Chronic rheumatic heart disease: signs, manifestation, treatment

Author Ольга Кияница

2018-09-21

In pediatric cardiology, a disease such as rheumatic fever is well known. It proceeds quite difficult, but very unfavorably, when this disease turns into chronic rheumatic heart disease. In such cases, heart defects occur and then surgery may be necessary to eliminate them.

Rheumatic heart disease (RBS) is an inflammation of the myocardium followed by scarring caused by an autoimmune reaction to infection with group A streptococci. In the acute stage, this condition is accompanied by pancarditis associated with inflammation of the myocardium, endocardium and epicardium. Chronic disease manifests with valvular fibrosis, which leads to stenosis and / or failure.

Rheumatic fever in rare cases occurs up to 5 years and after 25 years;but most often observed in children and adolescents. The highest incidence is observed in children aged 5 to 15 years, as well as in underdeveloped or developing countries where antibiotic therapy is poorly developed. [1 - Rheumatic fever and post-streptococcal arthritis.Hilário MO; Terreri MT. Best Pract Res Clin Rheumatol. 2002; 16 (3): 481-94]

RBS can damage any part of the heart, including valves, endocardium or myocardium, but most often heart valves are damaged, especially those located on the left side of the heart. To stop the progression of the disease necessarily prescribed medication. In severe cases, surgery is performed.

Video: Chronic Rheumatic Heart Disease

Description of rheumatic heart disease

Rheumatic heart disease can develop after a single attack of acute rheumatic fever (ARF), but most often it is associated with recurring episodes of ARF.

The average annual frequency of acute rheumatic fever in children aged 5–15 years is 15.2 cases per 100,000 population in Fiji, compared with 3.4 cases per 100,000 population in New Zealand, and this is less than 1 case per 100,000 population in the United States

Previously, ORL was the most common cause of heart valve replacement or reconstruction. Currently, this disease is relatively rare, as it lags behind aortic stenosis due to a degenerative, calcified disease, bicuspid aortic valve disease, and mitral valve prolapse.

Risk factors:

  • Poverty.
  • Overpopulation.
  • Reduced access to medical care.
  • Molecular genetic factors. Family studies of rheumatic heart disease indicate a link between the development of acute respiratory infections and human leukocyte antigen (HLA) -DR subtypes. [2 - TLR-2 gene Arg753Gln polymorphism is strongly associated with rheumatic fever in children. Berdeli A; Celik HA; Ozyürek R; Dogrusoz B; Aydin HH. J Mol Med (Berl). 2005; 83 (7): 535-41]

The clinical picture, diagnosis and prognostic conclusion of chronic RBS is very similar to ORL, but there are some features of the development of the pathological process:

  1. Extracardiac manifestations of the disease become less pronounced.
  2. Cardiac pathology in the form of heart defects is more severe.
  3. Age-related rheumatic heart disease is more often complicated by heart failure, while the more sclerotic changes, the more pronounced the heart failure.
  4. Clinical indicators (laboratory and immunological) slowly return to normal.

Rheumatic fever

Without antibiotic treatment, an infectious throat caused by group A streptococcus (hemolytic streptococcus) can cause ORL. In susceptible people, an immune reaction occurs two to three weeks after an untreated throat infection. This response can affect the brain, skin, joints, and heart, with inflammation most often occurring.

Acute rheumatic fever may be undiagnosed, and this leads to an inability to prevent or recognize rheumatic heart disease. As a result, the risk of developing various complications, and first of all, heart defects, increases significantly.

Effect of RBS on heart valves

The heart is a four-chamber pump divided into two halves. Each chamber in the normal state is tightly closed with a valve. Valve doors open and close only in one direction, so that blood cannot flow back.

RBS often includes damage to the heart valves. At the same time, the normal opening and closing of valve flaps is disturbed. It interferes with the proper flow of blood through the heart. Without specific treatment, the condition of the damaged valve immediately continues to deteriorate, and eventually heart failure and death develops.

Some statistics

Acute involvement of the heart in rheumatic fever causes pancarditis with inflammation of the myocardium, pericardium, and endocardium.

  • Carditis occurs in about 40-50% of patients during the first attack.
  • Pericarditis occurs in 5-10% of patients with ORL.
  • Isolated myocarditis is rare.

Causes and pathophysiology

Acute rheumatic fever is a later inflammatory, refractory complication of pharyngitis caused by hemolytic streptococci of group A. It occurs due to humoral and cell-mediated immune reactions that occur 1-3 weeks after the onset of infection with streptococcus. Streptococcal proteins possess molecular mimicry (similarity), which is why they are well recognized by the immune system, especially bacterial M-proteins and human heart antigens, such as myosin and the endothelium of heart valves. An antimyosin antibody recognizes laminin, an alpha-helical extracellular matrix protein that is part of the valve base membrane structure.

Heart valves, the most susceptible to rheumatic fever, are four main varieties: mitral, aortic, tricuspid, and pulmonary valves. In most cases, the mitral valve is affected, which is to some extent due to the peculiarities of blood flow.

  • In the acute course of the disease, small blood clots form along the valve closure lines.
  • In chronic RBS, valve thickening and fibrosis occur, which leads to stenosis or, less often, smoothing of its cusps.

T cells that react to streptococcal M-protein, penetrate through the valve endothelium. The study showed that increased expression of cells associated with Th17 cells may play an important role in the pathogenesis and development of rheumatic heart disease. [3 - Cell-associated cytokines in the development of rheumatic heart disease. Wen Y; Zeng Z;Gui C; Li L; Li W. Cardiovasc Pathol. 2015; 24 (6): 382-7]

Symptoms

Recently transferred streptococcal infection or ORL often contribute to the development of chronic rheumatic heart disease. Symptoms of ORL are changing and are usually first determined 1-6 weeks after a sore throat. In some cases, the infection may be too mild, which makes it difficult to recognize. Also, the symptoms may disappear until the patient visits the doctor.

The most common symptoms of rheumatic heart disease:

  • Fever associated with infection of damaged heart valves.
  • Swollen, very sensitive, reddened and extremely painful joints - especially in the knee and ankle.
  • Rheumatoid nodules (formations under the skin).
  • Red, raised above the skin, sieve-like rashes, usually localized on the chest, back and abdomen.
  • Dyspnea and chest discomfort.
  • Uncontrolled movements of the arms, legs or facial muscles.

Symptoms of rheumatic disease depend on the degree of damage to the heart and may include:

  • Shortness of breath (especially with activity or lying down).
  • Cardiopalmus.
  • Breathing problems while lying down (orthopnea).
  • Sleep disturbance due to sitting or standing up (paroxysmal dyspnea).
  • Edema of the lower extremities.
  • Fainting.
  • Stroke or ischemic attack.
  • Chest pain.
  • Swelling.

In the presence of the slightest suspicion of RBS, you should immediately consult a doctor, because the usefulness of the life of the patient depends on it.

Diagnosis of Rheumatic Heart Disease

For examination of a patient with suspected RBS, a physiological examination is primarily used. Next, it turns out the history of life and illness, carefully collected complaints. After this, instrumental diagnostics is carried out, which may include:

When collecting the history of life and disease, it is revealed that a recent infectious disease of the throat, other diseases of infectious origin can also be determined.

At the physiological examination can be determined by noise or crackling. Noise arises from the fact that blood flows around the damaged valve. Crackling is formed by inflamed heart tissues that move or rub against each other.

Along with the collection of complete medical history and physical examination tests are used to diagnose rheumatic heart disease, which include:

  • Echocardiography . In this study, sound waves are used to check the status of the chambers and heart valves.When the ultrasonic sensor is located on the skin in the heart region, the generated echo sound waves transmit the image on the screen. Echo can detect damage to the valves of the heart, reverse blood flow through the valve (regurgitation), fluid in the pericardial bag, and expansion of the borders of the heart. This is the most useful test commonly used to diagnose heart valve problems.
  • Electrocardiography . With the help of this test, the strength and time of the electrical activity of the heart is recorded. It shows abnormal rhythms (arrhythmias or dysrhythmias) and can sometimes detect damage to the heart muscle (myocardial infarction). For its use are small sensors attached to the skin of the chest, arms and legs.
  • Chest X-ray . An x-ray can be done to check the condition of the lungs and see the size of the heart.
  • MRI of the heart . With this method of diagnosis, a series of images are taken that contain detailed heart images.The test can be used to more accurately analyze the condition of the heart valves and heart muscle.
  • Blood test. Some blood tests can be used to look for infection and inflammation.

Video: Diagnosis of acute rheumatic fever and rheumatic heart disease

Treatment of rheumatic heart disease

Therapy depends on the severity of rheumatic heart disease, but if necessary, it may include: admission to hospital for the treatment of heart failure. In severe cases, treatment consists in performing an operation to replace or reconstruct a damaged valve.

The main methods of treatment of RBS:

  • Antibiotic therapy (especially when heart valves are damaged).
  • Hemolytic therapy to prevent the development of stroke and ensure normal blood flow through artificial valves.
  • Balloon therapy with the subsequent installation of stents, performed through a vein in order to open blocked valves.

The best treatment is the prevention of rheumatic fever. Antibiotics are usually prescribed to eliminate streptococcal infection and prevent the development of ORL. Anti-inflammatory drugs can be used to reduce the inflammatory process and reduce the risk of heart damage. In particular, prescribe aspirin, steroids or nonsteroidal drugs. Other medicines are often used to treat heart failure.

People who have had rheumatic fever are generally prescribed daily or monthly antibiotic procedures. In some cases, they are used for life to prevent recurring outbreaks of infectious disease and reduce the risk of further damage to the heart.

Surgical intervention is performed strictly according to indications. If stenosis or valve insufficiency significantly affects hemodynamics in the heart, then a complete valve replacement or reconstruction of damaged valves is always carried out.

Complications of Rheumatic Heart Disease

  • Heart failure

The main cause of death and disability from RBS is heart failure. In particular, structural changes and valve damage contribute to this. It disrupts the functioning of the heart, so fluid accumulates in the lungs and body, causing symptoms such as shortness of breath, swelling and fatigue. With no treatment, the patient dies.

  • Stroke

This complication occurs when part of the brain is deprived of adequate blood supply. A stroke can occur due to a clot that blocks a blood vessel (ischemic stroke occurs) or due to a rupture of a blood vessel (hemorrhagic stroke). Blood clots can form in the heart and then enter the blood vessels of the brain with the bloodstream, blocking blood flow and depriving the brain structures of oxygen and nutrients.

  • Arrhythmia

Atrial fibrillation (AF) is an abnormal heart rhythm. People with RBS are at risk of AF due to heart valve damage.Arrhythmia tends to be complicated by heart failure. Also, in the presence of AF, the risk of stroke is significantly increased.

  • Endocarditis

Infective endocarditis (IE) is a bacterial infection affecting the valvular structure of the heart. Valves that are damaged by the RBS are more susceptible to IE than intact valves.

Patients often suffer from fever, which is why the heart cannot effectively bleed the blood. For this reason, the diagnosis of IE is complicated, and with the correct definition of the disease, antibiotic treatment may be ineffective.

Minimizing the risk of IE is an important part of RBS management. The bacteria that cause IE usually come from the mouth, so good oral hygiene is an important way to minimize risk. Providing prophylactic antibiotics before dental work and some other procedures is standard procedure in many countries.

  • Pregnancy complications

Women with RBS are at risk of significant illness or death during pregnancy and childbirth. Physiological changes during pregnancy make the heart work harder. Cardiac structures damaged against the background of the RBS may not allow adapting to these changes.

Sometimes the symptoms of heart failure are confused with the signs of late pregnancy, so much needed treatment is not provided. This causes cardiovascular collapse and death. Women who have had an operation on a heart valve or have an artificial heart valve are subject to serious bleeding due to the use of anticoagulant drugs. These medicines can also affect the developing baby in the womb.

“The high rate of teenage pregnancy combined with the endemic prevalence of rheumatic disease in developing countries leads to rheumatic heart disease being one of the most common associated conditions during pregnancy”

Preventing Rheumatic Heart Disease

CRBS is a complication of untreated or non-treating ORL therapy. Patients with ORL are at increased risk for CRBS.Rapid diagnosis of ORL and the adoption of prophylactic doses of antibiotics can prevent CRBS. Prophylactic use of antibiotics continues until a person turns 20-40 years old, depending on the time of the last episode of ORL, and the presence / absence of CRBS.

Ideally, ORL and HRBS can be prevented. To do this, antibiotic therapy (for example, penicillin) is used to eliminate the infection in the throat (Streptococcus group A). Such an event can significantly reduce the risk of ORL and its direct complication, rheumatic heart disease.

Key points

  • Rheumatic heart disease is a condition in which heart valves are damaged during the course of ORL.
  • Acute rheumatic fever is an inflammatory disease that can affect many connective tissues, especially in the heart.
  • Undertreated or misdiagnosed streptococcal infections increase the risk of ORL and RBL. Children who frequently suffer from strep throat infections of the throat are at greatest risk for ARF and CRBS.
  • The recent occurrence of streptococcal infection or ORL is the key to the diagnosis of rheumatic heart disease.Symptoms of ORL are changing and usually begin 1-6 weeks after an infectious inflammation of the throat.
  • In rheumatic heart disease, noises or cracks can be detected during a routine physical examination.
  • Treatment depends on the size of the damage to the heart valves. In severe cases, surgery is performed to replace or reconstruct the damaged valve.
  • Since ORL is the cause of rheumatic heart disease, the best way to treat it is to prevent it with antibiotics used to treat streptococcal infection.

Video: Rheumatic fever & heart disease - causes, symptoms, treatment & pathology

5.00 avg. rating (95% score) - 2 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Хроническая ревматическая болезнь сердца: признаки, проявление, лечение

Автор Ольга Кияница

2018-09-21

В педиатрической кардиологии хорошо известно такое заболевание, как ревматическая лихорадка. Протекает она довольно сложно, но очень неблагоприятно, когда это заболевание переходит в хроническую ревматическую болезнь сердца. В таких случаях имеют место сердечные пороки и тогда для их устранения может потребоваться хирургическое вмешательство.

Ревматическая болезнь сердца (РБС) - воспаление миокарда с последующим рубцеванием, вызванное аутоиммунной реакцией на инфекцию стрептококками группы А. В острой стадии это состояние сопровождается панкардитом, связанным с воспалением миокарда, эндокарда и эпикарда. Хроническое заболевание проявляется клапанным фиброзом, что приводит к стенозу и / или недостаточности.

Ревматическая лихорадка в редких случаях встречается до 5 лет и после 25 лет; зато чаще всего наблюдается у детей и подростков. Наибольшая заболеваемость наблюдается у детей в возрасте от 5 до 15 лет, а также в слаборазвитых или развивающихся странах, где антибиотикотерапия слабо развита. [1 - Rheumatic fever and post-streptococcal arthritis. Hilário MO; Terreri MT. Best Pract Res Clin Rheumatol. 2002; 16(3):481-94]

РБС может повредить любую часть сердца, включая клапаны, эндокард или миокард, но чаще всего повреждаются сердечные клапаны, особенно те, что расположены на левой стороне сердца. Для остановки прогрессирования заболевания обязательно назначается медикаментозное лечение. В тяжелых случаях выполняется хирургическое вмешательство.

Видео: Chronic Rheumatic Heart Disease

Описание ревматической болезни сердца

Ревматическая болезнь сердца может развиться после одного приступа острой ревматической лихорадки (ОРЛ), но чаще всего она ассоциируется с повторяющимися эпизодами ОРЛ.

Среднегодовая частота острой ревматической лихорадки у детей в возрасте 5-15 лет составляет 15,2 случая на 100 000 населения в Фиджи по сравнению с 3,4 случая на 100 000 населения в Новой Зеландии, и это менее 1 случая на 100 000 населения в Соединенные Штаты.

Ранее ОРЛ была самой распространенной причиной замены или реконструкции сердечного клапана. В настоящее время эта болезнь является относительно редко встречающейся, поскольку по частоте возникновения отстает от стеноза аорты из-за дегенеративного кальцифицированного заболевания, заболевания бикуспидального аортального клапана и пролапса митрального клапана.

Факторы риска:

  • Бедность.
  • Перенаселенность.
  • Сокращение доступа к медицинской помощи.
  • Молекулярно-генетические факторы. Семейные исследования ревматической болезни сердца указывают на связь между развитием ОРЛ и подтипами человеческого лейкоцитарного антигена (HLA) -DR. [2 - TLR-2 gene Arg753Gln polymorphism is strongly associated with acute rheumatic fever in children. Berdeli A; Celik HA; Ozyürek R; Dogrusoz B; Aydin HH. J Mol Med (Berl). 2005; 83(7):535-41]

Клиническая картина, диагностика и прогностическое заключение хронической РБС очень сходно с ОРЛ, но существуют некоторые особенности развития патологического процесса:

  1. Экстракардиальные проявления болезни становятся менее выраженными.
  2. Кардиальная патология в виде сердечных пороков является более тяжелой.
  3. Возрастные ревмокардиты чаще осложняются сердечной недостаточностью, при этом чем больше склеротические изменения, тем выраженнее СН.
  4. Клинические показатели (лабораторные и иммунологические) медленно приходят в норму.

Ревматическая лихорадка

Без лечения антибиотиками инфекционное заболевание горла, возникшее из-за стрептококка группы A (гемолитического стрептококка) может вызвать ОРЛ. У восприимчивых людей иммунная реакция возникает через две-три недели после нелеченной инфекции горла. Этот ответ может затронуть головной мозг, кожные покровы, суставы и сердце, при этом чаще всего возникает воспаление.

Острая ревматическая лихорадка может быть недиагностирована, и это приводит к неспособности предотвратить или распознать ревматическую болезнь сердца. В результате существенно возрастает риск развития различных осложнений, и в первую очередь - пороков сердца.

Влияние РБС на клапаны сердца

Сердце - это четырехкамерный насос, разделенный на две половины. Каждая камера в нормальном состоянии плотно закрывается клапаном. Клапанные створки открываются и закрываются только в одном направлении, так что кровь не может течь обратно.

РБС часто включает повреждение сердечных клапанов. При этом нарушается нормальное открытие и закрытие клапанных створок. Это мешает правильному потоку крови через сердце. Без специфического лечения состояние поврежденного клапана незамедлительно продолжает ухудшаться, и в конечном итоге развивается сердечная недостаточность и смерть.

Немного статистики

Острая вовлеченность сердца в ревматическую лихорадку вызывает панкардит с воспалением миокарда, перикарда и эндокарда.

  • Кардиты встречаются примерно у 40-50% пациентов при первой атаке.
  • Перикардит возникает у 5-10% пациентов с ОРЛ.
  • Изолированный миокардит встречается редко.

Причины и патофизиология

Острая ревматическая лихорадка - это позднее воспалительное, невосприимчивое осложнение фарингита, вызванное гемолитическими стрептококками группы А. Возникает из-за гуморальных и клеточно-опосредованных иммунных реакций, возникающих через 1-3 недели после начала инфицирования стрептококком. Стрептококковые белки обладают молекулярной мимикрией (подобностью), из-за чего хорошо распознаются иммунной системой, особенно бактериальные М-белки и человеческие сердечные антигены, такие как миозин и эндотелий сердечных клапанов. Антимиозиновое антитело распознает ламинин, представляющий собой альфа-спиральный белок внеклеточного матрикса, который является частью мембранной структуры основания клапана.

Клапаны сердца, наиболее подверженные ревматической лихорадке, представляют собой четыре основные разновидности: митральный, аортальный, трикуспидальный и легочной клапаны. В большинстве случаев поражается митральный клапан, что в некоторой степени связано с особенностями тока крови.

  • При остром течении заболевания небольшие тромбы образуются вдоль линий закрытия клапана.
  • При хронической РБС происходит утолщение и фиброз клапана, что приводит к стенозу или реже сглаживанию его створок.

Т-клетки, реагирующие на стрептококковый М-белок, проникают через клапанный эндотелий. Исследование показало, что повышенная экспрессия клеток, связанных с клетками Th17, может играть важную роль в патогенезе и развитии ревматической болезни сердца. [3 - Changes in the expression of Th17 cell-associated cytokines in the development of rheumatic heart disease. Wen Y; Zeng Z; Gui C; Li L; Li W. Cardiovasc Pathol. 2015; 24(6):382-7]

Симптомы

Недавно перенесенная стрептококковая инфекция или ОРЛ зачастую способствуют развитию хронической ревматической болезни сердца. Симптомы ОРЛ меняются и обычно впервые определяются через 1-6 недель после заболевания горла. В некоторых случаях инфицирование может протекать слишком мягко, из-за чего ее довольно сложно распознать. Также признаки могут исчезнуть до того времени, когда больной посетит врача.

Наиболее распространенные симптомы ревматической болезни сердца:

  • Лихорадка, связанная с инфекцией поврежденных клапанов сердца.
  • Распухшие, очень чувствительные, покрасневшие и чрезвычайно болезненные суставы - особенно в коленные и голеностопные.
  • Ревматоидные узелки (образования под кожей).
  • Красные, приподнятые над кожей, решетоподобные высыпания, обычно локализованные на груди, спине и животе.
  • Одышка и дискомфорт в груди.
  • Неконтролируемые движения рук, ног или мышц лица.

Симптомы ревматической болезни зависят от степени повреждения сердца и могут включать:

  • Одышка (особенно с активностью или при лежании).
  • Учащенное сердцебиение.
  • Проблемы с дыханием при лежании (ортопноэ).
  • Нарушение сна из-за необходимости сесть или встать (пароксизмальная ночная одышка).
  • Отеки нижних конечностей.
  • Обморочное состояние.
  • Инсульт или ишемическая атака.
  • Загрудинная боль.
  • Припухлость.

При наличии малейших подозрений на РБС нужно немедленно обращаться к врачу, поскольку от этого зависит полноценности жизни больного.

Диагностика ревматической болезни сердца

Для обследования больного с подозрением на РБС в первую очередь используют физиологический осмотр. Далее выясняется история жизни и болезни, тщательно собираются жалобы. После этого проводится инструментальная диагностика, которая может включать:

При сборе анамнеза жизни и болезни выясняется недавно перенесенного инфекционного заболевания горла, также могут определяться другие болезни инфекционного генеза.

При физиологическом осмотре может определяться шум или треск. Шум возникает из-за того, что кровь течет вокруг поврежденного клапана. Треск образуется воспаленными сердечными тканями, которые двигаются или трутся друг о друга.

Наряду со сбором полной медицинской истории и физическим осмотром используются тесты для диагностики ревматического заболевания сердца, к которым относится:

  • Эхокардиография. При этом исследовании используются звуковые волны для проверки состояния камер и клапанов сердца. Когда ультразвуковой датчик располагается на коже в сердечной области, создаваемые эхозвуковые волны передают изображение на экране. Эхо может определить повреждения клапанов сердца, обратный ток крови через клапан (регургитацию), жидкость в околосердечной сумке и расширение границ сердца. Это самый полезный тест, широко применяемый для диагностики проблем со сердечными клапанами.
  • Электрокардиография. С помощью этого теста фиксируется сила и время электрической активности сердца. Он показывает ненормальные ритмы (аритмии или дисритмии) и может иногда обнаруживать повреждение сердечной мышцы (инфаркт миокарда). Для его проведения используются маленькие датчики, прикрепленные к коже груди, рук и ног.
  • Рентгенография грудной клетки. Рентген можно сделать, чтобы проверить состояние легких и посмотреть размеры сердца.
  • МРТ сердца. При этом способе диагностики делается черед изображений, которые содержит подробные снимки сердца. Тест можно использовать для более точного анализа состояния сердечных клапанов и сердечной мышцы.
  • Анализ крови. Некоторые анализы крови могут использоваться для поиска инфекции и воспаления.

Видео: Diagnosis of acute rheumatic fever and rheumatic heart disease

Лечение ревматической болезни сердца

Терапия зависит от тяжести ревматической болезни сердца, но при необходимости может включать:поступление в больницу для лечения сердечной недостаточности. В тяжелых случаях лечение заключается в проведении операции по замене или реконструкции поврежденного клапана.

Основные методы лечения РБС:

  • Антибиотикотерапия (особенно при повреждении клапанов сердца).
  • Гемолитическая терапия для предотвращения развития инсульта и обеспечения нормального тока крови через искусственные клапаны.
  • Баллонотерапия с последующей установкой стентов, выполняемая через вену с целью открытия закупоренных клапанов.

Лучшее лечение - предотвращение ревматической лихорадки. Антибиотики обычно назначаются с целью устранения стрептококковой инфекции и недопущения развития ОРЛ. Противовоспалительные препараты могут использоваться для уменьшения воспалительного процесса и снижения риска повреждения сердца. В частности, назначают аспирин, стероиды или нестероидные препараты. Другие лекарственные средства зачастую используются для лечения сердечной недостаточности.

Людям, у которых была ревматическая лихорадка, в основном назначают ежедневные или ежемесячные антибиотические процедуры. В некоторых случаях их применяют всю жизнь, чтобы предотвратить повторные вспышки инфекционного заболевания и снизить риск дальнейшего повреждения сердца.

Хирургическое вмешательство выполняется строго по показаниям. Если стеноз или недостаточность клапана существенно влияет на гемодинамику в сердце, тогда обязательно проводится полная замена клапана или реконструкция поврежденных створок.

Осложнения ревматической болезни сердца

  • Сердечная недостаточность

Основной причиной смерти и инвалидности от РБС является сердечная недостаточность. В частности этому способствуют структурные изменения и повреждения клапанов. Это нарушает функционирование сердца, поэтому жидкость скапливается в легких и теле, вызывая такие симптомы, как одышка, отек и усталость. При отсутствии лечения больной погибает.

  • Инсульт

Это осложнение возникает, когда часть мозга лишена адекватного кровоснабжения. Инсульт может возникнуть из-за сгустка, который блокирует кровеносный сосуд (возникает ишемический инсульт) или из-за разрыва кровеносного сосуда (геморрагический инсульт). Сгустки крови могут образовываться в сердце и затем с кровотоком попадать в сосуды головного мозга, блокируя ток крови и лишая мозговые структуры кислорода и питательных веществ.

  • Аритмия

Фибрилляция предсердий (ФП) является аномальным сердечным ритмом. Люди с РБС подвергаются риску возникновения ФП из-за поражения сердечного клапана. Аритмия имеет тенденцию осложняться сердечной недостаточностью. Также при наличии ФП значительно увеличивается риск развития инсульта.

  • Эндокардит

Инфекционный эндокардит (ИЭ) является бактериальной инфекцией, поражающей клапанные структуры сердца. Клапаны, которые повреждены РБС, более подвержены ИЭ, чем неповрежденные клапаны.

Больные часто страдают лихорадкой, из-за чего сердце не может эффективно прокачать кровь. По этой причине усложняется диагностика ИЭ, и при правильном определении болезни лечение антибиотиками может быть неэффективным.

Минимизация риска возникновения ИЭ является важной частью управления РБС. Бактерии, которые вызывают ИЭ, как правило, поступают из рта, поэтому хорошая гигиена полости рта является важным способом минимизации риска. Предоставление профилактических антибиотиков перед стоматологической работой и некоторыми другими процедурами является стандартной процедурой во многих странах.

  • Осложнения при беременности

Женщины с РБС подвергаются риску значительных заболеваний или смерти во время беременности и родов. Физиологические изменения во время беременности заставляют сердце работать усерднее. Поврежденные на фоне РБС сердечные структуры могут не позволить приспособиться к этим изменениям.

Иногда симптомы сердечной недостаточности путаются с признаками поздней беременности, поэтому столь нужное лечение не проводится. Это вызывает сердечно-сосудистый коллапс и смерть. Женщины, которым была проведена операция на сердечном клапане или имеют искусственный клапан сердца, подвержены серьезному кровотечению из-за приема антикоагулянтных препаратов. Эти лекарства могут также влиять на развивающегося в утробе ребенка.

“Высокий уровень подростковой беременности в сочетании с эндемической распространенностью ревматического заболевания в развивающихся странах приводит к тому, что ревматическая болезнь сердца является одной из самых часто встречаемых сопутствующих состояний во время беременности”

Предотвращение ревматических заболеваний сердца

ХРБС является осложнением невылеченной или вовсе не подающейся терапии ОРЛ. Больные, имеющие ОРЛ, подвергаются повышенному риску развития ХРБС. Быстрая диагностика ОРЛ и принятие профилактических доз антибиотиков позволяет предотвратить ХРБС. Профилактическое использование антибиотиков продолжается до тех пор, пока человеку не исполнится 20-40 лет, в зависимости от времени последнего эпизода ОРЛ, и наличия / отсутствия ХРБС.

В идеале ОРЛ и ХРБС можно предотвратить. Для этого задействуется антибиотикотерапия (например, пенициллин) с целью устранения инфекции в горле (Streptococcus группы A). Подобное мероприятие может значительно снизить риск возникновения ОРЛ и ее прямого осложнения, ревматического заболевания сердца.

Ключевые моменты

  • Ревматическая болезнь сердца - это состояние, при котором сердечные клапаны повреждаются во время течения ОРЛ.
  • Остра ревматическая лихорадка - воспалительное заболевание, которое может поражать многие соединительные ткани, особенно в сердце.
  • Недолеченные или неправильно диагностированные стрептококковые инфекции повышаю риск развития ОРЛ и РБЛ. Дети, которые часто болеют стрептококковыми инфекциями горла, подвергаются наибольшему риску ОРЛ и ХРБС.
  • Недавнее возникновение стрептококковой инфекции или ОРЛ является ключом к диагностике ревматической болезни сердца. Симптомы ОРЛ меняются и обычно начинаются через 1-6 недель после инфекционного воспаления горла.
  • При ревматической болезни сердца могут определяться шумы или треск во время обычного физического обследования.
  • Лечение зависит от величины повреждений сердечных клапанов. В тяжелых случаях проводится операция по замене или реконструкции поврежденного клапана.
  • Поскольку ОРЛ является причиной ревматического заболевания сердца, лучшим способом лечения является ее профилактика с помощью антибиотиков, используемых для лечения стрептококковой инфекции.

Видео: Rheumatic fever & heart disease - causes, symptoms, treatment & pathology


5.00 avg. rating (97% score) - 3 votes - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.