The mitral valve

The valvular heart apparatus consists of four components, among which the mitral valve is of particular importance. The quality of his work depends on hemodynamics for a large range of blood circulation. In the case of the definition of the mitral valve disease, treatment is mandatory, mainly in the surgical way, which allows improving the quality and duration of the patient's life.

The mitral valve (mitral valve) is also known as the bicuspid valve or the left atrioventricular valve. It is a heart valve with two valves, which is located between the left atrium and the left ventricle. The mitral valve, together with the tricuspid valve, is known as atrioventricular valves, because they lie between the atria and ventricles of the heart.

Under normal conditions, blood flows through the open mitral valve during diastole with contraction of the left atrium. The MC is closed during systole with contraction of the left ventricle.

From the work of the MC depends the flow of blood through a large range of blood circulation, through which oxygen and nutrients flow to most of the organs and systems of the body. If there are any violations, the blood can flow back through the valve flaps (mitral regurgitation) or the MC is so narrow (mitral stenosis) that blood is difficult to get from the atrium to the ventricle. Rheumatic heart disease often affects the mitral valve; which can also prolapse with age or be affected by infective endocarditis.

Video: The mitral valve of the heart

The main characteristics of the mitral valve

The human heart has 4 valves. The mitral valve is 4 to 6 square centimeters and connects the left atrium (LP) and the left ventricle (LV). Opens MC during diastole, so that the flow of blood from the LP comes in the LV. During ventricular systole, the mitral valve closes and prevents backflow of blood

The word "mitral" comes from Latin, which means "in the form of a miter" (Bishop's hat). The word "bicuspid" is a combination of words from Latin "bi-", which means "double", and "cusp", which means "dot", which indicates a double flap-shaped valve shape.

The normal function of the mitral valve depends on six components:

  • The walls of the left atrium
  • Left atrioventricular ring
  • Valve Closures
  • Chordate tendons
  • Papillary muscles
  • The walls of the left ventricle

11497

The mitral valve has two valves, an anteromedial valve and a posterolateral valve. The aperture of the mitral valve is surrounded by a fibrous ring, known as the mitral ring. On the front flap there are approximately two thirds of the valve (it is a crescent in the circle) and it is located above the rear flap.

Any congenital or acquired disruption of individual components of the mitral valve can disrupt its finely coordinated mechanisms and reduce the functionality of the MC.

Anatomy of the mitral valve

The mitral apparatus consists of the left atrium wall, the ring, the valves, the chord tendons, the papillary muscles and the wall of the left ventricle. The valve is located obliquely behind the aortic valve.

Left atrial wall

The left atrial myocardium extends to the proximal part of the posterior wing. Thus, an increase in the left atrium may lead to mitral regurgitation, since the mitral ring is stretched. In this case, the front flap is not broken due to its attachment to the base of the aorta.

The mitral ring

It is a fibrous formation that connects with the valves. This hole is not an integral, but a D-shaped, similar shape is made by prosthetic valves.

The normal diameter of the mitral ring is between 2.7 and 3.5 cm, and the circumference is between 8 and 9 cm

The border of the mitral ring is located behind the aortic valve, which is located between the ventricular septum and the mitral valve. The ring functions as a sphincter, which compresses and reduces the surface area of the valve during systole, which allows for complete closure of the valves. Thus, dilatation (expansion) of the mitral ring causes a poor closure of the valves, which leads to mitral regurgitation.

Flaps

Free edges of the leaves have several depressions. Two of them, anterolateral and posterior medial, divide the valves into the anterior and posterior ones. These commissures can be accurately identified by insertions of the commissural chord tendons into the sashes

Normally the valves are thin, flexible, translucent and soft. Each valve has an atrial and ventricular surface.

  • Front sash

It is located behind the root of the aorta and is attached to it, unlike the posterior wing. Accordingly, this leaf is also known as aortic, septate, large or anteromedial. The front leaf is large and semicircular in shape. It has a free edge with small depressions or without them. The two zones on the anterior valve are called coarse and transparent, in accordance with the passing chordinal tendons. These two zones are separated by a crest on the atrial surface of the valve, which is the line of its closure. The crest is located approximately 1 cm from the free edge of the front flap.
Distal to the ridge is a rough zone, shaped like a crescent.

  • Rear leaf

Also known as ventricular, smaller or anal valve. It is a patch of mitral valve that is located behind two commissural areas. It has a wider attachment area to the annular space than the front leaf. It is divided into 3 scallops and 2 grooves or crevices. The average scallop is larger than the other two (anterolateral and posterolateral commissural).

Hordes

Cup-shaped tendons are small fibrous strings that begin either from the papillary muscles, or directly from the ventricular wall, and attach to the valve flaps or muscle. There are 2 types of chords, called true and false.

The normal average length of the chords is about 20 mm.
The normal average thickness of the chords is 1-2 mm.

  • Commissural chords

They are called so, because they are attached in the commissural areas located at the junction of the front and back sashes. There are two types of commissural chords. Postmedic commissural chords are inserted into the posterior medial area of the commissure; whereas the anterolateral commissural chords are inserted into the anterolateral commissural region. Most of the main branches of the commissary chords go to the center of the commissural sections.

  • Valve chords

Attached to the front or rear flaps. Two types of chordal tendons are attached to the anterior valve. The first are the rough chords, which are inserted into the distal part of the anterior valve, called the rough zone. The second are the chords that are located before insertion into the front sash.

The posterior wing has 3 types of chordate fibers. The first are the rough chords, which are the same as the rough chords of the front leaf. The second - basal chords, specific for the posterior valve.

Papillary muscles and the wall of the left ventricle

These two structures are the muscular elements of the mitral valve. Papillary muscles usually stretch from the top and middle third of the wall of the left ventricle. The anterolateral papillary muscle is usually larger than the posteromedial papillary muscle, and is provided with the left anterior descending artery or the left peripheral artery. Pathological fusion of the papillary muscles can lead to mitral stenosis. On the other hand, the rupture of the papillary muscle, usually a complication of acute myocardial infarction, leads to acute mitral regurgitation.

Video: Mitral Valve - Anatomy, Function & Area - Human Anatomy | Kenhub

Two-dimensional and three-dimensional echocardiography of the mitral valve

Echocardiography is a clinical tool of choice for diagnosis, evaluation and monitoring of patients with valvular heart disease. It is a non-invasive, non-ionizing visual test with excellent spatial and temporal resolution. Two-dimensional (2D) and three-dimensional (3D) echocardiography (echocardiography) provides a detailed morphological and functional evaluation, while Doppler echocardiography evaluates hemodynamics. Functional mechanisms of mitral regurgitation in many conditions were first clearly defined echocardiography. The continuous development of information technology makes research a very portable and increasingly important tool for conducting a minimally invasive percutaneous study of valves.

3D echocardiography is crucial for today's understanding of the normal and impaired mitral valve device: the 3D echocardiography has made it possible to establish a saddle-shaped, non-planar form of the mitral ring, to investigate the complex geometric relationship between the position of the chords in relation to the mitral ring and the outflow tract of the left ventricle [1 - An integrated mechanism for systolic anterior motion of the mitral valve in hypertrophic cardiomyopathy based on echocardiographic observations.
Jiang L, Levine RA, King ME, Weyman AE, Am Heart J. 1987 Mar; 113 (3): 633-44]. Also, with the help of echocardiography, it was recently possible to determine the size of the mitral valve during palpitation [2 - The unsaddled annulus: biomechanical culprit in mitral valve prolapse?
Jensen MO, Hagège AA, Otsuji Y, Levine RA, Leducq Transatlantic MITRAL Network.
Circulation. 2013 Feb 19; 127 (7): 766-8].

The correct diagnosis of the mitral valve disease depends on the optimal 2D echoes. A three-dimensional understanding of the anatomical structure of the heart is of paramount importance for the acquisition and interpretation of 2D images.

3D echocardiography allows to eliminate uncertainty in the conclusions, because the obtained 3D-data can be accurately cut in each measurement until the optimal and desired 2D-representation is obtained. As a result, the violations and changes in the valvular apparatus are determined with greater accuracy.

12343

Mitral valve diseases

Mitral regurgitation

Disease MK is characterized by a change in blood flow from the left ventricle (LV) to the left atrium (LP). The development of mitral regurgitation varies and largely depends on the etiology, severity and onset of the disorder.

The transesophageal echocardiogram in the apical three-chamber view with the color doppler of the mitral valve makes it possible to identify a mismatch, which is consistent with an elevated gradient through the mitral valve secondary to stenosis. Also during the study, a backward directed stream of blood flow is seen with severe mitral regurgitation.

Mitral stenosis

It is characterized by a narrowing of the opening of the left ventricle at the level of the mitral valve as a result of the structural anomaly of the valve apparatus. The most common cause is rheumatic heart disease.

Mitral valve prolapse

It is the most common valve anomaly, defined in 2-6% of the population of the United States. Often, it is the cause of the formation of isolated mitral regurgitation. The prolapse of the mitral valve in classical form proceeds according to the type of displacement of the mitral valves more than 2 mm toward the left atrium during systole with a leaf thickness of at least 5 mm. Similar indicators are detected using transthoracic echocardiography.

Video: Mitral valve prolapse. The disease of superflexible people

Key findings

  1. The organization of the mitral valve is a complex three-dimensional functional system, which is crucial for unidirectional blood flow through the heart.
  2. The main components of the mitral valve are: 1) mitral ring, 2) mitral valve flaps, 3) chords and 4) papillary muscles.
  3. Chords play a key role in the structure and function of mitral valves.
  4. The productive work of the MC depends on the balance of closing forces of the valve flaps in the systole and on the size of the valve itself.
  5. Understanding the structure and function of all components can help in the diagnosis of pathology
  6. The front flap is better fixed than the rear wing, which contributes to the more frequent exposure of the rear flap to remodeling, distortion of shape or damage
  7. The anterior valve is not anatomically divided into scallops, unlike the posterior wing, although pathological formation on the anterior side imitates scallops similar to the posterior wing
  8. Scallops are marked from 1 to 3 on the basis of lateral and medial segments
  9. As to which papillary muscles the chords go from and from which scallops the following distinctions exist:
    1. Anterolateral papillary muscle = lateral scallops and lateral half
    2. Median papillary muscle = medial scallops and medial half
  10. The visualization of the scallops may vary depending on the scanning method and the angle of inclination of the scanning element
  11. Echocardiography is ideal for examining the mitral valve apparatus and gives an idea of the mechanism of MC disease.

Understanding the normal function of the mitral valve is important to monitor changes in the progression of the mitral valve disease and to provide rationale for developing recovery strategies.

4.67 avg. rating (92% score) - 3 votes - votes

Similar articles

Valvular heart apparatus

An important anatomical component of the heart is the valve apparatus. Without it, the blood could not move unidirectionally, which is why it is extremely important that all the valves are in a normal state and function properly. Variants of the norm and the physiological features of the valvular heart apparatus will be considered.

More
Mitral valve prolapse 1 degree: symptoms, treatment and prevention

Among all heart defects, prolapse of the mitral valve is quite common. The disease is of three degrees of severity, and the most favorable prognosis is given by the prolapse of the mitral valve of the 1st degree. For proper treatment and prevention of disease, its symptoms should be properly identified.

More
Shortness of breath in heart failure

The development of heart failure is mainly accompanied by the appearance of a symptom such as shortness of breath. Depending on its severity, the patient's condition may be disturbed to a greater or lesser extent. The occurrence of shortness of breath often indicates the progression of the underlying disease and the need for emergency medical treatment.

More

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Митральный клапан

Автор Ольга Кияница

2018-05-17

Клапанный аппарат сердца состоит из четырех составляющих, среди которых особенное значение имеет митральный клапан. От качества его работы зависит гемодинамика по большому кругу кровообращения. В случае определения заболевания митрального клапана обязательно проводится лечение, в основном хирургическим способом, что позволяет улучшить качество и длительность жизни больного.

Митральный клапан (МК, mitral valve) также известный как двустворчатый (бикуспидальный) клапан или левый атриовентрикулярный клапан. Представляет собой сердечный клапан с двумя створками, который располагается между левым предсердием и левым желудочком. Митральный клапан вместе с трехстворчатым клапаном известны как атриовентрикулярные клапаны, потому что они лежат между предсердиями и желудочками сердца.

В нормальных условиях кровь течет через открытый митральный клапан во время диастолы с сокращением левого предсердия. Закрывается МК во время систолы с сокращением левого желудочка.

От работы МК зависит течение крови по большому кругу кровообращения, по которому кислород и питательные вещества поступают к большей части органов и систем организма. При каких-либо нарушениях кровь может течь назад через створки клапана (митральная регургитация) или МК настолько сужен (митральный стеноз), что крови сложно попасть с предсердия в желудочек. Ревматическая болезнь сердца часто поражает митральный клапан; который также может пролаптироваться с возрастом или быть затронутым инфекционным эндокардитом.

Видео: Митральный клапан сердца

Основные характеристики митрального клапана

Сердце человека имеет 4 клапана. Митральный клапан составляет от 4 до 6 квадратных сантиметров и соединяет левое предсердие (ЛП) и левый желудочек (ЛЖ). Открывается МК во время диастолы, чтобы поток крови с ЛП поступил в ЛЖ. Во время желудочковой систолы митральный клапан закрывается и предотвращает обратный поток крови

Слово “митрал” происходит от латыни, что означает “в форме митра” (шляпа епископа). Слово “бикуспид” является комбинацией слов с латыни “би-”, что означает “двойное”, и “кусп”, что означает “точка”, что указывает на двойную лоскутоподобную форму клапана.

Нормальная функция митрального клапана зависит от шести составляющих:

  • Стенки левого предсердия
  • Левого атриовентрикулярного кольца
  • Створок клапана
  • Хордовых сухожилий
  • Папиллярных мышц
  • Стенки левого желудочка

11497

Митральный клапан имеет две створки, антеромедиальную створку и заднелатеральную створку. Отверстие митрального клапана окружено фиброзным кольцом, известным как митральное кольцо. На переднюю створку приходится приблизительно две трети клапана (представляет собой полумесяц в круге) и она располагается выше задней створки.

Любое врожденное или приобретенное нарушение отдельных компонентов митрального клапана может нарушить его мелко скоординированные механизмы и привести к снижению функциональных возможностей МК.

Анатомия митрального клапана

Митральный аппарат состоит из левой стенки предсердия, кольца, створок, хордовых сухожилий, папиллярных мышц и стенки левого желудочка. Клапан расположен наклонно позади клапана аорты.

Левая предсердная стена

Левый предсердный миокард распространяется на проксимальную часть задней створки. Таким образом, увеличение левого предсердия может привести к митральной регургитации, поскольку растягивается митральное кольцо. При этом передняя створка не нарушается из-за ее прикрепления к основанию аорты.

Митральное кольцо

Представляет собой фиброзное образование, которое соединяется со створками. Это отверстие является не цельным, а D-образным, подобной формы изготавливают протезные клапаны.

Нормальный диаметр митрального кольца составляет от 2,7 до 3,5 см, а длина окружности находится в пределах от 8 до 9 см

Граница митрального кольца находится сзади аортального клапана, который расположен между желудочковой перегородкой и митральным клапаном. Кольцо функционирует как сфинктер, который сжимает и уменьшает площадь поверхности клапана во время систолы, что позволяет обеспечить полное закрытие створок. Таким образом, дилатация (расширение) митрального кольца вызывает плохое замыкание створок, что приводит к митральной регургитации.

Створки

Свободные края створок имеют несколько углублений. Два из них, передне-боковое и заднемедиальное, делят створки на переднюю и заднюю. Эти комиссуры могут быть точно идентифицированы вставками комиссуральных хордовых сухожилий в створки

В норме створки тонкие, гибкие, полупрозрачные и мягкие. У каждой створки есть предсердная и желудочковая поверхность.

  • Передняя створка

Расположена сзади корня аорты и к нему же прикреплена, в отличие от задней створки. Соответственно, эта створка также известна как аортальная, перегородная, большая или антеромедиальная. Передняя створка большая и полукруглая по форме. Она имеет свободный край с небольшими углублениями или без них. Две зоны на передней створке называются грубой и прозрачной, в соответствии с проходящими хордовых сухожилиями. Эти две зоны разделены гребнем на предсердной поверхности створки, которій является линией ее закрытия. Гребень расположен примерно на расстоянии 1 см от свободного края передней створки.
Дистальнее к хребту - это грубая зона, имеющая форму полумесяца.

  • Задняя створка

Также известна как желудочковая, меньшая или заднепроходная створка. Представляет собой участок митрального клапана, который расположен позади двух комиссуральных областей. Имеет более широкую площадь прикрепления к кольцевому пространству, чем передняя створка. Разделена на 3 гребешка и 2 углубления или щели. Средний гребешок больше, чем другие два (переднебоковой и заднебоковой комиссуральный).

Хорды

Чашевидные сухожилия представляют собой небольшие фиброзные струны, которые начинаются либо из сосочковых мышц, либо непосредственно из стенки желудочка, и прикрепляются к клапанным створкам или мышце. Существует 2 типа хорд, называемых истинными и ложными.

Нормальная средняя длина хорд составляет около 20 мм.
Нормальная средняя толщина хорд составляет 1-2 мм.

  • Комиссуральные хорды

Называются так, потому что прикрепляются в комиссуральных областях, расположенных на стыке передней и задней створки. Существуют два типа комиссуральных хорд. Постмедиальные комиссуральные хорды вставляются в заднемедиальную область комиссуры; тогда как антеролатеральные комиссуральные хорды вставляются в переднеатеральную комиссуральную область. Большинство основных ветвей комиссарских хорд направляются к центру комиссуральных участков.

  • Створчатые хорды

Прикрепляются к передним или задним створкам. К передней створке прикрепляются два типа хордовых сухожилий. Первыми являются шероховатые хорды, которые вставляются в дистальную часть передней створки, называемую грубой зоной. Вторые - это хорды, которые располагаются перед вставкой в переднюю створку.

Задняя створка имеет 3 типа хордовых волокон. Первыми являются шероховатые хорды, которые являются такими же, как шероховатые хорды передней створки. Вторые - базальные хорды, специфичны для задней створки.

Папиллярные мышцы и стенка левого желудочка

Эти две структуры представляют собой мышечные элементы митрального клапана. Папиллярные мышцы обычно тянуться от вершины и средней трети стенки левого желудочка. Антеролатеральная папиллярная мышца обычно больше, чем заднемедиальная папиллярная мышца, и снабжается левой передней нисходящей артерией или левой периферической артерией. Патологическое слияние папиллярных мышц может привести к митральному стенозу. С другой стороны, разрыв папиллярной мышцы, обычно являющейся осложнением острого инфаркта миокарда, приводит к острой митральной регургитации.

Видео: Mitral Valve - Anatomy, Function & Area - Human Anatomy | Kenhub

Двумерная и трехмерная эхокардиография митрального клапана

Эхокардиография является клиническим инструментом выбора для диагностики, оценки и наблюдения за пациентами с клапанной сердечной патологией. Это неинвазивный, неионизирующий визуальный тест с превосходным пространственным и временным разрешением. Двумерная (2D) и трехмерная (3D) эхокардиография (эхоКГ) обеспечивает подробную морфологическую и функциональную оценку, в то время как доплеровская эхокардиография оценивает гемодинамику. Функциональные механизмы митральной регургитации во многих условиях были впервые четко определены эхоКГ. Постоянное развитие информационных технологий делает исследование очень портативным и все более важным инструментом для проведения минимально инвазивного чрескожного изучения клапанов.

3D эхоКГ имеет решающее значение для сегодняшнего понимания нормального и нарушенного устройства митрального клапана: 3D эхоКГ позволило установить седлообразную, непланарную форму митрального кольца, исследовать сложную геометрическую связь между положением хорд по отношению к митральному кольцу и отводящему тракту ЛЖ [1 - An integrated mechanism for systolic anterior motion of the mitral valve in hypertrophic cardiomyopathy based on echocardiographic observations.
Jiang L, Levine RA, King ME, Weyman AE, Am Heart J. 1987 Mar; 113(3):633-44]. Также при помощи эхоКГ недавно получилось определить размер митральной створки во время сердцебиения [2 - The unsaddled annulus: biomechanical culprit in mitral valve prolapse?
Jensen MO, Hagège AA, Otsuji Y, Levine RA, Leducq Transatlantic MITRAL Network.
Circulation. 2013 Feb 19; 127(7):766-8].

Правильная диагностика заболевания митрального клапана зависит от оптимально полученных 2D-эхопредставлений. Трехмерное понимание анатомического строения сердца имеет первостепенное значение для получения и интерпретации 2D-изображений.

3D эхоКГ позволяет устранить неопределенность в заключениях, поскольку полученные 3D-данные можно точно нарезать в каждом измерении до тех пор, пока не будет получено оптимальное и желаемое 2D-представление. В результате определяются с большей точностью нарушения и изменения клапанного аппарата.

12343

Заболевания митрального клапана

Митральная регургитация

Заболевание МК характеризуется изменением кровотока из левого желудочка (ЛЖ) в левое предсердие (ЛП). Развитие митральной регургитации варьируется и во многом зависит от этиологии, тяжести и начала расстройства.v

Трансэзофагеальная эхокардиограмма в апикальном трехкамерном представлении с цветным допплером митрального клапана позволяет выявить несоответствие, что согласуется с повышенным градиентом через митральный клапан, вторичный по отношению к стенозу. Также во время исследования видна обратно направленная струя кровотока при тяжелой митральной регургитации.

Митральный стеноз

Характеризуется сужением отверстия левого желудочка на уровне митрального клапана в результате структурной аномалии клапанного аппарата. Наиболее распространенной причиной является ревматическая болезнь сердца.

Пролапс митрального клапана

Является наиболее распространенной клапанной аномалией, определяемой у 2-6% населения Соединенных Штатов. Нередко становится причиной образования изолированной митральной регургитации. Пролапс митрального клапана в классическом виде протекает по типу смещения митральных створок более чем на 2 мм в сторону левого предсердия во время систолы с толщиной створки, составляющей не менее 5 мм. Подобные показатели выявляются с помощью трансторакальной эхокардиографии.

Видео: Пролапс митрального клапана. Болезнь сверхгибких людей

Ключевые выводы

  1. Организация митрального клапана представляет собой сложную трехмерную функциональную систему, которая имеет решающее значение для однонаправленного движения крови по отделам сердца.
  2. Основными компонентами митрального клапана являются: 1) митральное кольцо, 2) створки митрального клапана, 3) хорды и 4) папиллярные мышцы.
  3. Хорды играют ключевую роль в структуре и функции митральных створок.
  4. Продуктивная работа МК зависит от баланса сил закрытия створок клапана в систолу и от размеров самой створки.
  5. Понимание структуры и функции всех компонентов может помочь в диагностике патологии
  6. Передняя створка лучше зафиксирована, чем задняя, что способствует более частому подвержению задней створки ремоделированию, искажению формы или повреждению
  7. Передняя створка анатомически не разделена на гребешки, в отличие от задней створки, хотя при патологическом образовании на передней имитируются гребешки подобно задней створке
  8. Гребешки маркируются от 1 до 3 на основе латеральных и медиальных сегментов
  9. В отношении того, от каких папиллярных мышц отходят хорды и от каких гребешков существуют следующие разграничения:
    1. Антеролатеральная папиллярная мышца = боковые гребешки и боковая половина
    2. Заднемедиальная папиллярная мышца = медиальные гребешки и медиальная половина
  10. Визуализация гребешков может варьироваться в зависимости от способа сканирования и угла наклона сканирующего элемента
  11. Эхокардиография идеально подходит для исследования аппарата митрального клапана и дает представление о механизме заболевания МК.

Понимание нормальной функции митрального клапана имеет важное значение для контроля изменений в ходе развития заболевания митрального клапана и получения обоснований для разработки стратегий его восстановления.


4.60 avg. rating (91% score) - 5 votes - оценок

Похожие статьи

Клапанный аппарат сердца

Важной анатомической составляющей сердца является клапанный аппарат. Без него кровь не смогла бы двигаться однонаправленно, именно поэтому крайне важно, чтобы все клапаны были в нормальном состоянии и правильно функционировали. Варианты нормы и физиологические особенности клапанного аппарата сердца будут рассмотрены.

Подробнее
Пролапс митрального клапана 1 степени: симптомы, лечение и профилактика

Среди всех пороков сердца довольно часто встречается пролапс митрального клапана. Заболевание бывает трех степень выраженности, и наиболее благоприятный прогноз дается при пролапсе митрального клапана 1 степени. Для правильного проведения лечения и профилактики болезни должны быть должным образом определены ее симптомы.

Подробнее
Одышка при сердечной недостаточности

Развитие сердечной недостаточности в основном сопровождается появлением такого симптома, как одышка. В зависимости от ее выраженности состояние больного может нарушаться в большей или меньшей степени. Появление одышки зачастую указывает на прогрессирование основной болезни и необходимость проведения неотложного медицинского лечения.

Подробнее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.