Obliterating atherosclerosis

Author Ольга Кияница

2019-02-02

Among all the diseases of the peripheral arteries, obliterating atherosclerosis is best known today. This disease is associated with the narrowing of the arteries, resulting in reduced blood supply to the muscles and tissues in the surrounding area. This leads to a deterioration of blood circulation. Arterial occlusion of the lower extremities (occurring in the legs and feet) is often present in combination with other conditions, such as coronary artery disease and cardiac muscle.

Obliterating atherosclerosis (peripheral arterial occlusive disease (PAOD) or occlusive arterial disease) is an occlusive disease of the arteries that is most noticeably affecting the abdominal aorta and arteries of small to medium size of the lower extremities. May result in the absence of dorsalis pulses, lesions of the posterior tibial and / or popliteal arteries.

The main cause of clogging of vessels is an atherosclerotic lesion of the inner wall of the vessel, but to the obliterating arterial disease can also cause injury, thrombosis, embolism.

The disease can last for a long time, because treatment often begins with a significant delay. In the absence of therapeutic effects, serious complications may occur, up to tissue necrosis and amputation of the affected limb.


Video: Atherosclerosis - Pathophysiology

Description of obliterative disease

Oblining, or occlusal, disease (OB) is characterized by a decrease in blood flow through the major blood vessels of the body due to obstruction or narrowing of the lumen of the aorta and its major branches. Changes in the arterial wall include accumulation of lipids, calcium, blood components, carbohydrates and fibrous tissue in the endothelial membrane.

When a person is in a state of rest, normal blood flow to the muscles of the limbs is from 300 to 400 mm / min, but with physical activity, the blood flow is increased 10 times as compared with normal blood circulation. In the case of an obliterative disease, blood flow to the muscles will not be able to increase during physical activity due to arterial stenosis. When the metabolic needs of the muscles exceed the actual amount of incoming blood, the patient experiences an ischemic pain in the muscles.

Key features of occlusive disease:

  • May be chronic or acute.
  • It is divided into localization depending on the affected artery: sting, cystic, anonymous, subclavian, sleep or vertebral.

Arterial disorders, which can lead to obstruction of the vessel, include obliterating atherosclerosis, obliterating thromboangiitis, arterial embolism, and aneurysm of the lower limb.

Sudden occlusion is associated with the immediate discontinuation of blood flow. This usually causes tissue ischemia and death. Gradual blockage is accompanied by the development of collateral vessels, as a result of which the tissues to some extent receive oxygen and nutrients. As a rule, occlusive diseases of the arteries are only part of the complex syndrome, which affects various systems of the body.

Complications include severe ischemia, skin ulceration, gangrene, leg amputation and sepsis.

Obliterating atherosclerosis: ICD

According to the International Classification of Diseases 10, the review of atherosclerosis is assigned code 170. The same code addresses the following pathological conditions:

  • Endarteritis obliterating
  • Lame intermittently

Other codes from ICD-10 concerning obliterating atherosclerosis can be used if necessary:

  • I70.2 Atherosclerosis of the arteries of the extremities
  • I70.8 Atherosclerosis of other arteries
  • I70.9 Generalized and unspecified atherosclerosis

Making the correct code on ICD-10 allows you to receive treatment abroad if necessary. Also some names of diseases are very long and then they are replaced by the most suitable code from the ICD.

Causes of obliterating atherosclerosis

At obliterating atherosclerosis, arteries are clogged with an atherosclerotic plaque. In some cases, clogging with thrombi or embolism is observed.

Single or multiple arterial stenoses cause lower blood flow to the extremities. Subsequent obstruction and vessel damage may be accompanied by chemical or mechanical injury and infectious disease. It is also possible to develop inflammatory processes.

Obliterating atherosclerosis is characterized by the formation of plaques on the intima wall of the middle arteries, causing partial occlusion. In addition, there is calcification of the environments and loss of elasticity, which predisposes the patient to vascular dilatation or the formation of a thrombus.

Risk factors for arterial occlusion:

  • Family history of atherosclerosis.
  • High blood pressure.
  • High cholesterol.
  • Sedentary way of life.
  • Diabetes mellitus
  • Old age

The most important risk factors are tobacco use, hyperlipidemia, hypertension, diabetes mellitus and sedentary lifestyles.

Genetic predisposition

Some researchers report family-related forms of occlusive disease of the arteries. In particular, genetic risk factors can contribute to various subtypes of vascular diseases.

  • Locus, closely associated with the disease, was identified in chromosome 1.
  • The mutation in the CHRNA3 gene is associated with occlusive arterial disease, along with predisposition to nicotine addiction and lung cancer.

Bonding Atherosclerosis: Symptoms

During development of obliterative atherosclerosis, a patient may experience transient ischemic attacks (transient ischemic attacks, TIA) due to a decrease in cerebral circulation. Additionally it can be detected:

  • one-way sensory or motor dysfunction;
  • difficulties with concentration of attention;
  • difficulty in speech (aphasia);
  • confusion of consciousness;
  • headaches

All these signs indicate a possible defeat of the carotid artery .

Signs of damage to the vertebrobasilar artery;

  • binocular vision impairment;
  • dizziness;
  • dysarthria;
  • episodes of the fall.

An indication of possible damage to the arteries of the lower extremities without anomaly is the presence of the patient's sensation of pain in the lower extremities.
The most characteristic feature of obliterating atherosclerosis of the lower limbs is the intermittent lameness . Pain is invisible at the beginning, occurs mainly when physical activity. Reduces after rest for 2-5 minutes. The onset of pain is often associated with walking or climbing stairs, which helps to quantify the patient's chances of passing the course before and after therapy.

As the disease progresses, the pain is felt in the state of rest in the toes, and ulcers can develop which become gangrenous in the absence of treatment.

Involvement in the pathological process of the mesenteric artery is manifested by acute abdominal pain, nausea, vomiting or diarrhea . The patient may also experience numbness, tingling (paresthesia), paralysis, muscular weakness or sudden pain in both legs. Similar symptoms are also signs of occlusion of the aortic bifurcation.

Signs of obliterating atherosclerosis in the iliac artery are most often manifested in the form of sporadic pain in the lower part of the back, buttocks and hips, or impotence in male patients . If the patient experiences pain in the legs after a load, then this also indicates a lesion of the femoral and popliteal arteries

Video: Medical vocabulary: What does Arteriosclerosis Obliterans mean

Obliterating atherosclerosis: diagnosis

Objective examination

When examining the legs, a change in the color of the skin or the temperature of the affected limb may be noted. Cold, pale legs may indicate occlusion in the area of ​​aortic bifurcation. Also, signs of cyanosis, ulcers or gangrene can be determined.

The perfusion of the limbs may be insufficient, which leads to a number of physiological changes:

  • thickening and opacity of nails;
  • shiny and atrophic skin;
  • reduction of hair growth;
  • dry or cracked heels;
  • loss of subcutaneous tissue in the area of ​​the fingers.

The most important part of the objective examination is palpation of peripheral impulses. The absence of normally palpable pulse is the most reliable indication of occlusive disease. Of particular importance is the comparison of impulses on both limbs. Also during the examination, the doctor finds out whether the artery wall is tangible, winding or calcined.

If necessary, auscultation of the major arteries is performed. The detectable noise produced by the turbulent flow of blood through an irregular or stenotic lumen often indicates an atheromatous plaque. Noise from the right side of the neck is a possible sign of arterial damage.

Features of instrumental diagnostics

Research Normal indicator An abnormal result Explanation
Ultrasonic arteriography (dopplerography) Normal blood flow rate Narrow lumen, reduced blood flow, or both Reflects the blood flow velocity in a diagnosed vessel, its structure and size
Segmental monitoring of blood pressure Indications of arterial pressure on the thigh and shin are higher than on the upper extremities Indications of arterial pressure on the thigh and shins are lower than on the upper extremities At the same time, the sphygmomanometer reading of the systolic pressure placed on the limb is determined, to measure the difference in pressure between the upper and lower extremities

Other studies conducted for the diagnosis of obliterating atherosclerosis:

  • Magnetic resonance angiography.
  • Computer tomographic angiography.
  • Plethysmography
  • Ophthalmometry
  • Digital Vizualization of Vessels.
  • Arteriography.
  • Testing with physical activity.
  • Magnetic resonance imaging.

Timely diagnostics allows you to correctly diagnose and timely appoint the necessary medications.

Obliterating atherosclerosis: treatment

If symptoms are poorly or moderately expressed, the disease can be effectively controlled by changing lifestyles:

  • Stop smoking.
  • Regular exercise
  • Monitor diseases associated with obliterating atherosclerosis, such as diabetes, high blood pressure and high cholesterol.

Exercise can greatly help relieve symptoms. Also, if necessary, the drugs are selected individually.

In some cases, a surgical procedure may be required to reduce artery contraction and restore blood flow to the leg. In particular, arterial stenosis can be treated using minimally invasive procedures such as angioplasty and stenting. With their help improves blood supply to the affected limb.

If the disease progresses or if it arises in the artery, which is difficult to achieve with the help of a catheter, it may be necessary to restore arterial bypass grafting to restore blood flow.

Medicinal treatment of obliterating atherosclerosis of the lower extremities

Dosage drug Class of drug Description Rationale
Aspirin 80-325 mg Antiagregant Inhibits the synthesis of prostaglandin, which prevents the formation of platelet aggregation of thromboxane A2
Anticoagulants Depends on the drug Extends coagulation time Prevents elongation of the clot and prevents its further formation
Fibrinolytics Depends on drugs Improves blood circulation Used when it is necessary to maintain the function of organs and extremities

Intermittent lameness, caused by chronic obliterating atherosclerosis, can be treated with pentoxifylline (trental), which can improve blood flow through the capillaries by increasing the flexibility of the erythrocytes.

Antiagregants used in lining of atherosclerosis are dipyridamole, ticlopidine, clopidogrel bisulfate (plavix), cilostazol (plethal);

An anticoagulant , often prescribed for obliterating atherosclerosis, is enoxaparin sodium (Lovenox).

Surgical treatment of obliterating atherosclerosis

Operative intervention is indicated in cases where progressive arterial disease is determined or the patient makes complaints of severe pain that worsens physical activity.

Surgical procedures used in lining of atherosclerosis include:

  • Arterial bypass.
  • Embolectomy.
  • Angioplasty
  • Sympathectomy
  • Amputation

If obliterative atherosclerosis progresses rapidly or is not eliminated by conservative treatment, while the intermittent lameness has greatly hindered the movement, arterial bypass of the lower limb is performed.

The site of the femoral arteriosus is the most common occlusion. The affected portion of the vessel can be bypassed by a synthetic prosthetic material (teflon or dacron). Also, if necessary, an autogenous venous graft is taken, for example, from the subcutaneous vein. Care after femoral ablation is the same as with other operations on the arteries.

Prevention of obliterating atherosclerosis

To prevent the disease, the patient needs to follow a series of recommendations:

  • Quit smoking or use tobacco in another way,
  • Restrict caffeine intake.
  • Maintain a warm ambient temperature of about 21 ° C (70 ° F) to prevent overcooling.
  • Avoid prolonged stay on the legs.
  • Do not use bedding to keep your legs in a slightly suspended position for a long time during the day.
  • Avoid crossed legs in knee joints or ankles.
  • Need to wear compression stockings.
  • Avoid pressure and vigorous massage on the affected limb.
  • Use a gasket in the area of ​​ischemic injury.

Regular aerobic exercises are important. In particular, the activity improves blood circulation due to muscle contraction and relaxation. Physical exercises also stimulate collateral circulation, which in turn increases the flow of blood to the ischemic region.

It is recommended that you take 30 to 40 minutes of exercise with exercises for workout and relaxation several times a week. It is also recommended to walk at a slow pace and daily exercise for ankles and knee extensions.

If there is an intermittent lameness, it's important to remember the importance of relaxing between workouts and exercise. In particular, it is necessary to provide enough time for the legs to relax.

It is necessary to provide good skin care and learn how to protect the skin from the adverse effects of the environment.In particular, it is necessary to use a moisturizing lotion for dry areas and to conduct careful care of the legs. You should always wear cotton socks and comfortable protective shoes and change socks daily. If there are thickened or deformed nails, blisters or corn, you should contact a dermatologist / subcontractor for professional counseling.

Conclusion

Obliterating atherosclerosis is a progressive disease and often leads to chronic illness. It usually begins slowly, and can contribute to the appearance of many irreversibly damaged vessels. Also, the symptoms often become serious enough before the patient succeeds to seek medical assistance.

Treatment is often carried out long and can cause additional problems related to finance, the reduction of ordinary social relations and many other problems. In this case, it is important to assess the patient's ability to cope with a chronic illness.

Video: Reversing Atherosclerosis (Hardening of the Arteries)


5.00 avg. rating (94% score) - 1 vote - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Облитерирующий атеросклероз

Автор Ольга Кияница

2019-02-02

Среди всех заболеваний периферических артерий сегодня наиболее известен облитерирующий атеросклероз. Это заболевание связано с сужением артерий, в результате чего уменьшается кровоснабжение мышц и тканей в окружающей области. Подобное приводит к ухудшению кровообращения. Артериальная окклюзия нижних конечностей (возникающая в ногах и ступнях) часто присутствует в сочетании с другими состояниями, такими как заболевание коронарных артерии и сердечной мышцы.

Облитерирующий атеросклероз (периферическая артериальная окклюзионная болезнь (PAOD) или occlusive arterial disease) - является окклюзионным заболеванием артерий, наиболее заметно поражающим брюшную аорту и артерии малых и средних размеров нижних конечностей. Может приводить к отсутствию импульсов дорсалиса, поражению задней большеберцовой и / или подколенной артерий.

Основная причина закупорки сосудов - атеросклеротическое поражение внутренней стенки сосуда, но к облитерирующей артериальной болезни также могут привести травмы, тромбоз, эмболия.

Заболевание может длительное время протекать скрыто, ввиду чего лечение часто начинается с существенным запозданием. При отсутствии терапевтического воздействия могут возникнуть серьезные осложнения вплоть до некроза тканей и ампутации пораженной конечности.

Видео: Вести-Пульс. Облитерирующий атеросклероз

Описание облитерирующей болезни

Облитерирующая, или окклюзионная, болезнь (ОБ) характеризуется снижением кровотока через главные кровеносные сосуды организма из-за обструкции или сужения просвета аорты и ее основных ветвей. Изменения в артериальной стенке включают накопление липидов, кальция, компонентов крови, углеводов и волокнистой ткани в эндотелиальной оболочке.

Когда человек находится в состоянии покоя, нормальный кровоток к мышцам конечностей составляет от 300 до 400 мм / мин, но при физической нагрузке кровоток увеличивается в 10 раз по сравнению с нормальной циркуляцией крови. В случае наличия облитерирующей болезни кровоток к мышцам не сможет возрастать во время физической нагрузки из-за артериальных стенозов. Когда метаболические потребности мышц превышают фактическое количество поступающей крови, больной испытывает ишемическую боль в мышцах.

Основные характеристики окклюзионного заболевания:

  • Может протекать хронически или остро.
  • Разделяется по локализации в зависимости от пораженной артерии: чревной, брыжеечной, безымянной, подключичной, сонной или позвоночной.

Артериальные нарушения, которые могут привести к обструкции сосуда, включают облитерирующий атеросклероз, облитерирующий тромбоангиит, артериальную эмболию и аневризму нижней конечности.

Внезапная окклюзия связана с мгновенным прекращением кровотока. Это обычно вызывает ишемию ткани и смерть. Постепенная закупорка сопровождается развитием коллатеральных сосудов, в результате чего ткани в какой-то мере получают кислород и питательные вещества. Как правило, окклюзионные заболевания артерий являются лишь частью комплексного синдрома, который поражает различные системы организма.

Осложнения включают тяжелую ишемию, изъязвление кожи, гангрену, ампутацию ноги и сепсис.

 

Облитерирующий атеросклероз: МКБ

По Международной классификации болезней 10 пересмотра атеросклерозу присвоен код 170. С этим же кодом рассматриваются следующие патологические состояния:

  • Эндартериит облитерирующий
  • Хромота перемежающаяся

При необходимости могут быть использованы другие коды из МКБ-10, касающиеся облитерирующего атеросклероза:

  • I70.2 Атеросклероз артерий конечностей
  • I70.8 Атеросклероз других артерий
  • I70.9 Генерализованный и неуточненный атеросклероз

Постановка правильного кода по МКБ-10 позволяет при необходимости получить лечение за границей. Также некоторые названия болезней очень длинные и тогда их заменяют наиболее подходящим кодом с МКБ.

Причины развития облитерирующего атеросклероза

При облитерирующем атеросклерозе артерии закупориваются атеросклеротической бляшкой. В некоторых случаях наблюдается закупорка тромбами или эмболиями.

Одиночные или множественные артериальные стенозы вызывают снижение притока крови к конечностям. Последующая обструкция и повреждение сосудов могут сопровождаться химической или механической травмой и инфекционным поражением. Также возможно развитие воспалительных процессов.

Облитерирующий атеросклероз характеризуется образованием бляшек на стенке интимы средних артерий, вызывающих частичную окклюзию. Кроме того, происходит кальцификация сред и потеря эластичности, которая предрасполагает больного к сосудистой дилатации или образованию тромба.

Факторы риска артериальной окклюзии:

  • Семейная история атеросклероза.
  • Высокое артериальное давление.
  • Высокий уровень холестерина.
  • Сидячий образ жизни.
  • Сахарный диабет.
  • Пожилой возраст.

Наиболее важные факторы риска - употребление табака, гиперлипидемия, гипертония, сахарный диабет и малоподвижный образ жизни.

Генетическая предрасположенность

Некоторые исследователи сообщают о семейных формах окклюзионных заболеваний артерий. В частности, генетические факторы риска могут вносить вклад в различные подтипы сосудистых заболеваний.

  • Локус, тесно связанный с заболеванием, был идентифицирован в хромосоме 1.
  • Мутация в гене CHRNA3 связана с окклюзионной артериальной болезнью, наряду с предрасположенностью к никотиновой зависимости и раку легких.

Облитерирующий атеросклероз: симптомы

Во время развития облитерирующего атеросклероза больной может испытывать преходящие ишемические приступы (транзиторные ишемические атаки, ТИА) из-за снижения мозгового кровообращения. Дополнительно может выявляться:

  • односторонняя сенсорная или моторная дисфункция;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • затруднения в речи (афазия);
  • спутанность сознания;
  • головные боли.

Все эти признаки указывают на возможное поражение сонной артерии.

Признаки поражения вертебробазилярной артерии;

  • бинокулярные нарушения зрения;
  • головокружение;
  • дизартрия;
  • эпизоды падения.

Признаком возможного поражения артерий нижних конечностей без аномалии является наличие у больного ощущения боли в нижних конечностях.
Наиболее характерный признак облитерирующего атеросклероза нижних конечностей - перемежающаяся хромота. Боль является незаметной в начале, возникает в основном при физической нагрузке. Уменьшается после отдыха в течение 2-5 минут. Наступление боли часто связано с пешеходной прогулкой или подъемом по лестнице, что помогает количественно определить возможности больного в прохождении дистанции до и после терапии.

По мере прогрессирования заболевания боль ощущается в состоянии покоя в пальцах ног, также могут развиваться язвы, которые становятся гангренозными при отсутствии лечения.

Вовлечение в патологический процесс брыжеечной артерии проявляется острой болью в животе, тошнотой, рвотой или диареей. Также больной может испытывать онемение, покалывание (парестезию), паралич, мышечную слабость или внезапную боль в обеих ногах. Подобные симптомы также являются признаками окклюзии бифуркации аорты.

Признаки облитерирующего атеросклероза подвздошной артерии чаще всего проявляются в виде спорадической боли в нижней части спины, ягодицах и бедрах или импотенции у больных мужского пола. Если больной испытывает боль в ногах после нагрузки, тогда это также указывает на поражение бедренной и подколенной артерий.

Видео: Облитерирующий эндартериит - две болезни в одной

Облитерирующий атеросклероз: диагностика

Объективное обследование

При осмотре ног может отмечаться изменение цвета кожи или температуры пораженной конечности. Холодные, бледные ноги могут указывать на окклюзию в области раздвоения аорты. Также могут определяться признаки цианоза, язв или гангрены.

Перфузия конечностей может быть недостаточной, что приводит к ряду физиологических изменений:

  • утолщению и непрозрачности ногтей;
  • блестящей и атрофичной коже;
  • снижению роста волос;
  • сухости или трещинам на пятках;
  • потере подкожной клетчатки в области пальцев.

Важнейшей частью объективного обследования является пальпация периферических импульсов. Отсутствие нормально пальпируемого пульса является наиболее достоверным признаком окклюзионного заболевания. Особенно важное значение имеет сравнение импульсов на обеих конечностях. Также во время осмотра врач выясняет, является ли артериальная стенка ощутимой, извилистой или кальцинированной.

При необходимости проводится аускультация основных артерий. Определяемый шум, производимый турбулентным потоком крови через нерегулярный или стенозирующий просвет, часто указывает на атероматозный налет. Шум с правой стороны шеи является возможным признаком поражения артерий.

Особенности инструментальной диагностики

Исследование Нормальный показатель Аномальний результат Объяснение
Ультразвуковая артериография (допплерография) Нормальная скорость кровотока Суженный просвет, пониженная скорость крови или оба признака Отражает скорость кровотока в диагностируемом сосуде, его структуру и размер
Сегментарный мониторинг артериального давления Показания артериального давления на бедре и голени выше, чем на верхних конечностях Показания артериального давления на бедре и голени ниже, чем на верхних конечностях Одновременно определяются показания сфигмоманометра систолического давления, помещенного на конечности, для измерения разницы давления между верхними и нижними конечностями

Другие исследования, проводимые для диагностики облитерирующего атеросклероза:

  • Магнитно-резонансная ангиография.
  • Компьютерная томографическая ангиография.
  • Плетизмография.
  • Офтальмодинамометрия.
  • Цифровая визуализация сосудов.
  • Артериография.
  • Тестирование с физической нагрузкой.
  • Магнитно-резонансная томография.

Своевременная диагностика позволяет правильно поставить диагноз и своевременно назначить нужные лекарственные средства.

Облитерирующий атеросклероз: лечение

Если симптомы слабо или умеренно выражены, заболевание можно эффективно контролировать путем изменения образа жизни:

  • Прекратить курить.
  • Регулярно выполнять физические упражнения
  • Контролировать связанные с облитерирующим атеросклерозом заболевания, таких как диабет, высокое артериальное давление и высокий уровень холестерина.

Упражнения могут очень помочь в облегчении симптомов. Также при необходимости используются препараты, подобранные в индивидуальном порядке.

В некоторых случаях может потребоваться хирургическая процедура для уменьшения сужения артерии и восстановления кровотока в ноге. В частности, артериальный стеноз можно лечить с использованием минимально инвазивных процедур, таких как ангиопластика и стентирование. С их помощью улучшается кровоснабжение в пораженной конечности.

Если болезнь прогрессирует или если она возникает в артерии, которую трудно достичь с помощью катетера, может потребоваться для восстановления кровотока операция артериального шунтирования.

Медикаментозное лечение облитерирующего атеросклероза нижних конечностей

Дозировка лекарства Класс лекарственного препарата Описание Обоснование
Аспирин 80–325 мг Антиагрегант Ингибирует синтез простагландина, который предотвращает образование агрегации тромбоцитов тромбоксана А2
Антикоагулянты Зависит от препарата Продлевает время свертывания Предотвращает удлинение сгустка и препятствует его дальнейшему образованию
Фибринолитики Зависит от лекарств Улучшает циркуляцию крови Используется, когда необходимо сохранить функцию органов и конечностей

Прерывистая хромота, вызванная хроническим облитерирующим атеросклерозом, может лечиться пентоксифиллином (трентал), который может улучшить кровоток через капилляры за счет повышения гибкости эритроцитов.

Антиагреганты, используемые при облитерирующем атеросклерозе, - это дипиридамол, тиклопидин, клопидогрел бисульфат (плавикс), цилостазол (плетал);

Антикоагулянт, часто назначаемый при облитерирующем атеросклерозе, - это эноксапарин натрия (Lovenox).

Хирургическое лечение облитерирующего атеросклероза

Оперативное вмешательство показано в тех случаях, когда определяется прогрессирующее артериальное заболевание или больной предъявляет жалобы на сильные боли, которые ухудшают физическую активность.

Хирургические процедуры, используемые при облитерирующем атеросклерозе, включают:

  • Артериальное шунтирование.
  • Эмболэктомию.
  • Ангиопластику.
  • Симпатэктомию.
  • Ампутацию.

Если облитерирующий атеросклероз быстро прогрессирует или не устраняется с помощью консервативного лечения, при этом перемежающаяся хромота стала сильно мешать передвижению, выполняется артериальное шунтирование нижней конечности.

Участок бедренно-подколенной артерии является наиболее распространенным местом окклюзии. Пораженная часть сосуда может быть обойдена синтетическим протезным материалом (тефлоном или дакроном). Также при необходимости проводится аутогенный венозный трансплантат, взятый, например, с подкожной вены. Уход после феморопоплитеального шунтирования такой же, как и при других операциях на артериях.

Профилактика облитерирующего атеросклероза

Для предотвращения развития заболевания больному необходимо выполнить ряд рекомендаций:

  • Бросить курить или употреблять табак другим способом,
  • Ограничить потребление кофеина.
  • Поддерживать теплую температуру окружающей среды около 21° C (70° F), чтобы предотвратить переохлаждение.
  • Избегать длительного пребывания на ногах.
  • Не использовать приспособления для кровати, чтобы держать ноги в слегка подвешенном положении в течение длительного времени в течение дня.
  • Избегать скрещивания ног в коленных суставах или лодыжках.
  • Нужно носить компрессионные чулки.
  • Избегать давления и энергичного массажа на пораженной конечности.
  • Использовать прокладку в области ишемического повреждения.

Важное значение имеют регулярные аэробные упражнения. В частности, активность улучшает кровообращение за счет сокращения мышц и расслабления. Физические упражнения также стимулируют коллатеральное кровообращение, что в свою очередь увеличивает приток крови к ишемической области.

Рекомендуется от 30 до 40 минут занятий с упражнениями для разминки и расслабления несколько раз в неделю. Также рекомендуется ходить в медленном темпе и ежедневно выполнять зарядку для лодыжек и разгибания колен.

Если имеется перемежающаяся хромота, важно помнить о важности отдыха между тренировками и физической нагрузкой. В частности, нужно предоставлять достаточно времени ногам для расслабления.

Необходимо обеспечить хороший уход за кожей и научиться защищать кожные покровы от неблагоприятного воздействия внешней среды. В частности, нужно использовать увлажняющий лосьон для сухих участков и проводить тщательный уход за ногами. Следует всегда носить хлопчатобумажные носки и удобную защитную обувь и менять носки ежедневно. Если имеются утолщенные или деформированные ногти, волдыри или мозоли, нужно обратиться к дерматологу / подологу за профессиональной консультацией.

Заключение

Облитерирующий атеросклероз является прогрессирующим заболеванием и часто приводит к хроническим заболеваниям. Обычно начинается медленно, и может способствовать возникновению многих необратимо поврежденных сосудов. Также симптомы нередко становятся достаточно серьезными, прежде чем больной успевает обратится за врачебной помощью.

Лечение часто проводится длительно и может вызывать дополнительные проблемы, связанные с финансами, сокращением обычных социальных отношений и множеством других проблем. При этом важное значение имеет оценка способности больного справиться с хроническим заболеванием.

Видео: Лечение атеросклероза сосудов: стентирование артерий нижних конечностей стентом с цитостатиком


5.00 avg. rating (93% score) - 1 vote - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.