How the ECG is made: the process of performing a cardiogram

Author Ольга Кияница

2018-05-15

ECG (or electrocardiogram) is one of the most common and accessible research methods and demonstrates the details of the functioning of the heart in the form of a graphic image that reflects the electrical activity of the organ. This method is often used for the initial diagnosis of cardiac pathologies, is carried out as part of a comprehensive examination of the patient before presumed treatment or during preventive examinations.

Method of ECG

The principle of the ECG is based on the ability of the device to capture the electrical impulses that arise in the heart and, after processing, record them in a graph.Further, the results obtained are interpreted by a specialist in functional diagnostics, and the attending physician can use the data to make a diagnosis.
ekg-metodika

The electrocardiogram is performed with the help of a special apparatus - an electrocardiograph. Its main nodes are:

  • galvanometer;
  • lead switch;
  • system for amplifying captured signals;
  • recording device.

During the ECG removal procedure, electrodes placed at certain points capture the electrical impulses that arise in the heart and transmit them through the galvanometer to the recording device. Further, the recorders display the information received on a paper moving at a certain rate in the form of graphs that show the functioning of different parts of the heart.
ECG charts are recorded on millimeter paper in the form of lines of teeth of different sizes. These dimensions depend on the strength of the signal that is given by one or another part of the heart.
Video: Recording an electrocardiogram

The results of the study are described by a specialist who compares these norms with the results obtained. In the interpretation, the doctor of functional diagnostics indicates the revealed deviations, according to which the attending physician of the patient makes a diagnosis.

When is electrocardiography necessary?

Indications for the appointment of an electrocardiogram are the following complaints of the patient or symptoms:

  • dyspnea;
  • uncomfortable and painful sensations in the chest;
  • frequent stress;
  • tachycardia or bradycardia;
  • signs of arrhythmias;
  • overweight;
  • suspicions of hypertension and other manifestations of cardiovascular diseases;
  • preparation for a surgical operation or for some types of diagnostic studies.

For prophylactic purposes, the ECG should be administered to all individuals older than 40 years once a year. At a more mature age, the study should be performed once a quarter. For people suffering from cardiac and vascular pathologies, an electrocardiogram is carried out as often as necessary, that is, at the time that the doctor, guided by the data on the existing disease, has determined for them.

How is the cardiogram read and what determines the ECG?

Conclusion on the ECG is performed by a physician of functional diagnostics and a cardiologist. The description of the study includes several stages:

  • an estimation of age and sex of the patient - from these data interpretation of results by age norms depends;
  • determination of the amplitude, duration of the teeth and intervals of the cardiogram - analysis of the P wave and the duration of the P-Q interval, the QRS ventricular complex, the ST segment, the T wave, the Q-T interval;
  • characteristic of the rhythm - in arrhythmias, an irregular rhythm is detected, an increase in the frequency of heart contractions of more than 100 beats per minute, a violation of the conductivity of an electric pulse through a conducting system, or a nonsinus rhythm;
  • the presence of focal changes in the heart muscle - when identifying zones of myocardial infarction, the localization of the focus of necrosis and its prevalence is determined;
  • manifestations of hypertrophy of these or those parts of the heart - an increase in the size of the heart muscle is manifested on the ECG increased electroactivity of the enlarged chamber, ischemic or dystrophic processes in the myocardium, or by the slow spreading of the electrical impulse in the wall of the hypertrophied cardiac chamber.

basica-img1

In addition to the above changes in the heart, an electrocardiogram can help evaluate the features of the organ position, signs of myocarditis, pericarditis, the condition of the implanted pacemaker, electrolyte exchange disturbances, and other abnormalities.
After the analysis of all the data obtained, a conclusion is formed. If possible, a comparison of the ECG with the previously recorded cardiogram charts is performed, that is, the results are monitored in dynamics.
Normal ECG parameters are as follows:

  • rhythm - regular and regular, with a source in the sinus node;
  • heart rate - determined by measuring the distance between a number of adjacent teeth R (interval R - R), assess the indicator according to age (for adults and healthy people up to 50 years - 60 - 90 beats per minute);
  • the electrical axis of the heart - normally the alpha angle is 40 - 70 °.

Video: ECG norm. All intervals and prongs: p, QRS, T, PR, ST

Features of cardiography children

ECG can be administered to children of any age. When evaluating the results, the doctor is necessarily guided by age characteristics and, if necessary, complements the study with other techniques (eg, Echo-KG, cardiac CT, etc.).
ECG in children has its own specificity in each age period, since the heart is affected by many factors depending on age and growth: changes in the number of cardiac contractions, the influence of the vegetative and endocrine systems, anatomical positions of the heart in the chest, changes in the speed of pulse propagation and etc.
The following clinical cases may become a reason for the appointment of an ECG to a child:

  • noises in the heart;
  • heart rhythm disturbances;
  • presence of even minor dyspnea;
  • pathology of other organs;
  • presence in the history of severe infectious diseases;
  • detection in a patient's history of relatives with severe cardiac pathologies;
  • the need for surgical treatment;
  • preventive examination in sports.

Performing ECG for children who have cardiac and vascular diseases or are at risk of their occurrence should be conducted at least once a year.
Of particular importance are the features of the preparation of the child for research. During the recording of the cardiogram chart, a small patient should be calm and still, and this effect can not be achieved with all children. For older children, parents and a doctor explain the need for adherence to established rules, and younger children are encouraged to distract themselves with toys or the so-called "play in the hospital." Such psychological tricks almost always help to achieve the patient's necessary calmness for investigation, and the results obtained will be reliable. If the child can not behave calmly during the procedure, then parents are advised to come another day to record the ECG.

Features of the passage of ECG in women during pregnancy

Conducting ECG is absolutely safe procedure and not dangerous for pregnant women. That is why women should not refuse to perform such a study, allowing time to identify various abnormalities in the work of the heart, experiencing an increased load during the gestation of the fetus. During pregnancy, the ECG procedure is prescribed 2 times, besides this, the electrocardiogram is performed not only by the woman, but also by the fetus - such a study is called CTG (cardiotocography).
When interpreting the results, the doctor necessarily takes into account the peculiarities that occur in the body of a woman during pregnancy (especially in her late periods) and affect the nature of the cardiogram schedule:

  • displacement of the electric axis to the left;
  • increase in the number of heartbeats;
  • negative T wave in the third and fourth lead;
  • shortened interval PR;
  • pathological prong in Q in the third lead and aVF (right arm).

How to do an electrocardiogram?

Preparation before ECG, to obtain reliable diagnostic data, is carried out as follows:

  1. The last meal should be 2 hours before the test.
  2. Before the procedure, the patient must abandon physical exertion, smoking, drinking cold water, alcohol and caffeine-containing products and beverages.
  3. On the day of the study, the patient should avoid applying creams and other fat-based cosmetic products to the body, since such substances can interfere with sufficient contact between the electrode and the skin.
  4. Before visiting the ECG cabinet, the patient should wear comfortable, breath-free clothing that easily stretches, rises from the limbs or is removed. From the neck and hands should be removed metal jewelry (chains, bracelets, necklaces, etc.).
  5. Take the previous ECG or Echo-CG results with you. Using this data, the doctor will be able to analyze the dynamics of the disease and this will improve the reliability of the final diagnosis.
  6. The patient should be calm before removing the ECG. To achieve this emotional and physical balance, he should lie down or sit on the couch 10 - 15 minutes.
  7. For a patient who has shortness of breath, the examination should not be performed in the prone position (as usual), but in the sitting position.
  8. The room in which the electrocardiogram is performed should be ventilated and with an optimal temperature regime, since a cold sensation during the procedure may negatively affect the reliability of the results of the study.

An electrocardiogram is performed in the following sequence:

  • The patient unbuttons or removes clothing for convenient attachment of electrodes in the points required for the study and lies on the couch.
  • Electrode attachment areas are treated with alcohol to degrease the skin, and then a special gel is applied on them.
  • The doctor turns on the device and for a certain time receives the schedule necessary for the subsequent decoding.Usually the study takes no more than 15 - 20 minutes.

After the ECG, the patient can wait for the results of the survey to be described or sent to his or her healthcare provider.If serious violations have been detected in the electrocardiogram schedule, then the patient's doctor should immediately be connected to the patient's examination, who can correctly assess all the data and prescribe the treatment appropriate for the detected clinical situation.
In most cases, the ECG is well tolerated by patients. Sometimes on the place of fixing the electrodes during the study, there are sensations of weak and hardly perceptible electrical discharges, and in some patients after the examination a small rash appears on the skin, which is eliminated independently in a short time and does not require treatment.
The ECG carries no danger to the health of the patient, since during the examination, X-ray irradiation and other factors harmful to the organism are not applied. If necessary, this method of examination can be repeated, even at short intervals.

Conclusion

The ECG makes it possible to detect abnormalities in the electrical activity of the heart, arising from arrhythmias, organic myocardial lesions, metabolic disorders of potassium, calcium and magnesium, pain in the heart and increasing the thickness of its chambers. This informative study is conducted in almost every clinic, is completely safe and can be prescribed to people of any age category and pregnant.


5.00 avg. rating (97% score) - 3 votes - votes

Similar articles

What does the human heart look like?

The heart belongs to vital organs, therefore without it it would not have been possible for a single person to exist. The structure, as well as the appearance of the heart, is rather diverse, but quite capable of logical explanations. A proper understanding of how the human heart looks like a healthy estimate of the body’s overall capacity.

More
What are the methods of heart exam?

Modern technologies allow the most thorough study of various organs and tissues, including the cardiovascular system. Without timely and correct diagnosis sometimes it is very difficult to put the exact diagnosis. At the same time, it is extremely important to do everything in time to ensure effective treatment after the study.

More
Intracardiac thrombi and what they threaten

There are a number of serious pathologies of the circulatory system that can lead to serious consequences. One of them is a vascular thrombosis, in which arteries, veins, and capillaries can be affected. But the most dangerous condition is the formation of blood clots inside the heart. Such a violation must be eliminated as soon as possible, otherwise serious consequences may arise.

More

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Как делают ЭКГ: процесс выполнения кардиограммы

Автор Ольга Кияница

2018-05-15

ЭКГ (или электрокардиограмма) является одной из самых распространенных и доступных методик исследования и демонстрирует детали функционирования сердца в виде графического изображения, отображающего электрическую активность органа. Этот способ часто применяется для начальной диагностики патологий сердца, проводится в составе комплексного обследования пациента перед предполагаемым лечением или во время профилактических осмотров.

Метод проведения ЭКГ

Принцип выполнения ЭКГ базируется на способности аппарата улавливать возникающие в сердце электрические импульсы и после обработки записывать их в виде графика. Далее полученные результаты интерпретируется специалистом по функциональной диагностике, и лечащий врач может использовать данные для постановки диагноза.
ekg-metodika

Электрокардиограмма проводится при помощи специального аппарата – электрокардиографа. Основными его узлами являются:

  • гальванометр;
  • переключатель отведений;
  • система для усиления улавливаемых сигналов;
  • регистрирующее устройство.

Во время процедуры снятия ЭКГ электроды, устанавливаемые на определенные точки, улавливают возникающие в сердце электроимпульсы и передают их через гальванометр в регистрирующее устройство. Далее самописцы отображают полученную информацию на движущейся с определенной скоростью бумаге в виде графиков, отображающих функционирование разных отделов сердца.
Графики ЭКГ записываются на миллиметровой бумаге в виде линий из зубцов разных размеров. Эти размеры зависят от того, какой по силе сигнал подается тем или иным отделом сердца.
Видео: Запись электрокардиограммы

Результаты исследования описываются специалистом, который сравнивает данные нормы с полученными результатами. В интерпретации доктор функциональной диагностики указывает выявленные отклонения, по которым лечащий врач пациента ставит диагноз.

Когда электрокардиография необходима?

Показанием к назначению электрокардиограммы являются следующие жалобы больного или симптомы:

  • одышка;
  • дискомфортные и болезненные ощущения в области груди;
  • частые стрессы;
  • тахикардия или брадикардия;
  • признаки аритмий;
  • избыточный вес;
  • подозрения на гипертоническую болезнь и другие проявления сердечно-сосудистых заболеваний;
  • подготовка к хирургической операции или к некоторым видам диагностических исследований.

В профилактических целях ЭКГ должно проводиться всем лицам старше 40 лет раз в год. В более зрелом возрасте исследование следует выполнять раз в квартал. Людям, страдающим от патологий сердца и сосудов, электрокардиограмму проводят так часто как это необходимо, то есть в те сроки, которые определил для них врач, руководствующийся данными о существующем заболевании.

Как читают кардиограмму и что определяет ЭКГ?

Заключение по ЭКГ выполняется врачом функциональной диагностики и кардиологом. Описание исследования включает в себя несколько этапов:

  • оценка возраста и пола пациента – от этих данных зависит интерпретация результатов по возрастным нормам;
  • определение амплитуды, продолжительности зубцов и интервалов кардиограммы – анализ зубца Р и длительность интервала P – Q, желудочкового комплекса QRS, сегмента ST, зубца Т, интервала Q – T;
  • характеристика ритма – при аритмиях выявляется неправильный ритм, увеличение частоты сокращений сердца более 100 ударов в минуту, нарушение проведения электрического импульса по проводящей системе или несинусовый ритм;
  • присутствие очаговых изменений в сердечной мышце – при выявлении зон инфаркта миокарда определяется локализация очага некроза и его распространенность;
  • проявления гипертрофии тех или иных отделов сердца – увеличение размеров сердечной мышцы проявляется на ЭКГ повышенной электроактивностью увеличенной камеры, ишемическими или дистрофическими процессами в миокарде или замедленным распространением электроимпульса в стенке гипертрофированной сердечной камеры.

basica-img1

Кроме вышеописанных изменений в сердце электрокардиограмма может помогать оценивать особенности положения органа, признаки миокардита, перикардита, состояние имплантированного электрокардиостимулятора, нарушения электролитного обмена и другие отклонения от нормы.
После анализа всех полученных данных формируется заключение. При возможности выполняется сравнение проведенного ЭКГ с ранее зарегистрированными графиками кардиограммы, то есть проводится мониторинг результатов в динамике.
Нормальные показатели ЭКГ таковы:

  • ритм – правильный и регулярный, с источником в синусовом узле;
  • частота сердечных сокращений – определяют измерением расстояния между рядом расположенными зубцами R (интервал R – R), оценивают показатель в зависимости от возраста (для взрослых и здоровых людей до 50 лет – 60 – 90 ударов в минуту);
  • электрическая ось сердца – в норме угол альфа составляет 40 – 70 °.

Видео: Норма ЭКГ. Все интервалы и зубцы: p, QRS, T, PR, ST

Особенности прохождения кардиографии детьми

ЭКГ может назначаться детям любого возраста. При оценке результатов врач обязательно руководствуется возрастными особенностями и при необходимости дополняет исследование другими методиками (например, Эхо-КГ, КТ сердца и пр.).
ЭКГ у детей имеет свою специфическую с особенность в каждом возрастном периоде, так как на сердце влияет множество зависящих от возраста и роста факторов: изменение количества сокращений сердца, влияние вегетативной и эндокринной систем, анатомические положения сердца в грудной клетке, изменения в скорости распространения импульсов и пр.
Поводом для назначения ЭКГ ребенку могут стать следующие клинические случаи:

  • шумы в сердце;
  • нарушения ритма сердца;
  • присутствие даже незначительной одышки;
  • патологии других органов;
  • наличие в анамнезе тяжелых инфекционных заболеваний;
  • выявление в анамнезе пациента родственников с тяжелыми патологиями сердца;
  • необходимость проведения хирургического лечения;
  • профилактическое обследование при занятиях спортом.

Выполнение ЭКГ детям, у которых существуют заболевания сердца и сосудов или присутствует риск их возникновения, должно проводиться не менее одного раза в год.
Немаловажное значение имеют и особенности подготовки ребенка к исследованию. Во время записи графика кардиограммы маленький пациент должен быть спокойным и неподвижным, а этого эффекта удается достичь далеко не со всеми детьми. Детям старшего возраста родители и врач объясняют необходимость соблюдения установленных правил, а более младшим рекомендуется отвлечение при помощи игрушек или так называемой «игры в больницу». Такие психологические уловки почти всегда помогают достигнуть необходимого для исследования спокойствия маленького пациента, и полученные результаты будут достоверными. Если ребенок не может спокойно вести себя во время процедуры, то родителям рекомендуется прийти в другой день для записи ЭКГ.

Особенности прохождения ЭКГ женщинами в период беременности

Проведение ЭКГ является абсолютно безопасной процедурой и не опасно для беременных. Именно поэтому женщинам не стоит отказываться от выполнения такого исследования, позволяющего вовремя выявить различные отклонения в работе сердца, испытывающего повышенную нагрузку во время вынашивания плода. На протяжении беременности процедура ЭКГ назначается 2 раза, кроме этого электрокардиограмма выполняется не только женщине, но и плоду – такое исследование называется КТГ (кардиотокография).
При интерпретации результатов врач обязательно учитывает особенности, происходящие в организме женщины во время беременности (особенно на ее поздних сроках) и оказывающие влияние на характер графика кардиограммы:

  • смещение электрической оси влево;
  • увеличение количества сердечных сокращений;
  • отрицательный зубец Т в третьем и четвертом отведении;
  • укороченный интервал PR;
  • патологический зубец в Q в третьем отведении и aVF (отведение от правой руки).

Как делать электрокардиограмму?

Подготовка перед проведением ЭКГ, для получения достоверных диагностических данных, проводится следующим образом:

  1. Последний прием пищи должен состояться за 2 часа до исследования.
  2. Перед проведением процедуры пациент должен отказаться от физических нагрузок, курения, приема холодной воды, алкоголя и кофеинсодержащих средств и напитков.
  3. В день исследования пациенту следует отказаться от нанесения кремов и других косметических средств на жировой основе на тело, так как такие вещества могут мешать достаточному контакту между электродом и кожей.
  4. Перед посещением кабинета ЭКГ пациент должен надеть удобную, не стесняющую дыхание одежду, которая легко растягивается, поднимается с конечностей или снимается. С шеи и рук следует снять металлические украшения (цепочки, браслеты, колье и т. п.).
  5. Взять с собой предыдущие результаты ЭКГ или Эхо-КГ. Используя эти данные, врач сможет проанализировать динамику заболевания и это улучшит достоверность заключительного диагноза.
  6. Пациент перед снятием ЭКГ должен находиться в спокойном состоянии. Для достижения такого эмоционального и физического равновесия ему следует полежать или посидеть на кушетке 10 – 15 минут.
  7. Больному, у которого присутствует одышка исследование должно выполняться не в положении лежа (как обычно), а в положении сидя.
  8. Помещение, в котором выполняется электрокардиограмма, должно быть проветренным и с оптимальным температурным режимом, так как ощущение больным холода во время процедуры способно негативно отразиться на достоверности результатов исследования.

Электрокардиограмма выполняется в такой последовательности:

  • Пациент расстегивает или снимает одежду для удобного крепления электродов в необходимых для исследования точках и ложится на кушетку.
  • Области прикрепления электродов обрабатываются спиртом для обезжиривания кожи, и после этого на них наносится специальный гель.
  • Доктор включает прибор и за определенное время получает необходимый для последующей расшифровки график. Обычно исследование занимает не более 15 – 20 минут.

После проведения ЭКГ пациент может дождаться описания результатов обследования или они направляются его лечащему врачу. Если в графике электрокардиограммы были выявлены тяжелые нарушения, то к обследованию больного сразу должен подключиться его лечащий врач, который может правильно оценить все данные и назначить соответствующее обнаруженной клинической ситуации лечение.
В большинстве случаев проведение ЭКГ хорошо переносится пациентами. Иногда на месте крепления электродов во время исследования возникают ощущения слабых и едва ощутимых электрических разрядов, а у некоторых пациентов после обследования на коже появляется мелкая сыпь, устраняющаяся самостоятельно через короткий промежуток времени и не требующая лечения.
ЭКГ не несет никакой опасности для здоровья больного, так как во время исследования не применяется рентген-облучение и другие вредные для организма факторы. При необходимости такой метод обследования может проводиться повторно даже через короткие промежутки времени.

Заключение

ЭКГ позволяет выявлять отклонения в электрической активности сердца, возникающие при аритмиях, органических поражениях миокарда, нарушениях метаболизма калия, кальция и магния, болях в сердце и увеличении толщины его камер. Это информативное исследование проводится практически в каждой поликлинике, является совершенно безопасным и может назначаться людям любой возрастной категории и беременным.


5.00 avg. rating (97% score) - 3 votes - оценок

Похожие статьи

Как выглядит человеческое сердце?

Сердце относится к жизненно важным органам, поэтому без него невозможно было бы существование ни одного человека. Структура, как и внешний вид сердца, довольно многообразна, но вполне поддающаяся логическим объяснениям. Правильное понимание о том, как выглядит человеческое сердце позволяет здраво оценивать возможности организма в целом.

Подробнее
Какие существуют методы обследования сердца?

Современные технологии позволяют самым тщательным образом изучить различные органы и ткани, в том числе сердечно-сосудистую систему. Без своевременной и правильной диагностики бывает порой очень трудно поставить точный диагноз. При этом крайне важно сделать все вовремя, чтобы после проведения исследования было назначено эффективное лечение.

Подробнее
Внутрисердечные тромбы и чем они угрожают

Существует ряд серьезных патологий кровеносной системы, которые могут привести к тяжелым последствиям. Одна из них — тромбоз сосудов, при которой могут поражаться артерии, вены, капилляры. Но наиболее опасное состояние — образование тромбов внутри сердца. Подобное нарушение должно быть в кратчайшие сроки устранено, иначе могут возникнуть серьезные последствия.

Подробнее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.