Hormonal tachycardia

The course of some diseases is complicated by a pathology such as hormonal tachycardia. It is dangerous whether this state can be learned after a complete examination of the patient, when changes in certain organs and systems of the organism will be determined.

Tachycardia most often characterizes a symptom that appears in various diseases, mainly associated with myocardial lesions.Some pathological conditions develop on the background of hormonal disorders, and in such cases, a rapid heartbeat may also occur.

Hormonal tachycardia is a clinical definition that is not documented in ICD-10, but often develops in middle-aged people, most often in women.

Diagnosis of the disease is carried out using electrocardiography and in case of detection, appropriate treatment should be prescribed. If in time to take measures for the treatment of hormonal tachycardia, then you will not need to worry whether this condition is dangerous, which in some cases is transmitted by the patients rather difficult.

Video Tachycardia

Description of hormonal tachycardia

The hormonal background is an important link in the chain of all life processes. Many of them provide for the growth, development, multiplication and fading of a person. If there is a change in the hormonal (humoral) regulation of the body, then cardiac activity first of all suffers.

gormonalnaya1

The effect of some hormones on the heart muscle (myocardium):

  • Catecholamines (norepinephrine, adrenaline, dopamine) - are produced by the adrenal glands and have a direct effect on the heart through their actions, contributing to increased cardiac activity.
  • Glucagon is produced by the pancreas and has an indirect effect on the heart in the form of an increase in the frequency of contractions.
  • Iodine-containing hormones are produced by the thyroid gland and, like glucagon, have an indirect effect on the cardiac muscle, which begins to contract more often.

During the hormonal tachycardia, the mechanism of increasing the sinus node's automatism is most often observed, while the organic heart defect is diagnosed in rare cases.

Having direct connection with various kinds of hormonal imbalances, hormonal tachycardia is most often determined by increasing the production of hormones by the thyroid gland. Other endocrine disorders are also able to cause a hormonal failure and, as a consequence, cause the appearance of tachycardia. In particular, it is a disorder of the menstrual cycle in women, which is often accompanied by a rapid heartbeat. Also, recently, dysfunctions of the genitourinary system in males have increased, which leads to the appearance of tachycardia, respectively.

Symptoms of hormone tachycardia

During an attack, the patient feels a rapid heartbeat, which is often accompanied by symptoms of a vegetative disorder.This may be headache, dizziness, a feeling of lack of air, "jumping from the heart", painful sensations in the heart region.

For a normal state, the frequency of cardiac contractions is 60 to 90 beats per minute. This indicator refers to adults, in children, depending on the age of the heart rate can range from 100 to 170 beats per minute.

For a tachycardia developing in the type of sinus, characterized by a smooth increase in the heartbeat and the same end of the attack. In difficult cases, tachycardia appears not only during exercise but also in a calm condition, so it is important that the examination is carried out on time in order not to worry about how dangerous the disease is.

Paroxysmal or ventricular tachycardia, triggered by hormonal imbalances, develop less frequently and are more difficult for patients. The condition may be complicated by a half-bad or faint state, which can serve as additional evidence of the presence of organic pathology of the heart.

The causes of the occurrence of hormonal tachycardia

Pathology is directly related to the imbalance of humoral regulation of the heart, when, in these or other diseases, excessive production of hormones causing tachycardia begins.

Endocrine diseases causing hormonal tachycardia:

  • Feohromocytoma is a tumor of the adrenal glands, most often benign, in which in 60% of cases, tachycardia is observed. Changes in the body are associated with excessive synthesis of tumors of catecholamines.
  • Thyrotoxicosis is a hyperactivity of the thyroid gland, which begins to intensively produce thyroid hormones.
  • Hyperparathyroidism - excess extraction of parathormone by the parathyroid gland. The hormone creates an imbalance in calcium metabolism, which indirectly affects the cardiovascular system.
  • Itsenko-Cushing's syndrome - with this pathology, cortisol is produced in significant quantities, which is associated with a tumor of the pituitary gland or adrenal tumor.
  • Acromegaly - When a tumor occurs in the pituitary gland, the growth hormone (somatotropin) begins to produce in excess, which leads to gigantism or an increase in various parts of the body (lower jaw, ears, palms, feet).

With all of the above pathologies in varying degrees, from 30% to 60%, arterial hypertension and various cardiovascular diseases, including the so-called hormonal tachycardia, are observed.

There are provocative factors causing hormonal tachycardia:

  • beginning of menarche;
  • pregnancy or postpartum period;
  • menopausal period (male and female);
  • taking contraceptives;
  • hyperfunction of the sexual glands.

Depending on the cause, appropriate treatment is prescribed, which necessarily takes into account the peculiarities of the course of the underlying disease.

Types / photos of hormonal tachycardia

The pathology can be expressed in various forms of arrhythmia: paroxysmal tachycardia, sinus tachycardia. Paroxysmal disturbance of the rhythm is considered to be the least favorable as it can lead to ventricular fibrillation and sudden cardiac arrest.

Hormonal paroxysmal tachycardia

During disorders of humoral regulation, paroxysmal tachycardia can be observed, which is manifested by sudden heart attacks. The disease may be temporary, in complicated cases paroxysms occur once a month and more often.

gormonalnaya2

Paroxysmal tachycardia with a hormonal imbalance is more likely to affect the atrium, although in some cases it affects the normal functioning of the ventricles. The danger of this form of hormone tachycardia is that the heart can not provide proper blood supply to vital organs. This, in turn, affects their working capacity.

Hormonal sinus tachycardia

The disease manifests itself at a hormonal disorder several times more often than paroxysmal tachycardia. This is due to the direct influence of a number of hormones on cardiac activity. In addition, in the heart, such hormonal substances as prostaglandins, adenosine and histamine are also produced, which also affects the activity of the sinus node.

With sinus tachycardia, which appears in the context of hormonal disorders, the heart rate is observed from 100 to 150 beats per minute, with the attack gradually beginning and ending, and the sinus rhythm remains the leader of cardiac activity. During hormonal disorders, tachycardia of inadequate flow is observed, that is, it can remain in rest, accompanied by symptoms such as a feeling of lack of air, severe palpitation, weakness, dizziness.

Diagnosis of hormone tachycardia

Conducted in view of the underlying disease. First of all, consultation of an endocrinologist is given, which gives directions to specific analyzes helping to determine the level of certain hormones. Standard ECG is used to determine the shape of the tachycardia, Holter monitoring can be performed, which is more informative in the case of paroxysmal tachycardia.

The following symptoms of tachycardia are seen on the ECG:

  • The rhythm often remains sinusoid.
  • QRS, or the ventricular complex, changes and resembles a blockage of the leg of Hyza or extrasystole with ventricular localization.
  • In the presence of a deformed QRS complex, in rare cases, the tooth P is visible, most often it is not determined.

If the patient is supposedly an hereditary link with the hormonal imbalance, then a magnetic resonance imaging is performed. Also, this method of research helps in the determination of tumor neoplasms in the brain, adrenals.

Treatment and prevention of hormonal tachycardia

In the presence of hypertonic disease combined with hormonal tachycardia, standard hypotensive agents - calcium antagonists, alpha-adrenergic blockers, dopamine synthesis blockers - are prescribed. Some of them are able to lower the heart rate, which is still more effectively restored with the help of beta-blockers.

In the presence of tumor processes, surgical treatment is used. With laparoscopy, you can remove the pheochromocytoma or carry out an operation to remove the tumor in the brain. In rare cases, an irradiation method is used to slow tumor tissue growth.

Diseases of the thyroid gland can be treated with specific medications, with the inclusion of the drugs that normalize cardiac activity in the target list. These may be selective or non-selective beta-blockers, with the latter variety of drugs able to slightly reduce the level of thyroid hormones.

Specific prophylaxis of hormonal therapy does not exist. To reduce the risk of arrhythmias occurring against the backdrop of imbalance in hormonal activity, general guidelines for strengthening the cardiovascular system need to be implemented.

4.62 avg. rating (91% score) - 8 votes - votes

4 responses to “Hormonal tachycardia”

  1. Наталья says:

    Статья очень понравилась.Проблема описана понятным языком, доступным для человека без медицинского образования. Большое спасибо!

  2. Наталья says:

    Прочитала статью с пользой для себя. Не знала, что тахикардия может быть гормональной. Нашла ответы на свои вопросы. Статья понравилась, всё понятно изложено. Теперь я знаю что со мной происходит. У меня всё как по написанному, те же проблемы. Большое спасибо.

  3. Martha Franco says:

    I have experience tachycardia every three months or so. It always happens to be during my Ovulation period. last time I had it was in Sept.

  4. Владимир says:

    По причине отсутствия нормальных врачей, вынужден сам разбираться с причинами сбоя ритма сердца. Статья помогла, благодарю автора.

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Гормональная тахикардия

Автор Ольга Кияница

2017-11-14

Течение некоторых заболеваний осложняется такой патологией, как гормональная тахикардия. Опасно ли это состояние можно узнать после полного обследования больного, когда будут определены изменения в тех или иных органах и системах организма.

Тахикардия чаще всего характеризует симптом, появляющийся при различных заболеваниях, в основном связанных с поражениями миокарда. Некоторые патологические состояния развиваются на фоне гормональных нарушений, и в таких случаях также может возникать учащенное сердцебиение.

Гормональная тахикардия - клиническое определение, которое не зафиксировано в МКБ-10, но нередко развивается у людей среднего возраста, чаще всего у женщин.

Диагностика заболевания проводится с помощью электрокардиографии и в случае выявления должно быть назначено соответствующее лечение. Если вовремя принять меры по терапии гормональной тахикардии, тогда не нужно будет беспокоиться, опасно ли это состояние, которое в ряде случаев переносится больными довольно сложно.

Видео Тахикардия

Описание гормональной тахикардии

Гормональный фон является важным звеном в цепи всех жизненных процессов. Многие из них обеспечивают рост, развитие, размножение и увядание человека. Если наблюдается изменение гормональной (гуморальной) регуляции организма, тогда в первую очередь страдает сердечная деятельность.

gormonalnaya1

Влияние некоторых гормонов на сердечную мышцу (миокард):

  • Катехоламины (норадреналин, адреналин, дофамин) - вырабатываются надпочечниками и своим действием оказывают прямое воздействие на сердце, способствуя усилению сердечной деятельности.
  • Глюкагон - производится поджелудочной железой и оказывает опосредованное действие на сердце в виде увеличения частоты сокращений.
  • Йодсодержащие гормоны - продуцируются щитовидной железой и так же как и глюкагон оказывают опосредованное действие на сердечную мышцу, которая начинает более часто сокращаться.

Во время гормональной тахикардии чаще всего наблюдается механизм повышения автоматизма синусового узла, при этом органическое поражение сердца диагностируется в редких случаях.

Имея непосредственную связь с различного рода гормональными дисбалансами, гормональная тахикардия чаще всего определяется при увеличении продукции гормонов щитовидной железой. Другие эндокринные нарушения также способны вызвать гормональный сбой и, как следствие, стать причиной появления тахикардии. В частности, это расстройство менструального цикла у женщин, которое нередко сопровождается учащенным сердцебиением. Также в последнее время участились дисфункции мочеполовой системы у мужчин, что соответственно приводит к появлению тахикардии.

Симптомы гормональной тахикардии

Во время приступа больным ощущается учащенное сердцебиение, которое нередко дополняется симптомами вегетативного расстройства. Это может быть головная боль, головокружение, ощущение нехватки воздуха, “выскакивания сердца из груди”, болезненных ощущений в сердечной области.

Для нормального состояния свойственна частота сердечных сокращений от 60 до 90 ударов в минуту. Этот показатель относится к взрослым, у детей в зависимости от возраста ЧСС может составлять от 100 до 170 ударов в минуту.

Для тахикардии, развивающейся по типу синусовой, характерно плавное повышение сердцебиения и такое же окончание приступа. В сложных случаях тахикардия появляется не только при физических нагрузках, но и в спокойном состоянии, поэтому важно вовремя проводить обследование, чтобы не беспокоиться, тем, насколько опасно заболевание.

Пароксизмальные или желудочковые тахикардии, спровоцированные гормональным дисбалансом, развиваются реже и воспринимаются больными более сложно. Состояние может осложняться полуобморочным или обморочным состоянием, что может служить дополнительным свидетельством о наличии органической патологии сердца.

Причины появления гормональной тахикардии

Патология непосредственно связана с дисбалансом гуморальной регуляции сердца, когда при тех или иных заболеваниях начинается избыточная продукция гормонов, вызывающих тахикардию.

Эндокринные заболевания, вызывающие гормональную тахикардию:

  • Феохромоцитома - опухоль надпочечников, чаще всего доброкачественная, при которой в 60% случаев наблюдается тахикардия. Изменения в организме связаны с избыточным синтезом опухолью катехоламинов.
  • Тиреотоксикоз - гиперактивность щитовидной железы, которая начинает усиленно продуцировать тиреоидные гормоны.
  • Гиперпаратиреоз - избыточное выделение паратгормона околощитовидной железой. Гормон создает дисбаланс в кальциевом обмене, что косвенно отражается на сердечно-сосудистой системе.
  • Синдром Иценко-Кушинга - при этой патологии в значительном количестве продуцируется кортизол, что связано с опухолью гипофиза или опухолью надпочечников.
  • Акромегалия - при возникновении опухоли в гипофизе начинает в избытке продуцироваться гормон роста (соматотропин), что приводит к гигантизму или увеличению различных частей тела (нижней челюсти, ушей, ладоней, стоп).

При всех выше перечисленных патологиях в различной степени, от 30% до 60%, наблюдается артериальная гипертензия и различные сердечно-сосудистые заболевания, в том числе так называемая гормональная тахикардия.

Существуют провоцирующие факторы, вызывающие гормональную тахикардию:

  • начало менархе;
  • беременность или послеродовой период;
  • климактерический период (мужской и женский);
  • прием контрацептивных препаратов;
  • гиперфункция половых желез.

В зависимости от причины назначается соответствующее лечение, которое обязательно учитывает особенности течения основного заболевания.

Виды / фото гормональной тахикардии

Патология может выражаться в различных формах аритмии: пароксизмальной тахикардии, синусовой тахикардии. Наименее благоприятным считается пароксизмальное нарушение ритма, поскольку оно способно привести к фибрилляции желудочков и внезапной остановке сердца.

Гормональная пароксизмальная тахикардия

Во время расстройств гуморальной регуляции может наблюдаться пароксизмальная тахикардия, которая проявляется внезапными приступами сердцебиения. Болезнь может носить временный характер, в сложных случаях пароксизмы возникают раз в месяц и чаще.

gormonalnaya2

Пароксизмальная тахикардия на фоне гормонального дисбаланса чаще затрагивает предсердия, хотя в некоторых вариантах нарушает нормальную работу желудочков. Опасность этой формы гормональной тахикардии заключается в том, что сердце не может обеспечить должное кровоснабжение жизненно важных органов. Это в свою очередь влияет на их работоспособность.

Гормональная синусовая тахикардия

Болезнь проявляется при гормональном нарушении в несколько раз чаще, чем пароксизмальная тахикардия. Это связано с непосредственным влиянием ряда гормонов на сердечную деятельность. В дополнение в самом сердце продуцируются такие гормональные вещества, как простагландины, аденозин и гистамин, которые также воздействуют на активность синусового узла.

При синусовой тахикардии, появляющейся на фоне гормональных расстройств, наблюдается частота сердечных сокращений от 100 до 150 ударов в минуту, при этом приступ плавно начинается и заканчивается, а синусовый ритм остается предводителем сердечной деятельности. Во время гормональных нарушений наблюдается тахикардия неадекватного течения, то есть может сохраняться в покое, сопровождаться такими симптомами, как ощущение нехватки воздуха, сильного сердцебиения, слабость, головокружение.

Диагностика гормональной тахикардии

Проводится с учетом основного заболевания. В первую очередь назначается консультация эндокринолога, который дает направления на специфические анализы, помогающие определить уровень тех или иных гормонов. Для определения формы тахикардии используется стандартная ЭКГ, может выполняться холтеровский мониторинг, который более информативен в случае с пароксизмальной тахикардией.

На ЭКГ видны следующие признаки тахикардии:

  • Ритм зачастую остается синусовым.
  • QRS, или желудочковый комплекс, изменяется и этим напоминает блокаду ножки Гиса или экстрасистолии с желудочковой локализацией.
  • При наличии деформированного комплекса QRS в редких случаях виден зубец Р, чаще всего он не определяется.

Если у больного предположительно имеется наследственная связь с гормональным дисбалансом, тогда проводят магнитно-резонансную томографию.Также этот метод исследования помогает в определении опухолевых новообразований в головном мозге, надпочечниках.

Лечение и профилактика гормональной тахикардии

При наличии гипертонической болезни, сочетающейся с гормональной тахикардией, назначаются стандартные гипотензивные средства - антагонисты кальция, альфа-адреноблокаторы, блокаторы синтеза допамина. Некоторые из них способны снижать ЧСС, которая все же более эффективно восстанавливается с помощью бета-блокаторов.

При наличии опухолевых процессов используется хирургический метод лечения. С помощью лапароскопии могут удалить феохромоцитому или же проводят операцию по удалению опухоли в головном мозге. В редких случаях используется способ облучения с целью замедления роста опухолевой ткани.

Заболевания щитовидной железы поддаются лечению специфическими медикаментами с включением в лист назначения препаратов, нормализующих сердечную деятельность. Это могут быть селективные или неселективные бета-блокаторы, при этом последняя разновидность лекарств способна в незначительной степени уменьшать уровень гормонов щитовидной железы.

Специфической профилактики гормональной терапии не существует. Для снижения риска появления аритмии на фоне дисбаланса гормональной деятельности, нужно выполнять общие рекомендации по укреплению сердечно-сосудистой системы.


4.62 avg. rating (91% score) - 8 votes - оценок

4 комментария на «“Гормональная тахикардия”»

  1. Наталья:

    Статья очень понравилась.Проблема описана понятным языком, доступным для человека без медицинского образования. Большое спасибо!

  2. Наталья:

    Прочитала статью с пользой для себя. Не знала, что тахикардия может быть гормональной. Нашла ответы на свои вопросы. Статья понравилась, всё понятно изложено. Теперь я знаю что со мной происходит. У меня всё как по написанному, те же проблемы. Большое спасибо.

  3. Martha Franco:

    I have experience tachycardia every three months or so. It always happens to be during my Ovulation period. last time I had it was in Sept.

  4. Владимир:

    По причине отсутствия нормальных врачей, вынужден сам разбираться с причинами сбоя ритма сердца. Статья помогла, благодарю автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.