Myocardial hypoxia: symptoms, causes and treatment

Hypoxia is a pathological process that develops in tissues when their oxygen demand for its quantity in the cells does not match. This leads to a disruption in the formation of energy necessary for the operation of organs. Myocardial hypoxia occurs with an oxygen deficiency of the heart muscle.

Acute myocardial hypoxia

This condition occurs when the oxygen supply to the heart muscle suddenly decreases. The cells do not have time to adapt to the changed conditions. They continue to metabolize, but it becomes incomplete, accumulate under-oxidized metabolites. With the preservation of hypoxia, the tissues of the heart muscle die.

Clinically, this condition is manifested by attacks of chest pain, an increase in their duration and intensity. In the future, myocardial infarction develops - necrosis of the heart muscle with loss of its contractile function.

stroenie-chelovecheskogo-serdca

Possible reasons

Hypoxia of the myocardium can be caused by the following reasons:

  • low oxygen content in atmospheric air;
  • Diseases of the lungs with a violation in them of gas exchange;
  • decrease in the amount of blood flowing through the myocardium due to pathology of the coronary arteries;
  • deterioration of the ability of the blood to carry oxygen, for example, in case of carbon monoxide poisoning;
  • violation of the utilization of oxygen by the cells themselves, for example, when poisoning with cyanides, heavy metals.

Under the influence of these processes, the amount of oxygen in all tissues of the body decreases. He responds with an adaptive response, as a result of which blood flow is redistributed to supply the vital organs - the brain and the heart.Therefore, acute myocardial hypoxia can occur only with significant, life-threatening effects.

An exception is acute hypoxia caused by local disturbance of blood supply in the pathology of the arteries of the heart.The main reason for this - atherosclerosis of the coronary vessels, complicated by the formation of a thrombus in the place of narrowing of the artery by a plaque. Clinically, this condition is accompanied by the development of unstable angina or myocardial infarction.

Video: Hypoxia - oxygen starvation

In addition, the cause of acute myocardial hypoxia can be a sudden spasm of the arteries of the heart due to the excess of vasoconstrictor substances (for example, adrenaline release during emotional or physical exertion) or in violation of the internal surface of the vessels (endothelial dysfunction), which leads to the development of variant (vasospastic) angina .

Effects of hypoxic processes in the heart muscle

For the normal operation of the heart, which provides blood circulation throughout the body, it is necessary to constantly supply oxygen to the myocardium. In acute hypoxia, it is disrupted, and with the imbalance between the needs of the heart and its supply, a cascade of cellular, biochemical and inflammatory reactions occurs, eventually causing the death of the cells of the heart muscle.

Necrosis of the myocardium and ventricular remodeling

The degree of damage to cells depends not only on the severity of the disturbance of the blood supply, but also on its duration, as well as the needs of the myocardium at this time. A significant loss of the ability of myocardial cells to contract can occur only a minute after the cessation of blood flow. The persistent hypoxia leads to irreversible damage to the heart muscle after 20-40 minutes, less often this period increases to several hours. The time of development of necrosis depends on a number of conditions, including the initial level of activity of the organism and the presence of collateral (by-pass, additional) coronary blood flow.

The cells that degrade as a result of acute hypoxia are destroyed, and in their place a connective (scar) tissue is formed.In this anatomical structure of the chambers of the heart can significantly change. The left ventricle, which performs the basic pump function, expands and acquires a spherical shape, its contractility decreases. This process is called ventricular remodeling, and it can be slowed down by proper treatment.

Reperfusion injury

Restoration of blood flow after an episode of acute myocardial hypoxia can cause further ischemic cell damage, which is called reperfusion. This process involves the interaction between free oxygen radicals remaining in the tissues after an episode of hypoxia, and calcium ions emerging from damaged myocardiocytes. As a result, microvessels that feed the myocardium are injured, cell damage increases, life-threatening heart rhythm disturbances occur. Measures to prevent reperfusion injury are unknown.

"Stunned" and "sleeping" myocardium

After acute myocardial hypoxia, its temporary disruption of function occurs. It develops if coronary blood flow has been disturbed for a short time (5 to 15 minutes), and persists for several hours or days after the elimination of oxygen deficiency. This condition is called a stunned myocardium.

A prolonged acute hypoxia causes a partial or complete violation of heart contractility - a "sleeping" myocardium. Such a process can be eliminated after a complete restoration of blood flow in the coronary arteries.

These disorders are caused by the breakdown during the course of oxygen starvation of important energy metabolites, for example, adenosine. It is necessary to ensure contractility of the muscle fibers of the heart.

Clinical manifestations

Symptoms of myocardial hypoxia depend on its severity and duration. This determines the degree of damage to cells, the possibility of their destruction and the reversibility of violations. Acute hypoxia can manifest itself by such changes:

  • ischemia - a temporary, reversible condition, which is clinically expressed by the attack of angina pectoris;
  • necrosis - an irreversible process, which is the basis of myocardial infarction.

The main symptom of angina pectoris is the pain behind the sternum.

Symptoms Characteristics of pain
Cause Physical activity, usually walking or climbing stairs; food intake; smoking; exit to frost;intercourse
Duration End of attack after 1 - 2 minutes after the termination of the load, the average duration of 2 - 5 minutes
Location: The upper and middle part of the sternum, less often to the left of it, and also in the region of the stomach, left shoulder blade, left shoulder
Irradiation ("return") Left arm, left shoulder, lower jaw, teeth, scapula
Character Compressing, pressing, feeling of heaviness, less often "drilling"
Intensity of increase Occurs gradually, can have different severity - from moderate to very strong; The time of cessation of pain is always much less than its development
The effect of nitroglycerin Nitroglycerin helps for 1 to 3 minutes

Other symptoms accompanying reversible acute myocardial hypoxia:

  • fear of death;
  • pallor of the skin, cold extremities;
  • heart rhythm disturbances;
  • it is possible to increase blood pressure.

With more prolonged and / or severe acute hypoxia, which is manifested by unstable angina, the clinical manifestations intensify:

  • Attacks of pain become more frequent, longer and more pronounced, appear with less stress or even at rest;
  • there are sudden nocturnal episodes of arrhythmia, suffocation, severe weakness;
  • the required amount of nitroglycerin tablets increases, its effectiveness decreases.

With sudden pronounced hypoxia, myocardial infarction develops. Its main symptoms are:

  • very strong, wave-like pain behind the sternum, dilating, burning character;
  • duration of an attack more than half an hour;
  • absence of the effect of nitroglycerin;
  • feeling of fear;
  • instability of blood pressure, disturbances of the heart rhythm, dyspnea, choking;
  • severe pallor of the skin, cold sweat.

This condition requires immediate medical attention.

Hypoxia in pregnant and newborns

In pregnant women, myocardial hypoxia occurs with a decrease in the level of oxygen in their blood. The main reasons for this condition are:

  • embolism by amniotic fluid when they get into the mother's vessels;
  • bronchial asthma;
  • anemia;
  • hyperventilation syndrome (dyspnea) with concomitant obesity;
  • pericardial cardiomyopathy, which occurs at the end of pregnancy and leads to heart failure;
  • pneumonia;
  • pneumothorax;
  • pulmonary embolism.

These conditions cause not only signs of oxygen deficiency in the mother, but also affect the fetus. Another cause of fetal hypoxia is fetoplacental insufficiency. With insufficient intake of oxygen in the blood of the child, his body compensates for the hypoxia of the tissues by the increase in cardiac contractions. This is the first sign of acute oxygen starvation of a child.

Posledstviya-gipoksii

Hypoxia of newborns develops with malformations of the lungs, the pathology of labor (placental abruption, entanglement or prolapse of the umbilical cord during labor). At the same time, the brain and heart of the child suffer.For the prevention of this condition are used:

  • purification of the respiratory tract of the newborn, stimulation of the first inspiration;
  • correct management of birth, prevention of umbilical cord prolapse;
  • control fetal heartbeat during labor, if necessary - emergency cesarean section;
  • correction of respiratory disorders in the newborn (oxygen supply through the catheter, administration of surfactant preparations and other methods of treatment).

With continued myocardial hypoxia, the heart of a newborn quickly loses its ability to adapt by increasing heart rate.Develops acute heart failure - a life-threatening condition.

Video: Hypoxia of the fetus

How hypoxia manifests itself on the ECG

Electrocardiographic manifestations of acute myocardial hypoxia depend on the changes that it caused. With reversible disturbances, temporary signs of ischemia appear. The development of myocardial infarction is accompanied by successive changes in the ECG, which allow to determine the prescription, localization and depth of necrosis of the heart muscle.

ECG at hypoxia

Manifestations of short-term acute hypoxia:

  • the horizontal displacement of the ST segment below the isoelectric line ("depression") by 1 mm or more;
  • the appearance of a deep negative ("coronary") T wave in one or more leads, usually pectorals;
  • transient disturbances of the heart rhythm (extrasystole, paroxysmal tachycardia) and blockade.

After the restoration of the blood flow, these changes disappear, the ECG returns to the initial parameters.

Stages of myocardial infarction on the ECG:

Name Duration Symptoms
Ischemic Up to 30 minutes The appearance of a high pointed spike T
Damage Up to 3 days Short-term shift of the ST segment below the isoline, followed by its ascent and merging with the T wave;a characteristic monophasic curve is recorded on the ECG
Sharp Up to 3 weeks Formation of deep dilated Q wave;possibly the disappearance of the Rwave, the formation of a negative T wave while maintaining the STsegment elevation above the isoline
Subacute About a month after the onset of an infarction Return of the ST segment to an isoline, a decrease in the depth of the negative tooth T
Scarring Usually throughout the whole subsequent life Deep widened Q tooth with disappearance of manifestations of ischemia ( ST and T changes)

gipoksiya-na-ekg

The heart is supplied with several large arteries, so myocardial hypoxia usually affects only part of it. Depending on the localization of the above changes, the cardiologist can determine the localization of the pathological process:

Affected artery Type of infarction Modified leads
Right coronary Lower II, III, aVF
Anterior interventricular Anteroposterior V1, V2
The distal (terminal) branch of the anterior interventricular artery Anterior-apical V3, V4
Envelope Anteroposterior I, aVL, V5, V6
Left coronary Front I, II, aVL, V1 - V6

How to treat acute myocardial hypoxia?

Talking about the treatment of hypoxia is not entirely correct, because it is not a disease. In clinical manifestations of myocardial hypoxia, therapy is prescribed for the disease that caused it, primarily angina pectoris or myocardial infarction.

The main method of treatment of acute short-term hypoxia of the myocardium is the intake of nitroglycerin. This drug expands coronary vessels, restoring normal blood flow to the affected area of the myocardium. With stable angina this allows you to quickly eliminate oxygen deficiency.

If acute myocardial hypoxia led to the development of a heart attack, surgical (percutaneous angioplasty) and medication (thrombolysis) methods of treatment are used. Their goal is to restore the blood supply to the affected area and prevent the spread of necrosis to the surrounding tissues of the heart.

The incidence and mortality from myocardial infarction is significantly reduced if patients or witnesses of an attack quickly recognize the disease and call an "An ambulance". It is very important to properly organize cardiac care in the regions, which allows performing cardiosurgical interventions in the first hours after the development of the disease. If these conditions are met in 2017, the death rates from heart attack after hospitalization in many areas of Russia are equal to the European data.

Traditional methods of treatment

Eliminate short-term hypoxia of the myocardium will help stop physical activity and warming the body. With severe damage to cells, it is impossible to restore their vital functions without medical assistance.

In chronic hypoxia, in order to normalize metabolic processes in the heart, in addition to drugs, you can use:

  • a mixture of grated garlic and honey;
  • infusion of motherwort, chamomile and hawthorn;
  • infusion of lemon balm, valerian, caraway, mistletoe;
  • oat broth.

Chronic hypoxia of the myocardium

This is a condition in which the heart muscle constantly receives an insufficient amount of oxygen. The body adapts to these conditions, a network of additional cardiac vessels - collaterals is formed, the metabolic rate in the cells varies.However, with prolonged hypoxia, the compensatory possibilities are gradually depleted, heart failure develops.

What can cause hypoxic changes in the heart?

The causes of chronic hypoxia are the same as acute. The main one is ischemic heart disease, which develops as a result of atherosclerotic lesion of the walls of the coronary arteries. Other causes of chronic cardiac hypoxia may include:

  • lung diseases (COPD, emphysema and others), accompanied by respiratory failure;
  • cardiovascular disorders, especially in diabetes mellitus;
  • pathology of the thyroid gland (hypo- and hyperthyroidism);
  • anemia;
  • systemic connective tissue diseases and vasculitis damaging the vascular wall.

With all these conditions, it is recommended to observe not only a specialist (endocrinologist, hematologist, rheumatologist), but also a cardiologist.

Diagnosis of myocardial hypoxia

In addition to clinical manifestations, myocardial hypoxia is accompanied by changes in the work of the heart, which are recorded with the help of additional research methods:

  • ECG;
  • exercise ECG-test (veloergometry, treadmill test), revealing ischemic changes in physical activity;
  • daily monitoring of the ECG, which helps in the diagnosis of vasospastic angina and the detection of rhythm disturbances;
  • Coronary angiography revealing signs of arteriosclerosis;
  • Echocardiography, showing violations of local contractility, areas of "sleeping" and "stunned" myocardium, signs of heart failure;
  • computer angiography of the coronary arteries.

To determine the cause of hypoxia, general and biochemical blood tests, determination of the lipid spectrum, markers of myocardial damage (troponins), hormonal status are used.

Prevention of myocardial hypoxia

To reduce the risk of myocardial hypoxia, it is necessary to eliminate its causes:

  • in time to treat diseases of the lungs, blood, endocrine organs;
  • avoid intensive physical exertion without prior preparation;
  • reduce stress;
  • more to be in the open air;
  • to struggle with excess weight, smoking;
  • observe an antiatherosclerotic diet with reduced carbohydrates or animal fats.

Conclusion

Hypoxia of the myocardium accompanies many diseases, but its main cause is ischemic heart disease. Acute hypoxia is often accompanied by angina attacks or the development of myocardial infarction, chronic heart failure is typical. The cardiologist conducts diagnostics and correction of consequences of this pathological process. Diet, medication, cardiosurgical interventions are used.

4.60 avg. rating (91% score) - 5 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Гипоксия миокарда: симптомы, причины и лечение

Автор Ольга Кияница

2018-05-18

Гипоксия – патологический процесс, развивающийся в тканях при несоответствии их потребности в кислороде его количеству в клетках. Это приводит к нарушению образования энергии, необходимой для работы органов. Гипоксия миокарда возникает при кислородной недостаточности сердечной мышцы.

Острая гипоксия миокарда

Такое состояние возникает при внезапном снижении поступления кислорода к сердечной мышце. Клетки не успевают приспособиться к изменившимся условиям. В них продолжается обмен веществ, но он становится незавершенным, накапливаются недоокисленные метаболиты. При сохранении гипоксии ткани сердечной мышцы погибают.

Клинически такое состояние проявляется приступами боли в груди, увеличением их продолжительности и интенсивности. В дальнейшем развивается инфаркт миокарда – некроз сердечной мышцы с потерей ее сократительной функции.

stroenie-chelovecheskogo-serdca

Возможные причины

Гипоксия миокарда может быть вызвана такими причинами:

  • низкое содержание кислорода в атмосферном воздухе;
  • заболевания легких с нарушением в них газообмена;
  • снижение количества крови, протекающей через участок миокарда, вследствие патологии коронарных артерий;
  • ухудшение способности крови переносить кислород, например, при отравлении угарным газом;
  • нарушение утилизации кислорода самими клетками, например, при отравлении цианидами, тяжелыми металлами.

Под влиянием этих процессов снижается количество кислорода во всех тканях организма. Он отвечает на это приспособительной реакцией, в результате которой кровоток перераспределяется для снабжения жизненно важных органов – мозга и сердца. Поэтому острая гипоксия миокарда может возникнуть только при значительных, угрожающих жизни воздействиях.

Исключением является острая гипоксия, вызванная локальным нарушением кровоснабжения при патологии артерий сердца. Основная причина этого – атеросклероз коронарных сосудов, осложнившийся формированием тромба в месте сужения артерии бляшкой. Клинически это состояние сопровождается развитием нестабильной стенокардии или инфаркта миокарда.

 

Видео: Гипоксия - кислородное голодание

Кроме того, причиной острой гипоксии миокарда может быть внезапный спазм артерий сердца под действием избытка сосудосуживающих веществ (например, выброса адреналина при эмоциональной или физической нагрузке) или при нарушении функции внутренней поверхности сосудов (эндотелиальная дисфункция), что приводит к развитию вариантной (вазоспастической) стенокардии.

Эффекты гипоксических процессов в сердечной мышце

Для нормальной работы сердца, обеспечивающего кровообращение во всем организме, необходимо постоянное поступление в миокард кислорода. При острой гипоксии оно нарушается, и при сохранении дисбаланса между потребностями сердца и его снабжением возникает каскад клеточных, биохимических и воспалительных реакций, в итоге вызывающих гибель клеток сердечной мышцы.

Некроз миокарда и ремоделирование желудочков

Степень повреждения клеток зависит не только от тяжести нарушения кровоснабжения, но и от ее продолжительности, а также от потребностей миокарда в этот момент. Значительная потеря способности клеток миокарда к сокращению может возникнуть уже через минуту после прекращения кровотока. Сохраняющаяся гипоксия приводит к необратимому повреждению сердечной мышцы через 20 – 40 минут, реже этот период увеличивается до нескольких часов. Время развития некроза зависит от ряда условий, включая исходный уровень активности организма и наличие коллатерального (обходного, дополнительного) коронарного кровотока.

Гибнущие в результате острой гипоксии клетки разрушаются, а на их месте образуется соединительная (рубцовая) ткань. При этом анатомическое строение камер сердца может значительно измениться. Левый желудочек, выполняющий основную насосную функцию, расширяется и приобретает сферическую форму, его сократимость снижается. Этот процесс называется ремоделированием желудочков, и его можно замедлить с помощью правильного лечения.

Реперфузионное повреждение

Восстановление кровотока после эпизода острой гипоксии миокарда может вызвать дальнейшее ишемическое повреждение клеток, которое называют реперфузионным. Этот процесс включает взаимодействие между свободными кислородными радикалами, сохранившимися в тканях после эпизода гипоксии, и ионами кальция, выходящими из поврежденных миокардиоцитов. В результате травмируются микрососуды, питающие миокард, усиливается повреждение клеток, возникают опасные для жизни нарушения сердечного ритма. Меры профилактики реперфузионного повреждения неизвестны.

«Оглушенный» и «спящий» миокард

После острой гипоксии миокарда возникает его временное нарушение функции. Оно развивается, если коронарный кровоток был нарушен на короткое время (от 5 до 15 минут), и сохраняется в течение нескольких часов или дней после устранения кислородной недостаточности. Такое состояние называют оглушенным миокардом.

Более продолжительная острая гипоксия вызывает частичное или полное нарушение сократимости сердца – «спящий» миокард. Такой процесс можно устранить после полного восстановления кровотока в коронарных артериях.

Эти нарушения возникают из-за распада во время кислородного голодания важных энергетических метаболитов, например, аденозина. Он необходим для обеспечения сократимости мышечных волокон сердца.

Клинические проявления

Симптомы гипоксии миокарда зависят от ее выраженности и длительности. Это определяет степень повреждения клеток, возможность их разрушения и обратимость нарушений. Острая гипоксия может проявляться такими изменениями:

  • ишемия – временное, обратимое состояние, которое клинически выражается приступом стенокардии;
  • некроз – необратимый процесс, являющийся основой инфаркта миокарда.

Основной симптом стенокардии – боль за грудиной.

Признаки Характеристика боли
Причина Физическая нагрузка, обычно ходьба или подъем по лестнице; прием пищи; курение; выход на мороз; половой акт
Длительность Окончание приступа через 1 – 2 минуты после прекращения нагрузки, средняя длительность 2 – 5 минут
Расположение Верхняя и средняя часть грудины, реже слева от нее, а также в области желудка, левой лопатки, левого плеча
Иррадиация («отдача») Левая рука, левое плечо, нижняя челюсть, зубы, лопатка
Характер Сжимающая, давящая, чувство тяжести, реже «сверлящая»
Интенсивность нарастания Возникает постепенно, может иметь разную выраженность – от умеренной до очень сильной; время прекращения боли всегда значительно меньше, чем ее развития
Эффект нитроглицерина Нитроглицерин помогает в течение 1 – 3 минут

 

Другие симптомы, сопровождающие обратимую острую гипоксию миокарда:

  • страх смерти;
  • бледность кожи, холодные конечности;
  • нарушения сердечного ритма;
  • возможно повышение АД.

При более продолжительной и/или выраженной острой гипоксии, которая проявляется нестабильной стенокардией, клинические проявления усиливаются:

  • приступы боли становятся чаще, длительнее и выраженнее, появляются при меньшей нагрузке или даже в покое;
  • возникают внезапные ночные эпизоды аритмии, удушья, резкой слабости;
  • увеличивается необходимое количество таблеток нитроглицерина, уменьшается его эффективность.

При внезапной выраженной гипоксии развивается инфаркт миокарда. Его основные симптомы:

  • очень сильная, волнообразно нарастающая боль за грудиной, распирающего, жгущего характера;
  • длительность приступа более получаса;
  • отсутствие эффекта нитроглицерина;
  • чувство страха;
  • нестабильность АД, нарушения сердечного ритма, одышка, удушье;
  • выраженная бледность кожи, холодный пот.

Такое состояние требует немедленной медицинской помощи.

Гипоксия у беременных и новорожденных

У беременных гипоксия миокарда возникает при снижении уровня кислорода в их крови. Основные причины такого состояния:

  • эмболия околоплодными водами при попадании их в сосуды матери;
  • бронхиальная астма;
  • анемия;
  • синдром гипервентиляции (одышка) при сопутствующем ожирении;
  • периродовая кардиомиопатия, возникающая в конце беременности и ведущая к сердечной недостаточности;
  • пневмония;
  • пневмоторакс;
  • тромбоэмболия легочной артерии.

Эти состояния вызывают не только признаки кислородной недостаточности у матери, но и влияют на плод. Еще одна причина гипоксии плода – фетоплацентарная недостаточность. При недостаточном поступлении кислорода в кровь ребенка его организм компенсирует гипоксию тканей учащением сердечных сокращений. Это первый признак острого кислородного голодания будущего ребенка.

Posledstviya-gipoksii

Гипоксия новорожденных развивается при пороках развития легких, патологии родов (отслойка плаценты, обвитие или выпадение пуповины во время родов). При этом страдает мозг и сердце ребенка. Для профилактики такого состояния используются:

  • очищение дыхательных путей новорожденного, стимуляция первого вдоха;
  • правильное ведение родов, профилактика выпадения пуповины;
  • контроль за сердцебиением плода во время родов, при необходимости – экстренное кесарево сечение;
  • коррекция дыхательных нарушений у новорожденного (подача кислорода через катетер, введение препаратов сурфактанта и другие методы лечения).

При сохраняющейся гипоксии миокарда сердце новорожденного быстро утрачивает способность к адаптации путем учащения сердцебиения. Развивается острая сердечная недостаточность – угрожающее жизни состояние.

Видео: Гипоксия плода

Как гипоксия проявляется на ЭКГ

Электрокардиографические проявления острой гипоксии миокарда зависят от изменений, которые она вызвала. При обратимых нарушениях появляются временные признаки ишемии. Развитие инфаркта миокарда сопровождается последовательными изменениями ЭКГ, которые позволяют определить давность, локализацию и глубину некроза сердечной мышцы.

ЭКГ-при-гипоксии

Проявления кратковременной острой гипоксии:

  • горизонтальное смещение сегмента ST ниже изоэлектрической линии («депрессия») на 1 мм и более;
  • появление глубокого отрицательного («коронарного») зубца Т в одном или нескольких отведениях, обычно грудных;
  • преходящие нарушения сердечного ритма (экстрасистолия, пароксизмальная тахикардия) и блокады.

После восстановления кровотока эти изменения исчезают, ЭКГ возвращается к исходным показателям.

Стадии инфаркта миокарда на ЭКГ:

Название Длительность Признаки
Ишемическая До 30 минут Появление высокого остроконечного зубца Т
Повреждение До 3 суток Кратковременное смещение сегмента ST ниже изолинии с последующим его подъемом и слиянием с зубцом Т; на ЭКГ регистрируется характерная монофазная кривая
Острая До 3 недель Формирование глубокого расширенного зубца Q; возможно исчезновение зубца R, формирование отрицательного зубца Т при сохранении подъема сегмента ST над изолинией
Подострая Около месяца с начала инфаркта Возвращение сегмента ST на изолинию, уменьшение глубины отрицательного зубца Т
Рубцовая Обычно в течение всей последующей жизни Глубокий расширенный зубец Q при исчезновении проявлений ишемии (изменений ST и T)

gipoksiya-na-ekg

Сердце кровоснабжается несколькими крупными артериями, поэтому гипоксия миокарда обычно поражает только его часть. В зависимости от локализации перечисленных выше изменений кардиолог может определить локализацию патологического процесса:

Пораженная артерия Вид инфаркта Измененные отведения
Правая коронарная Нижний II, III, aVF
Передняя межжелудочковая Передне-перегородочный V1, V2
Дистальная (конечная) ветвь передней межжелудочковой артерии Передне-верхушечный V3, V4
Огибающая Передне-боковой I, aVL, V5, V6
Левая коронарная Передний I, II, aVL, V1 – V6

 

Как лечить острую гипоксию миокарда?

Говорить о лечении гипоксии не совсем правильно, поскольку она не является заболеванием. При клинических проявлениях гипоксии миокарда назначают терапию вызвавшего ее заболевания, прежде всего стенокардии или инфаркта миокарда.

Основной метод лечения острой кратковременной гипоксии миокарда – прием нитроглицерина. Этот препарат расширяет коронарные сосуды, восстанавливая нормальный приток крови к пораженному участку миокарда. При стабильной стенокардии это позволяет быстро устранить кислородную недостаточность.

Если острая гипоксия миокарда привела к развитию инфаркта, применяются хирургические (чрескожная ангиопластика) и медикаментозные (тромболизис) методы лечения. Их цель – восстановить кровоснабжение пораженного участка и предупредить распространение некроза на окружающие ткани сердца.

Заболеваемость и смертность от инфаркта миокарда значительно снижаются, если пациенты или свидетели приступа быстро распознают заболевание и вызывают «Скорую медицинскую помощь». Очень важна правильная организация кардиологической помощи в регионах, позволяющая выполнить кардиохирургические вмешательства в первые часы после развития болезни. При соблюдении этих условий в 2017 году показатели смертности от инфаркта после госпитализации во многих областях России сравнялись с европейскими данными.

Народные методы лечения

Устранить кратковременную гипоксию миокарда помогут прекращение физической нагрузки и согревание тела. При выраженном повреждении клеток восстановить их жизнедеятельность без медицинской помощи невозможно.

При хронической гипоксии для нормализации обменных процессов в сердце дополнительно к лекарственным препаратам можно использовать:

  • смесь натертого чеснока и меда;
  • настой пустырника, ромашки и боярышника;
  • настой мелиссы, валерианы, тмина, омелы;
  • овсяный отвар.

Хроническая гипоксия миокарда

Это состояние, при котором сердечная мышца постоянно получает недостаточное количество кислорода. Организм адаптируется к этим условиям, формируется сеть дополнительных сердечных сосудов – коллатералей, меняется скорость обмена веществ в клетках. Однако при длительной гипоксии компенсаторные возможности постепенно истощаются, развивается сердечная недостаточность.

Что может вызвать гипоксические изменения в сердце?

Причины хронической гипоксии те же, что и острой. Главная из них – ишемическая болезнь сердца, которая развивается в результате атеросклеротического поражения стенок коронарных артерий. Другими причинами хронической гипоксии сердца могут быть:

  • заболевания легких (ХОБЛ, эмфизема и другие), сопровождающиеся дыхательной недостаточностью;
  • сосудистые расстройства, прежде всего при сахарном диабете;
  • патология щитовидной железы (гипо- и гипертиреоз);
  • анемии;
  • системные заболевания соединительной ткани и васкулиты, повреждающие сосудистую стенку.

При всех перечисленных состояниях рекомендуется наблюдение не только профильного специалиста (эндокринолога, гематолога, ревматолога), но и консультация кардиолога.

Диагностика гипоксии миокарда

Кроме клинических проявлений, гипоксия миокарда сопровождается изменениями в работе сердца, которые регистрируются с помощью дополнительных методов исследования:

  • ЭКГ;
  • нагрузочная ЭКГ-проба (велоэргометрия, тредмил-тест), выявляющая ишемические изменения при физической активности;
  • суточное мониторирование ЭКГ, помогающее в диагностике вазоспастической стенокардии и выявлении нарушений ритма;
  • коронароангиография, выявляющая признаки атеросклероза артерий;
  • ЭхоКГ, показывающая нарушения локальной сократимости, участки «спящего» и «оглушенного» миокарда, признаки сердечной недостаточности;
  • компьютерная ангиография коронарных артерий.

Для определения причины гипоксии используются общие и биохимические анализы крови, определение липидного спектра, маркеров повреждения миокарда (тропонины), гормональный статус.

Профилактика гипоксии миокарда

Чтобы снизить риск гипоксии миокарда, необходимо устранить ее причины:

  • вовремя лечить заболевания легких, крови, эндокринных органов;
  • избегать интенсивных физических нагрузок без предварительной подготовки;
  • снизить уровень стресса;
  • больше бывать на свежем воздухе;
  • бороться с лишним весом, курением;
  • соблюдать антиатеросклеротическую диету со сниженным содержанием углеводов или животных жиров.

Заключение

Гипоксия миокарда сопровождает многие заболевания, однако ее основной причиной является ишемическая болезнь сердца. Острая гипоксия нередко сопровождается приступами стенокардии или развитием инфаркта миокарда, для хронической характерно формирование сердечной недостаточности. Диагностику и коррекцию последствий этого патологического процесса проводит кардиолог. Используется диета, медикаментозное лечение, кардиохирургические вмешательства.


4.14 avg. rating (83% score) - 7 votes - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.