Atherosclerosis of the aorta of the heart, what is it?

Atherosclerotic plaque can form in various parts of the cardiovascular system. One of the forms of pathology is atherosclerosis of the aorta of the heart, to know what it is for everyone who has a predisposition to diseases of the heart and blood vessels. When an illness is detected, the patient is necessarily treated, which helps prevent the development of serious complications.

Aortic atherosclerosis is a systemic pathology, often caused by a violation of fat metabolism. In this form of atherosclerotic development, the aortic wall is affected, although in addition large and medium caliber vessels may be involved in the pathological process.

According to ICD-10, aortic atherosclerosis is assigned a code of 170.0.

Features of the course of the disease contribute to the fact that in rare cases it is possible to diagnose aortic atherosclerosis at an early stage. Nevertheless, at the slightest suspicion, instrumental methods of investigation can be used to clarify the localization of the area of ​​the aorta affected by atherosclerosis.

Video: Atherosclerosis Causes Symptoms and Effects

Description of aortic atherosclerosis

Aortic atherosclerosis is a medical term describing a very serious condition in which the aorta, the largest artery in a person, is prone to sclerosis due to the proliferation of atheromatous plaque in the vessel wall.

The aorta is the main vessel of the circulatory system. It moves away from the left ventricle, rises, bends, and then descends. Then it passes through the chest and abdominal cavities and is divided into two iliac arteries that supply blood to the right and left lower limbs.

Given this anatomical location in the aorta, there are three main sections:

  1. Ascending department.
  2. Aortic arch, resembling an inverted U.
  3. Downstream department.

The last section of the aorta, that is, the descending part, is further divided into the thoracic and abdominal parts. The first is located above the diaphragm, and the second - under the diaphragm.

Starting from the ascending part, smaller arteries depart from the aorta, through which blood flows to all organs and tissues. Disruption of blood flow in any part of the aorta leads to serious dysfunction of the corresponding system of the body or a separate organ.

Like all arteries in the human body, the aorta is elastic in nature and consists of layers of smooth muscle fibers, nerve cells and endothelial cells.

The mechanism of development of atherosclerosis of the aorta

Atherosclerosis (or arteriosclerosis) is a life-threatening vascular disease, as it leads to the accumulation of fat-like formations (plaques) on the inner walls of arteries.

Atherosclerotic plaques tend to thicken over time. They also make the arteries more rigid, due to which the vessel loses its ability to expand and contract. In critical cases, they completely block the arteries and the blood stops flowing through them.

If such a dangerous disease happens to the vital artery of the aorta type, irreparable can happen at any time. This fatal condition is called aortic atherosclerosis .

The aorta is one of the first large arteries that can be affected by atherosclerosis. Atherosclerotic constriction may occur together, before, or after atherosclerosis of the coronary or carotid vessels. In severe cases, the atherosclerotic process can affect five parts of the aorta at the same time or move alternately from one to the other.

Symptoms of aortic atherosclerosis

The general signs of the disease largely depend on the location of the affected department. For example, one clinic is observed in atherosclerotic lesions of the thoracic aorta, and the other in the abdominal (abdominal) part of the aorta.But in most cases, at the early stages of atherosclerosis, there are no signs. The process itself can last for decades; therefore, often in old age the first signs of the disease begin to be determined.

Almost 75% of atherosclerosis of the aorta accounts for its abdominal part, which is located in the abdominal cavity. The remaining 25% relate to the thoracic part of the descending aorta, passing in the posterior mediastinum of the chest cavity.

According to the New England Journal of Medicine, atherosclerosis of the thoracic aorta is a potential high risk factor for the formation of cerebral embolism and the development of ischemic stroke.

Back pain is a common symptom of atherosclerosis of the abdominal aorta. There may also be pain in the abdomen or chest.

Symptoms of atherosclerosis of the thoracic aorta:

  • Retrosternal pain that can become burning and occur periodically.
  • Increase in blood pressure, often upper, systolic, indicator.
  • Discomfort when swallowing food.
  • Frequent dizziness and there may even be bouts of unconsciousness.
  • Determination of fat deposits on the face (adipose).
  • Enhanced hair growth in the ears.
  • Premature occurrence of gray hair.

Additionally, in some patients on the iris of the eye (on its outer shell), a whitish band appears.

Signs of atherosclerosis of the abdominal aorta:

  • Pain in the abdomen, which often appear immediately after a meal and then disappear after about two hours.
  • With uncomplicated atherosclerosis, the pain is most often aching.
  • Violation of intestinal motility, which may manifest as bloating, diarrhea, constipation, etc.
  • Changes in blood pressure, often in the direction of its increase.
  • The development of renal failure.

In severe cases, when such a complication is manifested, such as thrombosis of intestinal vessels, severe abdominal pain occurs, which are not eliminated by painkillers and can increase in their strength.

Causes of aortic atherosclerosis

The exact causes of the pathology are unknown for today. However, there are specific conditions that increase the risk of developing the disease. Sometimes these high risk factors can be controlled. First of all, they include:

  • lack of physical activity;
  • rich in fats;
  • cigarette smoking;
  • obesity.

Other predisposing factors cannot be controlled - these are non-modifiable conditions. First of all, they include age (atherosclerosis occurs more often after 55 years) and dysfunctional heredity, which is why even in newborns the initial signs of atherosclerosis can be determined.

High cholesterol is the main indicator of the active passage in the body of the atherosclerotic process.

When making major changes in lifestyle, nutritional intake, body weight, along with regular intake of prescribed medications, it is possible to prevent or at least stop aortic damage caused by atherosclerosis.

Video: Aortic Atherosclerosis | Pathology

Answers to frequently asked questions

What is the diagnosis of aortic atherosclerosis?

Compared with other forms of this common disease, aortic atherosclerosis is rare. For this reason, when pain in the chest or abdomen appears, it is far from always suspicious of atherosclerotic aortic lesions. That is why this disease, devoid of typical symptoms, is most often determined during the examination for some other pathology. For example, if a tumor process is suspected, a contrast X-ray examination can be carried out, in assessing which the oncologist radiologist can determine the disturbance of the aortic wall.

Changes in the aorta due to atherosclerotic damage can be determined using the following research methods:

  1. Ultrasound diagnosis (heart and aorta), combined with electrocardiography.
  2. Angiography, which, if necessary, can be supplemented with coronarography.
  3. Magnetic resonance imaging.
  4. Scanning (duplex and triplex).

Laboratory tests, such as lipid profile, cholesterol levels, etc., are performed to confirm the atherosclerotic process. In some cases, consultation of related specialists may also be required, especially when choosing treatment tactics.

What is the current treatment for aortic atherosclerosis?

The quality of treatment largely depends on how early it is started. The best results are observed when starting therapy in the early stages of the disease. Most often follow the following treatment directions:

  1. Reducing the amount of cholesterol in the blood.
  2. Stimulation of cholesterol excretion from the body.
  3. Treatment of concomitant pathological manifestations.

In atherosclerosis of the aorta of the heart, the following drugs are most often used:

  • Statins - affect the amount of cholesterol in the blood, so they are most often used to treat atherosclerosis.
  • Fibrates also reduce the level of “bad” lipids, but at the expense of slowing down the synthesis in the body's own fats.
  • Nicotinic acid and its derivatives - helps to increase the amount of “good” lipids, additionally reduces the concentration of triglycerides and cholesterol.
  • Sequestrants of bile acids - do not allow cholesterol to be absorbed in the intestine, so that its amount in the blood does not increase.

The above groups of medications have their own indications and contraindications, therefore their use without medical prescription is absolutely not recommended. Also, if the doctor's instructions are not fulfilled, there may be adverse reactions from the gastrointestinal tract and the liver. In view of this, first of all, it is necessary to consult a local doctor (family doctor), and then, if necessary, a referral to a narrower specialist can be issued.

Proper nutrition is important in the treatment of aortic atherosclerosis. When building a strategy of drug exposure, attention is paid to diet. Additionally, drugs containing polyunsaturated fatty acids and vitamin complexes may be prescribed.

In extreme cases, surgical intervention may be required when the vessel walls are strengthened with a stent or other similar method. Angioplasty may also be performed, but this is already in the event of serious damage to the vessel. In general, adversely occurring atherosclerosis of the aorta of the heart can be complicated by renal ischemia, myocardial infarction and ischemic stroke.

Stent graft implantation

The prognostic conclusion for aortic atherosclerosis depends on the stage of the disease development. If the correction of predisposing factors was performed in a timely manner, then the risk of mortality is noticeably reduced. In this regard, it is best to carry out prevention of the disease.

Is it possible to prevent the development of atherosclerosis of the aorta of the heart?

The basis for the prevention of any form of atherosclerosis is to prevent the increase in cholesterol levels, for which various methods can be used, both folk or natural, and medication. As a result, plaques will not be deposited on the walls, and this allows the vessels to function normally.

Reducing the likelihood of developing atherosclerosis depends on the following actions:

  1. You must first give up bad habits, especially smoking, which at times increases the likelihood of atherosclerosis.
  2. With food, up to 30% of total cholesterol comes into the body, therefore, it is necessary to properly formulate a diet and make it the norm. It is especially important not to consume animal fats, as well as products treated with palm or other similar oils.
  3. The appearance of the most minor signs, which were noted above, should alert and become a reason to visit the doctor and then undergo the necessary research.
  4. In the presence of diseases such as obesity, diabetes mellitus or hypertension, it is necessary to immediately treat them.This will reduce the likelihood of atherosclerosis of the aorta and other vessels of the body.
  5. Physical activity must be maintained at a sufficient level so that the body is not overstrained, but even before hypodynamia one should not bring the matter. In particular, sometimes it is enough to regularly engage in an acceptable for health reasons sport to improve health and delay time for the development of atherosclerosis.

Additionally, one should not be exposed to stress and try to undergo medical examinations every year. As a result, the risk of developing atherosclerosis of the aorta of the heart will be reduced, and the quality of life will be maintained at a high level.

Video: Live great! Atherosclerosis of the aorta. How to return blood flow to normal

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Атеросклероз аорты сердца, что это такое?

Автор Ольга Кияница

2018-11-30

Атеросклеротическая бляшка может формироваться в различных участках сердечно-сосудистой системы. Одна из форм патологии - атеросклероз аорты сердца, знать что это такое необходимо каждому, у кого имеется предрасположенность к заболеваниям сердца и сосудов. При выявлении болезни обязательно проводится лечение больного, что позволяет предупредить развитие серьезных осложнений.

Атеросклероз аорты - это системная патология, часто вызванная нарушением жирового обмена. При этой форме атеросклеротического развития поражается стенка аорты, хотя дополнительно в патологический процесс могут вовлекаться сосуды крупного и среднего калибра.

Согласно МКБ-10 атеросклерозу аорты присвоен код 170.0.

Особенности течения болезни способствуют тому, что в редких случаях удается диагностировать атеросклероз аорты на ранней стадии. Все же при малейших подозрениях могут быть использованы инструментальные методы исследования, позволяющие уточнить локализацию участка аорты, пораженного атеросклерозом.

Видео: АТЕРОСКЛЕРОЗ ПРИЧИНЫ СИМПТОМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Описание атеросклероза аорты

Атеросклероз аорты - это медицинский термин, описывающий очень серьезное состояние, при котором аорта, самая крупная артерия у человека, подвержена склерозированию из-за разрастания в стенке сосуда атероматозной бляшки.

Аорта - основной сосуд кровеносной системы. Она отходит от левого желудочка, поднимается, делает изгиб и затем опускается. Далее проходит через грудную и брюшную полости и делиться на две подвздошные артерии, которые кровоснабжают правую и левую нижние конечности.

С учетом подобного анатомического расположения в аорте выделяют три основных отдела:

  1. Восходящий отдел.
  2. Дуга аорты, напоминающая перевернутую букву U.
  3. Нисходящий отдел.

Последний отдел аорты, то есть нисходящая часть, дополнительно разделяется на грудной и брюшной отделы. Первый располагается над диафрагмой, а второй - под диафрагмой.

Начиная с восходящей части от аорты отходят артерии меньшего размера, по которым поступает кровь ко всем органам и тканям. Нарушение кровотока по какой-либо части аорты приводит к серьезной дисфункции соответствующей системы организма или отдельного органа.

Как и все артерии в человеческом организме, аорта эластична по своей природе и состоит из слоев гладких мышечных волокон, нервных клеток и эндотелиальных клеток.

Механизм развития атеросклероза аорты

Атеросклероз (или артериосклероз) является опасным для жизни сосудистым заболеванием, поскольку приводит к накоплению жироподобных образований (бляшек) на внутренних стенках артерий.

Атеросклеротические бляшки склонны со временем утолщаться. Также они делают артерии более жесткими, из-за чего сосуд теряет способность расширяться и сужаться. В критических случаях они полностью блокируют артерии и по ним перестает протекать кровь.

Если такое опасное заболевание случается с жизненно важной артерией по типу аорты, в любой момент может случиться непоправимое. Это фатальное состояние называется атеросклерозом аорты.

Аорта - одна из первых крупных артерий, которая может поражаться атеросклерозом. Атеросклеротическое сужение может возникать вместе, до, или после атеросклероза коронарных или каротидных сосудов. В тяжелых случаях атеросклеротический процесс может влиять на пять частей аорты одновременно или переходить поочередно с одной на другую.

Симптомы атеросклероза аорты

Общие признаки заболевания во многом зависят от локализации пораженного отдела. Например, одна клиника наблюдается при атеросклеротическом поражении грудного отдела аорты, и другая - брюшной (абдоминальной) части аорты. Но в большинстве случаев на ранних этапах развития атеросклероза какие-либо признаки отсутствуют. Сам процесс может растянуться на десятилетия, поэтому зачастую лишь в пожилом возрасте начинают определяться первые признаки болезни.

Почти 75% атеросклероза аорты приходится на абдоминальную ее часть, которая находится в брюшной полости. Остальные 25% касаются грудной части нисходящего отдела аорты, проходящего в заднем средостении грудной полости.

Согласно New England Journal of Medicine, атеросклероз грудного отдела аорты является потенциальным фактором высокого риска для формирования церебральной эмболии и развития ишемического инсульта.

Боль в спине является распространенным симптомом атеросклероза брюшной части аорты. Также может ощущаться боль в животе или грудной клетке.

Симптомы атеросклероза грудной части аорты:

  • Загрудинные болевые ощущения, которые могут становиться жгучими и возникать периодически.
  • Увеличение артериального давления, чаще всего верхнего, систолического, показателя.
  • Дискомфортные ощущения при проглатывании еды.
  • Частое головокружение и могут даже быть приступы потери сознания.
  • Определение на лице жировых отложений (жировиков).
  • Усиленный рост волос в ушных раковинах.
  • Преждевременное возникновение седых волос.

Дополнительно у некоторых больных на радужке глаза (на ее наружной оболочке), появляется белесоватая полоса.

Признаки атеросклероза абдоминальной части аорты:

  • Болевые ощущения в области живота, которые зачастую появляются сразу после приема пищи и затем проходят примерно через два часа.
  • При неосложненном атеросклерозе боли чаще всего ноющего характера.
  • Нарушение моторики кишечника, которые могут проявляться вздутием, сменой поносов запорами и пр.
  • Изменение артериального давления, чаще всего в сторону его повышения.
  • Развитие почечной недостаточности.

В тяжелых случаях, когда проявляется такое осложнение, как тромбоз сосудов кишечника, возникают сильные боли в животе, которые не устраняются обезболивающими и могут по своей силе нарастать.

Причины атеросклероза аорты

Точные причины патологии на сегодня неизвестны. Однако существуют конкретные условия, увеличивающие риск развития заболевания. Иногда эти факторы высокого риска могут контролироваться. В первую очередь к ним относится:

  • недостаточная физическая активность;
  • насыщенное жирами питание;
  • курение сигарет;
  • ожирение.

Другие предрасполагающие факторы не могут контролироваться - это немодифицируемые условия. В первую очередь к ним относится возраст (атеросклероз чаще возникает после 55 лет) и неблагополучная наследственность, из-за чего даже у новорожденных могут определяться начальные признаки атеросклероза.

Высокий уровень холестерина - главный показатель активного прохождения в организме атеросклеротического процесса.

При внесении серьезных изменений в образ жизни, питательный рацион, вес тела вместе с регулярным приемом предписанных лекарств, можно с максимальной вероятностью предотвратить или хотя бы остановить повреждение аорты, вызванное атеросклерозом.

Видео: Атеросклероз аорты | Патанатомия

Ответы на часто задаваемые вопросы

Какая существует диагностика атеросклероза аорты сердца?

Сравнительно с другими формами этого распространенного заболевания атеросклероз аорты сердца возникает редко. По этой причине при появлении болей в груди или животе далеко не всегда возникают подозрения об атеросклеротическом поражении аорты. Именно поэтому эта болезнь, лишенная типичных симптомов, чаще всего определяется во время обследования по поводу какой-то другой патологии. Например, при подозрении на опухолевый процесс может проводится контрастная рентгенография, при оценке которой рентгенолог-онколог может определить нарушения стенки аорты.

Изменения в аорте из-за атеросклеротического повреждения могут определяться с помощью следующих методов исследования:

  1. Ультразвуковая диагностика (сердца и аорты), сочетающаяся с электрокардиографией.
  2. Ангиография, которая при необходимости может дополняться коронарографией.
  3. Магнитно-резонансная томография.
  4. Сканирование (дуплексное и триплексное).

Для подтверждения атеросклеротического процесса выполняются лабораторные анализы, такие как липидный профиль, уровень холестерина и пр. Также в некоторых случаях может потребоваться консультация смежных специалистов, особенно при выборе тактики лечения.

Какое современное лечение атеросклероза аорты сердца?

Качество лечения во многом зависит от того, насколько рано оно начато. Наилучшие результаты наблюдаются при начале терапии на ранних этапах развития болезни. Чаще всего придерживаются следующих направлений лечения:

  1. Уменьшение количества холестерина в крови.
  2. Стимуляция выведения холестерина из организма.
  3. Лечение сопутствующих патологических проявлений.

При атеросклерозе аорты сердца чаще всего используются следующие медикаментозные средства:

  • Статины - воздействуют на количество холестерина в крови, поэтому чаще всего используются для лечения атеросклероза.
  • Фибраты - также снижают уровень “плохих” липидов, но за счет замедления синтеза в организме собственных жиров.
  • Никотиновая кислота и ее производные - способствует повышению количества “хороших” липидов, дополнительно снижает концентрацию триглицеридов и холестерина.
  • Секвестранты желчных кислот - не позволяют холестерину всасываться в кишечнике, благодаря чему его количество в крови не повышается.

Приведенные группы медикаментов имеют свои показания и противопоказания, поэтому категорически не рекомендуется их использования без врачебного назначения. Также при невыполнении предписаний врача могут возникнуть побочные реакции со стороны желудочно-кишечного тракта и печени. Ввиду этого в первую очередь нужно проконсультироваться у участкового врача (семейного доктора), а затем, при необходимости, может быть выдано направление к более узкому специалисту.

Важное значение в лечении атеросклероза аорты сердца имеет правильное питание. При выстраивании стратегии медикаментозного воздействия обязательно уделяется внимание диете. Дополнительно могут назначаться препараты, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты и витаминные комплексы.

В крайних случаях может потребоваться хирургическое вмешательство, когда с помощью катетера проводится укрепление стенок сосуда стентом или другим подобным образом. Также может выполняться ангиопластика, но это уже при серьезных повреждениях сосуда. В целом, неблагоприятно протекающий атеросклероз аорты сердца может осложниться ишемией почки, инфарктом миокарда и ишемическим инсультом.

Имплантация стент-графта

Прогностическое заключение при атеросклерозе аорты во многом зависит от стадии развития болезни. Если коррекция предрасполагающих факторов была выполнена своевременно, тогда заметно снижается риск смертности. В связи с этим лучше всего проводить профилактику заболевания.

Возможно ли предупредить развитие атеросклероза аорты сердца?

Основу профилактики любой формы атеросклероза составляет недопущение повышения уровня холестерина, для чего могут использоваться различные способы, как народные, или натуральные, так и медикаментозные. В результате на стенках не будут откладываться бляшки, а это позволяет сосудам нормально функционировать.

Снижение вероятности развития атеросклероза зависит от следующих действий:

  1. Нужно в первую очередь отказаться от вредных привычек, особенно от курения, которое в разы повышает вероятность возникновения атеросклероза.
  2. С пищей в организм поступает до 30% холестерина от общего количества, поэтому нужно правильно составить рацион питания и сделать его нормой жизни. Особенно важно не употреблять животные жиры, а также продукты, обработанные пальмовым или другим подобным маслом.
  3. Появление самых незначительных признаков, которые были отмечены выше, должно насторожить и стать причиной для посещения врача с последующим прохождением необходимых исследований.
  4. При наличии таких болезней, как ожирение, сахарный диабет или гипертония, нужно безотлагательно проводить их лечение. Это позволит уменьшить вероятность возникновения атеросклероза аорты и других сосудов организма.
  5. Должна поддерживаться физическая активность на достаточном уровне, чтобы организм не перенапрягся, но и до гиподинамии не стоит доводить дело. В частности, иногда достаточно регулярно заниматься допустимым по состоянию здоровья видом спорта, чтобы укрепить здоровье и отсрочить время на развитие атеросклероза.

Дополнительно нужно не подвергаться стрессовому воздействию и стараться каждый год проходить медицинские осмотры. В результате риск развития атеросклероза аорты сердца будет снижен, а качество жизни будет поддерживаться на высоком уровне.

Видео: Жить здорово! Атеросклероз аорты. Как вернуть кровоток в норму


0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.