Surgery for congenital heart disease

Author Ольга Кияница

2018-12-01

Congenital heart defects can be of varying severity. With some forms of pathology, the patient feels good, so special treatment is not required. In other cases, serious defects that violate intracardiac hemodynamics may be detected. Then a planned or emergency surgical operation can be carried out, with the help of which it is often possible even to save the life of the patient.

Congenital heart defects (CHD, cardiac abnormalities) are structural disorders of the heart and adjacent vessels that were formed at the stage of the intrauterine development of a child. At present, CHD is determined in 1% of all children with birth defects, which is considered to be a rather high indicator.

There are various types of congenital heart defects and the most common is ventricular septal defect (31% of cases).

For the diagnosis of CHD using modern methods of research on the type of ultrasound of the heart. Additionally, electrocardiography, MRI, angiography, endoscopic diagnostic methods are performed. Before the operation, the patient is prepared, the postoperative period is also important.

Video: Live Great! Heart disease

Key points

  • Types of surgery for congenital heart disease and the results of its implementation mainly depend on the specific heart defect in a child (its severity, duration of existence and associated disorders).
  • The physical parameters of the child (height and weight) must reach a certain point before the operation can be performed, although in extreme cases it is done without delay.
  • Types of surgical procedures include palliative surgery, cardiac catheterization, balloon angioplasty, artery switching procedure, Bleloc-Taussig anastomosis (BT), and Norwood's surgery.

In addition to monitoring and drug therapy, the negative effects of the heart defect can be reduced or, possibly, almost eliminated by surgery. The types of surgery and the typical outcomes of surgical interventions primarily depend on the specific heart disease.

The height and weight of the child must reach certain indicators before surgical interventions can be performed. Heart surgery requires a certain amount of strength to recover. In addition, extracorporeal membrane oxygenation (ECMO) may be necessary during and, possibly, after surgery.

ECMO is a medical device that is located outside the body in order to replenish the functions of the heart and lungs.

It should be noted that any operation is associated with risks. The presence and severity of postoperative complications depend on the type and complexity of the surgical intervention, as well as on the type and severity of congenital heart disease.

Types of surgery

Palliative intervention

Palliative surgery refers to procedures in which the complete recovery of a heart defect is not possible, and the blood flow is controlled either by anastomosis or by an artificial tube implanted in the heart or in one of the ventricles of the heart.

After performing a palliative surgery, the heart often decreases its functionality, which leads to an insufficient amount of oxygen being delivered.

Babies after palliative surgery can live for a long time, although as they grow, their lifestyle cannot be as active as in children and adults with a normal heart. Other children with this condition and without treatment may not survive at all or live a short life.

Heart catheterization

The operation called cardiac catheterization, or minimally invasive surgery, is based on the use of a thin flexible tube (catheter).

The goals of cardiac catheterization may be different, in some cases they are carried out during the same procedure:

  1. To gather information, then talk about diagnostic catheterization.
  2. To perform surgery, also called interventional catheterization.

Through a tiny incision in the arm, neck, or groin, a catheter is inserted into a blood vessel (artery or vein) and guided to the heart under the control of a real-time x-ray or fluoroscopy.

If necessary, catheters can be used to take blood samples, measure pressure, inject dye (for angiography) or restore the structure of certain areas of the heart and surrounding blood vessels.

Heart catheterization is performed at any age, from babies to elderly patients. Sedation varies from local anesthesia to general anesthesia, it all depends on the type of procedure. A minimally invasive operation is performed in the cardiac catheterization unit, which looks like a small operating room.

Video: Pediatric heart surgery: heart surgery, congenital heart defects in children

Heart balloon angioplasty

When any part of the circulatory system of the heart becomes constricted, balloon angioplasty, also known as balloon dilation, can help open the constricted area and improve blood flow.

The main task is to direct the catheter with a balloon at the tip to the heart, where air is forced into it to open the constricted area or to expand the stenotic opening.

Principle of surgery

  • Thin tubes, called catheters, are inserted into the blood vessels in the groin in the upper leg. Usually, x-rays are taken in parallel and the constricted area is measured.
  • A balloon catheter (only in a deflated state) at its tip passes through the first catheter to this constricted area.
  • As soon as the cylinder is delivered to the required place, it is opened, forcing air, which contributes to the opening of the constricted area.
  • The balloon causes the narrowed area to expand, and if necessary, stretches the walls of the vessel.
  • The balloon is blown away, the catheters are removed, and the entry point on the leg is closed with a bandage.

It is important to know that after balloon angioplasty, the affected area may narrow again or even close, blocking the blood flow. To prevent such complications after expansion, a stent is inserted, which is a wire mesh. Its use allows you to keep an open area in full condition.

Arterial switching operation

Arterial switching is shown to those babies who have defects according to the type of transposition of the great vessels (TMS). With this defect, the position of the main vessels (the aorta and the pulmonary artery) is disturbed, as a result of which the blood is incorrectly directed from the heart to the lungs and the body. With this pathology, the blood, which has already been enriched with oxygen in the lungs, goes back here, while the blood, which needs oxygen, continues to circulate throughout the body.

There are several options for transposition, and if the body is completely oxygen-deficient, then this CHD is very serious and may even lead to a fatal end.

Arterial switching surgery, usually performed during the first few weeks of life, is essential for correcting hemodynamics.This open-heart procedure consists of the “switching” of the pulmonary artery and aorta, that is, they are placed in normal positions and the coronary arteries are attached to the new aorta in the places intended for it.

It is important to note that before the operation is performed, the patient is injected with a drug called prostaglandin, which maintains the arterial duct in the open state in order to improve blood circulation.

Another temporary procedure that can help with blood mixing is balloon atrial septostomy, in which a hole is made between the left and right atria. This type of surgery for congenital heart disease is used to temporarily support the child until he is old enough to withstand surgery to restore normal blood circulation.

After surgery, in the long run, large vessels may narrow, which will require balloon angioplasty or another suitable surgical procedure. In addition, the coronary artery, which must be re-implanted in a new location, can be deformed, leading to a decrease in blood flow to the heart. Additionally, protection against bacterial endocarditis, which as a complication may occur after surgery, must be made.

Blast-Taussig Anastomosis

This type of surgery is used to correct defects that affect the flow of blood from the right ventricle, through the pulmonary artery, and further into the lungs. These include atresia of the pulmonary trunk, stenosis of the pulmonary trunk, atresia of the tricuspid valve, and stenosis of the tricuspid valve.

BT anastomosis is often performed with “blue” congenital defects and is considered a palliative procedure, since it does not completely correct the defect. It helps to reduce the severity of symptoms until the child is older, to be ready for another type of operation.

Anastomosis is a small tube made of a synthetic material called Gore-Tex. With its help connects the area of ​​the aorta and the pulmonary artery, resulting in a kind of workaround. This allows mixed blood, from oxygenated and deoxygenated, to pass through the lungs again and be saturated with plenty of oxygen.

The anastomosis plays the role of the ductus arteriosus and is often put into action after the natural AP is closed. With its help, heart function is improved, with more blood passing through the lungs and saturated with oxygen. As a result, cyanosis or blueness of the skin, which is often determined in children with blue defects, is eliminated.

Blast-Taussig anastomosis: a) original procedure; b) a modified procedure.

Anastomoses are usually used for four to five months until the baby outgrows them. In the future, you will need a second operation or a final reconstructive reconstruction.

Operation Norwood

This type of surgery is used in cases where only one pumping chamber of the heart (one ventricle) is detected. Also used for other isolated ventricular defects.

Norwood's surgery may be part of a series of surgical treatments. In particular, the aorta can be reconstructed using the pulmonary artery so that the ventricle can easily pump blood throughout the body. A BT anastomosis is also to be placed to maintain blood flow through the lungs and a bi-directional Glen anastomosis. At the last stage, the Fontaine palliative surgery is performed.

The risks associated with the operation of Norwood are quite high. This is a large and complex surgical procedure that requires expert assistance before, during and after surgery. The interaction between the cardiologist, the cardiac surgeon, the anesthesiologist and all other support staff is very intense. Mortality can reach 20% even in the best centers. The potential for complications is also high.

After the first stage of Norwood's operation, the heart is very weak, so the enrichment of oxygen in the lungs completely depends on the anastomosis of BT. The risks associated with BT shunt are most often expressed in a high probability of developing blood clots in artificial devices. In the postoperative period, patients must take anticoagulants, such as heparin.

Once the child has recovered from the first operation, two other surgical interventions can also be performed: the Glenn operation, or the second stage, and the Fontana operation, or the third stage. The long-term results of this third procedure are not known, since the “oldest” patients who survived this surgical operation today are at the age of 20 years.

Finally

All congenital heart defects, even insignificant at first glance, require careful monitoring by a cardiologist, and sometimes a cardiac surgeon. Both the surgical operation itself and the postoperative period are extremely important in the effectiveness of the treatment of the patient.

Video: Facts about the heart. Congenital defects of the septum of the heart


4.50 avg. rating (89% score) - 2 votes - votes

Similar articles

Congenital heart defects

During fetal development of the fetus under the influence of predisposing factors, normal formation of the cardiovascular system may be disturbed. As a result of this, congenital malformations are created that can be compatible and incompatible with life. The development of pathology is often associated with the wrong way of life of the mother during pregnancy, although in some cases, heredity plays a big role.

More
Acquired heart defects

There are cardiovascular diseases that can lead to permanent loss of disability. In order to prevent such complications, timely treatment should be performed. Therefore, in identifying the acquired heart defects, it is not necessary to delay with the implementation of medical recommendations.

More
Heart disease

One in 120 babies is born with a heart malformation. Some of them are heavy, but in most cases, they do not represent danger. Defects may include abnormal walls or heart valve shapes, as well as blood vessels that fit or depart from the heart.

More

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Хирургическая операция при врожденном пороке сердца

Автор Ольга Кияница

2018-12-01

Врожденные пороки сердца могут быть разной тяжести. При одних формах патологии больной чувствует себя хорошо, поэтому особенного лечения не требуется. В других случаях могут определяться серьезные дефекты, нарушающие внутрисердечную гемодинамику. Тогда может проводится плановая или экстренная хирургическая операция, с помощью которой нередко удается даже спасти жизнь больному.

Врожденные пороки сердца (ВПС, сердечные аномалии) - структурные нарушения сердца и прилегающих к нему сосудов, которые образовались еще на этапе внутриутробного развития ребенка. На сегодня ВПС определяется у 1% всех детей с врожденными дефектами, что считается довольно высоким показателем.

Существуют различные виды врожденных пороков сердца и наиболее распространенным является дефект межжелудочковой перегородки (31% случаев).

Для диагностики ВПС используют современные методы исследования по типу УЗИ сердца. Дополнительно проводится электрокардиография, МРТ, ангиография, эндоскопические способы диагностики. Перед операцией выполняется подготовка больного, также важное значение имеет послеоперационный период.

Видео: Жить Здорово! Порок сердца

Ключевые моменты

  • Типы хирургической операции при врожденном пороке сердца и результаты ее проведения в основном зависят от конкретного сердечного дефекта у ребенка (его тяжести, продолжительности существования и сопутствующих нарушений).
  • Физические параметры ребенка (рост и вес) должны достигнуть определенного момента, прежде чем операция может быть выполнена, хотя в крайних случаях ее делают безотлагательно.
  • Виды хирургических процедур включают паллиативную хирургию, катетеризацию сердца, баллонную ангиопластику, процедуру переключения артерий, анастомоз Блелока-Тауссиг (БТ) и операцию Норвуда.

В дополнение к мониторингу и лекарственной терапии отрицательные эффекты сердечного дефекта могут быть уменьшены или, возможно, почти устранены путем хирургического вмешательства. Виды хирургии и типичные исходы хирургических вмешательств в первую очередь зависят от конкретного порока сердца.

Рост и вес ребенка должны достигнуть определенных показателей, прежде чем смогут быть выполнены хирургические вмешательства. Кардиохирургия требует определенного количества сил для восстановления. Кроме того, может возникнуть необходимость в экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) во время и, возможно, после хирургического вмешательства.

ЭКМО - это медицинская аппаратура, которую располагают вне тела с целью восполнения функций сердца и легких.

Следует отметить, что любая операция связана с рисками. Наличие и тяжесть послеоперационных осложнений зависят от вида и сложности хирургического вмешательства, а также от типа и выраженности врожденного порока сердца.

Виды хирургических операций

Паллиативное вмешательство

Паллиативная операция относится к процедурам, при которых полное восстановление сердечного дефекта невозможно, а кровоток контролируется либо анастомозом, либо искусственной трубкой, имплантированной в сердце или в один из желудочков сердца.

После выполнения паллиативной операции у сердца нередко уменьшаются функциональные возможности, что приводит к недостаточному количеству доставляемого кислорода.

Младенцы после паллиативной хирургии могут прожить долгое время, хотя по мере своего роста их образ жизни не сможет быть столь же активным, как у детей и взрослых с нормальным сердцем. Другие дети при этом состоянии и без лечения могут вовсе не выжить или проживают короткую жизнь.

Катетеризация сердца

Операция под названием катетеризация сердца, или малоинвазивное хирургическое вмешательство, основана на использовании тонкой гибкой трубки (катетера).

Цели катетеризации сердца могут быть различными, в некоторых случаях они проводятся в ходе одной процедуры:

  1. Для сбора информации, тогда говорят о диагностической катетеризации.
  2. Для выполнения хирургического вмешательства, также называемого интервенционной катетеризацией.

Через крошечный разрез в руке, шее или паху катетер вводится в кровеносный сосуд (артерию или вену) и направляется к сердцу под контролем рентгеновского исследования в режиме реального времени или флюороскопии.

Катетеры при необходимости могут использоваться для забора проб крови, измерения давления, инъекции красителя (для проведения ангиографии) или восстановления структуры определенных областей сердца и окружающих кровеносных сосудов.

Катетеризация сердца проводится в любом возрасте, начиная с младенцев и заканчивая пожилыми больными. Седация варьируется от местной анестезии до общего обезболивания, все зависит от типа процедуры. Малоинвазивная операция выполняются в отделении катетеризации сердца, которая выглядит как небольшая операционная.

Видео: Детская кардиохирургия: хирургия сердца, врожденные пороки сердца у детей

Баллонная ангиопластика сердца

Когда какая-либо часть системы кровообращения сердца становится суженной, баллонная ангиопластика, которая также известна как баллонное расширение, может помочь открыть суженную область и улучшить кровоток.

Основная задача - направить катетер с баллоном на кончике к сердцу, где в него нагнетается воздух, чтобы открыть суженную область или расширить стенозированное отверстие.

Принцип хирургической операции

  • Тонкие трубки, называемые катетерами, вставляются в кровеносные сосуды в паху в верхней части ноги. Обычно параллельно делают рентгеновские снимки и измеряют суженную область.
  • Катетер с воздушным шаром (только в сдутом состоянии) на его кончике проходит через первый катетер в эту суженную область.
  • Как только баллон доставлен в необходимое место, его раскрывают, нагнетая воздух, что способствует открытию суженного участка.
  • Баллон заставляет суженную область расшириться, а при необходимости растягивает стенки сосуда.
  • Баллон сдувают, катетеры вынимают, а место входа на ноге закрывают повязкой.

Важно знать, что после баллонной ангиопластики пораженный участок может снова сузиться или вовсе сомкнуться, перекрывая кровоток. Для предотвращения подобного осложнения после расширения вставляют стент, который представляет собой сетку из проволоки. Его использование позволяет сохранить открытую область в полноценном состоянии.

Операция артериального переключения

Артериальное переключение показано тем младенцам, у которых определяются дефекты по типу транспозиции магистральных сосудов (ТМС). При этом дефекте положение основных сосудов (аорты и легочной артерии) нарушено, в результате чего кровь неправильно направляется от сердца к легким и телу. При этой патологии кровь, которая уже обогатилась кислородом в легких, поступает обратно сюда же, в то время как кровь, нуждающаяся в кислороде, продолжает циркулировать по всему телу.

Существует несколько вариантов транспозиции, и если тело полностью.лишается кислорода, тогда такой ВПС очень серьезен и может даже привести к фатальному концу.

Хирургическая операция при артериальном переключении, обычно выполняемая в течение первых нескольких недель жизни, крайне необходима для коррекции гемодинамики. Эта процедура на открытом сердце заключается в “переключении” легочной артерии и аорты, то есть их устанавливают в нормальные положения и прикрепляют коронарные артерии к новой аорте в предназначенных для этого местах.

Важно отметить, что прежде чем операция будет выполнена, больному вводится препарат под названием простагландин, который поддерживает артериальный проток в открытом состоянии с целью улучшения кровообращения.

Еще одна временная процедура, способная помочь при смешивании крови, - это баллонная предсердная септостомия, при которой делают отверстие между левым и правым предсердиями. Этот вид хирургической операции при врожденном пороке сердца используется для временной поддержки ребенка, пока он не станет достаточно взрослым, чтобы выдержать хирургическое вмешательство по восстановлению нормального кровообращения.

После операции в долгосрочной перспективе крупные сосуды могут суживаться, из-за чего будет необходимо проведение баллонной ангиопластики или другой подходящей хирургической процедуры. Кроме того, коронарная артерия, которая должна быть повторно имплантирована на новое место, может деформироваться, что приводит к уменьшению притока крови к сердцу. Дополнительно должна производиться защита от бактериального эндокардита, который в качестве осложнения может возникнуть после операции.

Анастомоз Блелока-Тауссиг

Этот вид хирургической операции используется для устранения дефектов, которые влияют на поток крови из правого желудочка, через легочную артерию и далее поступающего в легкие. К ним относятся атрезия легочного ствола, стеноз легочного ствола, атрезия трикуспидального клапана и стеноз трикуспидального клапана.

Анастомоз БТ нередко выполняется при “синих” врожденных пороках и считается паллиативной процедурой, поскольку полностью не исправляет дефект. Он помогает уменьшить выраженность симптомов до того времени, пока ребенок не станет старше, чтобы быть готовым для выполнения другого вида операции.

Анастомоз - небольшая трубка, изготовленная из синтетического материала, называемого Gore-Tex. С его помощью соединяется участок аорты и легочной артерии, в результате чего создается своего рода обходной путь. Это позволяет смешанной крови, из оксигенированной и дезоксигенированной, снова проходить через легкие и насыщаться большим количеством кислорода.

Анастомоз выполняет роль артериального протока и часто вводится в действие после закрытия естественного АП. С его помощью улучшается функция сердца, при этом больший объем крови проходит через легкие и насыщается кислородом. В результате устраняется цианоз или синева кожных покровов, которые нередко определяются у детей с синим пороком.

Анастомоз Блелока-Тауссиг: а) оригинальная процедура; б) модифицированная процедура.

Анастомозы обычно используются в течение четырех-пяти месяцев, пока ребенок не перерастет их. В дальнейшем потребуется вторая операция или окончательная восстановительная реконструкция.

Операция Норвуда

Этот вид хирургического вмешательства используется в тех случаях, когда определяется лишь одна насосная камера сердца (один желудочек). Также применяется при других изолированных желудочковых дефектах.

Операция Норвуда может выступать частью серии хирургического лечения. В частности, может проводится реконструкция аорты с использованием легочной артерии, чтобы желудочек мог легко перекачивать кровь по всему организму. Также предполагается размещение анастомоза БТ для поддержания кровотока через легкие и двунаправленный анастомоз Глена. На последнем этапе выполняется паллиативная операция Фонтена.

Риски, связанные с операцией Норвуда, довольно высоки. Это объемное и сложное хирургическое вмешательство, требующее экспертной помощи до, во время и после операции. Взаимодействие между кардиологом, кардиохирургом, анестезиологом и всем другим вспомогательным персоналом является очень интенсивным. Смертность может достигать 20% даже в лучших центрах. Потенциал осложнений также высок.

После первого этапа операции Норвуда сердце очень слабое, поэтому обогащение кислородом в легких полностью зависит от анастомоза БТ. Риски, связанные с шунтом БТ, чаще всего выражаются в высокой вероятности развития тромбов в искусственных устройствах. В послеоперационном периоде больные обязательно принимают антикоагулянты, например гепарин.

Как только ребенок оправился от первой операции, могут быть также выполнены два других хирургических вмешательства: операция Гленна, или вторая ступень, и операция Фонтана, или третья ступень. Долгосрочные результаты этой третьей процедуры не известны, поскольку самые “старые” пациенты, пережившие эту хирургическую операцию, на сегодня находятся в возрасте 20 лет.

В заключение

Все врожденные пороки сердца, даже незначительные на первый взгляд, нуждаются в тщательном контроле со стороны кардиолога, а иногда и кардиохирурга. Как сама хирургическая операция, так и послеоперационный период крайне важны в эффективности лечения больного.

Видео: Факты о сердце. Врожденные дефекты перегородок сердца


4.50 avg. rating (89% score) - 2 votes - оценок

Похожие статьи

Врождённые пороки сердца

Во время внутриутробного развития плода под действием предрасполагающих факторов может нарушаться нормальное формирование сердечно-сосудистой системы. В результате этого образуются врождённые пороки развития, которые могут быть совместимыми и несовместимыми с жизнью. Развитие патологии часто связывают с неправильным образом жизни матери во время беременности, хотя в некоторых случаях большую роль играет наследственность.

Подробнее
Приобретённые пороки сердца

Существуют сердечно-сосудистые заболевания способные привести к стойкой потере трудоспособности. Для предотвращения подобного осложнения должно проводится своевременное лечение. Поэтому при выявлении приобретенных пороков сердца не стоит медлить с выполнением врачебных рекомендаций.

Подробнее
Порок сердца

Один из 120 младенцев рождается с пороком сердца. Некоторые из них тяжелые, но в большинстве случаев опасности они не представляют. Дефекты могут включать аномальные образования стенок или клапанов сердца, а также кровеносных сосудов, которые подходят или отходят от сердца.

Подробнее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.