Cardiosclerosis: symptoms, diagnosis and treatment

Author Ольга Кияница

2018-05-15

Cardiosclerosis is a chronic heart disease caused by the formation of connective tissue in the thickness of the myocardium. The disease, as a rule, is not independent and manifests itself against the background of other unfavorable processes taking place in the body. Cardiosclerosis refers to serious pathologies that can violate hemodynamics, rhythm, cause the development of a heart attack and other heart changes.

The essence of pathology: why this disease is secondary

The secondary nature of the disease implies its lack of independence and dependence on other pathological processes that provoked its development. The same is true for cardiosclerosis - it never arises first, it is always caused by some other violation. There are many reasons for this, but they are based on a deficiency of nutrients.Gradually, this leads to the replacement of muscle tissue with a connective tissue. And although collagen fibers perform a very important supporting function, they can never completely replace cardiomyocytes. In the future, because of this, the contractility of the heart will decrease, the release of blood will drop and stagnation will develop in the small and large circle of the circulation.
postinfarktnyy-kardioskleroz

Types of cardiosclerosis

The disease is more common in older people, however, can occur in young and even in childhood. Cardiosclerosis is divided according to the nature of its distribution into two main types:

  • Focalized cardiosclerosis;
  • Diffuse cardiosclerosis.

Features of diffuse process

Diffuse cardiosclerosis is a uniform distribution of cicatricial changes throughout the heart muscle. As a rule, this type of pathological process is observed in elderly people suffering from chronic myocardial ischemia. At first, diffuse cardiosclerosis proceeds imperceptibly, but gradual replacement of the myocardium with areas of sclerosis leads to the development of a rhythm disturbance. Most manifestations of the disease can have serious consequences, especially if you do not engage in appropriate treatment.

Features of focal process

The focal form is manifested in the form of myocardial scars, which differ greatly in area and size. Focal cardiosclerosis, as a rule, is a manifestation of a successfully transferred myocardial infarction or myocarditis.
Depending on the size of the focus of sclerosis, it is also customary to allocate broad focus and small-focus types of the disease:

  • In the first case, the formation of a large sclerotic focus is associated with blockage of a large coronary vessel and subsequent massive death of cardiomyocytes. This type of cardiosclerosis is mainly characterized by the proliferation of large areas of collagen fibers and other connective tissue elements at the site of the infarction. As a result of complete replacement of the myocardium, a scar is formed that promotes the appearance of an aneurysm of the heart.
  • Small-focal cardiosclerosis is a slight change in the muscular tissue of the heart, accompanied by the formation of white interlayers of connective tissue located inside the myocardium. Small-focus cardiosclerosis occurs with oxygen deficiency in the walls of the chambers of the heart. In the future, this leads to a decrease and death of cardiomyocytes and the formation of collagen fibers on their background.

When does pathology become dangerous?

The greatest threat to the patient is formed by an aneurysm of the heart. It appears after a large-heart attack of a heart attack, when massive necrosis of the myocardium occurs. Against the background of high intracardiac pressure, the necrotic wall of the heart chamber begins to swell, stretch and thin out. As a result, only the site of connective tissue remains, devoid of any signs of contractile activity. The main danger in this case is an aneurysm rupture, subsequent bleeding into the pericardial cavity and the development of a cardiac tamponade. If the time is not carried out an operative intervention, then with 100% probability it can be argued that such a patient will die.

The main causes of

As it was said earlier, cardiosclerosis can affect the cardiovascular system of children and the elderly, but the reasons provoking this process in each age group have their own special features. For example, in children with cardiosclerosis in the myocardium there are signs of inflammatory or infectious diseases. This is the beginning of the process of replacement of the heart muscle.
In adults, the causes of the formation of sclerotic foci are more extensive and may include metabolic disorders, myocarditis and ischemia. The following diseases can affect the formation of cardiosclerosis:

  • Inflammatory processes arising in the cardiac muscle (myocarditis);
  • Ischemic heart disease characterized by impaired blood flow;
  • Atherosclerosis, disturbing the supply of oxygen and nutrients to the myocardium;
  • Myocardial dystrophy - direct damage to the heart muscle, associated with a violation of the metabolic processes of the myocardium.

Dystrophic cardiosclerosis can form against the background of the following pathological processes:

  • With hemosiderosis. This disease, during which iron begins to be deposited in the heart tissues;
  • With amyloidosis of the heart. This is a systemic disease manifested by diffuse deposition of the protein-polysaccharide complex (amyloid) in the myocardium;
  • With avitaminosis;
  • With the development of anemia of varying degrees;
  • With regular intoxication: drugs, alcohol;
  • Overeating or unbalanced diet;
  • With a sedentary lifestyle: lack of physical activity, decreased muscle tone;
  • Regular stress. Even small psychoemotional loads have consequences that negatively affect the cardiovascular system.

Thus, all of the above reasons contribute to reducing the amount of incoming oxygen in the muscle tissue of the heart.Due to oxygen starvation, a normal healthy myocardium gradually fades and is replaced by sclerosis sites. The proliferation of connective tissue leads to a decrease in the performance of these areas of the heart, so neighboring healthy cardiomyocytes take on some of the burden.

Thus, there is a substitution hypertrophy of the muscle fibers, allowing for some time to compensate for organic disorders. If the pathological factor continues to negatively affect the myocardium, then this process gradually turns into decompensation and develops heart failure.

Are there always symptoms?

The clinical manifestations of cardiosclerosis depend on the nature of myocardial damage. They can be small diffuse, or large, flowing through the entire thickness of the heart muscle. Regardless of the amount of damage, cardiosclerosis will adversely affect the functioning of the cardiovascular system, but, as a rule, this process proceeds slowly and imperceptibly. Typical symptoms of cardiosclerosis are:

  • Dyspnea that occurs during normal physical exertion;
  • Rapid fatigue with motor activity;
  • Dizziness and pain in the chest;
  • Feeling of a strong palpitation, noted during rest;
  • Feeling of lack of air while lying down;
  • Puffiness of the lower extremities, most arising in the evening.

If you find similar symptoms, to exclude cardiosclerosis or other cardiac pathology, you should consult a specialist. In the early stages with the disease it is much easier to fight, so timely treatment to the doctor is the key to successful recovery.

All the above symptoms are characteristic for the initial stage of the disease and in the course of further development the severity of the manifestations will only increase. With the progression of cardiosclerosis, the following symptoms come to the fore:

  • Shortness of breath, which appears even during rest;
  • Frequent signs of suffocation, arising at night;
  • Strong heartbeat, accompanied by pain in the chest;
  • The swelling of the lower extremities begins to worsen;
  • Due to right ventricular failure, stagnation occurs in the liver, which manifests itself in the form of severity, discomfort and pain in the right upper quadrant.

Further aggravation of the situation leads to the development of angina pectoris or heart failure. A large focal shape contributes to the formation of an aneurysm, which is mostly asymptomatic, but can threaten a heart rupture.

This clinic is more typical for large areas of cardiosclerosis. Diffuse or fine-focal type of pathology for a long time is present in the body without any symptoms. In such cases, the definition of changes in the myocardium will require certain diagnostic tests.

Diagnosis of cardiosclerosis

It is based on clinical manifestations and laboratory tests. At the very beginning, the doctor studies the patient's life history and disease in detail. This allows us to identify the main cause, the appearance of cardiosclerosis. Especially in the diagnosis of the patient has electrocardiography (ECG), with which it is possible to fix any violations of cardiac activity. If there is an ailment, then the ECG will display violations in the form:

  • The reduced voltage of the QRS complex;
  • Anomalies of the ST interval;
  • Increases in the right heart.

After an electrocardiogram, a chest x-ray may be required in two projections. As a rule, the pathology is expressed in the form of a flattening of the waist of the heart, expansion of the chambers of the heart and an increase in the cardiothoracic index.

082-4

The symptomatology of cardiosclerosis is characterized by insufficient filling of the ventricles, as well as pathological changes in the tricuspid and mitral valve. If the signs of the disease are complex, then there is a reverse transfer of blood from the ventricles into the atria. To determine this deviation, as well as assess the condition of the heart valves, prescribe echocardiography.

How effective is treatment?

Treatment of cardiosclerosis is carried out only after the diagnosis is established. To get rid of the signs of the disease, you must turn the connective tissue back into muscle tissue, but unfortunately, it is impossible to do this. The only way out in this situation is to maintain the functioning of the myocardium by all available methods in order to stop the further spread of sclerosis sites.

The following methods of treatment are available to the doctor:

  • diet;
  • lifestyle modification;
  • pharmacological preparations;
  • operative intervention.

Diet Features

dnde521-563x353
Features of nutrition play an important role in improving the trophism of myocardium:

  • Replacement of animal fats (butter) with vegetable (sunflower, olive). This allows you to reduce the amount of cholesterol in the blood and prevent the formation of new atherosclerotic plaques;
  • Limitation of salt intake. Reduces the volume of circulating fluid and reduces the burden on the heart;
  • Replacement of simple carbohydrates (pasta, white bread, sugar) with complex (vegetables, cereals);
  • Use of dietary supplements or fish varieties containing omega-3 polyunsaturated fatty acids.

Video: Diet for Cardiovascular Diseases

Drug Support

The use of pharmacological drugs plays an important role in improving the well-being of patients suffering from atherosclerosis. Drug support does not allow to eliminate the dystrophic processes that occur in the myocardium, but with its help it is possible to reduce the burden on the heart and increase the life expectancy of patients.

Treatment includes:

  • β-blockers - reduce blood pressure, reduce heart rate, restore heart rate;
  • Digoxin is one of the last representatives of the class of cardiac glycosides. As a rule, tachyforms are prescribed for atrial fibrillation;
  • Diuretics - can reduce the amount of fluid in the body and reduce the burden on the myocardium.
  • Lipid-lowering drugs - are aimed at preventing the formation of new and stabilizing existing atherosclerotic plaques.

082-7

Surgery

Operative interventions in this disease are aimed at eliminating complications or treating primary pathology that provoked the development of cardiosclerosis. With severe myocardial ischemia caused by occlusion of the coronary arteries, stenting is prescribed. If this manipulation is not possible, the cardiosurgeon performs aortocoronary bypass surgery.

Forecast

If cardiosclerosis is a consequence of natural age-related changes in coronary vessels, the course of such a disease is usually favorable. If the formation of connective tissue sites is due to myocardial infarction, then cardiosclerosis of this type in most cases is accompanied by a violation of the heart rate and the development of insufficiency. Properly formulated pharmacological therapy in more than 80% of cases allows to completely or partially eliminate the symptoms of the disease, as well as improve the quality and life expectancy of patients.

Conclusion

Cardiosclerosis is a common secondary pathology of the heart, the severity of which depends on the volume of the replaced myocardium and the general condition of the patient's body. If you have symptoms of the disease, you need to contact the doctor as soon as possible to prescribe therapy and prevent further progression of dystrophic changes.

4.80 avg. rating (94% score) - 5 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Кардиосклероз: симптомы, диагностика и лечение

Автор Ольга Кияница

2018-05-15

Кардиосклероз – это хроническое сердечное недомогание, возникающее из-за образования соединительной ткани в толще миокарда. Заболевание, как правило, не является независимым и проявляется на фоне других неблагоприятных процессов, протекающих в организме. Кардиосклероз относится к серьезным патологиям, способным нарушать гемодинамику, ритм, становиться причиной развития инфаркта и других изменений сердца.

Суть патологии: почему эта болезнь вторична

Вторичность заболевания подразумевает его несамостоятельность и зависимость от других патологических процессов, спровоцировавших его развитие. То же самое и при кардиосклерозе – он никогда не возникает первым, его всегда вызывает какое-либо другое нарушение. Причин для этого много, но в основе их лежит дефицит питательных веществ. Постепенно это приводит к замещению мышечной ткани на соединительную. И хотя коллагеновые волокна выполняют очень важную опорную функцию, они никогда не смогут полностью заменить кардиомиоциты. В дальнейшем из-за этого будет снижаться сократительная способность сердца, будет падать выброс крови и развиваться застойные явления в малом и большом круге кровообращения.
postinfarktnyy-kardioskleroz

Виды кардиосклероза

Заболевание более свойственно пожилым людям, однако, может встречаться в молодом и даже в детском возрасте. Кардиосклероз делится в соответствии с характером своего распространения на 2 основных типа:

  • Очаговый кардиосклероз;
  • Диффузный кардиосклероз.

Особенности диффузного процесса

Диффузный кардиосклероз – это равномерное распределение рубцовых изменений по всей сердечной мышце. Как правило, этот тип патологического процесса наблюдается у пожилых людей, страдающих от хронической ишемии миокарда. Поначалу диффузный кардиосклероз протекает незаметно, но постепенное замещение миокарда участками склероза приводит к развитию нарушения ритма. Большинство проявлений заболевания могут иметь тяжелые последствия, особенно если не заниматься соответствующим лечением.

Особенности очагового процесса

Фокальная форма проявляется в виде миокардиальных рубцов, сильно отличающихся по площади и размерам. Очаговый кардиосклероз, как правило, является проявлением успешно перенесенного инфаркта миокарда или миокардита.
В зависимости от размеров очага склероза принято также выделять широкофокусные и мелкофокусные типы заболевания:

  • В первом случае формирование большого склеротического очага связано с закупоркой крупного коронарного сосуда и с последующей массивной гибелью кардимиоцитов. Этот тип кардиосклероза в основном характеризуется разрастанием крупных участков коллагеновых волокон и других соединительнотканных элементов на месте инфаркта. В результате полного замещения миокарда образуется шрам, способствующий появлению аневризмы сердца.
  • Мелкофокусный кардиосклероз – слабовыраженное изменение мышечной ткани сердца, сопровождаемое образованием белых прослоек соединительной ткани, расположенных внутри миокарда. Мелкофокусный кардиосклероз возникает при дефиците кислорода в стенках камер сердца. В дальнейшем это приводит к уменьшению и гибели кардиомиоцитов и формированию на их фоне коллагеновых волокон.

Когда патология становится опасной?

Наибольшую угрозу для больного представляет сформированная аневризма сердца. Она появляется после крупноочагового инфаркта, когда происходит массивный некроз миокарда. На фоне высокого внутрисердечного давления, некротически измененная стенка камеры сердца начинает выбухать, растягиваться и истончаться. В итоге остается лишь участок соединительной ткани, лишенный каких-либо признаков сократительной деятельности. Главную опасность в этом случае представляет разрыв аневризмы, последующее кровотечение в полость перикарда и развитие тампонады сердца. Если вовремя не провести оперативное вмешательство, то с 100% вероятностью можно утверждать, что такой пациент погибнет.

Основные причины возникновения

Как было сказано ранее, кардиосклероз может поражать сердечнососудистую систему детей и пожилых, но причины, провоцирующие этот процесс, в каждой возрастной группе имеют свои особые черты. Например, при детском кардиосклерозе в миокарде наблюдаются признаки воспалительных или инфекционных заболеваний. Это начало процесса замещения сердечной мышцы.
У взрослых причины формирования склеротических очагов более обширны и могут включать в себя метаболические нарушения, миокардит и ишемию. На формирование кардиосклероза могут влиять следующие заболевания:

  • Воспалительные процессы, возникающие в сердечной мышце (миокардит);
  • Ишемическое заболевание сердца, характеризуемое нарушением кровотока;
  • Атеросклероз, нарушающий поступление кислорода и питательных веществ в миокард;
  • Миокардиодистрофия – непосредственное поражение сердечной мышцы, связанное с нарушением метаболических процессов миокарда.

Дистрофический кардиосклероз может сформироваться на фоне следующих патологических процессов:

  • При гемосидерозе. Это заболевание, в ходе которого железо начинает откладываться в сердечных тканях;
  • При амилоидозе сердца. Это системное заболевание, проявляемое диффузным отложением белково-полисахаридного комплекса (амилоида) в миокарде;
  • При авитаминозе;
  • При развитии анемии различной степени;
  • При регулярных интоксикациях: наркотики, алкоголь;
  • При переедании или несбалансированном питании;
  • При малоподвижном образе жизни: отсутствие физических нагрузок, сниженный мышечный тонус;
  • Регулярный стресс. Даже небольшие психоэмоциональные нагрузки имеют последствия, негативно влияющие на сердечнососудистую систему.

Таким образом, все вышеперечисленные причины способствуют уменьшению количества поступающего кислорода в мышечную ткань сердца. Из-за кислородного голодания нормальный здоровый миокард постепенно увядает и заменяется участками склероза. Разрастание соединительной ткани приводит к снижению работоспособности этих участков сердца, поэтому соседние здоровые кардиомиоциты берут на себя часть нагрузки.

Таким образом, происходит заместительная гипертрофия мышечных волокон, позволяющая на некоторое время компенсировать органические нарушения. Если патологический фактор продолжает негативно влиять на миокард, то этот процесс постепенно переходит в декомпенсацию и развивается сердечная недостаточность.

Всегда ли бывают симптомы?

Клинические проявления кардиосклероза зависят от характера повреждения миокарда. Они могут быть маленькими диффузными, или крупными, протекающими сквозь всю толщу сердечной мышцы. Вне зависимости от объема повреждения, кардиосклероз будет отрицательно влиять на работу сердечнососудистой системы, но, как правило, этот процесс протекает медленно и незаметно. Типичными симптомами при кардиосклерозе являются:

  • Одышка, возникающая при обычных физических нагрузках;
  • Быстрая утомляемость при двигательной активности;
  • Головокружение и боль в области грудной клетки;
  • Чувство сильного сердцебиения, отмечаемое во время отдыха;
  • Чувство нехватки воздуха при нахождении в лежачем положении;
  • Отечность нижних конечностей, наиболее возникающая в вечернее время.

При обнаружении у себя подобных симптомов, для исключения кардиосклероза или другой сердечной патологии, необходимо проконсультироваться со специалистом. На ранних стадиях с заболеванием намного легче бороться, поэтому своевременное обращение к доктору – это залог успешного выздоровления.

Все вышеуказанные симптомы характерны для начальной стадии заболевания и в ходе дальнейшего развития выраженность проявлений будет только усиливаться. При прогрессировании кардиосклероза на первый план выходят следующие симптомы:

  • Одышка, появляющаяся даже во время отдыха;
  • Частые признаки удушья, возникающие по ночам;
  • Сильное сердцебиение, сопровождающееся болью в грудной клетке;
  • Отечность нижних конечностей начинает усугубляться;
  • Из-за правожелудочковой недостаточности, возникают застойные явления в печени, что проявляется в виде тяжести, дискомфорта и боли в правом подреберье.

Дальнейшее обострение ситуации приводит к развитию стенокардии или сердечной недостаточности. Большая фокальная форма способствует формированию аневризмы, которая в основном протекает бессимптомно, но может угрожать разрывом сердца.

Подобная клиника более характерна для крупных участков кардиосклероза. Диффузный или мелкоочаговый тип патологии в течение длительного времени присутствует в организме без каких-либо симптомов. В таких случаях, определение изменений миокарда потребует определенных диагностических тестов.

Диагностика кардиосклероза

Основывается на клинических проявлениях и проведении лабораторных исследований. В самом начале, доктор детально изучает историю жизни и заболевания пациента. Это позволяет выявить основную причину, появления кардиосклероза. Особое значение в диагностике больного имеет электрокардиография (ЭКГ), с помощью которой удается зафиксировать любые нарушения сердечной деятельности. Если есть недуг, то ЭКГ будет отображать нарушения в виде:

  • Сниженного вольтажа комплекса QRS;
  • Аномалий интервала ST;
  • Увеличения правых отделов сердца.

После ЭКГ может потребоваться назначение рентгенографии грудной клетки в двух проекциях. Как правило, патология выражается в виде сглаженности талии сердца, расширения камер сердца и увеличения кардиоторакального индекса.

082-4

Симптоматика кардиосклероза характеризуется недостаточным наполнением желудочков, а также патологическими изменениями в трехстворчатом и митральном клапане. Если признаки заболевания имеют сложный характер, то возникает обратный заброс крови из желудочков в предсердия. Чтобы определить это отклонение, а также оценить состояние сердечных клапанов, назначают эхокардиографию.

Насколько эффективно лечение

Лечение кардиосклероза проводится только после установки диагноза. Чтобы избавиться от признаков заболевания, необходимо превратить соединительную ткань обратно в мышечную, но к сожалению, сделать это невозможно. Единственный выход в этой ситуации – поддерживать функционирование миокарда всеми доступными методами, чтобы остановить дальнейшее распространение участков склероза.

Доктору доступны следующие методики лечения:

  • диета;
  • модификация образа жизни;
  • фармакологические препараты;
  • оперативное вмешательство.

Особенности диеты

dnde521-563x353
Особенности питания играют важную роль в улучшении трофики участков миокарда:

  • Замена жиров животного происхождения (сливочное масло) на растительные (подсолнечное, оливковое). Это позволяет снизить количество холестерина в крови и предотвратить формирование новых атеросклеротических бляшек;
  • Ограничение потребление соли. Сокращает объем циркулирующей жидкости и снижает нагрузку на сердце;
  • Замена простых углеводов (макароны, белый хлеб, сахар) на сложные (овощи, крупы);
  • Употребление биодобавок или сортов рыбы, содержащих омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты.

Видео: Диета при сердечнососудистых заболеваниях

Медикаментозная поддержка

Применение фармакологических препаратов играет важную роль в улучшении самочувствия больных, страдающих от атеросклероза. Медикаментозная поддержка не позволяет устранить дистрофические процессы, протекающие в миокарде, но с ее помощью удается снизить нагрузку на сердце и повысить продолжительность жизни пациентов.

Лечение включает в себя:

  • β-блокаторы – снижают давления, сокращают пульс, восстанавливают сердечный ритм;
  • Дигоксин – один из последних представителей класса сердечных гликозидов. Как правило, назначают при тахиформе фибрилляции предсердий;
  • Диуретики – позволяют уменьшить объем жидкости в организме и снизить нагрузку на миокард.
  • Гиполипидемические препараты – направлены на предотвращение формирования новых и стабилизацию уже имеющихся атеросклеротических бляшек.

082-7

Хирургическое лечение

Оперативные вмешательства при этом заболевании направлены на устранение осложнений или лечение первичной патологии, спровоцировавшей развитие кардиосклероза. При выраженной ишемии миокарда, вызванной закупоркой коронарных артерий, назначается стентирование. Если проведение этой манипуляции не является возможным, то кардиохирург выполняет аортокоронарное шунтирование.

Прогноз

Если кардиосклероз является следствием естественных возрастных изменений в коронарных сосудах, то течение такого заболевания, как правило, благоприятное. Если формирование соединительнотканных участков обусловлено перенесенным инфарктом миокарда, то кардиосклероз такого типа в большинстве случаев сопровождается нарушением сердечного ритма и развитием недостаточности. Грамотно составленная фармакологическая терапия в более чем 80% случаев позволяет полностью или частично устранить симптомы заболевания, а также улучшить качество и продолжительность жизни пациентов.

Заключение

Кардиосклероз – это распространенная вторичная патология сердца, тяжесть которой зависит от объема замещенного миокарда и общего состояния организма больного. При обнаружении у себя симптомов заболевания необходимо как можно быстрее обратиться к доктору для назначения терапии и предотвращения дальнейшей прогрессии дистрофических изменений.


4.83 avg. rating (95% score) - 6 votes - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.