Myocarditis

Author Ольга Кияница

2018-03-04

Among all cardiovascular pathologies, the most frequent complication of infectious diseases is myocarditis. Its prevalence is difficult to assess, since much depends on the occurrence of the underlying disease. If diphtheria accounts for an average of 25%, then ARVI rarely reaches 15%.

Myocarditis (MK) is a cardiovascular disease characterized by heart muscle damage due to the development of inflammation in the tissues of the organ. The pathological process is mainly due to the indirect or direct influence of infectious, parasitic, protozoal factors that can be supplemented by chemical and physical effects.

According to WHO data for 1982-1996, a stable heart muscle damage when coxacin Group A virus was infected was developed in 3% of cases, with influenza A in 1.4% of cases, with influenza B - 1.2%, with paragripp - in 1.7% and in adenoviral infections - in 1% of cases.

Clinical and instrumental signs, which are mainly associated with inflammatory heart disease, are important in the diagnosis of the disease. It is also common enough that myocarditis is defined in HIV-infected patients with chlamydia, toxoplasmosis and tick borreliosis. In rare cases, autoimmune myocarditis develops, although the probability of occurrence of MK is much higher with such pathologies as rheumatoid arthritis (up to 25%), systemic scleroderma (up to 40%), systemic lupus erythematosus (up to 15%).

Video: Myocarditis. How not to let colds in the heart

Classification

There are several MK classifications, the most famous of which are the International Classification of Disease Control 10 and the Clinical Classification of 2007. With their help, accurate diagnoses are established, according to which the necessary treatment tactics are selected in the future.

The International Classification of Diseases (ICD-10) includes the following forms of myocarditis:

  • Acute rheumatic MK I01.2
  • Rheumatic MK I09.0
  • Acute MK I40
  • Infectious MK I40.0
  • Other types of acute MK I40.8
  • Acute MK unspecified I40.9
  • MK with illnesses from other sections I41
  • MK in bacterial diseases from other sections I41.0
  • MK for viral illnesses from other sections I41.1
  • MK in infectious and parasitic diseases from other sections 141.2
  • MK in other diseases from other headings 141.8
  • MK unspecified I51 4

The clinical classification of myocarditis in 2007 was developed by Paleyev N.R., Paleyev F.R., Gurevich MA:

  • By an etiological factor: infectious and infectious-allergic, immunological and toxic-allergic.
  • By the pathogenetic phase of development: infectious-toxic, immuno-allergic, dystrophic, myocardiosclerotic.
  • By morphological characteristics: alterative and exudative-proliferative, which in turn can be dystrophic, inflammatory-infiltrative, vascular and mixed.
  • By prevalence: diffuse and focal.

simptomy

  • According to the clinical course: malosymptomatic, pseudocoronary, pseudoclastic, thromboembolic, arrhythmic, decompensated, mixed.
  • In the current: benign, acute, recurrent, with increasing dilatation of the heart cavities and chronic.

In the formation of the diagnosis of ICD-10, as a rule, "acute myocarditis" is indicated with a refinement of the etiological factor of exposure. The microbiological confirmation of the final conclusion must also be indicated. Clinical classification is more often used with the term "chronic myocarditis," which is authorized for use by the WHO Expert Committee in 1997.

Reasons

Over the past 10 years, infectious agents have been studied thoroughly. Various pathogens have been identified, provoking the development of myocarditis, starting with viruses, bacteria, the simplest and ending with fungi, rickettsiae.

Among the numerous pathogens, myocarditis is most commonly caused by viruses. The following arguments support the confirmation of the viral etiology of MK:

  • During the period of viral pandemics and epidemics, the number of MKs increases sharply.
  • In the course of the examination of patients on MK, viruses are detected in the stools, on the nasal mucous membrane, and, after several weeks from the onset of the development of acute MK in the blood, antiviral antibodies are determined.
  • Viral agents are determined in the myocardium, which was inflammatory.

In the course of myocardial development, several pre-determinative factors of development are often isolated. At the same time, one of them helps to activate another. In addition, there are risk factors that increase the likelihood of a disease so to speak "from scratch".

Developmental factors

Myocarditis occurs due to the action of infectious agents on the cardiac muscle, which, due to the introduction of cardiomyocytes, have a direct cytolytic action. Some pathogens carry out myocardial invasion (bacteria, toxoplasma), which can last from several days to two or three weeks. Others secrete toxins (systemic infections like diphtheria and scarlet fever) that damage cardiomyocytes and other cells. Also, systemic immunopathological reactions may lead to non-specific cell damage.

With some diseases associated with drug interactions, changes in serum composition, an antigen-antibody reaction is formed by autoimmune connective tissue injury, which causes the heart to act as the target organ of a large autoimmune reaction. The heart muscle begins to attack the composite units of humoral and cellular immunity, as a result, an inflammatory process with all the ensuing consequences passes through the myocardium.

Some enteroviral-type viruses like Coxacillus B are capable of triggering an immune response in the body, as they are very similar to the cardiomyocyte cell membrane. Therefore, the virus often ceases to exist in the body, while the autoimmune reaction continues to form on target organs.

An inflammatory process that affects the myocardium causes severe structural changes. First of all, inflammatory infiltrates are formed, which include lymphocytes, macrophages, eosinophils, neutrophils. Then the microcirculatory channel begins to overflow with blood, due to which the protective reaction in the form of an arterial spasm works. With the further development of the pathological process, the capillaries and veins undergo paresis, in the vessels the movement of red blood cells stops, fibrin is deposited and microchrombouses arise. If the disease leads to cardiomyocytes to necrosis, then in their place fibrous tissue grows.

A peculiar marker of an earlier developed myocarditis is myocardial cardiosclerosis. It can be diffuse and focal. If together with it is determined inflammatory infiltration and dystrophy of cardiomyocytes, then speak of chronic myocardium.

Risk factors

The main causes of myocarditis can be divided into three large groups:

  • Infectious and infectious-toxic - include many different pathogens from the group of viruses (koxa, cyto, arbo, adenovirus, influenza, rubella, measles, chickenpox, infectious mononucleosis, hepatitis B and C, poliomyelitis, AIDS), bacteria (streptococci, meningococci, staphylococci, gonococci, salmonella), spirochete (syphilis, typhoid fever, Lyme disease, leptospirosis), fungi (aspergillosis, candidiasis, coccidiosis, actinomycosis), protozoa (trypanosomiasis, toxoplasmosis, schistosomiasis), parasites (trichinosis), rickettsia (rash typhus fever Ka Ku)
  • Immunological (allergic) - MK develops due to physical and chemical factors of influence such as burns, organ transplants, systemic connective tissue diseases, the use of certain drugs, the occurrence of immunopathological reactions.
  • Toxic-allergic - the cardiomyocytes are negatively affected by alcohol, narcotic substances, uremia, thyrotoxicosis.

Video: Myocarditis as a consequence of an allergy

Few statistics on the connection of myocarditis with various infectious-toxic effects factors:

  • In 50-60% of cases diphtheria patients die from cardiac complications.
  • Up to 5% of patients suffer from myocarditis in the epidemic of influenza.
  • Chronic infectious diseases can also be complicated by inflammatory heart disease, and the like is detected in an average of 20% of patients.
  • The average age of patients with myocarditis is 30-40 years.
  • Myocarditis is known to medicine for more than 200 years, but until now, issues related to etiology, disease development, specific treatment, etc. have not been resolved.

Species

In clinical practice, etiologic variants of myocarditis differ, which differ in character, flow, and prognostic significance.Depending on the excitatory factor, appropriate treatment tactics are used. It is worth considering the most common etiologic types of myocarditis.

Diphtheria myocarditis

The main disease is complicated by MK in 8% of cases. If the course of the illness is severe, then the risk of myocarditis reaches 50%. This is due to the fact that the diphtheria toxin has a high degree of cardiotoxicity, because of which the heart cells quickly perish and become to the body by foreign agents, which produce an immune response.

Clinic . The current is a severe, rather severe symptom of heart failure (shortness of breath, heart pain, edema).Arrhythmias and heart blockages may occur. The first signs of myocarditis in the background of diphtheria often appear at 8-10 days from the onset of the disease, the more favorable course of the disease is observed with the development of MK in the third to fourth week of the disease.

cardiogazeta

Salmonella myocarditis

Often accompanied by a hard-running salmonellosis. It is mainly manifested in children, while increasing the risk of death. Salmonella infection can contribute to the formation of abscesses in the myocardium, resulting in the development of a fatal tamponade (stop) of the heart.

Clinic . Symptoms are developing as they grow. At first, pain in the area of the heart and fatigability can occur, but gradually signs of severe heart failure appear, which in severe cases complicates vascular thromboembolism. Yet, in most cases, the clinic MK with salmonellosis is not strongly expressed, which is confirmed by non-specific changes in the ECG.

Septic myocarditis

The modern use of highly active antibiotics allowed to reduce the number of MK arising from the background of sepsis, up to 4% of the total number of myocarditis. When septic MK is most often determined by pseudomonas aeruginosa, staphylococci, coli and other pathogenic flora.

Clinic Sepsis is characterized by a pronounced and severe clinic, which, in the case of myocardial attachment, is accompanied by paroxysmal tachycardia or atrial fibrillation. The patient may have a tachycardia that does not correspond to body temperature, which is usually increased with sepsis. With the further development of the pathological process, heart failure develops.

cardiogazeta-1

Viral myocarditis

The most commonly diagnosed among various etiologic forms of myocarditis, which is associated with high cardiotropicity of the Koksaki virus B. The disease can develop at any age, but there is evidence of an increase in the incidence of pathology after 50 years, with men more susceptible to it. Women are at increased risk of developing viral myocarditis during pregnancy or after delivery. In the case of a pregnant MK, there is a possibility of stillbirth or myocardial development both in the fetus and in the first 8 months after birth.

Clinic Together with the characteristic symptoms of myocarditis in the patient, high temperature and gastroenteric syndrome can be detected when nausea, vomiting, pain near the navel and upper abdomen appear. Additionally, inflammation of the testicles, enlargement of the spleen and lymph nodes can be diagnosed. A relationship was found between the severity of the clinical picture of the viral MK from the ages of patients. In 17-20 years, a brighter clinic, with frequent manifestations of pleurisy or pericarditis, is determined, but at the same time it ends with recovery. After 40 years the clinic is less pronounced, there may be cardiac pains taken for attacks of the coronary heart disease. Also, sometimes there is a shortness of breath and a heartbeat.

Diagnostics

In the definition of myocarditis, clinical signs are important. They can be more or less specific, often associated with previously infectious or allergic diseases. The following symptoms that may affect the thought of myocardium also matter:

  • Cardialgia is a hallmark of MK. Pain in the region of the heart can be spiky, pressing, boring. It is not stopped by nitroglycerin and its duration is practically constant, unlike IBS.
  • Fever - often occurs with MK, but this symptom is not characteristic.
  • Disruption of the central and autonomic nervous system, manifested in the form of fatigue, weakness, increased sweating, headache.
  • Signs of a violation of the respiratory system in the form of an acoustic voiding voice, difficulty in breathing, runny nose, cough.
  • Changing the functioning of the digestive system by type of nausea, vomiting, abdominal pain may also indicate myocarditis.
  • Pain in the muscles and joints often indicates an inflammation of the myocardium.

After collecting complaints, the doctor must perform a physical examination, during which signs of right ventricular and left ventricular insufficiency can be detected. Further, palpation and percussion of the heart are performed, auscultation of cardiac activity, but more information can be obtained using instrumental and laboratory methods of research.

Laboratory diagnostics allows to determine the markers of damage and destruction of cardiomyocytes. In particular, with necrosis increases LDH, creatine kinase and cardiac troponin. To detect an etiological cause, an agent is searched for. For this purpose blood, urine is examined, necessary serological reactions are carried out, the appointment of which is taken by the attending physician.

Electrocardiography is mandatory, as it helps to detect changes in the myocardium in almost 90% of patients. Similar ECG signs are not specific, but with their help it is possible to find out the localization of the inflammatory focus. The most frequent ECG signs of myocarditis:

  • change in tooth T (occurrence is 70%);
  • change of segment ST (occurrence - 50%);
  • Extrasystole of ventricular and supraventricular localization (occurrence - 45%).

Video: ECG with myocardium, pericardium and Tela

Echocardiography is performed to evaluate the condition of the heart ventricles. The systolic and diastolic function of the heart is necessarily determined. The contractility of the myocardium will be noticeably impaired in severe myocardial flow, while the asymptomatic and malosymptomatic MK on the ultrasound device is practically not determined.

In order to confirm cardiomegaly, radiography is prescribed. Also, this study can confirm the presence of left ventricular failure, especially in the case of determining the appropriate symptoms.

Depending on the clinical picture, other instrumental methods can be used in the form of scintigraphy, magnetic resonance imaging, ultrasound densitometry of the myocardium, endomyocardial biopsy.

Complications

Asymptomatic and malosymptomatic myocarditis can be well treated, resulting in almost completely cured disease.

Acute myocarditis of severe course is often complicated by arrhythmias and cardiac insufficiency. If the disease is not treated or the therapy is not carried out in full, then the risk of sudden death of the patient increases.

Chronic myocarditis in the course of its development is most often complicated by a sclerotic lesion of the heart.Because of this, time can be diagnosed with myocardial cardiosclerosis.

Treatment

Depends on the stage of development of myocarditis and etiologic cause. There is a definite scheme of treatment for patients with myocarditis:

  1. First of all, etiotropic drugs are prescribed, groups of antibacterial agents or antiviral drugs are selected.
  2. Anti-inflammatory drugs are needed to remove tissue swelling, improve local blood supply.
  3. Antihistamines - reduce the severity of the immune response.
  4. Anticoagulants - are necessarily prescribed to patients aged after 50 years because of the increased risk of developing thromboembolism.

Diuretics, beta-blockers, ACE inhibitors can be used depending on the indications. The last two groups are shown in the presence of a patient with arrhythmia.

Ending etiotropic therapy does not mean stopping treatment. Most often, it continues due to prescribed antioxidants and vaccine prophylaxis.

The first results of treatment of myocarditis are evaluated after six months, for which a number of studies are conducted to determine changes in the concentration of cardiolective enzymes and the autoimmune reaction. It is important to re-cardio monitoring with the help of ECG and ultrasound of the heart.

Treatment of patients with myocarditis is usually stationary, after which, if necessary, a conclusion is made on the suitability of the patient.

Can myocarditis recur? Yes, and when the symptoms of the disease occur, re-treatment with etiotropic drugs together with metabolic drugs is carried out.

Prevention

First of all, it is represented by a specific vaccine prophylaxis. It is also important to prevent the development of re-myocarditis, for which the etiological, metabolic and other types of treatment must be fully implemented.

During myocardial therapy, it is important to adhere to strict bed rest, which is also considered to be preventative relapse of the disease.

Important measures to prevent myocarditis:

  • Reconstitution of chronic foci of infection.
  • It is not necessary to communicate closely with patients with viral and bacterial diseases.
  • If you have the first symptoms of heart disease, you should contact the cardiologist immediately.

Forecast

Complete recovery is predicted when the patient is asymptomatic or clinically not expressed myocarditis. The severe course of the disease may be complicated, therefore, in such cases, the outlook is worse: 50% of patients recover completely, whereas dilation cardiomyopathy is determined in the rest.

Myocarditis may involve the following risks:

  • Sudden death often occurs with the development of arrhythmia against myocarditis.
  • Rapid progression of myocarditis often results in heart failure and, as a result, death.
  • At giant-cell myocardium Abramova-Fidlera the most unfavorable prognosis is given.

In the development of lymphocytic or giant-cell myocarditis, in most cases, a heart transplant is performed. Otherwise, only 11% of patients with a similar illness survive 4 years or more.


4.60 avg. rating (91% score) - 5 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Миокардит

Автор Ольга Кияница

2018-03-04

Среди всех сердечно-сосудистых патологий наиболее частым осложнением инфекционных заболеваний является миокардит. Его распространенность довольно сложно оценить, поскольку многое зависит от встречаемости основного заболевания. Если при дифтерии она составляет в среднем 25%, то при ОРВИ редко когда достигает 15%.

Миокардит (МК) - сердечно-сосудистое заболевание, которое характеризуется поражением сердечной мышцы из-за развития воспаления в тканях органа. Патологический процесс в основном обусловлен опосредованным или непосредственным влиянием инфекционных, паразитарных, протозойных факторов, которые могут дополняться химическим и физическим воздействием.

По данным ВОЗ за 1982-1996 гг., стабильное поражение сердечной мышцы при заражении вирусами Коксаки группы А развивалось в 3% случаев, при гриппе А - в 1,4% случаев, при гриппе В - в 1,2%, при парагриппе - в 1,7% и при аденовирусных инфекциях - в 1% случаев.

В диагностике заболевания важное значение имеют клинико-инструментальные признаки, которые в основном связаны с воспалительным поражением сердца. Также достаточно часто миокардит определяется у ВИЧ-инфицированных, при хламидиозе, токсоплазмозе и клещевом боррелиозе. В редких случаях развивается аутоиммунный миокардит, хотя вероятность появления МК намного выше при таких патологиях, как ревматоидный артрит (до 25%), системная склеродермия (до 40%), системная красная волчанка (до 15%).

Видео: Миокардит. Как не пустить простуду в сердце

Классификация

Существует несколько классификаций МК, самые известные с которых относятся к Международной классификации болезней 10 пересмотра и Клинической классификации от 2007 года. С их помощью устанавливаются точные диагнозы, согласно которым в дальнейшем подбирается нужная тактика лечения.

Международная классификация болезней (МКБ-10) включает следующие формы миокардита:

  • Острый ревматический МК I01.2
  • Ревматический МК I09.0
  • Острый МК I40
  • Инфекционный МК I40.0
  • Другие виды острого МК I40.8
  • Острый МК неуточненный I40.9
  • МК при болезнях из других рубрик I41
  • МК при бактериальных болезнях из других рубрик I41.0
  • МК при вирусных болезнях из других рубрик I41.1
  • МК при инфекционных и паразитарных болезнях из других рубрик 141.2
  • МК при других болезнях из других рубрик 141.8
  • МК неуточненный I51 4

Клиническая классификация миокардитов за 2007 год разработана Палеевым Н.Р., Палеевым Ф.Р., Гуревичем М.А:

  • По этиологическому фактору: инфекционные и инфекционно-аллергические, иммунологические и токсико-аллергические.
  • По патогенетической фазе развития: инфекционно-токсические, иммуно-аллергические, дистрофические, миокардиосклеротические.
  • По морфологической характеристике: альтеративные и экссудативно-пролиферативные, которые в свою очередь могут быть дистрофическими, воспалительно-инфильтративными, васкулярными и смешанными.
  • По распространенности: диффузные и очаговые.

simptomy

  • По клиническому течению: малосимптомные, псевдокоронарные, псевдоклапанные, тромбоэмболические, аритмические, декомпенсованные, смешанные.
  • По течению: доброкачественные, острые, рецидивирующие, с нарастающей дилатацией сердечных полостей и хронические.

 

В формировании диагноза по МКБ-10, как правило, указывается “острый миокардит” с уточнением этиологического фактора воздействия. Также должно быть указано микробиологическое подтверждение окончательного заключения. Клиническая классификация чаще используется с термином “хронический миокардит”, который разрешен к использованию экспертным комитетом ВОЗ в 1997 г.

Причины

На протяжении последних 10 лет инфекционные факторы воздействия изучались тщательным образом. Были определены различные возбудители, провоцирующие развитие миокардитов, начиная вирусами, бактериями, простейшими и заканчивая грибками, риккетсиями.

Среди многочисленного количества возбудителей миокардиты чаще всего вызывают вирусы. Подтверждением вирусной этиологии МК служат следующие доводы:

  • В период вирусных пандемий и эпидемий резко возрастает количество МК.
  • В ходе обследования больных на МК определяются вирусы в испражнениях, на слизистой носоглотки, также спустя несколько недель от начала развития острого МК в крови определяются противовирусные антитела.
  • В миокарде, который был подвержен воспалительным заболеваниям, определяются вирусные агенты.

В процессе развития миокардита нередко выделяют несколько предрасполагающих факторов развития. При этом один из них способствует активизации другого. Дополнительно существуют факторы риска, которые повышают вероятность возникновения заболевания так бы говоря “с нуля”.

Факторы развития

Миокардит возникает вследствие воздействия на сердечную мышцу инфекционных агентов, которые из-за внедрения в кардиомиоциты оказывают прямое цитолитическое действие. Одни возбудители осуществляют миокардиальную инвазию (бактерии, токсоплазмы), которая может продолжаться от нескольких дней до двух-трех недель. Другие выделяют токсины (системные инфекции по типу дифтерии и скарлатины), которые повреждают кардиомиоциты и другие клетки. Также при системных иммунопатологических реакциях могут происходить неспецифические повреждения клеток.

При некоторых заболеваниях, связанных с лекарственным воздействием, изменением состава сыворотки, аутоиммунным повреждением соединительной ткани формируется реакция антиген-антитело, из-за чего сердце выполняет роль органа-мишени обширной аутоиммунной реакции. Сердечную мышцу начинают атаковать составные единицы гуморального и клеточного иммунитета, в результате в миокарде проходит воспалительный процесс со всеми вытекающими последствиями.

Некоторые вирусы по типу энтеровируса Коксаки В способны запустить иммунную реакцию в организме, поскольку они очень похожи на клеточную мембрану кардиомиоцита. Поэтому вирус нередко прекращает свое существование в организме, тогда как на органы-мишени продолжает формироваться аутоиммунная реакция.

Воспалительный процесс, коснувшийся миокарда, вызывает тяжелые структурные изменения. В первую очередь формируется воспалительный инфильтрат, в состав которого входят лимфоциты, макрофаги, эозинофилы, нейтрофилы. Далее микроциркуляторное русло начинает переполняться кровью, из-за чего срабатывает защитная реакция в виде спазма артериол. При дальнейшем развитии патологического процесса капилляры и вены подвергаются парезу, в сосудах прекращается движение эритроцитов, откладывается фибрин и возникают микротромбы. Если болезнь приводит кардиомиоциты к некрозу, тогда на их месте разрастается фиброзная ткань.

Своеобразным маркером ранее развившегося миокардита является миокардический кардиосклероз. Он может быть диффузным и очаговым. Если вместе с ним определяется воспалительная инфильтрация и дистрофия кардиомиоцитов, тогда говорят о хроническом миокардите.

Факторы риска

Основные причины миокардитов могут быть разделены на три большие группы:

  • Инфекционные и инфекционно-токсические - включают много различных возбудителей из группы вирусов (коксаки, цито-, арбо-, аденовирусов, гриппа, краснухи, кори, ветряной оспы, инфекционного мононуклеоза, гепатита В и С, полиомиелита, СПИДа), бактерий (стрептококки, менингококки, стафилококки, гонококки, сальмонеллы), спирохет (сифилис, возвратный тиф, болезнь Лайма, лептоспироз), грибов (аспергиллез, кандидоз, кокцидиомикоз, актиномикоз), простейших (трипаносомоз, токсоплазмоз, шистосоматоз), паразитов (трихинеллез), риккетсии (сыпной тиф, лихорадка Ку).
  • Иммунологические (аллергические) - МК развивается из-за физических и химических факторов воздействия по типу ожогов, пересадки органов, системных заболеваний соединительной ткани, применения некоторых лекарственных средств, возникновения иммунопатологических реакций.
  • Токсико-аллергические - на кардиомиоциты негативное влияние оказывает алкоголь, наркотические вещества, уремия, тиреотоксикоз.

Видео: Миокардит как следствие аллергии

Немного статистики по связи миокардитов с различными инфекционно-токсическими факторами воздействия:

  • В 50-60% случаев больные дифтерией погибают от кардиальных осложнений.
  • До 5% больных болеют миокардитом при эпидемии гриппа.
  • Хронические инфекционные заболевания также могут осложняться воспалительным заболеванием сердца и подобное выявляется в среднем у 20% больных.
  • Средний возраст больных на миокардит составляет 30-40 лет.
  • Миокардит известен медицине более 200 лет, но до сегодня не решены вопросы, связанные с этиологией, развитием болезни, специфическим лечением и пр.

Виды

В клинической практике различают этиологические варианты миокардитов, которые между собой отличаются характерными признаками, течением, прогностическим значением. В зависимости от возбуждающего фактора применяется соответствующая тактика лечение. Стоит рассмотреть наиболее распространенные этиологические виды миокардитов.

Дифтерийный миокардит

Основное заболевание осложняется МК в 8% случаев. Если течение болезни тяжелое, тогда риск развития миокардита достигает 50%. Это связано с тем, что дифтерийный токсин имеет высокую степень кардиотоксичности, из-за чего клетки сердца быстро гибнут и становятся для организма чужеродными агентами, на которые вырабатывается иммунная реакция.

Клиника. Течение - тяжелое, довольно сильно выражены симптомы сердечной недостаточности (одышка, боль в сердце, отеки). Могут возникать аритмии и сердечные блокады. Первые признаки миокардита на фоне дифтерии часто появляются на 8-10 день от начала заболевания, более благоприятное течение болезни наблюдается при развитии МК на третьей-четвертой неделе болезни.

cardiogazeta

Сальмонеллезный миокардит

Часто сопровождает тяжело протекающий сальмонеллез. В основном проявляется у детей, при этом повышает риск летального исхода. Сальмонеллезная инфекция может способствовать образованию абсцессов в миокарде, в результате чего развивается фатальная тампонада (остановка) сердца.

Клиника. Симптомы развиваются по нарастающей. Сначала могут возникать боли в области сердца и утомляемость, но постепенно проявляются признаки выраженной сердечной недостаточности, которая в тяжелых случаях осложняется тромбоэмболией сосудов. Все же в большинстве случаев клиника МК при сальмонеллезе не сильно выражена, что подтверждают неспецифические изменения на ЭКГ.

Септический миокардит

Современное использование высокоактивных антибиотиков позволило уменьшить количество МК, возникающих на фоне сепсиса, до 4% от общей численности миокардитов. При септическом МК чаще всего определяется синегнойная палочка, стафилококки, кишечная палочка и другая патогенная флора.

Клиника. Сепсис сам по себе характеризуется выраженной и тяжелой клиникой, к которой, в случае присоединения миокардита, добавляется пароксизмальная тахикардия или мерцательная аритмия. У больного может быть тахикардия, не соответствующая температуре тела, которая обычно при сепсисе повышена. При дальнейшем протекании патологического процесса развивается сердечная недостаточность.

cardiogazeta-1

Вирусный миокардит

Чаще всего диагностируется среди различных этиологических форм миокардитов, что связано с высокой кардиотропностью вируса Коксаки В. Болезнь может развиваться в любом возрасте, но имеются данные по увеличению частоты распространения патологии после 50 лет, причем мужчины ей более подвержены. У женщин повышается риск заболеть вирусным миокардитом во время беременности или после родов. В случае наличия у беременной МК есть вероятность мертворождения или развития миокардита как у плода, так и в первые 8 месяцев после рождения.

Клиника. Вместе с характерными симптомами миокардита у больного может определяться высокая температура и гастроэнтеритный синдром, когда появляется тошнота, рвота, боль возле пупка и в верхней части живота. Дополнительно может диагностироваться воспаление яичек, увеличение селезенки и лимфатических узлов. Замечена связь выраженности клинической картины вирусного МК с возрастов больных. В 17-20 лет определяется более яркая клиника, с частыми проявлениями плеврита или перикардита, но при этом все заканчивается выздоровлением. После 40 лет клиника менее выражена, могут быть кардиальные боли, принимаемые за приступы ИБС. Также иногда возникает одышка и сердцебиение.

Диагностика

В определении миокардита важное значение имеют клинические признаки. Они могут быть более или менее специфическими, часто связанными с ранее перенесенными инфекционными или аллергическими заболеваниями. Также имеют значение следующие симптомы, которые могут натолкнуть на мысль о миокардите:

  • Кардиалгии - характерный признак для МК. Боль в области сердца может быть колющей, давящей, ноющей. Она не купируется нитроглицерином и ее продолжительность практически постоянная, в отличие от ИБС.
  • Лихорадка - часто возникает при МК, но этот симптом не является характерным.
  • Расстройство центральной и вегетативной нервной системы, проявляющееся в виде усталости, слабости, усиленной потливости, головной боли.
  • Признаки нарушения со стороны дыхательной системы в виде осиплости голоса, затрудненного дыхания, насморка, кашля.
  • Изменение работы органов пищеварения по типу тошноты, рвоты, болей в животе также может указывать на миокардит.
  • Боли в мышцах и суставах нередко указывают на воспаление миокарда.

После сбора жалоб врач обязательно проводит физикальное обследование, в ходе которого могут быть выявлены признаки правожелудочковой и левожелудочковой недостаточности. Далее выполняется пальпация и перкуссия сердца, аускультация сердечной деятельности, но больше информации можно получить с помощью инструментальных и лабораторных методов исследования.

Лабораторная диагностика позволяет определить маркеры повреждения и разрушения кардиомиоцитов. В частности, при некрозе увеличивается ЛДГ, креатинкиназа и сердечный тропонин. Для выявления этиологической причины проводится поиск возбудителя. С этой целью исследуется кровь, моча, проводятся необходимые серологические реакции, назначением которых занимается лечащий врач.

Электрокардиография проводится в обязательном порядке, поскольку это помогает определить изменения в миокарде почти у 90% больных. Подобные ЭКГ-признаки не являются специфичными, но с их помощью можно выяснить локализацию воспалительного очага. Наиболее частые ЭКГ-признаки миокардитов:

  • изменение зубца Т (встречаемость составляет 70%);
  • изменение сегмента ST (встречаемость - 50%);
  • экстрасистолия желудочковой и наджелудочковой локализации (встречаемость - 45%).

Видео: ЭКГ при миокардите, перикардите и ТЭЛА

Для оценки состояния желудочков сердца проводится эхокардиография. Обязательно определяется систолическая и диастолическая функция сердца. Сократимость миокарда будет заметно нарушена при тяжелом течении миокардита, тогда как бессимптомный и малосимптомный МК на УЗ-устройстве практически не определяется.

С целью подтверждения кардиомегалии назначается рентгенография. Также это исследование позволяет подтвердить наличие недостаточности левого желудочка, особенно в случае определения соответствующей симптоматики.

В зависимости от клинической картины могут использоваться другие инструментальные методы в виде сцинтиграфии, магнитно-резонансной томографии, ультразвуковой денситометрии миокарда, эндомиокардиальной биопсии.

Осложнения

Бессимптомный и малосимптомный миокардит может хорошо поддаваться лечению, в результате чего заболевание практически полностью излечивается.

Острый миокардит тяжелого течения нередко осложняется аритмиями и сердечной недостаточностью. Если заболевание не леченное или терапия проводилась не в полной мере, тогда повышается риск внезапной смерти больного.

Хронический миокардит в процессе своего развития чаще всего осложняется склеротическим поражением сердца. Из-за этого спустя время может быть диагностирован миокардический кардиосклероз.

Лечение

Зависит от стадии развития миокардита и этиологической причины. Существует определенная схема лечения больных миокардитом:

  1. В первую очередь назначаются этиотропные препараты, подбираются группы антибактериальных средств или противовирусных.
  2. Противовоспалительные препараты нужны для снятия отека ткани, улучшения местного кровоснабжения.
  3. Антигистаминные средства - позволяют уменьшить степень выраженности иммунной реакции.
  4. Антикоагулянты - обязательно назначаются больным в возрасте после 50 лет из-за повышенного риска развития тромбоэмболии.

В зависимости от показаний могут использоваться диуретики, бета-адреноблокаторы, ингибиторы АПФ. Последние две группы показаны при наличии у больного аритмии.

Окончание этиотропной терапии не означает остановку лечения. Чаще всего оно продолжается за счет назначенных антиоксидантов и выполнения вакцинопрофилактики.

Первые результаты лечения миокардита оцениваются по истечении полугода, для чего проводится ряд исследований, позволяющий определить изменения в концентрации кардиоселективных ферментов и аутоиммунной реакции. Важное значение имеет повторное кардиомониторирование с помощью ЭКГ и УЗИ сердца.

Лечение больных миокардитом чаще всего стационарное, после чего при необходимости выносится заключение о профпригодности больного.

Может ли миокардит рецидивировать? Да, и при появлении симптомов заболевания проводится повторное лечение этиотропными препаратами вместе с метаболическими средствами.

Профилактика

В первую очередь представлена специфической вакцинопрофилактикой. Также важно предупредить развитие повторного миокардита, для чего должно быть выполнено этиологическое, метаболическое и другие виды лечения в полной мере.

Во время терапии миокардита важно придерживаться строгого постельного режима, что также считается профилактикой рецидива заболевания.

Важные меры по профилактике миокардита:

  • Санация хронических очагов инфекции.
  • Не стоит тесно общаться с больными вирусными и бактериальными заболеваниями.
  • При появлении первых симптомов болезни сердца нужно безотлагательно обратиться к кардиологу.

Прогноз

Полное выздоровление прогнозируется в том случае, когда у больного определяется бессимптомная или клинически не выраженная форма миокардита. Тяжелое течение болезни может осложняться, поэтому в таких случаях прогноз хуже: полностью выздороветь удается 50% больным, тогда как у остальных определяется дилатационная кардиомиопатия.

С миокардитом могут быть связаны следующие риски:

  • Внезапная смерть нередко наступает при развитии аритмии на фоне миокардита.
  • Быстрое прогрессирование миокардита часто приводит к сердечной недостаточности и, в результате, к смерти.
  • При гигантоклеточном миокардите Абрамова - Фидлера дается самый неблагоприятный прогноз.

При развитии лимфоцитарного или гигантоклеточного миокардита в большинстве случаев проводят пересадку сердца. В противном случае лишь 11% больных подобным заболеванием удается прожить 4 года и больше.


4.75 avg. rating (93% score) - 4 votes - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.