What if a weak pulse?

Cardiologists are often asked about the treatment of a weak pulse. But there are situations when you can not immediately consult a doctor, so it is useful to have a general knowledge of what to do when slowing heart activity. In some cases, timely assistance helps save a person's life or himself.

A weak pulse in the medical language is defined as a "bradycardia." Most often, if you have it, there are no special difficulties with your health. A person may feel a slight weakness, but overall the condition will be good. But sometimes, in addition to a weak pulse, low blood pressure is determined, and then a less favorable prognostic conclusion is given.

The average pulse rate is 60-100 beats per minute, although 55 and 45 beats / min may be considered a variant of the norm, if a person feels well at the same time.

The pulse is determined quickly and easily. If you put the index and middle fingers on your wrist, you can feel the pulse and, after calculating the beats in one minute, you will know its frequency. With a rhythmic, even filling of the pulse, you can count not 60 sec, but 15 sec and after multiplying by 4 also find the desired index.

Video: Svetlana Strelnikova How to help the body if the weak pulse and bradycardia?

Causes of a weak pulse

There are serious diseases and pathological conditions, which are accompanied by a weak pulse. First of all it is:

  • shock state;
  • weakening of the body after long-term illnesses;
  • lack of minerals and vitamins;
  • various poisoning;
  • supercooling;
  • malformations, myocarditis and other heart diseases;
  • brain tumors, meningitis and other pathologies of the nervous system.

A weak pulse can be observed during pregnancy, especially in the third trimester. This is often due to the fact that the increasing size of the uterus squeezes a hollow vein. If a woman besides a weak pulse does not bother anymore, then no specific treatment is required.

Girls who are long on a strict diet for weight loss can also celebrate a lowered pulse. Also, bradycardia occurs with internal bleeding, hormonal disorders, lack of physical activity or impaired nutrition.

Symptoms of a weak pulse

With a lowered pulse, there is insufficiently active blood circulation in various organs and systems, and the brain primarily suffers from this.
Cells do not receive enough oxygen and nutrients, which causes neurological disorders.

The main symptoms of a weak pulse:

  • Decreased ability to work
  • General weakness
  • Dizziness

Vertigo is part of a larger symptom complex, which is most often associated with heart disease. Often occurs against the background of a bradycardia, when the electrical conductivity of the myocardium is disturbed.

Sometimes, hypothyroidism of the thyroid gland also determines a reduced pressure and a weak pulse. Such symptoms can develop with anemia, heart failure, and starvation. Also, some medications provoke a decrease in the pulse, and in severe cases - a cardiac arrest.

Additional symptoms of a weak pulse .

  • Headache

With a combination of low heart rate and hypotension (low blood pressure), there is often a headache. It is characterized by a constant or paroxysmal course, against which the patient often has anxiety. This, in turn, further worsens his condition. In addition, there may be inferior sleep, bad mood and irritability. The provoking factors in such cases are nerve strains, inactivity, weather changes, infectious diseases.

  • Arrhythmia with a weak pulse

With a disturbed heart rhythm that developed against a background of a weak pulse, they talk about arrhythmia. In addition, the patient may be concerned about chest pain and shortness of breath. Quite often throws in cold sweat. A similar condition is a marker of another, more severe, cardiovascular disease.

  • Low body temperature

This symptom is often combined with a low pulse and may indicate a latent serious illness. Sometimes this change is preceded by a sharp decrease in hemoglobin in the blood. In other cases, dysfunction of the immune system or exacerbation of a chronic disease is determined. In addition to low temperature and a weak pulse, there may be inappropriate coordination, drowsiness, chills, and heightened anxiety.

Ways to normalize the pulse at home

When there is no way to get immediate medical attention, you can take appropriate measures to increase your pulse.

  • Caffeinated products (boiled coffee, green tea, chocolate, espresso, cocoa)

Caffeine helps increase blood pressure and heart rate. But if a weak pulse is detected against a background of high blood pressure, then taking caffeine is not recommended.

  • Tonic tinctures from ginseng, guarana, eleutherococcus

The effect of these drugs is manifested in increasing the tone of the body as a whole and blood pressure in particular.But it is necessary to take into account the same limitations as with caffeine, because often the pressure rises, while the pulse does not recover.

  • Spicy food with horseradish, hot pepper or mustard

Seasonings of this type contribute to an improvement in blood flow, which indirectly affects the heart rate. It should be understood that this measure is not suitable for those who have problems with the gastrointestinal tract, since acute food contributes to exacerbation of inflammatory diseases of the digestive tract.

  • Physical activity

Increase the pulse can help a little workout in the gym. The only thing, this variant does not approach at presence of heart diseases incompatible with fiznagruzkami. It happens that the pulse goes down due to lack of mobility (for example, a person just woke up or was on a long trip), in this case, light exercises or a walk in the fresh air will help.

  • Mustard Compress

You can use a mustard plaster, which you need to attach to the right side of the chest. The created heat will start to stimulate the blood flow, which in turn will help normalize the pulse.

In extreme cases, when these methods do not help to normalize the pulse, medicines are used. These are sympathomimetic and anticholinergic drugs, which are prescribed by a doctor, while self-medication is fraught with side effects.

Medicamentous treatment of a weak pulse

In patients with a marked or suspected slow pulse, a thorough assessment of the possible causes described above should be made. Particular attention is paid to the list of drugs and potential factors of exposure. Laboratory and instrumental studies can be prescribed: a blood test, ultrasound of the thyroid gland.

An ECG is required, which allows you to determine the nature of the electrical activity of the heart as accurately as possible.

Sometimes Holter monitoring is assigned, in which a day or three are worn by a device that fixes the electrical activity of the heart throughout this time. Further, the analysis of the obtained data is carried out and a decision is made about the presence or absence of rhythm disorders.

Echocardiography (ultrasound of the heart) can be performed to evaluate the structure and function of the heart.

The tactics of treating a weak pulse depend on the severity and symptoms. First of all, the causes of the disorder and the possibility of their treatment or elimination are determined. If medications are ineffective, resort to the built-in driver rhythm. Installation of a pacemaker is carried out according to the following indications:

  • Increased cardiac and myocardial weakness
  • Long pauses in the heartbeat or rhythm that can lead to cardiac arrest.

The choice of a pacemaker for patients with a weak pulse depends on the individual characteristics of the individual patient and the severity of the blockade in carrying out cardiac pulses.

Video: What if the pulse is low?

3.43 avg. rating (71% score) - 7 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Что делать если слабый пульс?

Автор Ольга Кияница

2018-05-16

Кардиологам часто задают вопрос, касающийся лечения слабого пульса. Но бывают ситуации, когда не удается сразу проконсультироваться с врачом, поэтому полезно иметь общие знания о том, что предпринять при замедлении сердечной деятельности. В некоторых случаях вовремя оказанная помощь позволяет спасти жизнь человеку или самому себе.

Слабый пульс на медицинском языке определяется как “брадикардия”. Чаще всего при его наличии не возникает особых сложностей со здоровьем. Человек может чувствовать незначительную слабость, но в целом состояние будет хорошее. Но иногда кроме слабого пульса определяется пониженное давление, и тогда дается менее благоприятное прогностическое заключение.

Среднестатистическая частота пульса составляет 60-100 уд/мин., хотя вариантом нормы может считаться и 55 и 45 уд/мин, если человек себя при этом хорошо чувствует.

Определяется пульс быстро и просто. Если положить указательный и средний пальцы на запястье, можно ощутить пульс и, подсчитав удары за одну минуту, узнать его частоту. При ритмичном, ровного наполнении пульса можно считать не 60 сек, а 15 сек и после умножения на 4 также узнать нужный показатель.

Видео: Светлана Стрельникова Как помочь организму, если слабый пульс и брадикардия?

Причины слабого пульса

Существуют серьезные заболевания и патологические состояния, которые сопровождаются слабым пульсом. В первую очередь это:

  • шоковое состояние;
  • ослабление организма после длительных заболеваний;
  • недостаток минеральных веществ и витаминов;
  • различные отравления;
  • переохлаждение;
  • пороки развития, миокардит и другие заболевания сердца;
  • опухоли головного мозга, менингит и другие патологии нервной системы.

Слабый пульс может наблюдаться во время беременности, особенно в третьем триместре. Подобное нередко связано с тем, что увеличивающаяся в размерах матка сдавливает полую вену. Если женщину кроме слабого пульса ничего больше не беспокоит, тогда специфического лечения не требуется.

Девушки, которые длительно находятся на строгой диете ради похудения также могут отмечать у себя пониженный пульс. Также брадикардия возникает при внутреннем кровотечении, гормональных расстройствах, недостаточной физической активности или нарушенном питании.

Симптомы слабого пульса

При пониженном пульсе наблюдается недостаточно активное кровообращение в различных органах и системах, и в первую очередь от этого страдает головной мозг.
Клетки недостаточно получают кислород и питательные вещества, из-за чего наблюдаются неврологические расстройства.

Основные симптомы слабого пульса:

  • Пониженная трудоспособность
  • Общая слабость
  • Головокружение

Головокружение является частью более обширного симптомокомплекса, который чаще всего связан с заболеванием сердца. Нередко возникает на фоне брадикардии, когда нарушается электрическая проводимость миокарда.

Иногда при гипофункции щитовидной железы также определяется сниженное давление и слабый пульс. Подобная симптоматика может развиваться при анемии, ВСД, голодании. Также некоторые медикаменты провоцируют снижение пульса, а в тяжелых случаях - остановку сердца.

Дополнительные симптомы слабого пульса.

  • Головная боль

При сочетании низкого пульса с гипотонией (пониженное давление), нередко возникает головная боль. Она характеризуется постоянным или пароксизмальным течением, на фоне которого у больного нередко возникает беспокойство. Это в свою очередь еще больше ухудшает его состояние. Дополнительно может наблюдаться неполноценный сон, плохое настроение и раздражительность. Провоцирующими факторами в таких случаях выступают нервные перенапряжения, гиподинамия, погодные изменения, инфекционные заболевания.

  • Аритмия со слабым пульсом

При нарушенном сердечном ритме, развившегося на фоне слабого пульса, говорят об аритмии. Дополнительно больного может беспокоить боль в грудной клетке и одышка. Нередко бросает в холодный пот. Подобное состояние является маркером другого, более тяжелого, сердечно-сосудистого заболевания.

  • Низкая температура тела

Этот признак нередко сочетается с низким пульсом и может указывать на скрытое серьезное заболевание. Иногда такому изменению предшествует резкое уменьшение гемоглобина в крови. В других случаях определяется дисфункция иммунной системы или обострение хронического заболевания. Кроме низкой температуры и слабого пульса может возникать неправильная координация, сонливость, озноб и повышенное беспокойство.

Способы нормализации пульса в домашних условиях

Когда нет возможности получить немедленную медицинскую помощь, можно воспользоваться подходящими мерами повышения пульс.

  • Кофеиносодержащие продукты (вареный кофе, зеленый чай, шоколад, эспрессо, какао)

Кофеин способствует повышению артериального давления и частоты сердечных сокращений. Но если слабый пульс определяется на фоне высокого АД, тогда прием кофеина не рекомендуется.

  • Тонизирующие настойки из женьшеня, гуараны, элеутерококка

Эффект этих лекарств проявляется в повышении тонуса организма в целом и АД в частности. Но при этом стоит учитывать те же ограничения, что и с кофеином, потому что нередко давление повышается, тогда как пульс не восстанавливается.

  • Пряная пища с хреном, острым перцем или горчицей

Приправы такого типа способствуют улучшению кровотока, что косвенно влияет на частоту пульса. При этом нужно понимать, что эта мера не подходит тем, кто имеет проблемы с желудочно-кишечным трактом, поскольку острая еда способствует обострению воспалительных заболеваний ЖКТ.

  • Физическая активность

Повысить пульс может помочь небольшая тренировка в спортзале. Единственное, этот вариант не подходит при наличии заболеваний сердца, несовместимых с физнагрузками. Бывает, что пульс понижается из-за недостаточной подвижности (например, человек только что проснулся или находился в длительном путешествии), в этом случае легкие упражнения или прогулка на свежем воздухе помогут.

  • Горчичный компресс

Можно воспользоваться горчичным пластырем, который нужно прикрепить к правой стороне груди. Создаваемое тепло начнет стимулировать кровоток, что в свою очередь поможет нормализовать пульс.

В крайних случаях, когда приведенные способы не помогают нормализовать пульс, используют медикаменты. Это симпатомиметические и антихолинергические препараты, которые назначаются врачом, тогда как самолечение чревато побочными действиями.

Медикаментозное лечение слабого пульса

У пациентов с выраженным или предполагаемым медленным пульсом должна быть проведена тщательная оценка возможных причин, описанных выше. Особенное внимание уделяется списку лекарств и потенциальным факторам воздействия. Могут быть назначены лабораторные и инструментальные исследования: анализ крови, УЗИ щитовидной железы.

Обязательно выполняется ЭКГ, что позволяет максимально точно определить характер электрической активности сердца.

Иногда назначается холтеровский мониторинг, при котором сутки-трое носится устройство, фиксирующее электрическую активность сердца на протяжении всего этого времени. Далее проводится анализ полученных данных и выносится решение о наличии или отсутствии расстройств ритма.

Эхокардиография (УЗИ сердца) может быть выполнена для оценки структуры и функции сердца.

Тактика лечения слабого пульса зависит от тяжести и симптомов. В первую очередь определяются причины расстройства и возможность их лечения или устранения. Если медикаменты оказываются неэффективными, прибегают к встроенному водителю ритму. Установка кардиостимулятора проводится по следующим показаниям:

  • Увеличение отделов сердца и слабость миокарда
  • Длительные паузы в сердцебиении или ритме, которые могут привести к остановке сердца.

Выбор кардиостимулятора для пациентов со слабым пульсом зависит от индивидуальных особенностей конкретного больного и тяжести блокады в проведении сердечных импульсов.

Видео: Что делать, если пульс низкий?


3.78 avg. rating (76% score) - 9 votes - оценок

Похожие статьи

Какие принимать препараты для снижения пульса

Препараты для снижения пульса позволяют улучшить состояние больного, особенно если кроме учащенного ритма беспокоят другие симптомы по типу головокружения, слабости, чувства выскакивания сердца из груди. При этом важно придерживаться врачебных рекомендаций, чтобы не возникли осложнений и побочные эффекты.

Подробнее
Почему в ушах стучит пульс?

В норме человек не слышит и не ощущает собственный пульс, если не проводит его прощупывание специально. На фоне хорошего самочувствия ощущения стука пульса в ушах могут показаться безобидными или даже забавными на первый взгляд, однако этот признак нередко вызывается не только физиологическими причинами, но и указывает на наличие определенных заболеваний. Некоторые из них являются опасными и нуждаются в незамедлительном начале лечения.

Подробнее
Как поднять пульс народными и традиционными способами

Пониженный пульс довольно часто определяется не только при каких-либо заболеваниях, но и у клинически здоровых людей. Если подобное изменение наблюдается нечасто, то не стоит беспокоиться. Но в некоторых случаях требуется коррекция пульса с помощью народных и традиционных способов лечения.

Подробнее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.