Pericardial effusion

Author Ольга Кияница

2019-03-03

Pericardial inflammation can develop in various forms and exudative pericarditis is one of the unfavorable ones. In this embodiment, the heart is compressed by the pericardial effusion, which negatively affects the general hemodynamics of the body. With timely treatment, the prognosis can be good.

Pericardial effusion (exudate) is an abnormal accumulation of fluid in the pericardial sac. Such a violation leads to the fact that intrapericardial pressure becomes higher or equal to the pressure of the right ventricle, which causes diastolic collapse of the ventricle and right atrium, as well as a decrease in cardiac output with subsequent failure. The amount of pericardial fluid is not a reliable indication of tamponade.

Intrapericardial pressure is determined by pericardial elasticity, the rate of fluid accumulation and the amount of accumulated fluid.

The elasticity of the pericardial sac decreases with age, with chronic inflammation of the pericardium and with pericardial neoplasia, therefore, a small amount of fluid in the pericardium will be enough to create high pressure on the heart chambers. In view of this, the patient should be provided with the fastest possible medical assistance for exudative pericarditis, thus avoiding heart failure and death.

Video: Pericardial Effusion

Description of exudative pericarditis

Normally, the outer (fibrous) layer of the pericardium is elastic and resilient. The inner (serous) membrane forms a second layer around the heart. The outer and inner layers of the pericardium are separated by a lubricating fluid from 15 to 50 ml.

In exudative pericarditis , an excess of fluid (100 ml or more) caused by inflammation in the serous membrane is determined, as a result of which blood circulation may be disturbed.

Pericardium plays a key role in cardiac changes during inspiration. Usually, when the right atrium and ventricle are filled during air inhalation, the pericardium limits the ability of the left chambers to expand. This contributes to the inclination of the interatrial and ventricular partitions to the left, which reduces the filling volume of the left ventricle (LV) and leads to a decrease in cardiac output.

When intrapericardial pressure rises, as occurs with exudative pericarditis, this effect becomes pronounced, which can lead to a clinically significant decrease in stroke volume. Ultimately threatens the development of cardiac tamponade.

The pericardium plays a useful role during hypervolemic conditions, limiting acute dilatation of the heart.

Most patients with acute exudative pericarditis recover without complications. The only predictive conclusions may worsen in the following cases:

  • There is a fever above 38 ° C.
  • Symptoms develop within a few weeks due to depressed immunity.
  • Traumatic pericarditis is determined.
  • The patient takes oral anticoagulants.
  • There is a large pericardial effusion.
  • Acceptance of nonsteroidal anti-inflammatory drugs (NSAIDs) do not provide adequate efficacy.

Morbidity and mortality from exudative pericarditis depends on the etiology and associated diseases. Idiopathic effusions are well tolerated by most patients. It was also found that up to 50% of patients with large chronic exudative pericarditis (lasting more than 6 months) were asymptomatic for a long observation period.

Pericardial exudate is the main or frequent cause of death in 86% of cancer patients with symptomatic manifestations of the disease. The survival rate for patients with HIV and symptomatic exudative pericarditis is 36% after 6 months and 19% after 1 year.

Signs of exudative pericarditis

The clinical manifestations caused by exudative pericarditis can be divided into four groups:

  1. Signs and symptoms resulting from the underlying disease.
  2. Manifestations caused by stretching of the pericardial bag with the appearance of oppressive, uninterrupted chest pain.Pain is more common in acute pericardial effusions, in which there is a stretching of the pericardial sac. May be accompanied by vagal hypertension and bradyarrhythmias;
  3. Manifestations of compression of adjacent structures located extracardiac, including dysphagia (esophagus compression), cough (compression of the respiratory tract), shortness of breath and pulmonary atelectasis (bronchial obstruction), hiccups (compression of the phrenic nerve) and hoarseness (compression of the larynx).
  4. Manifestations due to increased intrapericardial pressure during cardiac compression and pericardial filling with exudate.

The symptoms of pericardial effusion are largely dependent on the rate of fluid accumulation in the pericardial bag. For example, the rapid accumulation of pericardial fluid can cause an increased intrapericardial pressure of only 80 ml of fluid. At the same time, slowly progressive effusions may contain up to 2 liters with no symptoms.

Large pericardial effusions often develop quickly and can cause the following symptoms:

  • Difficult breathing , worsening with the patient lying down and improving with the support with the legs down, such a violation is also called orthopnea.
  • Pleural pain - characterized by intense pain in the center of the chest (chest pain), worsening with inspiration, not worsening during physical exertion, which can also spread to the back and last for several days.
  • Heartbeat is a sensation in which the heart beats faster than usual.
  • Dizziness or fainting.
  • Wet and cold skin.

Other, perhaps less common, symptoms are cough, fever, fatigue, anxiety.

Pericardial effusion: causes

Viral infections are the main cause of pericardial inflammation and exudate excretion into the pericardial cavity. The most common pathogens are:

  • Cytomegaly virus.
  • Coxsackie virus.
  • ECHO virus.
  • Hiv

Other causes that can cause exudative effusions include:

  • Heart neoplasia (myxoma, metastasis, lymphoma, mesothelioma, sarcoma).
  • Trauma to the heart or after surgery.
  • After a heart attack (Dressler syndrome).
  • Renal failure with uremia.
  • Autoimmune diseases (lupus, rheumatoid arthritis, hypothyroidism).

In the underdeveloped countries, tuberculosis is the main cause of exudative pericarditis. In some cases, the disease develops with aortic dissection, taking certain medications, including using hydralazine (an antihypertensive drug), isoniazid (an anti-tuberculosis drug), phenytoin (an anticonvulsant drug), warfarin, or heparin (anticoagulants). Also, the side effect in the form of pericardial effusion often occurs during chemotherapy.

However, in a large number of patients, pericardial effusion is collected without concomitant diseases. This condition has been termed primary idiopathic acute pericardial disease . Such a diagnosis is said until the cause is discovered.

Diagnosis of pericardial effusion

Pericardial effusion can be completely asymptomatic or can be detected by routine examinations, such as chest X-ray, echocardiography, or an abdominal ultrasound scan. The most important changes during physical examination are associated with cardiac compression and tamponade.

Pericardial effusion: ECG

Electrocardiographic changes found in patients with pericardial effusion can be of two types:

  1. Due to pericardial inflammation : in approximately 90% of cases of acute pericarditis, there are electrocardiographic changes indicating inflammation of the pericardium, frequent, but not necessarily accompanied by effusion. At the initial stage, ST elevation appears (concave, diffuse, in leads AVR and V1) with positive T teeth. In 80% of cases leveling of the PR segment is additionally determined.
  2. Due to the accumulation of fluid in the pericardial sac : manifesting symptoms are directly related to the presence of effusion in the pericardium, with the most common disorder being low QRS voltage.

Pericardial effusion: radiograph

Previously, it was the main method for diagnosing pericardial effusion. The key diagnostic feature is an increase in the area of ​​the heart (more than half of the diaphragm), with changes in silhouette, which often takes the form of a water ball. At the same time, pleuropulmonary fields remain normal. Additionally, the absence or reduction of heart pulsations before fluoroscopy can be determined. Today, more informative and sensitive studies, especially echocardiography, are replacing x-rays.

Echocardiography for pericardial effusion

The diagnostic sensitivity of the echocardiogram is quite high. With its help, pericardial fluid in a volume of up to 20 ml can be detected. Although quantification of pericardial effusion on echocardiography is not accurate, a semi-quantitative assessment (mild, moderate, and large) is usually possible and useful for choosing a treatment strategy. The location of the effusion is another important point, even to indicate the point of needle penetration during pericardiocentesis.

Echocardiographic signs accompanying pericardial effusions (the presence or absence of fibrin trames and adhesions) and pericardial leaflets (infiltrates, thickened, calcified, with adequate slip between them or without them) may be important from etiological and therapeutic points of view.

Video: Pericardial Effusion and Cardiac Tamponade

Pericardial effusion: treatment

A therapeutic approach to the pericardial effusion includes a general treatment strategy and specific interventions.

Specific interventions are determined depending on the cause of the formation of exudate.

The overall treatment strategy includes the hospitalization of all patients with acute pericardial effusion, which makes it possible to alleviate the effect of the etiological factor and quickly recognize the threat of cardiac tamponade.

The basic principles of the treatment of exudative pericarditis:

  • Physical activity can aggravate the symptoms, so it is recommended to rest until the fever and pain subside.
  • Nonsteroidal anti-inflammatory drugs (acetylsalicylic acid in an anti-inflammatory dose or indomethacin in a dose of 150 mg / day).
  • Analgesics can be used to relieve pain.
  • Corticosteroids - can be used when the pain is very strong and lasts more than 48 hours. Especially drugs from this group are shown to patients with non-infectious pericarditis, but only if there are no contraindications.

Patients with chronic exudative pericarditis are given mostly controversial clinical guidelines. Since in most cases the etiology of these patients remains unknown, the prescription of specific treatment remains impossible.

In case of asymptomatic exudative pericarditis, patients in a stable condition may be advised to avoid the use of anticoagulants and be observed by a cardiologist.

Surgical effect

Surgical intervention allows you to inspect the pericardium and take a piece for histological examination. In the pericardium is installed drainage, which is connected to the suction device.

In the case of recurrent exudative effusion, surgical removal of the pericardium may be recommended, but the usefulness of such an intervention remains controversial. Another option is to create a “pericardial window”, which allows fluid to flow into the pleura or peritoneum, which results in avoiding constriction of the heart.

Video: Pericarditis and pericardial effusions causes, symptoms, diagnosis, treatment, pathology


4.50 avg. rating (89% score) - 2 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Экссудативный перикардит

Автор Ольга Кияница

2019-03-03

Воспаление перикарда может развиваться в различных формах и к одной из неблагоприятных относится экссудативный перикардит. В таком варианте сердце сдавливается перикардиальным выпотом, что негативно отражается на общей гемодинамике организма. При проведении своевременного лечения прогноз может быть хорошим.

Выпот (экссудат) в перикарде - это ненормальное накопление жидкости в перикардиальной сумке. Подобное нарушение приводит к тому, что внутриперикардиальное давление становится выше или равно давлению правого желудочка, что вызывает диастолический коллапс желудочка и правого предсердия, а также снижение сердечного выброса с последующей недостаточностью. Количество перикардиальной жидкости не является достоверным признаком наличия тампонады.

Внутриперикардиальное давление определяется по перикардиальной эластичности, скорости накопления жидкости и количеству накопленной жидкости.

Эластичность перикардиального мешка уменьшается с возрастом, при хроническом воспалении перикарда и при перикардиальной неоплазии, поэтому небольшого количества жидкости в перикарде будет уже достаточно для создания высокого давления на камеры сердца. Ввиду этого больному на экссудативный перикардит должна быть оказана максимально быстрая врачебная помощь, что позволит избежать сердечной недостаточности и смерти.

Видео: Перикардит сердца

Описание экссудативного перикардита

В норме наружный (волокнистый) слой перикарда является упругим и эластичным. Внутренняя (серозная) мембрана образует второй слой вокруг сердца. Наружный и внутренний слои перикарда разделяются смазывающей жидкостью от 15 до 50 мл.

При экссудативном перикардите определяется избыток жидкости (100 мл или более), вызванный воспалением в серозной оболочке, в результате чего может быть нарушена циркуляция крови.

Перикард играет ключевую роль в сердечных изменениях при вдохе. Обычно, когда правое предсердие и желудочек заполняются во время вдыхания воздуха, перикард ограничивает способность левых камер расширяться. Это способствует наклону межпредсердной и желудочковой перегородок влево, что уменьшает объемы заполнения левого желудочка (ЛЖ) и приводит к снижению сердечного выброса.

Когда внутриперикардиальное давление повышается, как это происходит при экссудативном перикардите, этот эффект становится выраженным, что может привести к клинически значительному снижению ударного объема. В конечном итоге грозит развитие тампонады сердца.

Перикард играет полезную роль во время гиперволемических состояний, ограничивая острую дилатацию сердца.

Большинство пациентов с острым экссудативным перикардитом выздоравливают без осложнений. Единственное, прогностические заключения могут ухудшиться в следующих случаях:

  • Имеется лихорадка выше 38° C.
  • Симптомы развиваются в течение нескольких недель в связи с подавленным иммунитетом.
  • Определяется травматический перикардит.
  • Больной принимает пероральные антикоагулянты.
  • Имеется большой перикардиальный выпот.
  • Прием нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) не дают должной эффективности.

Заболеваемость и смертность от экссудативного перикардита зависит от этиологии и сопутствующих заболеваний. Идиопатические выпоты хорошо переносятся большинством пациентов. Также было обнаружено, что до 50% больных с большими хроническими экссудативными перикардитами (продолжительностью более 6 месяцев) были бессимптомными в течение длительного периода наблюдения.

Перикардиальный экссудат является основной или частой причиной смерти у 86% больных раком с симптоматическими проявлениями заболевания. Коэффициент выживаемости для больных с ВИЧ и симптоматическим экссудативным перикардитом составляет 36% через 6 месяцев и 19% через 1 год.

Признаки экссудативного перикардита

Клинические проявления, вызванные экссудативным перикардитом, можно разделить на четыре группы:

  1. Признаки и симптомы, вытекающие из основного заболевания.
  2. Проявления, вызванные растяжением перикардиальной сумки с появлением давящей, непрерывной боли в груди. Боль чаще встречается при острых перикардиальных выпотах, при которых наблюдается растяжение перикардиального мешка. Может сопровождаться вагусной гипертонией и брадиаритмиями;
  3. Проявления, свидетельствующие о сдавлении соседних структур, расположенных экстракардиально, включая дисфагию (сдавление пищевода), кашель (сдавление дыхательных путей), одышку и легочный ателектаз (обструкция бронха), икоту (сдавление диафрагмального нерва) и хрипоту (сжатие гортани).
  4. Проявления обусловленные повышением внутриперикардиального давления при сердечной компрессии и наполнении перикарда экссудатом.

Симптомы экссудативного перикардита в значительной степени зависят от скорости накопления жидкости в перикардиальной сумке. Например, быстрое накопление перикардиальной жидкости может вызывать повышенное внутриперикардиальное давление всего при 80 мл жидкости. В то же время медленно прогрессирующие выпоты могут содержать до 2 л с полным отсутствием симптомов.

Большие перикардиальные выпоты зачастую развиваются быстро и могут вызывать следующие симптомы:

  • Затрудненное дыхание, ухудшающееся при положении больного лежа и улучшающееся при поддержке с опущенными ногами, подобное нарушение еще называется ортопноэ.
  • Плевральная боль - характеризуется интенсивными болевыми ощущениями в центре груди (загрудинная боль), ухудшающаяся при вдохе, не ухудшающаяся при физической нагрузке, которая также может распространяться в спину и длиться несколько дней.
  • Сердцебиение - это ощущение, при котором сердце бьется быстрее, чем обычно.
  • Головокружение или обморок.
  • Влажная и холодная кожа.

Другие, возможно менее распространенные, признаки: кашель, лихорадка, усталость, беспокойство.

Экссудативный перикардит: причины

Вирусные инфекции являются основной причиной воспаления перикарда и выделения экссудата в перикардиальную полость. Чаще всего выделяют следующие возбудители:

  • Вирус цитомегалии.
  • Вирус Коксаки.
  • ЕСНО-вирус.
  • ВИЧ.

Другие причины, которые могут вызвать экссудативные выпоты, включают:

  • Неоплазия сердца (миксома, метастазирование, лимфома, мезотелиома, саркома).
  • Травма сердца или после операции.
  • После сердечного приступа (синдром Дресслера).
  • Почечная недостаточность с уремией.
  • Аутоиммунные заболевания (волчанка, ревматоидный артрит, гипотиреоз).

В слаборазвитых странах туберкулез является основной причиной возникновения экссудативного перикардита. В некоторых случаях болезнь развивается при расслоении аорты, приеме некоторых медикаментов, в том числе при использовании гидралазина (гипотензивного лекарства), изониазида (противотуберкулезного средства), фенитоина (противосудорожного препарата), варфарина или гепарина (антикоагулянтов). Также побочное действие в виде экссудативного перикардита нередко возникает при химиотерапии.

Однако у большого числа больных выпот в перикарде собирается без сопутствующих заболеваний. Это состояние было названо первичной идиопатической острой болезнью перикарда. О таком диагнозе говорят до тех пор, пока причина не будет обнаружена.

Диагностика экссудативного перикардита

Выпот в перикарде может быть совершенно бессимптомным или обнаруживаться при выполнении обычных обследований, таких как рентгенография грудной клетки, эхокардиография или УЗИ брюшной полости. Наиболее важные изменения при физикальном осмотре связаны с компрессией сердца и тампонадой.

Экссудативный перикардит: ЭКГ

Электрокардиографические изменения, обнаруженные у пациентов с выпотом перикарда, могут быть двух типов:

  1. Вследствие воспаления перикарда: примерно в 90% случаев острого перикардита имеются электрокардиографические изменения, свидетельствующие о воспалении перикарда, частые, но не обязательно сопровождаемые выпотом. На начальном этапе появляется подъем сегмента ST (вогнутый, диффузный, в отведениях AVR и V1) с положительными зубцами T. В 80% случаев дополнительно определяется нивелировка PR-сегмента.
  2. Из-за скопления жидкости в перикардиальном мешке: проявляющиеся признаки напрямую связаны с наличием выпота в перикарде, причем наиболее распространенным нарушением является низкое напряжение QRS.

Экссудативный перикардит: рентгенограмма

Раньше это был основной метод диагностики выпота в перикарде. Ключевой диагностический признак - увеличение площади сердца (более половины диафрагмы), с изменениями силуэта, который нередко приобретает вид водяного шара. При этом плевропульмональные поля остаются в норме. Дополнительно может определяться отсутствие или уменьшение пульсаций сердца до рентгеноскопии. Сегодня более информативные и чувствительные исследования, особенно эхокардиография, заменяют рентген.

Эхокардиография при экссудативном перикардите

Диагностическая чувствительность эхокардиограммы довольно высока. С ее помощью может быть обнаружена перикардиальная жидкость в объеме до 20 мл. Хотя количественная оценка выпота в перикарде на эхокардиографии не является точной, полуколичественная оценка (легкая, средняя и большая) обычно возможна и полезна для выбора стратегии лечения. Местонахождение выпота является еще одним важным моментом, даже для указания точки проникновения иглы при перикардиоцентезе.

Эхокардиографические признаки, сопровождающие выпот в перикарде (наличие или отсутствие фибриновых трамелей и спаек) и перикардиальные листочки (инфильтраты, утолщенные, кальцифицирование, с адекватным скольжением между ними или без них) могут быть важными с этиологической и терапевтической точек зрения.

Видео: Экссудативный перикардит

Экссудативный перикардит: лечение

Терапевтический подход к перикардиальному выпоту включает общую стратегию лечения и конкретные меры воздействия.

Конкретные меры воздействия определяются в зависимости от причины образования экссудата.

Общая стратегия лечения включают госпитализацию всех пациентов с острым перикардиальным выпотом, что позволяет облегчить силу воздействия этиологического фактора и быстро распознать угрозу тампонады сердца.

Основные принципы лечения экссудативного перикардита:

  • Физическая активность может усугубить симптомы, поэтому рекомендуется отдыхать, пока не спадут лихорадка и боль.
  • Нестероидные противовоспалительные препараты (ацетилсалициловая кислота в противовоспалительной дозе или индометацин в дозе 150 мг/день).
  • Анальгетики могут использоваться для облегчения болевых ощущений.
  • Кортикостероиды - могут применяться, когда боль очень сильная и продолжается более 48 часов. Особенно препараты из этой группы показаны больным с неинфекционным перикардитом, но только при условии отсутствия противопоказаний.

Больным с хроническим экссудативным перикардитом даются, в основном, спорные клинические рекомендации. Поскольку в большинстве случаев у этих больных этиология остается неизвестной, назначение специфического лечения остается невозможным.

При бессимптомном течении экссудативного перикардита больным, находящимся в стабильном состоянии, могут порекомендовать избегать использования антикоагулянтов и наблюдаться у кардиолога.

Хирургическое воздействие

Хирургическое вмешательство позволяет осмотреть перикард и взять кусочек для гистологического исследования. В перикард устанавливается дренаж, который подключается к всасывающему устройству.

В случае рецидивирующего экссудативного выпота может быть рекомендовано хирургическое удаление перикарда, но целесообразность подобного вмешательства остается спорной. Другим вариантом является создание “перикардиального окна”, которое позволяет жидкости вытекать в плевру или брюшину, в результате чего получается избежать сдавливания сердца.

Видео: Сердечные оковы. Как лечить перикардит


4.50 avg. rating (89% score) - 2 votes - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.