Purulent pericarditis

Author Ольга Кияница

2019-03-03

Different forms of pericarditis can develop in different ways, but purulent pericarditis is noted the most unfavorable course. When it is high risk of mortality, especially in the absence of timely treatment. Therefore, operative diagnosis with subsequent thorough therapy is extremely important.

Pericarditis is an inflammation of the pericardium, or the so-called pericardial bag. The main function of the pericardium is to protect the heart from mechanical injuries, as well as to reduce the friction force that occurs during heart contractions. There are various forms of pericarditis, but the most unfavorable prognosis is observed with purulent formation.

The development of purulent pericarditis in most cases is based on the reason such as the infectious flora.

Timely diagnosis is of great importance, for which it is primarily used echocardiography, and, if necessary, ECG and CT.Treatment depends on the underlying cause and the clinical severity of the disease, but in any case, the doctor’s instructions must be followed, which reduces the risk of death.

Video: Pericarditis and pericardial effusions causes, symptoms, diagnosis, treatment, pathology

Description of purulent pericarditis

Purulent pericarditis (HF) develops due to an infection that has entered the pericardial space, which contributes to the production of a purulent fluid at a macroscopic or microscopic level. The disease can develop primarily (which is extremely rare) or secondarily with respect to another infectious process.

There are five pathogenic mechanisms that can lead to invasion of the pericardial space, causing secondary purulent pericarditis:

  • The spread of infection from adjacent areas , most often located inside the chest.
  • Hematogenous spread - the infection enters the pericardium through the blood vessels.
  • Myocardial infection - for various diseases, mainly myocarditis, infection occurs in the adjacent pericardium.
  • Penetrating trauma or surgery - in case of injury and surgery, the pathogen can be introduced into the pericardium or surrounding tissues.
  • Distribution from the subdiaphragmatic area - meaning that when the diaphragm is infected, the pathogen can enter the adjacent pericardium.

It should be noted that pneumococcus most often has a direct connection with the continuous spread from the organs of the thoracic cavity, whereas Staphylococcus aureus often infects the pericardium through the hematogenous route of transmission.

Purulent pericarditis is now very rare. Most often it is determined in people with previous pericardial diseases or who have undergone chemotherapy.

Additionally, the following risk factors for purulent pericarditis:

  • The transfer of heart surgery.
  • The passage of dialysis.
  • Immunosuppression.
  • Alcoholism.
  • Chest injury.

Before the advent of antibiotic therapy, GP was a common complication of pneumonia, endocarditis, meningitis, and other infections of varying severity, including infectious lesions of the bone, skin, and ear.

A retrospective analysis conducted in a Spanish hospital involving 593,601 patients from 1972 to 1991, revealed 33 cases of purulent pericarditis, of which only 19 (57%) were diagnosed during life, mainly because such a diagnosis was considered.

Causes of purulent pericarditis

In a study conducted in the United States, it was determined that purulent pericarditis occurred most often in children and after 50 years, and much less frequently in other age groups. In developing countries, HF is a common complication of severe infection (especially due to Staphylococcus aureus or Streptococcus) in children.

Until 1940, the ratio of men and women with GP was 4: 1, but later the incidence of the disease between the sexes became the same.

Organisms that cause purulent pericarditis:

  • Most often, purulent pericarditis causes staphylococci, streptococci, and gram-negative organisms, such as proteus, Escherichia if, pseudomonads and Klebsiella.
  • Neisseria meningitidis, which accounts for about 3% of all cases of purulent pericarditis, usually causes pericarditis after meningococcemia in patients with meningitis.
  • Fungi and protozoa are rarely determined, but it is increasingly clear that the main cause of purulent pericarditis is weakened immunity, and myocardial damage by fungus usually precedes the development of pericarditis.

Rare causes of purulent pericarditis

Bacterial Non-bacterial
Actinobacillus (Actinobacillus)
Legionella
Hemophilic infection (Haemophilus influenzae)
Bacterium group HACEK (Eikenellal corrodens)
The causative agent of tularemia (Francisella tularensis) The causative agent of histoplasmosis (Histoplasma)
Causative agent of blastomycosis (Blastomyces)
Causative agent of coccidiosis (Coccidioides)
Causative agent of aspergillosis (Aspergillus)
Causative agent of candidiasis (Candida)
Causative agent of toxoplasmosis (Toxoplasma)
Causative agent of nocardiosis (Nocardia)
Causative agent of amebiasis (Entamoeba)

Acute Purulent Pericarditis

With the development of the acute form of the disease, symptoms and signs most characteristic of purulent pericarditis attract attention first of all. Most often it takes place as an acute febrile process. In this case, the presence of a co-infection, which is usually the cause of the disease, may mask the main symptoms and signs of purulent pericarditis.

The following main clinical features of the disease are distinguished:

  • Fever
  • Dyspnea
  • Chest pain
  • Paradoxical pulse (Pulsus paradoxus)
  • Hepatomegaly
  • Increased central venous pressure
  • Pericardial friction noise
  • Ascites

Most patients complain of fever and quite a lot of shortness of breath, but only half have chest pain during a physical examination. Also, there are often no “classic” signs, such as an increase in central venous pressure or the definition of a paradoxical pulse.

The most common associated infectious diseases in patients with purulent pericarditis (based on research) are as follows:

  • Pneumonia (especially pneumococcal).
  • Otitis media
  • Meningitis (especially meningococcal).
  • Skin infectious diseases.
  • Staphylococcal osteomyelitis.
  • Subdiaphragmatic abscesses.

Additionally, it is important to point out that in patients with suspected acute purulent pericarditis, noncardiac infectious diseases can actually be determined, such as systemic fulminant lupus erythematosus, erythematosis, empyema, acute myocardial infarction and malignant neoplasm.

Diagnosis of purulent pericarditis

The appearance of echocardiography has significantly improved the quality of diagnosis of pericardial diseases.

Additionally can be used:

  • Computed tomography , which provides adequate visualization.
  • Electrocardiography in 12 standard leads, which allows to determine tachycardia.
  • Radiography of the chest, often indicating an enlarged heart diameter.
  • Complete blood count , which makes it possible to identify leukocytosis and other pathological changes in the blood.

Depending on the type of concomitant disease, bacteriological blood cultures can be prescribed and the erythrocyte sedimentation rate, C-reactive protein and lactate dehydrogenase levels, serum titers, etc. can be determined.

Purulent pericarditis: treatment

There are general principles of treatment of purulent pericarditis, which apply to the majority of patients with this disease.

  • Treatment includes drainage of the pericardial space.
  • Systemic antibiotic therapy is used, and vancomycin and ceftriaxone or imipenem, meropenem, or piperacillin-tazobactam can be used initially, along with fluconazole, especially in immunocompromised patients, and then corrected according to the results of microbiological research.

It is worth noting that local antibacterial therapy is not beneficial. Antibiotic treatment should continue for at least 28 days or until the temperature subsides and there are no laboratory signs of infection.

First aid for purulent pericarditis and various complications

Emergency care for patients with HP is aimed at prompt diagnosis and treatment of patients in a potentially life-threatening condition. Thoracotomy and pericardiotomy may be necessary if the patient has a rapid deterioration or cardiac arrest. Together with GP, effusion or cardiac tamponade can be determined.

Vypotnoy GP

Ideally, echocardiography can determine the presence or absence of effusion in the pericardium. If there is no pericardial effusion, the patient is in a stable condition and the suspected cause of the disease are viruses, then the patient can be discharged with appropriate instructions and follow-up. If there is a large effusion, a pericardiocentesis or a pericardial window can be recommended for a stable patient.

Heart tamponade

Treatment of this condition depends on the stability of the patient. If you are unstable, you may need immediate treatment for increasing pericardial pressure with pericardiocentesis. Sometimes removal of only 30-50 ml can lead to a significant improvement in hemodynamics. A subacute tamponade can also be noted (periodically with decompression) and then the cardiothoracic effect used to treat heart injuries is helpful.

Video: Causes of pericarditis | Circulatory System and Disease | NCLEX-RN | Khan Academy

Surgical treatment of purulent pericarditis

The strategy adopted to achieve full drainage of the pericardial space will depend on the human and technical resources of the institution that treats the patient. Depending on the situation and indications, pericardiocentesis, pericardiotomy, pericardectomy can be performed.

Pericardiocentesis . This is the easiest and fastest method, but often it is ineffective when draining thick purulent fluid.This method of exposure can also lead to the development of constrictive pericarditis. Intrapericardial infusion of fibrinolytics or antibiotics can increase the therapeutic efficacy of pericardiocentesis. In determining the connection with complications, this method of therapy is usually not recommended.

Pericardiotomy (creation of a pericardial window). This is the method mentioned in the recommendations of the European Society of Cardiology, since it is associated with a higher success rate and a lower incidence of constrictive pericarditis.

Pericardiectomy . When used, the risk of death increases to 8%, but it is this approach that allows you to resolve all situations, even the most complex ones associated with spikes, localized effusions or permanent infection.

Without drainage of the pericardial space, purulent pericarditis inevitably leads to death. Mortality in patients who were quickly diagnosed and properly cured is 40%, usually due to cardiac tamponade, septic shock, or narrowing of the pericardial space. Mortality increases, the longer the disease is diagnosed, as well as with delayed appropriate treatment. The risk of death is particularly high in patients with S. aureus infection and with a severe depletion of the body.

Purulent pericarditis: photo

Thoracoabdominal computed tomography. Frame 1: liver abscess image (arrow B) extending towards the extrathoracic region along the subcutaneous plane (arrow A). Frame 2: Image of a severe pericardial effusion.

An echocardiogram (subsyphoid view) shows a peripheral pericardial effusion (marked with *).

(A) Transthoracic echocardiogram showing an expanded inferior vena cava (IVC), which is often observed with cardiac tamponade. (B) Green pericardial fluid obtained after emergency pericardiocentesis, in which the bacterial flora multiplied.

Conclusion

Purulent pericarditis is a rare disease, but is considered one of the complications of pneumonia and other infectious pathologies that can increase in their frequency, especially in the group of patients with weakened immune systems.“Classical” symptoms and signs are often absent (especially with a disorder of the immune system).

Echocardiography followed by pericardiocentesis are commonly used studies. If the diagnosis is established early, then after an appropriate treatment an excellent prognosis is given. GP therapy mainly consists of antibiotics and surgery, which is selected based on individual indications.

Video: Pericarditis


4.50 avg. rating (89% score) - 2 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Гнойный перикардит

Автор Ольга Кияница

2019-03-03

Различные формы перикардита могут развиваться по-разному, но наиболее неблагоприятным течением отмечается гнойный перикардит. При нем высок риск смертности, особенно в случае отсутствия своевременного лечения. Поэтому крайне важна оперативная диагностика с последующей тщательной терапией.

Перикардит - это воспаление перикарда, или так называемой околосердечной сумки. Основная функция перикарда заключается в защите сердца от механических травм, а также в снижении силы трения, которое возникает при сердечных сокращениях. Существуют различные формы перикардита, но наиболее неблагоприятный прогноз отмечается при гнойном образовании.

Развитие гнойного перикардита в большинстве случаев базируется на такой причине, как инфекционная флора.

Большое значение имеет своевременная диагностика, для чего используется в первую очередь эхокардиография, а при необходимости ЭКГ и КТ. Лечение зависит от первопричины и клинической выраженности болезни, но в любом случае должны быть выполнены предписания врача, что снижает риск смерти.

Видео: ПЕРИКАРДИТ — воспаление перикарда

Описание гнойного перикардита

Гнойный перикардит (ГП) развивается из-за инфекции, попавшей в перикардиальное пространство, которая способствует продуцированию гнойной жидкости на макроскопическом или микроскопическом уровне. Заболевание может развиваться первично (что бывает крайне редко) или вторично по отношению к другому инфекционному процессу.

Выделяют пять патогенных механизмов, которые могут привести к инвазии перикардиального пространства, вызывая вторичный гнойный перикардит:

  • Распространение инфекции из смежных участков, чаще всего расположенных внутри грудной клетки.
  • Гематогенное распространение - инфекция попадает в перикард по кровеносным сосудам.
  • Попадание инфекции из миокарда - при различных заболеваниях, в основном при миокардите, происходит занесение инфекции в рядом расположенных перикард.
  • Проникающая травма или операция - при ранении и хирургическом вмешательстве может заносится возбудитель в перикард или окружающие ткани.
  • Распространение с субдиафрагмального участка - имеется в виду, что при инфицировании диафрагмы возбудитель может попадать в рядом расположенный перикард.

Нужно отметить, что пневмококк чаще всего имеет прямую связь с непрерывным распространением из органов грудной полости, тогда как золотистый стафилококк чаще инфицирует перикард посредством гематогенного пути передачи.

Гнойный перикардит в настоящее время очень редко встречается. Чаще всего определяется у людей с предшествующими заболеваниями перикарда или которые проходили химиотерапию.

Дополнительно выделяют следующие факторы риска по гнойному перикардиту:

  • Перенесение операции на сердце.
  • Прохождение диализа.
  • Иммуносупрессия.
  • Алкоголизм.
  • Травма грудной клетки.

До появления антибиотикотерапии ГП был распространенным осложнением пневмонии, эндокардита, менингита и других инфекций различной степени тяжести, включая инфекционное поражение кости, кожи и уха.

Ретроспективный анализ, проведенный в испанской больнице с участием 593 601 больных в период с 1972 по 1991 год, выявил 33 случая гнойного перикардита, из которых только 19 (57%) были диагностированы при жизни, в основном потому, что такой диагноз рассматривался.

Причины развития гнойного перикардита

В одном из исследований, проведенном в США, было определено, что гнойный перикардит встречался чаще всего у детей и после 50 лет, и намного реже - в других возрастных группах. В развивающихся странах ГП является нередким осложнением тяжелой инфекции (особенно из-за золотистого стафилококка или стрептококка) у детей.

До 1940 года соотношение мужчин и женщин, болевших ГП, составляло 4: 1, но позже частота встречаемости болезни между полами стала одинаковой.

Организмы, вызывающие гнойный перикардит:

  • Чаще всего гнойные перикардиты вызывают стафилококки, стрептококки и грамотрицательные организмы, такие как протей, эшерихия коли, псевдомонады и клебсиеллы.
  • Neisseria meningitidis, на долю которого приходится около 3% из всех случаев гнойного перикардита, обычно вызывает перикардит после менингококцемии у пациентов с менингитом.
  • Грибы и простейшие определяются редко, но все чаще видно, что основной причиной гнойного перикардита является ослабленный иммунитет, при этом поражение миокарда грибком обычно предшествует развитию перикардита.

Редкие причины развития гнойного перикардита

Бактериальные Небактериальные
Актинобацилла (Actinobacillus)
Легионелла (Legionella)
Гемофильная инфекция (Haemophilus influenzae)
Бактерия группы HACEK (Eikenellal corrodens)
Возбудитель туляремии (Francisella tularensis) Возбудитель гистоплазмозу (Histoplasma)
Возбудитель бластомикоза (Blastomyces)
Возбудитель кокцидиоза (Coccidioides)
Возбудитель аспергиллеза (Aspergillus)
Возбудитель кандидоза (Candida)
Возбудитель токсоплазмоза (Toxoplasma)
Возбудитель нокардиоза (Nocardia)
Возбудитель амебиаза (Entamoeba)

 Острый гнойный перикардит

При развитии острой формы заболевания в первую очередь обращают на себя внимание симптомы и признаки, наиболее свойственные гнойному перикардиту. Чаще всего он проходит как острый лихорадочный процесс. При этом наличие сопутствующей инфекции, которая обычно является причиной заболевания, может маскировать основные симптомы и признаки гнойного перикардита.

Выделяют следующие основные клинические особенности заболевания:

  • Лихорадка
  • Одышка
  • Боль в груди
  • Парадоксальный пульс (Pulsus paradoxus)
  • Гепатомегалия
  • Повышенное центральное венозное давление
  • Шум трения перикарда
  • Асцит

Большинство больных жалуется на лихорадку и довольно много - на одышку, но только у половины определяется боль в груди при врачебном осмотре. Также нередко отсутствуют “классические” признаки, такие как повышение центрального венозного давления или определение парадоксального пульса.

Наиболее распространенные сопутствующие инфекционные заболевания у больных с гнойным перикардитом (на основании исследований) следующие:

  • Пневмония (особенно пневмококковая).
  • Средний отит.
  • Менингит (особенно менингококковый).
  • Кожные инфекционные болезни.
  • Стафилококковый остеомиелит.
  • Субдиафрагмальные абсцессы.

Дополнительно важно указать, что у больных с предположительным острым гнойным перикардитом могут на самом деле определяться несердечные инфекционные заболевания, по типу молниеносной системной красной волчанки, эритематоза, эмпиемы, острого инфаркта миокарда и злокачественного новообразования.

Диагностика гнойного перикардита

Появление эхокардиографии значительно улучшило качество диагностики перикардиальных заболеваний.

Дополнительно может использоваться:

  • Компьютерная томография, которая обеспечивает адекватную визуализацию.
  • Электрокардиография в 12 стандартных отведениях, позволяющая определить тахикардию.
  • Рентгенография органов грудной клетки, нередко указывающая на увеличенный диаметр сердца.
  • Общий анализ крови, который дает возможность выявить лейкоцитоз и другие патологические изменения крови.

В зависимости от вида сопутствующего заболевания может назначаться бактериологический посев крови и определяться скорость оседания эритроцитов, уровень С-реактивного белка и лактатдегидрогеназы, титры сыворотки и пр.

Гнойный перикардит: лечение

Существуют общие принципы терапии гнойного перикардита, которые применяются к большинству больных этим заболеванием.

  • Лечение включает дренирование перикардиального пространства.
  • Используется системная антибактериальная терапия, причем первоначально может использоваться ванкомицин и цефтриаксон или имипенем, меропенем или пиперациллин-тазобактам, вместе с флуконазолом, особенно у больных с ослабленным иммунитетом, а затем проводится коррекция в соответствии с результатами микробиологического исследования.

Стоит отметить, что местная антибактериальная терапия не приносит пользы. Лечение антибиотиками должно продолжаться в течение не менее 28 дней или до тех пор, пока не утихнет температура и лабораторные признаки инфекции будут отсутствовать.

Первая помощь при гнойном перикардите и различных осложнениях

Неотложная помощь больным с ГП направлена на оперативную диагностику и лечение больных, находящихся в потенциально опасном для жизни состоянии. Торакотомия и перикардиотомия могут потребоваться, если у больного определяется быстрое ухудшение или остановка сердца. Вместе с ГП может определяться выпот или тампонада сердца.

Выпотной ГП

В идеале эхокардиография позволяет определить наличие или отсутствие выпота в перикарде. Если не отмечается выпот перикарда, больной находится в стабильном состоянии и предположительной причиной болезни являются вирусы, тогда больной может быть выписан с соответствующими инструкциями и последующим наблюдением. При наличии большого выпота стабильному больному может быть рекомендован перикардиоцентез или установка перикардиального окна.

Тампонада сердца

Лечение этого состояния зависит от стабильности больного. При нестабильном самочувствии может потребоваться немедленное лечение увеличения перикардиального давления с помощью перикардиоцентеза. Иногда удаление всего 30-50 мл может привести к значительному улучшению гемодинамики. Также может отмечаться подострая тампонада (периодически с декомпрессией) и тогда оказывается полезным кардиоторакальное воздействие, применяемое для лечения травм сердца.

Видео: Пункция перикарда

Оперативное лечение гнойного перикардита

Стратегия, принятая для достижения полного дренирования перикардиального пространства, будет зависеть от людских и технических ресурсов учреждения, занимающегося лечением больного. В зависимости от ситуации и показаний может быть выполнен перикардиоцентез, перикардиотомия, перикардэктомия.

Перикардиоцентез. Это самый простой и быстрый метод, но часто он неэффективен при дренировании густой гнойной жидкости. Этот способ воздействия также может приводить к развитию констриктивного перикардита. Внутриперикардиальная инфузия фибринолитиков или антибиотиков может повысить терапевтическую эффективность перикардиоцентеза. При определении связи с осложнениями этот метод терапии обычно не рекомендуется.

Перикардиотомия (создание перикардиального окна). Это метод, упоминаемый в рекомендациях Европейского общества кардиологов, поскольку он связан с более высокой частотой успеха и меньшей частотой возникновения констриктивного перикардита.

Перикардэктомия. При его использовании риск смерти возрастает до 8%, но именно этот подход позволяет разрешить все ситуации, даже самые сложные, связанные со спайками, локализованными выпотами или постоянной инфекцией.

Без дренирования перикардиального пространства гнойный перикардит неизбежно приводит к смерти. Смертность у пациентов, которые были быстро диагностированы и надлежащим образом излечены, составляет 40%, как правило, из-за тампонады сердца, септического шока или сужения перикардиального пространства. Смертность увеличивается, чем дольше диагностируется заболевание, а также при задержке соответствующего лечения. Риск смерти особенно высок у больных с инфекцией S. aureus и при серьезном истощении организма.

Гнойный перикардит: фото

Торакоабдоминальная компьютерная томография. Кадр 1: изображение абсцесса печени (стрелка B), распространяющегося по направлению к внегрудной области вдоль подкожной плоскости (стрелка A). Кадр 2: изображение тяжелого перикардиального выпота.

Эхокардиограмма (субсифоидный вид) показывает периферический перикардиальный выпот (отмечено *).

(A) Трансторакальная эхокардиограмма, показывающая расширенную нижнюю полую вену (НПВ), которая часто наблюдается при тампонаде сердца. (B) Зеленая перикардиальная жидкость, полученная после экстренного перикардиоцентеза, в которой размножилась бактериальная флора.

Заключение

Гнойный перикардит достаточно редкое заболевание, но считается одним из осложнений пневмонии и других инфекционных патологий, которые могут увеличиваться по своей частоте, особенно в группе больных с ослабленным иммунитетом. “Классические” симптомы и признаки часто отсутствуют (особенно при расстройстве иммунной системы).

Эхокардиография с последующим перикардиоцентезом являются часто используемыми исследованиями. Если диагноз установлен рано, тогда после соответствующего лечения дается отличный прогноз. Терапия ГП в основном состоит из антибиотиков и хирургического вмешательства, которое подбирается с учетом индивидуальных показаний.

Видео: Перикардит сердца


4.50 avg. rating (90% score) - 2 votes - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.