были последовательно документированы, чтобы помочь людям с сердечной недостаточностью. Выяснилось, что подобная релаксация приносит свои результаты.

Чувство беспокойства заставляет сердца работать сильнее и быстрее, поэтому если удается ослабить уровень беспокойства, это положительно сказывается на работе сердца.

  • Многодисциплинарное лечение

Исследователи провели оценку здоровья 126 мужчин и женщин в возрасте 70 лет и старше с застойной сердечной недостаточностью. Итоги анализа показали, что многодисциплинарное лечение, включающее здоровое для сердца питание, значительно сократило количество госпитализаций и улучшило качество жизни.

Широкая практика многодисциплинарного лечения в уходе за растущим числом пожилых пациентов, госпитализированных с сердечной недостаточностью, может существенно снизить затраты на здравоохранение. По крайней мере так считает ведущий автор Майкл У. Рич, доктор медицинских наук, и его коллеги из Еврейской больницы в Вашингтонском университете в Сент-Луисе и из Департамента экономики, Вашингтонский университет.

Видео: Отеки ног: причины, что делать и как питаться


5.00 avg. rating (97% score) - 4 votes - оценок

Похожие статьи

Одышка при сердечной недостаточности

Развитие сердечной недостаточности в основном сопровождается появлением такого симптома, как одышка. В зависимости от ее выраженности состояние больного может нарушаться в большей или меньшей степени. Появление одышки зачастую указывает на прогрессирование основной болезни и необходимость проведения неотложного медицинского лечения.

Подробнее
Сердечная недостаточность

В кардиологии существует такой термин, как сердечная недостаточность. Чем грозит эта патология важно знать всем больным на тяжелые сердечно-сосудистые заболевания. Своевременное оказание медицинской помощи позволяет облегчить состояние больного при этой патологии, а в некоторых случаях - предупредить внезапную остановку сердца.

Подробнее
Отеки при сердечной недостаточности: причины и лечение

Сердечная недостаточность опасна своими осложнениями, среди которых особое место занимают отеки. Они могут быть различной выраженности, и в каждом конкретном случае назначается соответствующее лечение, без которого болезнь очень быстро прогрессирует и приводит человека к смерти.

Подробнее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.