Unstable angina

Author Ольга Кияница

2018-06-26

Unstable angina is considered a pre-infarction, so timely treatment should be done to help prevent formidable complications. A complete examination of the patient is mandatory, after which individual therapy is selected individually.

Unstable angina (HC) refers to acute coronary syndrome (ACS), which also includes myocardial infarction with an increase in the ST level and without an increase in the ST segment. Unstable angina is characterized by the formation of myocardial ischemia, which does not result in necrosis (ie cardiac biomarkers of myocardial necrosis, such as isozyme creatine kinase, isopropylene, troponin, myoglobin, absent in the bloodstream).

With unstable angina, emergency treatment is required, since the risk of myocardial infarction is high.

In the course of diagnosis, the NA first of all use an assessment of the clinical picture, after which they use instrumental and laboratory methods of investigation.During the treatment of NA, efforts are directed at restoring blood flow through the coronary vessels and preventing repeated cases of their blocking.

Video: What is angina?

Definition of unstable angina

The term "unstable angina" was first used in the early 1970s to determine the condition mentioned in earlier publications, such as pre-infarction angina, crescendo angina, acute coronary insufficiency, or an intermediate coronary syndrome. [1 - Fowler NO Preinfarction angina: a need for an objective definition and for a controlled clinical trial of its management]

There were several classifications of unstable angina. In the widely used classification of Braunwald, unstable angina was divided into three classes corresponding to the severity:

  • Class I - includes primary cases of severe or accelerated angina less than 2 months without residual pain.
  • Class II - includes painful conditions at rest during the previous month, but not during the last 48 hours.
  • Class III - includes angina at rest for the last 48 hours.

For today, it is assumed that unstable angina is an intermediate state between stable angina and myocardial infarction (MI). Quite often unstable angina is the usual precursor of myocardial infarction; in some studies, patients reported that a week before the heart attack they had discomfort in the chest, corresponding to the clinic of the National Assembly.

Prevalence of unstable angina

Every year, about one million Americans are hospitalized because of the development of unstable angina. A similar number of patients does not enter the hospital due to the fact that they do not recognize themselves as sick or undergo treatment on an outpatient basis. Despite advances in medicine and increased survival after myocardial infarction (MI), the incidence of angina pectoris, as previously expected, is increasing, with various preventive measures being actively carried out.

According to the Global Registry and the evaluation of the treatment of unstable angina (GUARANTEE), the average age of patients with NS is 62 years, in 44% of these patients age over 65 is determined. Also in patients with unstable angina, hypertension (60%), hypercholesterolemia (43%), diabetes mellitus (26%) are determined.

On average, women develop NS five years later than men, with about half of all women diagnosed after 65 years of age.

Pathogenesis

It is believed that the formation of an intracoronary thrombus explains the pathogenesis in most patients with unstable angina. In contrast to myocardial infarction with an increase in the level of the ST segment, in which the thrombus was usually occlusive, a thrombus with unstable angina did not lead to complete occlusion of the coronary arteries, at least 80% -90% of the patients.

Formation of thrombi in unstable angina

The main mechanisms of development of unstable angina are intracoronary thrombus formation and complex lesions (ulcerated or destroyed plaque), which are found in 50% -80% of cases.

The results of angioscopic studies indicate that intracoronary thrombus or yellow plaque is found in most patients with unstable angina, whereas similar cases with stable angina are quite rare.

The thrombus with unstable angina is characterized by grayish-white color and is presumed to be saturated with platelets, whereas in MI it is more often red and red blood cells predominate in it. Also, the formation of thrombi on a fractured or eroded plaque is the most common pathophysiological mechanism in unstable angina, especially when it comes to acute pain. In the absence of pain, additional studies should be carried out to identify the true cause of development of the disease.

Other pathogenic mechanisms of development of unstable angina

Inflammation plays an important role in rupturing atherosclerotic plaques, and it contributes to the destabilization of the fibrous structure of so-called vulnerable plaques by secretion of matrix metalloproteinases. One of the difficulties with understanding the role of inflammation is the relationship between blood clot formation and inflammation. Tissue factor is more common in unstable versus stable plaques, and histological studies prove a strong connection between macrophage infiltration and tissue factor localization. Local expression of the tissue factor by macrophages can lead to activation of the coagulation cascade. In addition, platelet activation can lead to inflammatory reactions at the site of vascular lesions. [2 - Liuzzo GBiasucci LMGallimore JR et al. The prognostic value of C-reactive protein and serum amyloid. N Engl J Med. 1994; 331417-424.]

Another link between inflammation and thrombosis may be lipoprotein (a). Recent studies show that lipoprotein (a), which is considered an atherosclerotic and thrombogenic factor, is localized in macrophage-rich areas, as well as in unstable plaques.

In general, the pathogenesis of coronary disease is directly related to the slow or rapid progression of atherosclerosis.On the other hand, ischemic mechanisms reflect an imbalance between myocardial blood supply and oxygen consumption. With unstable angina, a short-term reduction in blood supply or even a slight increase in myocardial need in the presence of a new significant lesion can accelerate the ischemic manifestations of the disease, namely, the NA, by changing this balance. A transient reduction in diet associated with the formation of an intracoronary thrombus with spontaneous lysis or embolization can also lead to the development of retrosternal pain at rest. Activated platelets release several vasoactive substances that, in the presence of endothelial dysfunction (impaired vasodilation), can lead to vasoconstriction at the distal site and a short-term decrease in blood flow. Although a thrombus is usually present in such cases, any process (thrombotic or otherwise) that significantly disturbs this balance can lead to unstable angina.

Causes and risk factors

The main cause of unstable angina is ischemic heart disease caused by the accumulation of atherosclerotic deposits on the walls of the coronary arteries. As a result of such pathological changes, the arteries narrow and become more rigid.This reduces the flow of blood to the heart muscle, then the myocardium lacks nutrients and oxygen, which causes a pain in the chest.

060-1

In case of unstable angina, the risk factors that are common to all cardiovascular diseases are taken into account:

  • Diabetes
  • Increased body weight
  • Family history of heart disease
  • High blood pressure
  • High cholesterol and low-density lipoprotein
  • Low level of high density lipoprotein
  • Keeping a sedentary lifestyle
  • The presence of bad habits
  • Excessive physical activity
  • Chronic lack of sleep

If the patient is determined by stable angina, then under the influence of the above factors of influence, she can go into an unstable form.

Men over 45 and women over 55 are more likely to develop unstable angina.

Signs and Symptoms

With unstable angina, symptoms can occur at rest; then become more pronounced, severe and prolonged than the usual picture of angina pectoris. There may also be a change in the usual pattern of angina pectoris; or lack of improvement after resting or taking nitroglycerin.

Symptoms of unstable angina are similar to those of myocardial infarction (MI) and include the following:

  • Chest pain
  • Feeling of pressure in the heart
  • Pain or pressure in the back, neck, jaw, abdomen, shoulders or arms
  • Reinforced sweating
  • Shortness of breath
  • Nausea, vomiting
  • Dizziness or sudden weakness
  • Fatigue

Of great importance is the medical history and diagnostic examination of the patient, which are usually more sensitive and specific for unstable angina than a physiological examination, which may not give significant information.

An objective examination of a patient with unstable angina may lead to the following results:

  • Increased sweating
  • Tachycardia or bradycardia
  • Unstable myocardial dysfunction (eg, systolic blood pressure

Diagnostics

Various laboratory studies are conducted, among which the following are most commonly used to determine unstable angina:

  • Standard 12-lead electrocardiography
  • Serial analysis of cardiac biomarkers (eg, creatine kinase, troponin, myoglobin, etc.)
  • Complete blood count with determination of hemoglobin level
  • Biochemical analysis of blood serum (including magnesium and potassium)
  • Lipid panel

Coronary angiography helps visualize narrowed arteries or places of obstruction. This is one of the most common tests that are used to diagnose unstable angina.

Other methods that may be useful in assessing patients with suspected HC include:

  • Level of creatinine
  • Physical testing of the patient in a stable state
  • Chest X-ray
  • Echocardiography
  • Computed tomography angiography
  • Magnetic resonance angiography
  • Single photon emission computed tomography
  • Magnetic resonance imaging
  • Perfusion imaging of the myocardium

Treatment

Treatment of unstable angina depends on the severity of the condition. Most often in the therapy of NA, the tactics of exposure are selected with the aim of:

  • Decreased myocardial oxygen demand
  • Improve myocardial blood supply
  • Evaluation of the risk of progression of myocardial disease or complications associated with treatment.

Patients with unstable angina should undergo treatment in a hospital with continuous monitoring of telemetry.Intravenous access is provided and additional oxygen supply is provided, especially if signs of desaturation are noted.

In critical cases, when the clinical symptoms of NA are extremely pronounced, the primary treatment method is invasive (surgical) or conservative (medical).

In the treatment of unstable angina, the following drugs are used:

  • Antiaggregants (aspirin, clopidogrel)
  • Lipidosnizhayuschie statinovye drugs (simvastatin, atorvastatin, Pitavastatin and pravastatin)
  • Cardiovascular antiplatelet agents (tirofiban, eptifibatid and abciximab)
  • Beta-blockers (atenolol, metoprolol, esmolol, nadolol and propranolol)
  • Anticoagulants (heparin, low molecular weight heparin or enoxaparin, dalteparin and tinzaparin)
  • Thrombin inhibitors (bivalirudin, lepiridin, desyrudin and argatroban)
  • Nitrates (nitroglycerin IV)
  • Calcium channel blockers (diltiazem, verapamil or nifedipine)
  • Angiotensin-converting enzyme inhibitors (captopril, lisinopril, enalapril and ramipril)

In addition, a diet with low cholesterol and saturated fat is recommended. Limitation of sodium is prescribed for patients with heart failure or hypertension.

Video: How to cure angina pectoris

Surgical treatment for unstable angina may include the following:

  • Setting the shunt into the coronary artery - part of the blood vessel is taken from another part of the body and used to redirect the blood bypassing the blocked or narrowed part of the artery.
  • Percutaneous coronary intervention - a narrowed section of the artery is dilated with a tiny device called a stent.

Both these operations are equally effective. The most optimal method of treatment is selected by the doctor taking into account individual circumstances. Sometimes even after the operation, you have to continue taking medication.

Prevention

Regardless of the severity of the condition, the patient may need to change his lifestyle, and with a long-term focus, which is also the prevention of repeated attacks of unstable angina. The main recommendations from this area of improving heart health are:

  • Practice healthy eating
  • Reduction of stressful situations
  • Weight reduction, especially if its excess is noted
  • Refusal to smoke, if there is this habit

Correction of a way of life in most cases allows to reduce risk of development of a stenocardia and a heart attack. If necessary, you can discuss with your doctor appropriate options for exercise to avoid hypodynamia.

Forecast

The course of the disease largely depends on the severity of the disease. The stronger the pathological manifestations, the higher the risk of developing various complications that worsen the prognostic conclusion. If in addition the patient is diagnosed with concomitant diseases like arterial hypertension or diabetes, then an unfavorable prognosis is also given.

Studies have shown that there are the following significant prognostic factors for poor outcome in patients with unstable angina:

  • The presence in the history of the disease of a bad fraction of the ejection of the left ventricle
  • Hemodynamic instability
  • Recurrent angina, despite intense anti-ischemic therapy
  • The first occurrence or repeated mitral regurgitation
  • Stable ventricular tachycardia

With timely treatment started, the forecast is often improved, especially against the background of successfully performed revascularization or catheterization of the coronary arteries.

Video: IHD. Unstable angina


5.00 avg. rating (97% score) - 4 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Нестабильная стенокардия

Автор Ольга Кияница

2018-06-26

Нестабильная стенокардия считается прединфарктным состоянием, поэтому должно проводиться своевременное лечение, которое поможет предотвратить грозные осложнения. Обязательно выполняется полное обследование больного, после чего назначается подобранная в индивидуальном порядке терапия.

Нестабильная стенокардия (НС) - относится к острому коронарному синдрому (ОКС), который также включает инфаркт миокарда с повышением уровня ST и без повышения ST-сегмента. Нестабильная стенокардия характеризуется образованием ишемии миокарда, которая не завершается его некрозом (т.е. сердечные биомаркеры некроза миокарда, такие как изозим креатинкиназы, изопропилен, тропонин, миоглобин, в кровотоке отсутствуют).

При нестабильной стенокардии требуется экстренное лечение, поскольку высок риск развития инфаркта миокарда.

В ходе диагностики НС первым делом используют оценку клинической картины, после чего задействуют инструментальные и лабораторные методы исследования. Во время лечения НС усилия направлены на восстановление кровотока по коронарным сосудам и предупреждение повторных случаев их блокирования.

Видео: Что такое стенокардия?

Определение нестабильной стенокардии

Термин “неустойчивая стенокардия” впервые был использован в начале 1970-х годов для определения состояния, упомянутого в более ранних публикациях, как прединфарктная стенокардия, крещендовая стенокардия, острая коронарная недостаточность или промежуточный коронарный синдром. [1 - Fowler NO Preinfarction angina: a need for an objective definition and for a controlled clinical trial of its management]

Существовало несколько классификаций нестабильной стенокардии. В широко используемой классификации Браунвальда нестабильная стенокардия разделялась на три класса, соответствующих степенях тяжести:

  • Класс I - включает первичные случаи тяжелой или ускоренной стенокардии менее 2 месяцев без остаточной боли.
  • Класс II - включает болезненные состояния в покое в течение предыдущего месяца, но не на протяжении последних 48 часов.
  • Класс III - включает стенокардию в состоянии покоя в течение последних 48 часов.

На сегодня предполагается, что нестабильная стенокардия является промежуточным состоянием между стабильной стенокардией и инфарктом миокарда (ИМ). Нередко нестабильная стенокардия является обычным предвестником ИМ; в некоторых исследованиях пациенты сообщали, что за неделю до сердечного приступа у них наблюдался дискомфорт в грудной клетке, соответствующий клинике НС.

Распространенность нестабильной стенокардии

Каждый год примерно один миллион американцев госпитализируется по причине развития нестабильной стенокардии. Аналогичное количество больных не попадает в больницу из-за того, что не признают себя больными или проходят лечение в амбулаторных условиях. Несмотря на достижения в медицине и повышение выживаемости после инфаркта миокарда (ИМ), частота стенокардии, как ранее ожидалось, возрастает, при это активно проводятся различные профилактические меры.

В соответствии с Глобальной регистрацией и оценкой лечения нестабильной стенокардии (GUARANTEE) средний возраст пациентов с НС составляет 62 года, у 44% из этих пациентов определяется возраст старше 65 лет. Также у пациентов с нестабильной стенокардией определяется гипертензия (60 %), гиперхолестеринемия (43%), сахарный диабет (26%).

В среднем, у женщин развивается НС на пять лет позже, чем у мужчин, причем приблизительно половине из всех женщин ставят диагноз после 65 лет.

Патогенез

Считается, что образование интракоронарного тромба объясняет патогенез у большинства пациентов с нестабильной стенокардией. В отличие от ИМ с повышением уровня ST-сегмента, при котором тромб обычно был окклюзионным, тромб при нестабильной стенокардии не приводил к полной окклюзии коронарных артерий, по крайней мере у 80%-90% больных.

Формирование тромбов при нестабильной стенокардии

Основные механизмы развития нестабильной стенокардии - интракоронарное тромбообразование.и комплексное поражение (изъязвленная или разрушенная бляшка), которые обнаруживаются у 50%-80% случаев заболевания.

Результаты ангиоскопических исследований указывают на то, что внутрикоронарный тромб или желтый налет обнаруживается у большинства больных с нестабильной стенокардией, тогда как подобные случаи со стабильной стенокардией довольно редки.

Тромб при нестабильной стенокардии характеризуется серовато-белым окрасом и предположительно насыщен тромбоцитами, тогда как при ИМ он чаще бывает красным и в нем преобладают эритроциты. Также образование тромбов на трещинной или эрозированной бляшке является наиболее распространенным патофизиологическим механизмом при нестабильной стенокардии, особенно когда речь идет об острых болевых ощущениях. При отсутствии болей должны проводится дополнительные исследования, позволяющие выявить достоверную причину развития НС.

Другие патогенные механизмы развития нестабильной стенокардии

Воспаление играет важную роль в разрыве атеросклеротических бляшек, и оно способствует дестабилизации волокнистой структуры так называемых уязвимых бляшек путем секреции матричных металлопротеиназ. Одной из трудностей с пониманием роли воспаления является взаимосвязь между образованием тромбов и воспалением. Тканевой фактор чаще встречается у нестабильных против стабильных бляшек, при этом гистологические исследования доказывают сильную связь между инфильтрацией макрофагов и локализацией тканевого фактора. Локальное выражение тканевого фактора макрофагами может привести к активации каскада коагуляции. Кроме того, активация тромбоцитов может привести к воспалительным реакциям в месте поражения сосудов. [2 - Liuzzo GBiasucci LMGallimore JR et al. The prognostic value of C-reactive protein and serum amyloid "a" protein in severe unstable angina. N Engl J Med. 1994;331417- 424.]

Еще одним связующим звеном между воспалением и тромбозом может быть липопротеин (а). Недавние исследования показывают, что липопротеин (а), который считается атеросклеротическим и тромбогенным фактором, локализуется в богатых макрофагами областях, а также в нестабильных бляшках.

В общем, патогенез коронарного заболевания напрямую связан с медленным или быстрым прогрессированием атеросклероза. С другой стороны, ишемические механизмы отражают дисбаланс между миокардиальным кровоснабжением и потреблением кислорода. При нестабильной стенокардии кратковременное снижение кровоснабжения или даже небольшое увеличение потребности в миокарде в присутствии нового значительного поражения могут ускорить ишемические проявления заболевания, а именно НС, путем изменения этого баланса. Переходное снижение питания, связанное с образованием внутрикоронарного тромба со спонтанным лизисом или эмболизацией, также может привести к появлению загрудинной боли в покое. Активированные тромбоциты высвобождают несколько вазоактивных веществ, которые при наличии эндотелиальной дисфункции (нарушенной вазодилатации) могут приводить к вазоконстрикции на дистальном участке и кратковременному снижению кровотока. Хотя тромб в таких случаях обычно присутствует, любой процесс (тромботический или иной), который значительно нарушает этот баланс, может привести к нестабильной стенокардии.

Причины и факторы риска

Основной причиной нестабильной стенокардии является ишемическая болезнь сердца, вызванная накоплением на стенках коронарных артерий атеросклеротических отложений. В результате подобных патологических изменений артерии сужаются и становятся более жесткими. Это уменьшает приток крови к сердечной мышце, далее миокарду не хватает питательных веществ и кислорода, в результате чего чувствуется боль в груди.

060-1

При нестабильной стенокардии принимаются во внимание факторы риска, являющиеся общими для всех сердечно-сосудистых заболеваний:

  • Сахарный диабет
  • Повышенный вес тела
  • Семейная история болезней сердца
  • Высокое артериальное давление
  • Высокий уровень холестерина и липопротеинов низкой плотности
  • Низкий уровень липопротеинов высокой плотности
  • Ведение сидячего образа жизни
  • Наличие вредных привычек
  • Чрезмерная физическая нагрузка
  • Хроническое недосыпание

Если у больного определяется стабильная стенокардия, то под воздействием вышеприведенных факторов воздействия она может перейти в нестабильную форму.

Мужчины старше 45 лет и женщины старше 55 лет с большей вероятностью заболевают нестабильной стенокардией.

Признаки и симптомы

При нестабильной стенокардии симптомы могут возникать в состоянии покоя; затем становятся более выраженными, тяжелыми и длительными, чем обычная картина стенокардии. Также может наблюдаться изменение обычной картины стенокардии; или отсутствие улучшения после отдыха или приема нитроглицерина.

Симптомы нестабильной стенокардии аналогичны признакам инфаркта миокарда (ИМ) и включают следующее:

  • Боль в груди
  • Чувство давления в области сердца
  • Боль или давление в спине, шее, челюсти, животе, плечах или руках
  • Усиленное потение
  • Одышку
  • Тошноту, рвоту
  • Головокружение или внезапную слабость
  • Усталость

Важное значение имеет история болезни и диагностическое обследование больного, которые обычно более чувствительны и специфичны для нестабильной стенокардии, чем физиологическое обследование, которое может не дать существенной информации.

Объективное обследование больного с нестабильной стенокардией может привести к следующим результатам:

  • Повышенное потоотделение
  • Тахикардия или брадикардия
  • Нестабильная дисфункция миокарда (например, систолическое артериальное давление

Диагностика

Проводятся различные лабораторные исследования, среди которых чаще всего используются для определения нестабильной стенокардии следующие:

  • Стандартная в 12 отведениях электрокардиография
  • Последовательный анализ сердечных биомаркеров (например, креатинкиназы, тропонина, миоглобина и пр.)
  • Полный анализ крови с определением уровня гемоглобина
  • Биохимический анализ сыворотки крови (включая магний и калий)
  • Липидная панель

Коронарная ангиография помогает визуализировать суженные артерии или места закупорки. Это один из самых распространенных тестов, который используют для диагностики нестабильной стенокардии.

Другие методы, которые могут быть полезны в оценке больных с предположительной НС, включают следующее:

  • Уровень креатинина
  • Физическое тестирование больного в стабильном состоянии
  • Рентгенография грудной клетки
  • Эхокардиография
  • Компьютерная томографическая ангиография
  • Магнитно-резонансная ангиография
  • Однофотонная эмиссионная компьютерная томография
  • Магнитно-резонансная томография
  • Перфузионная визуализация миокарда

Лечение

Лечение нестабильной стенокардии зависит от тяжести состояния. Чаще всего при терапии НС подбирают тактику воздействия с целью:

  • Снижения потребности миокарда в кислороде
  • Улучшения кровоснабжения миокарда
  • Оценки риска развития прогрессирования заболевания миокарда или осложнений, связанных с лечением.

Больные с нестабильной стенокардией должны проходить лечение в больнице с непрерывным контролем телеметрии. Делается внутривенный доступ и обеспечивается дополнительное поступление кислорода, особенно если отмечаются признаки десатурации.

В критических случаях, когда крайне выражены клинические симптомы НС, используется метод первичного лечения инвазивным (хирургическим) или консервативным (медицинским) способом.

В лечении нестабильной стенокардии используют следующие препараты:

  • Антиагреганты (аспирин, клопидогрель)
  • Липидоснижающие статиновые препараты (симвастатин, аторвастатин, питавастатин и правастатин)
  • Сердечно-сосудистые антиагреганты (тирофибан, эптифибатид и абциксимаб)
  • Бета-блокаторы (атенолол, метопролол, эсмолол, надолол и пропранолол)
  • Антикоагулянты (гепарин, низкомолекулярный гепарин или эноксапарин, далтепарин и тинзапарин)
  • Ингибиторы тромбина (бивалирудин, лепирудин, десирудин и аргатробан)
  • Нитраты (нитроглицерин IV)
  • Блокаторы кальциевых каналов (дилтиазем, верапамил или нифедипин)
  • Ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (каптоприл, лизиноприл, эналаприл и рамиприл)

Дополнительно рекомендуется диета с низким содержанием холестерина и насыщенных жиров. Ограничение натрия назначается больным с сердечной недостаточностью или гипертонией.

Видео: Как вылечить стенокардию

Хирургическое лечение при нестабильной стенокардии может включать следующее:

  • Установка шунта в коронарную артерию - часть кровеносного сосуда берется из другой части тела и используется для перенаправления крови в обход заблокированной или суженной части артерии.
  • Чрескожное коронарное вмешательство - суженный участок артерии расширяется с помощью крошечного устройства, называемого стентом.

Обе эти операции одинаково эффективны. Наиболее оптимальный метод лечения подбирается врачом с учетом индивидуальных обстоятельств. Иногда даже после операции приходится продолжать принимать лекарства.

Профилактика

Независимо от тяжести состояния, больному может потребоваться изменить свой образ жизни, причем с нацеленностью на длительную перспективу, что одновременно является профилактикой повторных приступов нестабильной стенокардии. Основными рекомендациями из этой области улучшения здоровья сердца являются:

  • Практикование здорового питания
  • Снижение стрессовых ситуаций
  • Уменьшение веса, особенно если отмечается его избыток
  • Отказ от курения, если имеется эта привычка

Коррекция образа жизни в большинстве случаев позволяет уменьшить риск развития стенокардии и сердечного приступа. При необходимости можно обсудить с врачом подходящие варианты физических упражнений во избежание гиподинамии.

Прогноз

Течение болезни во многом зависит от тяжести заболевания. Чем сильнее патологические проявления, тем выше риск развития различных осложнений, которые ухудшают прогностическое заключение. Если дополнительно у больного определяются сопутствующие заболевания по типу артериальной гипертонии или сахарного диабета, тогда также дается неблагоприятный прогноз.

Исследования показали, что существуют следующие значимые прогностические факторы для плохого исхода у пациентов с нестабильной стенокардией:

  • Присутствие в истории болезни плохой фракции выброса левого желудочка
  • Гемодинамическая нестабильность
  • Рецидивирующая стенокардия, несмотря на интенсивную антиишемическую терапию
  • Впервые возникшая или повторяющаяся митральная регургитация
  • Устойчивая желудочковая тахикардия

При своевременно начатом лечении нередко прогноз улучшается, особенно на фоне успешно выполненной реваскуляризации или катетеризации коронарных артерий.

Видео: ИБС. Нестабильная стенокардия


5.00 avg. rating (97% score) - 3 votes - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.