Non-sedentary atherosclerosis of the arteries

Author Ольга Кияница

2019-02-02

After 50 years, in many people, the risk of various cardiovascular diseases, including non-venous vascular arteriosclerosis, increases. In most cases, this pathology does not pose a particular danger to human life. But the disease can actively progress, which can lead to serious complications.

Non-steroidal atherosclerosis (NSA) is, it can be said, initial atherosclerosis, that is, the first stage of the development of atherosclerotic disease. During its formation, incomplete overlapping (no more than 50%) of the lumen of the vessel by an atherosclerotic plaque is determined. Symptoms of the disease do not appear immediately, which is why the treatment is often carried out with a delay.

Among all progressive diseases of the cardiovascular system, atherosclerosis is the most common, which is why the number of strokes and heart attacks has so increased.

Diagnosis of non-sedentary atherosclerosis is based on laboratory tests, as well as instrumental methods of investigation (MRI, CT, ultrasound). Timely therapy can improve the quality of life of the patient and prevent the occurrence of severe consequences.

Video: Atherosclerosis | Circulatory System and Disease | NCLEX-RN | Khan Academy

Description of non-stenotic atherosclerosis of arteries

At the heart of the development of non-sedentary atherosclerosis is an elevated level of cholesterol in the blood. In this case, the unhealthy concentration of fat-like substance should be observed for a long time, then the most sensitive in the body of a particular person, the vessels begin to inflammate from the inside. This leads to deposition in the place of damage to calcium, triglycerides, macrophages and other components of blood, which leads to the formation of atherosclerotic (ateromatous) plaque.

Atherosclerosis affects vessels of different caliber, but non-sedentary atherosclerosis most often affects large trunk arteries.

The main difference between non-sedentary atherosclerosis of the arteries from the stenosis

At first, pathological deposits appear as a plaque on the inner wall of the vessel, but with the progression of the disease, the plaque thickens and is increasingly blocking the lumen of the artery. In the case when the atheromatous formation overlaps less than 50% of the vessel, then they speak of non-steroidal atherosclerosis of the arteries.

For a stenotic form of atherosclerosis , blocking of the vessel is more than 50% typical. This condition is considered more dangerous as it can quite quickly lead to the end of the blood supply to a specific area of ​​the human body. But it is important to know that any non-sedentary atherosclerosis for some time, in the absence of treatment, becomes a stenosing form of the disease. Precisely in this is the danger to the health and life of the patient.

Types of disease

It has been noted above that atherosclerosis can affect various vessels, therefore, several types of non-sedentary forms of this disease are emitted. Most often affected:

  • aorta;
  • brachiocephalic arteries;
  • arteries of the lower extremities.

Depending on the location of the site of the defeat, this or that clinical picture arises. Also, the types of diseases may require a separate approach to diagnosis and treatment.

Non-steroidal atherosclerosis of the brachiocephalic arteries: what is it?

The blood flows to the brain through three major blood vessels:

  1. Sleep artery
  2. Left subclavian artery.
  3. Brachiocephalic arteries (brachiocephalic barrel).

Any of these vessels may be subject to an atheromatous transformation, with the symptoms and treatment of the disease may be slightly different.

The brachiocephalic trunk (or brachiosternal trunk) is a thick section of the vessel located before division into the right general carotid artery and right subclavian artery.

Thus, if the atherosclerotic plaque is formed in the brachiocephalic trunk, blood supply to the cerebrum along the right subclavian artery and the common carotid artery is disturbed. The latter in the area of ​​the thyroid cartilage is divided into the outer and inner.

Signs of non-sedentary atherosclerosis of the brachiocephalic arteries

As a result of narrowing of the brachiocele by an atherosclerotic plaque, an appropriate clinic develops:

  • Headache
  • Dizziness
  • Darkening in the eyes.
  • Bad coordination.
  • Weakness and fatigue.

In severe cases, there is encephalopathy and a stroke with marked psychoneurological disorders (loss of vision, change in sensitivity or movement on one side). A similar condition can lead to disability or death.

Non-steroidal atherosclerosis of the brachiocephalic arteries: treatment

In the absence of stenosis of the brachiocephalic barrel, the disease is usually treated with medication. In particular, the following are used:

  • Statins - contribute to lowering "bad" cholesterol (LDL) by more than 60%. Additionally, help to trigger normal triglycerides and increase the concentration of "good" cholesterol (HDL). Long-term administration of statins can significantly reduce the risk of developing atherosclerosis complications. Examples of drugs from the statin group are atorvastatin (Lipitor), fluvastatin (Lescol), lovastatin (AltoPrev, Mevacor), pivastatin (Lival), pravastatin (Pravachol), rosuvastatin calcium (Krestor), simvastatin (Zocor).
  • Fibrates - they are prescribed for the purpose of reducing the level of triglycerides, which, like cholesterol, contribute to the development of atherosclerosis. Examples of drugs from the group of fibrates: gemfibrozil (Lopid), fenofibrate (Antar, Fenoglyde, Lipofen, Lofibre, Trikor, Triglyde, Trilipix).
  • Niacin, or nicotinic acid , consuming a large amount of this vitamin helps reduce cholesterol and LDL. The only thing that this drug can cause is the development of various side effects, so it is less commonly used than the two above-mentioned groups.
  • Sequestrants of bile acids - means of this group bind bile acids located in the intestine. As a result, the concentration of bile acid decreases, which leads to the normalization of cholesterol levels. Examples of drugs: cholestyramine (Locholest, Prevalite, Questran), colestipolis (Colestid), wheelchairs (WelChol).

If necessary, medicines are used to treat arterial hypertension, diabetes mellitus, thrombosis. For example, the following anticoagulants are used:

  • Aspirin is a long-known drug that is really good in liquefying blood. It can reduce the risk of primary heart attacks and strokes by about 25%.
  • Clopidogrel (Plavix) - acts similarly to aspirin. This drug is useful for preventing clots from forming within the arteries.
  • Ticagrelor (Brilinta) acts like clopidogrel. This drug is less effective if the patient takes more than 100 mg of aspirin per day.
  • Prasugrel (an effective medication) - it should be taken orally with or without food, usually once a day or on medical instructions. If necessary, the doctor may advise taking it with a low dose of aspirin.
  • Warfarin (Kumadin) - this powerful blood thinner is an anticoagulant. Normally, it is not used to treat atherosclerosis, whereas it is more indicated with atrial fibrillation and deep vein thrombosis.

If surgical intervention is recommended, then an angioplasty type with stenting is recommended . But according to the results of this study, this method of action in arteriosclerotic atherosclerosis is ineffective because it does not prevent the development of a stroke.

Video: Pathogenesis of Atherosclerosis

Non-stenotic atherosclerosis of the lower limb arteries

In the absence of clogging of the vessels, the symptoms are usually absent or slightly expressed. However, when the arteries of the legs become narrow enough to break the supply of nutritious and oxygen-rich blood to the affected limb, lactic acid begins to accumulate in the muscles, resulting in pain during the workout.

Pain associated with exercise in atherosclerosis of the arteries of the lower extremities, called "intermittent lameness". It can be described as fatigue in the leg, muscle spasms, or severe muscle pain.

Similar symptoms can also be detected in venous diseases, arthritis, neuropathy, or spinal diseases, but patients with lameness due to atherosclerosis of the arteries only experience symptoms with physical activity. During the rest of the pain it takes a few minutes. In patients with multiple, strongly blocked arteries, a serious limitation of blood flow can be determined. In such cases, pain arises in the extremities alone, and in severe conditions, untreated ulcers or gangrene appear.

Symptoms that may appear in atherosclerosis of the arteries include :

  • Pain in the legs associated with exercise.
  • Numbness of legs or feet alone.
  • Cold limbs.
  • Muscular pain in the hips, caviar or feet.
  • Hair loss on the legs.
  • Changes in skin color (pallor or blueness).
  • Attenuation of the pulse or its absence on limb.
  • Walking / Walking.

The diagnosis of non-sedentary atherosclerosis of the lower limb arteries is usually based on a thorough history and physical examination. Arterial Doppler studies are often carried out, which allows you to provide basic research and help determine the degree of vascular occlusion.

When an operation or endovascular treatment is considered, a more detailed visualization will be required to plan the treatment. Although the gold standard for preoperative planning is arteriogram, other less invasive alternative studies, including CT angiography and MRI angiography, are also used.

Non-stenotic atherosclerosis of the carotid arteries

Sleep arteries are large vessels located on both sides of the neck. Under them, blood flows to the face, the brain. As with other arteries, initially, the atherosclerotic attack only slightly overlays the bloodstream, and when the disease progresses, the vessel is completely sealed.

In the absence of stenosis, the symptoms of the disease are practically not determined, but in the future, the condition may noticeably deteriorate. In particular, the same symptoms are manifested as in the case of defeat of the brachiocephalic trunk:

  • Dizziness
  • Blurred vision.
  • Fainting

Similar signs indicate that in the brain there is an insufficient amount of blood rich in oxygen and nutrients .

Sometimes the first symptom of the disease is transient ischemic attack (TIA) or stroke, as a small blood clot may form in the area of ​​the vessel affected by atherosclerosis. When such a small clot is displaced, it can penetrate into the brain and shut the artery of a smaller diameter, which affects the blood supply to a certain part of the brain. Depending on the function of the affected tissue, the patient can live or die.

Symptoms of TIA and stroke are similar :

  • Paralysis or numbness on one side of the body.
  • Blurred vision.
  • Headache
  • Problems with speech.
  • Difficulty with the reaction.

TIA usually does not last long and does not leave long-term violations. This is due to the very small, temporary occlusion of the small artery. Yet TIA is a warning sign of a stroke that is at risk. A stroke is often associated with irreversible damage to the brain part due to loss of blood supply. It can lead to severe disability or death.

Severe cases of stenosis often require carotid endarterectomy , in which the surgeon makes a cut to remove pathological plaque and any affected part of the artery. At this time, the patient is under general anesthesia.

Less invasive treatment is angioplasty of the carotid artery and stenting . During this procedure, the catheter is carried out from the incision in the groin to the closure where the balloon inflates to open the artery. After this, a stent is placed, allowing the vessel to expand and keep it open.

Diagnosis of non-sedentary atherosclerosis of arteries

After collecting complaints and objective examination, the doctor usually assigns laboratory tests in the general type and biochemical analysis of the blood, lipid profile, after which it is necessary to perform instrumental diagnostics, which determines the exact state of the vessels.

  • Ultrasonic examination of the carotid artery

This method of diagnostics includes ultrasound Doppler examination. During this test, sound waves are used to create real-time images of arteries and to detect contractions or stenosis. Doppler is a special ultrasound technique, non-invasive and safe, which can help detect areas of improper blood flow in the arteries.

  • Computer tomographic angiography (CT angiography, KTA)

The KTA is performed using a computer tomograph to obtain a detailed image of the arteries from any part of the body, including the neck. The study is especially useful for those patients who are implanted with pacemakers or stents.

  • Magnetic resonance angiography (MRA)

This non-invasive test gives information similar to KTA, while the patient receives a minimum of ionizing radiation.

  • Cerebral angiography

Also known as intra-arterial digital angiography (IADSA). Cerebral angiography is a minimally invasive test, during which the catheter is directed to the artery in an interesting area of ​​study. Contrast material is introduced through the tube, and images are taken with X-rays.

Prevention of non-non-carotid arteriosclerosis

Methods for preventing non-hypertensive atherosclerosis of the arteries are the same as for other forms of the disease.The best way to prevent atherosclerosis is to make a choice in favor of a healthy heart. As a result, it will be possible to minimize damage and inflammation in the arteries.

The main recommendations for the prevention of atherosclerosis:

  • Need to control blood pressure . Many people believe that high blood pressure can not especially harm their health, but in fact it acts incredibly destructively if it is not treated and the situation is allowed to take its course. A good example is a strong current rushing along the bends of a river and washing away the banks. Similarly, the blood flow during a chronically high blood pressure hits the arterial mucosa, which leads to the launch of an atherosclerotic process.
  • It is important to stop smoking. Smoking is a major risk factor for cardiovascular diseases and atherosclerosis. This is the best way to increase blood pressure and fill the bloodstream with chemicals that destroy the arteries. Although there is no doubt that you should quit smoking if this habit still exists, it probably will not be easy to do. Quitting smoking is a major change in life. The doctor can give advice on how to quit smoking as effectively as possible.
  • Should limit sugar intake as much as possible . Many people, especially those with type 2 diabetes, are at greater risk of cardiovascular disease. This is due to the fact that excess glucose (sugar) in the blood combines with proteins to form the final products of glycation or AGE - another element that can damage the vascular endothelium. Worse, too much insulin can also lead to inflammation. Since a higher blood glucose level means that the body releases more insulin, a high sugar diet is a double blow to the vessels, especially when it comes to atherosclerosis and heart disease. Therefore, you should avoid eating sugar as much as it turns out. Instead, it is better to stick to a low-glycemic anti-inflammatory diet.
  • It is necessary to eliminate the stress factor . When a person is under stress, the sympathetic nervous system stimulates the production of cortisol and other hormones that enter the bloodstream. As a result, the body is preparing for a seemingly inevitable problem. Although random bursts of cortisol do not pose a risk to the cardiovascular system, prolonged exposure to stress contributes to the development of inflammatory reactions in the body.Therefore, it is important to protect yourself from negativity by finding ways to manage and reduce daily stress levels.In particular, you can use meditation, yoga, massage or other similar techniques.
  • Grounding practice . Grounding fills the human body with free electrons. These electrons help to neutralize the positively charged free radicals that accumulate in various tissues and can damage the walls of the arteries. It has been proven that grounding has a balancing effect on the nervous system. The easiest way to benefit from grounding is to walk barefoot on grass or sand.
  • It is useful to take nutritional supplements . Turmeric and fish oil have anti-inflammatory properties that can help keep arteries healthy. CoQ10 can also be used for both energy support and antioxidant effects.

Yet the question continues to bother many, can atherosclerosis be reversed? According to many clinicians, yes. To some extent, atherosclerotic plaque can be stopped and reversed. However, it is a long process. It takes time and a serious commitment to a healthy lifestyle, including diet and supplementation, to clear the vessels of the pathological deposits.

Conclusion

Atherosclerosis is a complicated disease that, in the absence of arterial stenosis, almost never manifests itself. To prevent the disease, it is important to eat properly, adhere to optimal physical activity, not to smoke and not to consume alcohol. It is also necessary after the 40 years to regularly undergo medical examinations in order to be able to identify in a timely manner dangerous diseases.

When setting the diagnosis of non-sedentary atherosclerosis of the arteries, they must prescribe medication with appropriate lifestyle correction. The diligent performance of medical recommendations allows you to prevent complications such as heart attacks and stroke.

Video: Treatment of Atherosclerosis: Therapy Goals & Lifestyle Measures – Vascular Medicine | Lecturio


4.50 avg. rating (89% score) - 2 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Нестенозирующий атеросклероз артерий

Автор Ольга Кияница

2019-02-02

После 50 лет у многих людей возрастает риск различных сердечно-сосудистых заболеваний, включая нестенозирующий атеросклероз сосудов. В большинстве случаев эта патология не представляет особой опасности для жизни человека. Но болезнь может активно прогрессировать, что способно привести к серьезным осложнениям.

Нестенозирующий атеросклероз (НСА) - это, можно сказать, начальный атеросклероз, то есть первый этап развития атеросклеротического заболевания. Во время его формирования определяется неполное перекрытие (не более 50%) просвета сосуда атеросклеротической бляшкой. Симптомы болезни проявляются далеко не сразу именно поэтому лечение нередко проводится с задержкой.

Среди всех прогрессирующих заболеваний сердечно-сосудистой системы атеросклероз является наиболее распространенным, именно поэтому столь увеличилось количество инсультов и сердечных приступов.

Диагностика нестенозирующего атеросклероза основана на лабораторных анализах, а также инструментальных методах исследования (МРТ, КТ, УЗИ). Своевременно проведенная терапия позволяет улучшить качество жизни больного и предотвратить возникновение тяжелых последствий.

Видео: Нестенозирующий атеросклероз брахиоцефальных артерий: лечение

Описание нестенозирующего атеросклероза артерий

В основе развития нестенозирующего атеросклероза лежит повышенный уровень холестерина в крови. При этом нездоровая концентрация жироподобного вещества должна наблюдаться на протяжении длительного времени, тогда наиболее чувствительные в организме конкретного человека сосуды начинают изнутри воспаляться. Это приводит к отложению в месте повреждения кальция, триглицеридов, макрофагов и других составляющих крови, что ведет к образованию атеросклеротической (атероматозной) бляшки.

При атеросклерозе поражаются сосуды различного калибра, но нестенозирующий атеросклероз наиболее часто затрагивает крупные магистральные артерии.

Основное отличие нестенозирующего атеросклероза артерий от стенозирующего

Поначалу патологические отложения выглядят как налет на внутренней стенке сосуда, но при прогрессировании заболевания бляшка утолщается и все больше перекрывает просвет артерии. В случае, когда атероматозное образование перекрывает менее 50% сосуда, тогда и говорят о нестенозирующем атеросклерозе артерий.

Для стенозирующей формы атеросклероза характерно блокирование сосуда более чем на 50%. Это состояние считается более опасным, поскольку может довольно быстро привести к прекращению кровоснабжения определенного участка тела человека. Но важно знать, что любой нестенозирующий атеросклероз за какое-то время при отсутствии лечения переходит в стенозирующую форму болезни. Именно в этом и заключается его опасность для здоровья и жизни больного.

Виды заболевания

Выше отмечалось, что атеросклероз может поражать различные сосуды, поэтому выделяют несколько видов нестенозирующей формы этого заболевания. Чаще всего затрагиваются:

  • аорта;
  • брахиоцефальные артерии;
  • артерии нижних конечностей.

В зависимости от местоположения участка поражения возникает та или иная клиническая картина. Также виды заболевания могут требовать отдельного подхода в диагностике и лечении.

Нестенозирующий атеросклероз брахиоцефальных артерий: что это такое?

Кровь к головному мозгу поступает через три основные кровеносные сосуды:

  1. Сонная артерия.
  2. Левая подключичная артерия.
  3. Брахиоцефалические артерии (брахиоцефальный ствол).

Любой из этих сосудов может быть подвержен атероматозному преобразованию, при этом симптоматика и лечение заболевания может несколько отличаться.

Брахиоцефальный ствол (или плечеголовной ствол) - это толстый участок сосуда, расположенный перед разделением на правую общую сонную артерию и правую подключичную артерию.

Таким образом, если атеросклеротическая бляшка образовывается в брахиоцефальном стволе, то нарушается кровоснабжение головного мозга по правой подключичной артерии и общей сонной артерии. Последняя в районе щитовидного хряща разделяется на наружную и внутреннюю.

Признаки нестенозирующего атеросклероза брахиоцефальных артерий

В результате сужения плечеголовного ствола атеросклеротической бляшкой развивается соответствующая клиника:

  • Головная боль.
  • Головокружение.
  • Потемнение в глазах.
  • Плохая координация.
  • Слабость и утомляемость.

В тяжелых случаях возникает энцефалопатия и инсульт с выраженными психоневрологическими нарушениями (потеря зрения, изменение чувствительности или движений на одной стороне). Подобное состояние может привести к инвалидности или смерти.

Нестенозирующий атеросклероз брахиоцефальных артерий: лечение

При отсутствии стеноза брахиоцефального ствола заболевание, как правило, лечится с помощью медикаментов. В частности используются:

  • Статины - способствуют снижению “плохого” холестерина (ЛПНП) более чем на 60%. Дополнительно помогают привести в норму триглицериды и повысить концентрацию “хорошего” холестерина (ЛПВП). Длительный прием статинов может заметно снизить риск развития осложнений атеросклероза. Примеры препаратов из группы статинов: аторвастатин (Липитор), флувастатин (Lescol), ловастатин (Альтопрев, Мевакор), питавастатин (Ливало), правастатин (Pravachol), розувастатин кальций (Крестор), симвастатин (Зокор).
  • Фибраты - их назначают с целью уменьшения уровня триглицеридов, которые как и холестерин способствуют развитию атеросклероза. Примеры препаратов из группы фибратов: гемфиброзил (Лопид), фенофибрат (Антара, Феноглид, Липофен, Лофибра, Трикор, Триглид, Трилипикс).
  • Ниацин, или никотиновая кислота, - употребление большого количества этого витамина позволяет уменьшить уровень холестерина и ЛПНП. Единственное, этот препарат может вызывать развитие различных побочных эффектов, поэтому его реже используют, чем средства из двух вышеприведенных групп.
  • Секвестранты желчных кислот - средства из этой группы связывают желчные кислоты, находящиеся в кишечнике. В результате концентрация желчной кислоты снижается, что ведет к нормализации уровня холестерина. Примеры препаратов: холестирамин (Locholest, Prevalite, Questran), колестипол (Colestid), колесевелам (WelChol).

При необходимости используются медикаменты для лечения артериальной гипертензии, сахарного диабета, тромбообразования. Например, из антикоагулянтов применяются следующие лекарственные средства:

  • Аспирин - давно известный препарат, действительно хорошо разжижающий кровь. С его помощью можно снизить риск первичных сердечных приступов и инсультов примерно на 25%.
  • Клопидогрел (Плавикс) - действует аналогично аспирину. Этот препарат полезен для предотвращения образования сгустков внутри стентов, помещенных в артерии.
  • Тикагрелор (Brilinta) - действует подобно клопидогрелю. Этот препарат менее эффективен, если больной принимает более 100 мг аспирина в день.
  • Прасугрел (эффективный препарат) - принимать его нужно перорально с пищей или без нее, обычно один раз в день или по врачебному указанию. При необходимости врач может посоветовать принимать его с низкой дозой аспирина.
  • Варфарин (кумадин) - этот мощный разжижитель крови является антикоагулянтом. Обычно он не используется для лечения атеросклероза, тогда как более показан при мерцательной аритмии и тромбозе глубоких вен.

Если же рекомендуется хирургическое вмешательство, то по типу ангиопластики со стентированием. Но по результатам исследований такой метод воздействия при нестенозирующем атеросклерозе артерий малоэффективный, поскольку он не предотвращает развитие инсульта.

Видео: Разжижение крови, профилактика атеросклероза и тромбофлебита. Простые советы.

Нестенозирующий атеросклероз артерий нижних конечностей

При отсутствии закупорки сосудов симптомы, как правило, отсутствуют или слабо выражены. Однако, когда артерии ноги становятся достаточно узкими, чтобы нарушилось поступление питательной и богатой кислородом крови к пораженной конечности, молочная кислота начинает накапливаться в мышцах, приводя к боли во время тренировки.

Боль, связанную с физическими упражнениями при атеросклерозе артерий нижних конечностей, получила название “перемежающаяся хромота”. Она может быть описана как усталость в ноге, мышечные спазмы или сильная боль в мышцах.

Подобные симптомы также могут быть обнаружены при венозных заболеваниях, артритах, невропатиях или заболеваниях позвоночника, но больные с хромотой из-за атеросклероза артерий испытывают симптомы только при физической нагрузке. Во время отдыха боль проходит через несколько минут. У больных с множественными сильно закупоренными артериями может определяться серьезное ограничение кровотока. В таких случаях возникают боли в конечностях в покое, а при тяжелых состояниях появляются незаживающие язвы или гангрена.

Симптомы, которые могут появиться при атеросклерозе артерий ног, включают следующее:

  • Боль в ногах, связанная с физическими упражнениями.
  • Онемение ног или стоп в покое.
  • Холодные конечности.
  • Мышечные боли в бедрах, икрах или ступнях.
  • Выпадение волос на ногах.
  • Изменение цвета кожи (бледность или синеватость).
  • Ослабление пульса или отсутствие его на конечности.
  • Нарушение ходьбы / походки.

Диагноз нестенозирующего атеросклероза артерий нижних конечностей обычно ставится на основании тщательного анамнеза и физического обследования. Часто проводятся артериальные допплеровские исследования, что позволяет обеспечить базовое исследование и помочь определить степень закупорки сосудов.

Когда рассматривается операция или эндоваскулярная терапия, для планирования соответствующего лечения потребуется более детальная визуализация. Хотя золотым стандартом для предоперационного планирования является артериография, другие менее инвазивные альтернативные исследования, включая КТ-ангиографию и МР-ангиографию, также используются.

Нестенозирующий атеросклероз сонных артерий

Сонные артерии - это крупные сосуды, расположенные на обеих сторонах шеи. По ним кровь поступает к лицу, головному мозгу. Как в случае с другими артериями, поначалу атеросклеротический налет лишь незначительно перекрывает кровоток, а при прогрессировании заболевания сосуд закупоривается полностью.

При отсутствии стеноза симптомы болезни практически не определяются, но в дальнейшем состояние может заметно ухудшиться. В частности, проявляются те же симптомы, что и при поражении брахиоцефального ствола:

  • Головокружение.
  • Помутнение зрения.
  • Обморок.

Подобные признаки указывают на то, что в головной мозг поступает недостаточное количество крови, богатой кислородом и питательными веществами.

Иногда первым симптомом заболевания становится транзиторная ишемическая атака (ТИА) или инсульт, поскольку в области сосуда, пораженного атеросклерозом, может образоваться небольшой сгусток крови. Когда такой маленький сгусток смещается, он может проникнуть в мозг и заткнуть артерию меньшего диаметра, от которой зависит кровоснабжение определенной части мозга. В зависимости от функции пораженной ткани больной может жить или умереть.

Симптомы ТИА и инсульта схожи:

  • Паралич или онемение на одной стороне тела.
  • Помутнение зрения.
  • Головная боль.
  • Проблемы с речью.
  • Трудность с реакцией.

ТИА обычно протекает недолго и не оставляет долговременные нарушения. Это происходит из-за очень маленькой, временной окклюзии небольшой артерии. Все же ТИА является предупредительным знаком грозящего инсульта. Инсульт же часто связан с необратимым повреждением части головного мозга из-за потери кровоснабжения. Он может привести к тяжелой инвалидности или смерти.

Тяжелые случаи стеноза часто требуют каротидной эндартерэктомии, при которой хирург делает разрез, чтобы удалить патологический налет и любую пораженную часть артерии. В это время больной находится под общим наркозом.

Менее инвазивным вариантом лечения является ангиопластика сонной артерии и стентирование. Во время этой процедуры катетер проводят от разреза в паху до места закупорки, где надувают баллон, чтобы открыть артерию. После этого помещается стент, позволяющий расширить сосуд и поддерживать его в открытом состоянии.

Диагностика нестенозирующего атеросклероза артерий

После сбора жалоб и объективного осмотра врач, как правило, назначает лабораторные анализы по типу общего и биохимического анализа крови, липидного профиля, После обязательно проводится инструментальная диагностика, с помощью которой определяется точное состояние сосудов.

  • Ультразвуковое исследование сонной артерии

Этот способ диагностики включает ультразвуковое допплеровское исследование. В ходе этого теста используются звуковые волны для создания в реальном времени изображений артерий и выявления сужений или стеноза. Допплер - это специальная ультразвуковая техника, безинвазивная и безопасная, которая может помочь обнаружить участки неправильного кровотока в артериях.

  • Компьютерная томографическая ангиография (КТ-ангиография, КТА)

КТА проводится с помощью компьютерного томографа для получения детального изображения артерий из любого участка тела, включая шею. Исследование особенно полезно тем больным, которым имплантированы кардиостимуляторы или стенты.

  • Магнитно-резонансная ангиография (МРА)

Этот неинвазивный тест дает информацию, аналогичную КTA, при этом больной получает минимум ионизирующего излучения.

  • Церебральная ангиография

Также известна как внутриартериальная цифровая ангиография (IADSA). Церебральная ангиография является минимально инвазивным тестом, во время которого катетер направляется по артерии в интересующую область изучения. Контрастный материал вводится через трубку, а изображения снимаются с помощью рентгеновских лучей.

Профилактика нестенозирующего атеросклероза артерий

Методы предупреждения нестенозирующего атеросклероза артерий такие же, как и других форм заболевания. Лучший способ предотвратить атеросклероз - сделать выбор в пользу здорового сердца. В результате можно будет свести к минимуму количество повреждений и воспаление в артериях.

Главные рекомендации по профилактике атеросклероза:

  • Нужно контролировать артериальное давление. Многие люди считают, что высокое АД не сможет особенно навредить их здоровью, но на самом деле оно действует невероятно разрушительно, если его не лечить и ситуацию пустить на самотек. Наглядный пример - сильное течение несется вдоль изгибов реки и размывает берега. Аналогично ток крови при хронически высоко АД врезается в артериальную слизистую оболочку, что приводит к запуску атеросклеротического процесса.
  • Важно прекратить курить. Курение является основным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний и атеросклероза. Это лучший способ повысить кровяное давление и наполнить кровоток химическими веществами, которые разрушают артерии. Хотя нет сомнений, что следует бросить курить, если эта привычка все еще есть, все же, вероятно, это будет сделать нелегко. Бросить курить - это серьезное изменение жизни. Врач может дать советы, как отказаться от курения максимально эффективно.
  • Следует максимально ограничить потребление сахара. Многие люди, особенно с диабетом 2 типа, подвержены большему риску сердечно-сосудистых заболеваний. Это связано с тем, что избыточная глюкоза (сахар) в крови соединяется с белками с образованием конечных продуктов гликирования или AGE - еще одного элемента, который может повредить эндотелий сосудов. Хуже того, слишком много инсулина также может приводит к воспалению. Поскольку более высокий уровень глюкозы в крови означает, что организм выделяет больше инсулина, диета с высоким содержанием сахара - это двойной удар по сосудам, особенно когда речь идет об атеросклерозе и болезнях сердца. Поэтому нужно избегать употребления сахара столько, сколько получается. Вместо этого лучше придерживаться низкогликемической противовоспалительной диеты.
  • Необходимо устранить стрессовый фактор. Когда человек находиться в состоянии стресса, симпатический отдел нервной системы стимулирует выработку кортизола и других гормонов, которые попадают в кровоток. В результате тело готовится к, казалось бы, неизбежной проблеме. Хотя случайные всплески кортизола не представляют риска для сердечно-сосудистой системы, длительное нахождение в состоянии стресса способствует развитию в организме воспалительных реакций. Поэтому важно защитить себя от негатива, найдя способы управления и снижения ежедневного уровня стресса. В частности, можно использовать медитацию, йогу, массаж или другие подобные техники.
  • Практика заземления. Заземление наполняет тело человека свободными электронами. Эти электроны помогают нейтрализовать положительно заряженные свободные радикалы, которые накапливаются в различных тканях и могут повредить стенки артерий. Было доказано, что заземление оказывает уравновешивающее воздействие на нервную систему . Самый простой способ получить выгоду от заземления - это ходить босиком по траве или песку.
  • Полезно принимать пищевые добавки. Куркума и рыбий жир обладают противовоспалительными свойствами, которые могут помочь сохранить артерии здоровыми. Также может быть использован CoQ10, как для энергетической поддержки, так и для оказания антиоксидантного воздействия.

 

Все же многих продолжает беспокоить вопрос, может ли атеросклероз быть обращен вспять? Как утверждают многие клиницисты - да. В некоторой степени можно остановить и обратить вспять образование атеросклеротического налета. Однако это долгий процесс. Требуется время и серьезная приверженность здоровому образу жизни, включая диету и прием пищевых добавок, чтобы сосуды очистились от патологических отложений.

Заключение

Атеросклероз - сложно протекающее заболевание, которое при отсутствии стеноза артерии практически никак не проявляется. Для профилактики заболевания очень важно правильно питаться, придерживаться оптимальной физической активности, не курить и не употреблять алкоголь. Также нужно после 40 лет регулярно проходить медицинские осмотры, чтобы можно было вовремя выявить опасное заболевания.

При постановке диагноза нестенозирующего атеросклероза артерий обязательно назначают медикаментозное лечение, с соответствующей коррекцией образа жизни. Прилежное выполнение врачебных рекомендаций позволяет предупредить такие осложнения, как сердечный приступ и инсульт.

Видео: Супереда против холестериновых бляшек. Продукты-защитники


4.50 avg. rating (89% score) - 2 votes - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.