Heterotropic arrhythmias

Violation of cardiac automatism is expressed in various forms. A separate group is heterotopic arrhythmias. It is dangerous if this condition, if suddenly arises, can tell cardiologists. Also useful information is provided in the provided information material.

Arrhythmias are a cardiac pathology, which is accompanied by a change in the frequency of heart rate. A heart rate sequence may also be violated. In any case, at arrhythmias, a disorder of the electrophysiological functions of the myocardium is observed

Conduction disturbances and heart rhythm lead in 10-15% of cases to cardiac diseases causing cardiac arrest

The appearance of arrhythmias is associated with various causes, organic and functional. Violation of the rhythm may be observed in infancy, which indicates an inborn anomaly, as well as in adults. Particularly arrhythmias are affected by elderly people, who most often identify cardiac pathologies that contribute to arrhythmias: IHD, cardiosclerosis, myocarditis, heart failure.

Video work of the heart

Description of heterotopic arrhythmias

Heterotropic arrhythmias belong to a group of disorders of automatism. This property of the myocardium is the ability to be excited by the action of potentials spontaneously arising therefrom. Automatically related electrical processes are carried out in atypical cardiomyocytes. A group of such cells forms a rhythm driver - a sinus node.

At heterotropic arrhythmias, the center of automatism moves to the lower parts of the sinus node, with the formation of ectopic rhythms and a violation of the normal flow of rhythmogenesis.

At the heart of formation of heterotropic arrhythmias there are various mechanisms. Some of them are related to the location of the rhythm driver - pacemaker - in the ventricles. Others - with pathological circulation of the excitation wave along the ventricles. There may also be a complete cessation of the transfer of pulses from the atrium to the ventricles, then speak of AB-dissociation.

Geterot_aritm1

Symptoms of heterotropic arrhythmias

It manifests itself as all arrhythmias - a heartbeat and a feeling of wrong heart work. Also, patients feel discomfort in the chest, heart pains are possible.

In the presence of an organic pathology of the heart, symptoms such as dizziness, weakness, shortness of breath, an asthma attack are added. Signs that are insignificant at first glance can further provoke more serious cardiac abnormalities or attacks by Morgany-Adams-Stokes.

What are heterotopic arrhythmias? In coronary artery disease, the heart may cause angina pectoris. If the patient has heart failure, then shortness of breath is exacerbated by arrhythmias.

Arrhythmia, arising from functional disorders, is not accompanied by a pronounced clinic. In general, the patient may have no symptoms of the disease. In spite of this, one should not neglect a visit to a cardiologist or arrhythmologist.

Types of heterotopic arrhythmias

There are several typical arrhythmias that refer to heterotropic rhythm disturbances. The most common is the atrioventricular rhythm. Also, the migration of the ventricular driver of the rhythm and the ventricular rhythm, which is also known as idiowentricular, is distinguished.

Atrioventricular rhythm

It is also designated as nodal, since it is within the limits of an atrioventricular node of impulse transmission. Similar arrhythmias are formed with insufficient work of the main pacemaker, which begins to generate weak signals or even ceases to send them. Since in the nodal driver the rhythm impulses even in the normal state are transmitted more slowly, then with their generation, also a smaller heart rate is noted - 40-60 per minute.

Geterot_aritm2

Finding a pulse generator in an atrioventricular node is directly related to heart rate, so the lower it is located, the less the frequency of heart contractions.

"Atrial closure" is dangerous because it can cause acute heart failure. Also, severe circulatory disorder at the nodal rhythm of cerebral ischemia is manifested by dizziness, fainting and, in difficult cases, loss of consciousness.

Migration of the ventricular driver of rhythm

The formation of this type of rhythm disturbance is associated with the onset of sinus-atrial node automatism due to the periodic effects of the vagus nerve. The movement, "migration", of the rhythm driver from the sinus node to the underlying department, that is, the atrioventricular node, is observed. and in the opposite direction.

Geterot_aritm3

The location of the new pulse generator directly affects the heart rate. Also, the circulatory system may suffer if the pumping capacity of the heart is significantly impaired.

Migration of the rhythm driver occurs both among adults and children.

Idioventricular (actually ventricular) rhythm

There is a rare and accelerated idiowentricular rhythm.

  • The first one is a very severe condition characterized by heart rate 40-10 times per minute. This arrhythmia arises due to reduced activity of superior pulse generators - sinus and atrioventricular nodes. Then a third-person patismaker begins to operate - the bunch of Guillaume. Its power of automatism is much lower compared to the two "older" drivers of the rhythm, so the heart rate is reduced to a catastrophic minimum. Such a work of the heart can not provide normal circulation, therefore, organs and tissues, especially the myocardium and the brain, begin to suffer.
  • The second, iijoventricular accelerated rhythm, is formed in the case of a pathological circulation of the pulse in the myocardium. With this pathology, the heart rate is up to 120 times per minute. It is mainly developed during myocardial infarction and is restored without medical intervention in the case of asymptomatic leakage.

Geterot_aritm4

Causes of heterotropic arrhythmias

The appearance of arrhythmias is associated with cardial and external causes. Cardiac factors include all diseases that impair the functioning of the cardiovascular system. External causes are very diverse and the heart may have a negative influence, such as smoking, alcoholism, and frequent psycho-emotional disorders.

Depending on the type of heterotopic arrhythmia, the following factors can be distinguished:

  • The atrioventricular rhythm develops against the background of cardiosclerosis, ischemic heart disease, and increased exposure to the autonomic nervous system. Contributing to electrolyte disturbances (elevated levels of potassium and magnesium in the blood) and overdose of cardiac glycosides. Arrhythmia can exacerbate the course of heart failure if it goes into a stage of decompensation and there is a strong stretching of the myocardium.
  • Migration of the rhythm driver often occurs due to electrolyte disturbances, which in turn are associated with thyroid dysfunction, overdose of diuretics, diabetes mellitus, postoperative period. With the disorder of the autonomic nervous system, this pathology can also be formed.
  • Idioventricular rhythm is often associated with infectious and postinfarction states, therefore, with their development, especially during the rehabilitation period, patients are carefully monitored. In some cases, the appearance of an idiopotential rhythm indicates a terminal stage preceding the death of the patient.

Diagnosis of heterotropic arrhythmias

The final diagnosis of the presence of heterotopic arrhythmia is based on an electrocardiographic study.

ECG signs of nodal rhythm:

  • the ventricular complex and the tooth P may coincide, or the latter appears on the cardiogram after the QRS complex;
  • the root P is defined as negative;
  • The AB-rhythm is set up by heart rate, which is 40 to 60 times per minute.

ECG signs of rhythm driver migration:

  • the sinatricular block is defined as intermittent;
  • the rhythm is most often the right sinus, since the tooth P is positive;
  • Periodically there are stops of the sinus node in which the rhythm is subtracted by abbreviations from the atrioventricular node, expressed by the negative tent P before the QRS complex.

ECG signs of iridoventricular rhythm:

  • QRS complex expands;
  • the tooth P is not related to the QRS complex or is absent at all;
  • heart rate 50 and less per minute;
  • at one pathological focal point the rhythm is kept correct, and at a few it becomes incorrect.

Treatment and prognosis for heterotropic arrhythmias

For all violations of rhythms, antiarrhythmic drugs are used, which are represented mainly in two groups:

  • Direct antiarrhythmic agents affecting the multi-directional channels through which potassium ions, magnesium and the like electrolytes enter. The most famous representatives of this group of arrhythmics are amiodarone, valapenin, rhythmnorm. When administered improperly, the risk of side effects increases.
  • Drugs that improve pulses are able to reduce heart rate, so if you have a low heart rate, you should not use it.

In addition to the general treatment of arrhythmias, there are still additional therapies for each type of heterotropic rhythm disorders separately.

  • Atrioventricular rhythm is often corrected by sympathetic and vagotropic agents. In most cases, there is a short-term effect of such treatment, therefore, the prognosis with an AV-rhythm is unfavorable.
  • Idioventricular rhythm is mainly associated with heart attacks, so their therapy helps restore normal heart function.
  • Migration of the rhythm driver can be controlled by arrhythmic drugs, but for the long-term results, the main disease should be treated.

In all cases, with heterotropic arrhythmias, the working capacity of the patient depends on disorders that have arisen in the cardiovascular system.

Prevention of heterotopic arrhythmias

Specific prevention of pathology is absent, therefore, measures of caution for its development are mainly aimed at the treatment of the underlying disease. In general, for all types of arrhythmias it is recommended:

  • It is good to eat and rest as needed, not allowing physical or emotional overvoltage.
  • To refuse harmful habits, even preventing the possibility of being a passive smoker.
  • To undergo sanatorium and spa treatment in specialized institutions.
4.75 avg. rating (93% score) - 4 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Гетеротопные аритмии

Автор Ольга Кияница

2017-11-10

Нарушение автоматизма сердца выражается в различных формах. Отдельной группой стоят гетеротопные аритмии. Опасно ли это состояние, если вдруг возникнет, могут подсказать кардиологи. Также полезная информация приведена в представленном информационном материале.

Аритмии представляют собой сердечную патологию, которая сопровождается изменением частоты сердечных сокращений. Также может нарушаться последовательность ЧСС. В любом случае при аритмиях наблюдается расстройство электрофизиологических функций миокарда

Нарушения проводимости и ритма сердца приводят в 10-15% случаев к сердечным заболеваниям, вызывающим остановку сердца

Появление аритмий связано с различными причинами, органическими и функциональными. Нарушение ритма может наблюдаться как в младенчестве, что указывает на врожденную аномалию, так и у взрослых. Особенно аритмиям подвержены пожилые люди, у которых чаще всего определяются способствующие аритмиям сердечные патологии: ИБС, кардиосклероз, миокардиты, сердечная недостаточность.

Видео: Работа сердца

Описание гетеротопных аритмий

Гетеротопные аритмии относятся к группе нарушений автоматизма. Это свойство миокарда представляет собой способность возбуждаться под воздействием потенциалов, спонтанно в нем возникающих. Связанные с автоматизмом электрические процессы осуществляются в атипических кардиомиоцитах. Группа таких клеток образует водитель ритма - синусовый узел.

При гетеротопных аритмиях центр автоматизма перемещается в нижележащие от синусового узла отделы с образованием эктопических ритмов и нарушением нормального течения ритмогенеза.

В основе образования гетеротопных аритмий лежат различные механизмы. Одни из них связаны с расположением водителя ритма пейсмекера в желудочках. Другие - с патологической циркуляцией волны возбуждения по желудочкам. Также может наблюдаться полное прекращение передачи импульсов от предсердий желудочкам, тогда говорят об АВ-диссоциации.

Geterot_aritm1

Симптомы гетеротопных аритмий

Проявляются как все аритмии - сердцебиением и чувством неправильной работы сердца. Также больные ощущают дискомфорт в грудной клетке, возможны сердечные боли.

При наличии органической патологии сердца добавляются такие симптомы, как головокружение, слабость, одышка, приступ удушья. Незначительные на первый взгляд признаки могут в дальнейшем спровоцировать более серьезные нарушения сердечной деятельности или приступы Морганьи-Адамса-Стокса.

Чем опасны гетеротопные аритмии? При ишемической болезни сердца могут вызвать стенокардию напряжения. Если у больного имеется сердечная недостаточность, тогда на фоне аритмии усугубляется одышка.

Аритмия, возникающая при функциональных нарушениях, не сопровождается выраженной клиникой. У больного вообще могут отсутствовать какие-либо симптомы болезни. Несмотря на это не стоит пренебрегать визитом к кардиологу или аритмологу.

Виды гетеротопных аритмий

Существует несколько типичных аритмий, которые относятся к гетеротопным нарушениям ритма. Наиболее распространенный - атриовентрикулярный ритм.Также различают миграцию наджелудочкового водителя ритма и желудочковый ритм, который известен еще как идиовентрикулярный.

Атриовентрикулярный ритм

Обозначается еще как узловой, поскольку находится в пределах атриовентрикулярного узла передачи импульсов. Подобные аритмии образуются при недостаточной работе главного пейсмекера, который начинает генерировать слабые сигналы либо вообще перестает их посылать. Поскольку в узловом водителе ритма импульсы даже в нормальном состоянии передаются медленнее, то при их генерации также отмечается меньшая частота сердечных сокращений - 40-60 в минуту.

Geterot_aritm2

Нахождение генератора импульсов в атриовентрикулярном узле напрямую связано с ЧСС, поэтому чем ниже он располагается, тем меньшая частота сердечных сокращений.

“Закупорка” предсердий опасна тем, что может вызвать острую сердечную недостаточность. Также сильно выраженное расстройство кровообращения при узловом ритме ишемии головного мозга проявляется головокружением, обмороком и, в сложных случаях, потерей сознания.

Миграция наджелудочкового водителя ритма

Образование подобного вида нарушения ритма сопряжено с возникновением автоматизма синусно-предсердного узла вследствие периодического воздействия блуждающего нерва. Наблюдается перемещение, “миграция”, водителя ритма из синусового узла в нижележащий отдел, то есть в атриовентрикулярный узел и в обратном направлении.

Geterot_aritm3

Местонахождение нового генератора импульсов напрямую влияет на сердечный ритм. Также может страдать система кровообращения, если существенно нарушена насосная способность сердца.

Миграция водителя ритма встречается как среди взрослых, так и детей.

Идиовентрикулярный (собственно желудочковый) ритм

Различают редкий и ускоренный идиовентрикулярный ритм.

  • Первый представляет собой очень тяжелое состояние, характеризующееся частотой сердечных сокращений 40-10 раз в минуту. Подобная аритмия возникает из-за сниженной активности вышестоящих генераторов импульсов - синусового и атриовентрикулярного узлов. Тогда начинает действовать пейсмекер третьего порядка - пучок Гиса. Его сила автоматизма по сравнению с двумя “старшими” водителями ритма, намного меньше, поэтому ЧСС снижается до катастрофического минимума. Подобная работа сердца не может обеспечить нормальное кровообращение, поэтому начинают страдать органы и ткани, в первую очередь миокард и головной мозг.
  • Второй, идиовентрикулярный ускоренный ритм, образуется в случае наличия в миокарде патологической циркуляции импульса. При этой патологии частота сердечных сокращений составляет до 120 раз минуту. В основном развивается при инфаркте миокарда и при бессимптомном протекании восстанавливается без медицинского вмешательства.

Geterot_aritm4

Причины гетеротопных аритмий

Возникновение аритмий связано с кардиальными и внешними причинами. К сердечным факторам относятся все заболевания, нарушающие работу сердечно-сосудистой системы. Внешние причины очень разнообразны и на сердце может оказать негативное влияние как курение, алкоголизм, так и частые психоэмоциональные расстройства.

В зависимости от вида гетеротопной аритмии можно выделить следующие предрасполагающие факторы:

  • Атриовентрикулярный ритм развивается на фоне кардиосклероза, ишемической болезни сердца, повышенного воздействия вегетативной нервной системы. Способствуют заболеванию электролитные нарушения (повышенное количество в крови калия и магния) и передозировки сердечных гликозидов. Аритмия может усугубить течение сердечной недостаточности, если она перешла в стадию декомпенсации и произошло сильное растяжение миокарда.
  • Миграция водителя ритма зачастую возникает по причине электролитных нарушений, которые в свою очередь связаны с дисфункцией щитовидной железы, передозировкой мочегонных препаратов, сахарным диабетом, послеоперационным периодом. При расстройстве вегетативной нервной системы также может образовываться данная патология.
  • Идиовентрикулярный ритм часто связан с инфактными и постинфарктными состояниями, поэтому при их развитии, особенно в период реабилитации, за больными проводится тщательный контроль. В некоторых случаях появление идиовентрикулярного ритма указывает на терминальную стадию, предшествующую смерти больного.

Диагностика гетеротопных аритмий

Заключительный диагноз о наличии гетеротопной аритмии ставится на основании электрокардиографического исследования.

ЭКГ-признаки узлового ритма:

  • желудочковый комплекс и зубец Р могут совпадать либо последний появляется на кардиограмме после комплекса QRS;
  • зубец Р определяется как отрицательный;
  • АВ-ритм устанавливается по ЧСС, которое составляет от 40 до 60 раз в минуту.

ЭКГ-признаки миграции водителя ритма:

  • синоатриальная блокада определяется как перемежающаяся;
  • ритм чаще всего правильный, синусовый, поскольку зубец Р - положительный;
  • периодически возникают остановки синусового узла, при которых происходит замещение ритма сокращениями из атриовентрикулярного узла, выражающиеся отрицательным зубцом Р перед комплексом QRS.

ЭКГ-признаки идиовентрикулярного ритма:

  • комплекс QRS расширяется;
  • зубец Р не связан с комплексом QRS или вообще отсутствует;
  • частота сердечных сокращений 50 и менее раз в минуту;
  • при одном патологическом очаге ритм сохраняется правильный, а при нескольких становится неправильным.

Лечение и прогноз при гетеротопных аритмиях

При всех нарушениях ритмах используют антиаритмические препараты, которые представлены в основном двумя группами:

  • Прямые антиаритмические средства, оказывающие влияние на разнонаправленные каналы, через которые поступают ионы калия, магния и пр. электролитов. Самые известные представители этой группы аритмиков - амиодарон, аллапенин, ритмонорм. При неправильном назначении повышается риск побочных эффектов.
  • Лекарства, улучшающие проведение импульсов, способны уменьшать ЧСС, поэтому при пониженной частоте сердцебиения использовать не следует.

Кроме общей тактики лечения аритмий существуют еще дополнительные методы терапии каждой разновидности гетеротопных нарушений ритма в отдельности.

  • Атриовентрикулярный ритм зачастую корректируется симпатико- и ваготропными средствами. В большинстве случаев наблюдается кратковременный эффект от подобного лечения, поэтому прогноз при АВ-ритме неблагоприятный.
  • Идиовентрикулярный ритм в основном связан с инфарктами, поэтому их терапия помогает восстановить нормальную деятельность сердца.
  • Миграция водителя ритма может купироваться аритмическими препаратами, но для достижения долгосрочных результатов следует проводить лечение основного заболевания.

Во всех случаях с гетеротропными аритмиями трудоспособность больного зависит от нарушений, возникших в сердечно-сосудистой системе.

Профилактика гетеротопных аритмий

Специфическая профилактика патологии отсутствует, поэтому меры предостережения ее развития в основном направлены на лечение основного заболевания. В общем при всех видах аритмий рекомендуется:

  • Полноценно питаться и отдыхать по мере необходимости, не допуская физического или эмоционального перенапряжения.
  • Отказаться от вредных привычек, не допуская даже возможности быть пассивным курильщиком.
  • Проходить санаторно-курортное лечение в профильных учреждениях.

4.75 avg. rating (93% score) - 4 votes - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.