Atherosclerotic cardiosclerosis

Author Ольга Кияница

2019-04-14

Atherosclerosis can lead to the development of various diseases. As a rule, the heart and blood vessels are affected first. In some cases, atherosclerotic cardiosclerosis occurs, characterized mainly by a long course and complicated by heart failure or cardiac asthma.

Cardiosclerosis is a myocardial disease caused by the formation of fibrous elements in the heart muscle.Atherosclerosis and myocardial cardiosclerosis today are the most well-known diseases. In some cases, occur on the background of any other myocarditis.

Atherosclerotic cardiosclerosis is the result of atherosclerosis of the coronary arteries (vessels supplying the heart muscle) with atherosclerosis.

When patients undergo appropriate and timely treatment, atherosclerotic cardiosclerosis can proceed favorably. In severe cases, against the background of focal cardiosclerosis, myocardial infarction is often developed. Therefore, in order to avoid death, you should not hesitate to contact your doctor, who, if necessary, refer to another specialist.

Video: Atherosclerosis – Pathophysiology

Atherosclerotic cardiosclerosis: description

Atherosclerotic cardiosclerosis (AK) is a condition in which scar tissue forms inside the heart muscle. Clinically characterized by the degeneration of muscle fibers, which are subsequently replaced by connective tissue. As a result, the number of cardiac muscle cells decreases, and the heart valves gradually deform. Such processes can lead to valve stenosis or failure.

AK is often a consequence of atherosclerosis of the coronary arteries, therefore it is also called coronary atherosclerotic cardiosclerosis.

This disease usually occurs in combination with other cardiovascular disorders, such as coronary heart disease, myocarditis, atherosclerotic lesions of the coronary vessels, etc. Atherosclerotic cardiosclerosis is classified as ischemic cardiomyopathy, which is not accompanied by pain.

What happens to the heart of a patient during the development of atherosclerotic cardiosclerosis?

The heart becomes larger due to dilatation (increase in the cavity of the heart chambers) and hypertrophy (increase in muscle mass of the heart). Such violations are particularly often related to the left ventricle. If there is a concomitant disease of the type of hypertension, myocardial hypertrophy prevails.

There are two forms of AK, determined by morphological analysis:

  1. Diffuse form resulting from slow stenosis of the coronary arteries (less common).
  2. Focal form , when fibrous tissue is unevenly distributed. In some areas, fibrous filaments may occur, which usually develop due to thrombosis or stenosis of the coronary arteries. Damaged muscle fibers are replaced by connective tissue, while other fibers become hypertrophied.

Mechanisms of development of atherosclerotic cardiosclerosis

With age, vascular walls undergo biochemical changes. In particular, the following processes are distinguished:

  • Macromolecules, such as beta-lipoproteins, are cleaved to release cholesterol during their passage through the arterial wall.
  • Cholesterol is insoluble, so it precipitates and forms atherosclerotic plaques.
  • Over time, a mesenchymal reaction occurs that leads to sclerosis of the coronary arteries. As a result of sclerosis of cardiac vessels, chronic myocardial hypoxia occurs.
  • Muscle fibers undergo dystrophy, degeneration and, finally, are replaced by another non-contractile connective tissue.

When the atherosclerotic process affects the important arteries that feed the heart muscle, atherosclerotic cardiosclerosis is complicated by rhythm disturbances or myocardial ischemia. If atherosclerotic processes affect papillary muscles, they lead to their contraction and shortening. As a result, the mitral valve (or in rare cases, the tricuspid valve) cannot properly open and close, which causes its insufficiency.

Compensation mechanism

Compensation is the ability of the heart to make up for any kind of deficiency. At the same time, either an overstrain of a certain part of the heart is observed, or changes occur at the cellular level, which partially compensates for the damage that has occurred.

With uncomplicated atherosclerotic cardiosclerosis, early signs of heart failure may be absent for a very long time. This is explained by the fact that AK is usually caused by atherosclerosis of the left coronary artery (LCA). With her participation, the myocardium of the left ventricle, the thickest, most powerful cardiac muscle, is supplied with blood. As a result, if the LCA is damaged, the heart compensates for a decrease in the efficiency of any part of it, for which some muscle fibers are hypertrophied.

Compensatory and adaptive response of the body with AK in the form of hypertrophy, which is an increase in the size of the tissue or the entire body due to the growth of cell size.

Causes of Atherosclerotic Cardiosclerosis

The main cause of this disease is atherosclerosis. Age plays an important role in the occurrence of pathology - it usually appears in the fifth decade of life, and the probability of its occurrence increases with age. Also, atherosclerotic cardiosclerosis can occur by itself or as a complication, against the background of the development of the same angina pectoris or hypertension. All these disorders are most common among people over 60 years old.

Unlike acute forms of ischemic cardiomyopathy, atherosclerotic cardiosclerosis is equally common among two sexes, while in older people it is more common among women. There are also factors contributing to the occurrence of the disease:

  • Passive lifestyle.
  • A diet that contains high levels of fat and cholesterol.
  • Disruption of fat metabolism, which is more common in patients with obesity, diabetes, myxedema, or familial hypercholesterolemia, etc.
  • Psychological stress at home or at work.
  • Extreme emotional turmoil.
  • Smoking.
  • Menopause.
  • Ovariectomy, etc.

Atherosclerotic cardiosclerosis may occur more frequently due to nodal panarteritis or coronary artery embolism.

Atherosclerotic cardiosclerosis: symptoms

In most cases, patients do not make any complaints for many years. With a long course of the disease, the following symptoms may occur:

  • Shortness of breath (respiratory failure, difficulty breathing). This is the main symptom of heart failure as it develops.In the beginning it manifests itself only during physical exertion, such as brisk walking, climbing stairs, lifting weights, etc. Later, as the disease progresses, difficulties during breathing become apparent, even when the patient is at rest or performed simple exercises . Thus, patients show less ability for mental or physical work. Sometimes shortness of breath manifests itself as a paroxysmal phenomenon, which most often occurs at night, due to the horizontal position of the body in addition to the influence of the vagus nerve. In these cases, talking about cardiac asthma.
  • Cardiac asthma . This condition is associated with acute failure of the left ventricle, while the right ventricle functions perfectly. The patient may suddenly wake up, choking due to lack of air. Relief comes in an elevated position with legs dangling from the bed. In this case, the patient may be pale or even bluish, covered with sweat. Sometimes mixed dyspnea is defined - during inhalation and exhalation. Tachypnea often occurs (an increase in the number of breaths per minute at a rate of 15–20 times per minute). During heart asthma, you can hear wheezing. The attack itself can last from a few minutes to 2-3 hours or more. Cardiac asthma and pulmonary edema are manifestations of acute left ventricular failure.
  • Tachycardia . Heart rate with dyspnea and cardiac asthma is increased, muffled heart sounds. During auscultation with the help of a stethoscope, the systolic murmur on the apex and the spasmodic rhythm due to the hypotonic myocardium are often determined. Additionally, extrasystoles or other rhythm disturbances can be determined.
  • Blood pressure may remain normal, but it often rises.

When determining the symptoms of cardiac asthma, immediate action must be taken, because the patient may develop acute pulmonary edema, a condition that is life threatening. Therefore, it is recommended that you seek medical attention as soon as possible.

When the right ventricle is also damaged, the heart can no longer compensate for the abnormalities that have occurred, and, consequently, there is general heart failure (heart failure). In this condition, the heart rate is fast, almost arrhythmic, but not as strong as in heart diseases with other characteristics. It should be noted that the symptoms of heart failure appear earlier in patients with atherosclerotic cardiosclerosis, accompanied by arterial hypertension. At the same time, those suffering from AK without concomitant hypertension are less susceptible to such complications as heart failure.

Orthopnea - the position of the patient with cardiac asthma.

Diagnosis of atherosclerotic cardiosclerosis

During auscultation, the apex of the heart is shifted down and to the left. There are no cardiac tones in this direction due to left ventricular hypertrophy, whereas later, when the ventricle expands, general cardiovascular insufficiency occurs.The lack of heart tones applies to almost all directions.

Heart sounds are muffled, heard as if from a distance or almost inaudible, especially the first sound. The second sound over the aorta is enhanced because sclerotic aortic affection occurs. Often at the apex of the heart, systolic murmur can be heard due to functional insufficiency of the mitral valve caused by the expansion of the left ventricle.

The diagnosis of AK is based on the age of the patient, the clinical symptoms of the disease, concomitant manifestations of the type of hypertension, diabetes or atherosclerosis of other organs, etc.

Additionally, depending on the indications, the following diagnostic methods are used:

  • X-ray examination , which allows you to see the enlarged shadow of the heart, especially the expansion of the left borders, where they pass over the diaphragm due to reduced muscle tone.
  • Electrocardiography may indicate signs of chronic coronary insufficiency, showing lower ST intervals, below the isoelectric line, as well as flattening or negative T-wave in some leads. In other cases, a decrease in the ST segment may become apparent only after a stress test (when the patient performs a physical exercise to observe how the heart copes with stress).
  • Blood tests that indicate a violation of lipid metabolism and other indicators related to heart failure.

AK can not always be correctly determined and then diagnosed with cardiomyopathy, mitral valve insufficiency or chronic pulmonary heart.

Video: Atherosclerosis (2009)

Atherosclerotic cardiosclerosis: treatment

AK therapy (when there are no complications, such as heart failure or rhythm disturbance) is generally the same as atherosclerosis treatment.

General recommendations related to the treatment of atherosclerotic cardiosclerosis:

  • You need to adapt your diet to limit foods that are cholesterol-rich, such as lard, butter, beef / pork, internal organs (brain, kidneys, or liver), egg yolks, etc. It is acceptable to use vegetable oils such as corn, sunflower, olive etc.
  • The diet should be hypocaloric, especially if the patient is overweight, obese or diabetic. In such cases, it is important to limit carbohydrate intake. It is recommended to use more vegetables and herbs that contain vitamins and minerals necessary for good health.
  • Smoking should be categorically excluded.
  • Alcohol consumption is limited.

Drug exposure

  • First of all, anti-lipidemic drugs from the class of statins (atorvastatin, pravastatin, fluvastatin, rosuvastatin, etc.) are prescribed.
  • If necessary, add drugs from the class of fibrates (ciprofibrate, fenofibrate, etc.).
  • Vitamin C and vitamin B complex have a beneficial effect.

If a patient has such complications as cardiac asthma, heart failure, rhythm disturbance, etc., appropriate measures are taken.

When atherosclerotic cardiosclerosis proceeds without complications, then teeth removal is not contraindicated. These procedures can be performed without the need for hospitalization of the patient.

Complications of Atherosclerotic Coronary Cardiosclerosis

Complications that can occur during atherosclerotic cardiosclerosis include:

  • Problems with rhythm and blood circulation.
  • Acute failure of the left ventricle, manifested as cardiac asthma or acute pulmonary edema.
  • Cardiovascular insufficiency of varying severity.

Atherosclerotic cardiosclerosis is one of the most common causes of rhythm disturbances . In particular, extrasystoles may occur that usually originate from the left ventricle, whereas extrasystoles of the right ventricle or atrial extrasystoles are less common.

Other common arrhythmias are atrial fibrillation and atrial flutter , which gradually develop in the presence of right atrial dystrophy. Initially, they may have paroxysmal character, but over time become permanent. They are almost always defined in the late stages of AK, especially when the disease is complicated by chronic cardiovascular failure. In other cases, atrioventricular blocks of varying severity can develop, which can lead to Morgagni-Adams-Stokes syndrome or blockage of the left branch.

Prognosis and prevention

The prognosis of this disease is satisfactory, since the sclerotic process is irreversible. The prognosis is more severe in patients with symptoms of acute coronary insufficiency, serious rhythm disturbances and hypertension. These complications further accelerate the progression of heart failure, diabetes, etc. It should be noted that many patients may be at the stage of compensation for many years and, thus, they manage to maintain their efficiency.

Preventive actions

When the disease has progressed significantly, it becomes irreversible, so doctors focus on keeping the patient in a more or less efficient state. This allows them to maintain their ability to daily activities for as long as possible. In this case, attention is paid to the regulation of the living conditions and work of the patient.

Additionally, the patient or his relatives should take care of maintaining a healthy sleep pattern, proper nutrition, and also consider avoiding any neuropsychological stress, severe physical fatigue, a sedentary lifestyle, etc. It is important to be examined regularly by a cardiologist.

Video: Cardiovascular Disease Overview


5.00 avg. rating (94% score) - 1 vote - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Атеросклеротический кардиосклероз

Автор Ольга Кияница

2019-04-14

Атеросклероз может приводить к развитию различных заболеваний. Как правило, в первую очередь страдают сердце и сосуды. В некоторых случаях возникает атеросклеротический кардиосклероз, характеризующийся, в основном, длительным течением и усложняющийся сердечной недостаточностью или сердечной астмой.

Кардиосклероз - это заболеванием миокарда, вызванное образованием фиброзных элементов в сердечной мышце. Атеросклероз и миокардиальный кардиосклероз на сегодня являются наиболее известными заболеваниями. В некоторых случаях возникают на фоне любого другого миокардита.

Атеросклеротический кардиосклероз является результатом поражения атеросклерозом коронарных артерий (сосудов, кровоснабжающих сердечную мышцу).

При прохождении больным соответствующего и своевременного лечения атеросклеротический кардиосклероз может протекать благоприятно. В тяжелых случаях на фоне очагового кардиосклероза нередко развивается инфаркт миокарда. Поэтому во избежание летального исхода нужно не медлить с обращением к лечащему врачу, который при необходимости направит к другому специалисту.

Видео: АТЕРОСКЛЕРОЗ - ПРИЧИНЫ СИМПТОМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Атеросклеротический кардиосклероз: описание

Атеросклеротический кардиосклероз (АК) - это состояние, при котором рубцовая ткань образуется внутри сердечной мышцы. Клинически характеризуется дегенерацией мышечных волокон, которые впоследствии замещаются соединительной тканью. В результате количество клеток сердечной мышцы уменьшается, а сердечные клапаны постепенно деформируются. Подобные процессы могут привести к клапанному стенозу или недостаточности.

АК нередко является следствием атеросклероза коронарных артерий, поэтому его также называют коронарным атеросклеротическим кардиосклерозом.

Это заболевание обычно возникает в сочетании с другими сердечно-сосудистыми расстройствами, такими как ишемическая болезнь сердца, миокардит, атеросклеротическое поражение коронарных сосудов и т. д. Атеросклеротический кардиосклероз классифицируется как ишемическая кардиомиопатия, которая не сопровождается болью.

Что происходит с сердцем больного при развитии атеросклеротического кардиосклероза?

Сердце становится больше из-за дилатации (увеличения полости камер сердца) и гипертрофии (увеличения массы мышцы сердца). Подобные нарушения особенно часто касаются левого желудочка. Если же имеется сопутствующее заболевание по типу гипертонии, преобладает гипертрофия миокарда.

Есть две формы АК, определяемые при морфологическом анализе:

  1. Диффузная форма, возникающая вследствие медленного стеноза коронарных артерий (встречается реже).
  2. Очаговая форма, когда фиброзная ткань распределена неравномерно. В некоторых областях могут наблюдаться волокнистые нити, которые обычно развиваются из-за тромбоза или стеноза коронарных артерий. Поврежденные мышечные волокна замещаются соединительной тканью, тогда как другие волокна становятся гипертрофированными.

Механизмы развития атеросклеротического кардиосклероза

С возрастом стенки сосудов подвергаются биохимическим изменениям. В частности выделяют следующие процессы:

  • Макромолекулы, такие как бета-липопротеины, расщепляются для высвобождения холестерина во время их прохождения через артериальную стенку.
  • Холестерин нерастворим, поэтому он осаждается и образует атеросклеротические бляшки.
  • С течением времени происходит мезенхимальная реакция, которая приводит к склерозу коронарных артерий. Как следствие склероза сосудов сердца возникает хроническая гипоксия миокарда.
  • Мышечные волокна подвергаются дистрофии, дегенерации и, наконец, заменяются другой не сократительной соединительной тканью.

Когда атеросклеротический процесс затрагивает важные артерии, которые питают мышцу сердца, атеросклеротический кардиосклероз осложняется нарушением ритма или ишемией миокарда. Если атеросклеротические процессы воздействуют на папиллярные мышцы, они приводят к их сокращению и укорачиванию. В результате митральный клапан (или в редких случаях трикуспидальный клапан) не может надлежащим образом открываться и закрываться, что вызывает его недостаточность.

Механизм компенсации

Компенсация - это способность сердца восполнить любой вид недостаточности. При этом наблюдается либо перенапряжение определенной части сердца, либо возникают изменения на клеточном уровне, что частично компенсирует ущерб, который возник.

При неосложненном атеросклеротическом кардиосклерозе ранние признаки сердечной недостаточности могут отсутствовать в течение очень длительного времени. Подобное объясняется тем, что обычно АК возникает вследствие атеросклероза левой коронарной артерии (ЛКА). С ее участием происходит кровоснабжение миокарда левого желудочка - самой толстой, самой мощной сердечной мышцы. В результате при поражении ЛКА сердце компенсирует снижение работоспособности любой его части, для чего некоторые мышечные волокна гипертрофируются.

Компенсаторно-приспособительная реакция организма при АК в виде гипертрофии, которая заключается в увеличении размера ткани или всего органа из-за роста размеров клеток.

Причины атеросклеротического кардиосклероза

Основной причиной этого заболевания является атеросклероз. Возраст играет важную роль в возникновении патологии - обычно появляется на пятом десятилетии жизни, и вероятность его возникновения увеличивается с возрастом. Также атеросклеротический кардиосклероз может возникать сам по себе или в качестве осложнения, на фоне развития той же стенокардии или гипертонической болезни. Все эти расстройства наиболее распространены среди людей старше 60 лет.

В отличие от острых форм ишемической кардиомиопатии, атеросклеротический кардиосклероз в равной степени распространен среди двух полов, в то время как у пожилых людей он чаще встречается среди женщин. Также существуют факторы, способствующие возникновению заболевания:

  • Сидячий образ жизни.
  • Режим питания, который содержит высокий уровень жира и холестерина.
  • Нарушение жирового обмена, которое чаще встречается у больных с ожирением, диабетом, микседемой или семейной гиперхолестеринемией и т. д.
  • Психологическое напряжение дома или на работе.
  • Экстремальные эмоциональные потрясения.
  • Курение.
  • Менопауза.
  • Овариэктомия и т. д.

Атеросклеротический кардиосклероз может встречаться чаще вследствие узлового панартериита или эмболии коронарных артерий.

Атеросклеротический кардиосклероз: симптомы

В большинстве случаев больные не предъявляют какие-либо жалобы в течение многих лет. При длительном течении заболевания могут возникать следующее признаки:

  • Одышка (дыхательная недостаточность, затруднение при дыхании). Это основной симптом сердечной недостаточности по мере ее развития. В начале проявляется только во время физических нагрузок, таких как быстрая ходьба, подъем по лестнице, поднятие тяжестей и т. д. Позднее, по мере прогрессирования заболевания, трудности во время дыхания становятся очевидными, даже когда больной находится в состоянии покоя или выполнил несложные упражнения. Таким образом, пациенты проявляют меньшую способность к умственной или физической работе. Иногда одышка проявляется как приступообразное явление, которое чаще всего возникает ночью, из-за горизонтального положения тела в дополнение к влиянию блуждающего нерва. В этих случаях говорят о сердечной астме.
  • Сердечная астма. Это состояние связано с острой недостаточностью левого желудочка, в то время как правый желудочек прекрасно функционирует. Больной может внезапно пробудиться, задыхаясь из-за нехватки воздуха. Облегчение приходит в приподнятом положении со свисающими ногами с кровати. При этом больной может быть бледным или даже синюшным, покрытым потом. Иногда определяется смешанная одышка - на вдохе и на выдохе. Нередко возникает тахипноэ (увеличение количества вдохов в минуту при норме 15-20 раз в минуту). Во время сердечной астмы можно услышать хрипы. Сам приступ может длиться от нескольких минут до 2-3 часов и более. Сердечная астма и отек легких являются проявлениями острой недостаточности левого желудочка.
  • Тахикардия. Частота сердечных сокращений при одышке и сердечной астме бывает увеличенная, тоны сердца приглушенными. Во время аускультации с помощью стетоскопа нередко определяется систолический шум на вершине и скачкообразный ритм вследствие гипотонического миокарда. Дополнительно могут определяться экстрасистолы или другие нарушения ритма.
  • Артериальное давление может оставаться нормальным, но часто оно повышается.

При определении симптомов сердечной астмы необходимо принять немедленные меры, потому что у пациента может развиться острый отек легких, состояние, которое угрожает жизни. Поэтому рекомендуется как можно скорее обратиться к медицинскому работнику.

Когда правый желудочек также повреждается, сердце больше не может компенсировать возникшие нарушения, и, следовательно, возникает общая недостаточность сердца (сердечная недостаточность). При этом состоянии частота сердечных сокращений быстрая, почти аритмичная, но не такая сильная, как при сердечных заболеваниях с другими характеристиками. Следует отметить, что симптомы сердечной недостаточности появляются раньше у больных с атеросклеротическим кардиосклерозом, сопровождающимся артериальной гипертензией. При этом страдающие АК без сопутствующей гипертонии менее подвержены такому осложнению, как сердечная недостаточность.

Ортопноэ - положение больного при сердечной астме.

Диагностика атеросклеротического кардиосклероза

При аускультации верхушка сердца смещена вниз и влево. В этом направлении нет тонов сердца из-за гипертрофии левого желудочка, тогда как позднее, когда желудочек расширяется, возникает общая сердечно-сосудистая недостаточность. Отсутствие тонов сердца касается практически всех направлений.

Тоны сердца приглушены, слышны как будто издалека или почти неслышны, особенно первый звук. Второй звук над аортой более усилен из-за того, что возникает склеротическое поражение аорты. Часто на верхушке сердца можно услышать систолический шум вследствие функциональной недостаточности митрального клапана, вызванной расширением левого желудочка.

Диагноз АК основывается на возрасте больного, клинических симптомах заболевания, сопутствующих проявлений по типу гипертонической болезни, диабета или атеросклероза других органов и т. д.

Дополнительно, в зависимости от показаний, используются следующие способы диагностики:

  • Рентгенологическое исследование, котором позволяет увидеть увеличенную тень сердца, особенно расширение левых границ, где они проходят над диафрагмой из-за пониженного мышечного тонуса.
  • Электрокардиография может указывать на признаки хронической коронарной недостаточности, демонстрируя более низкие интервалы S-T, находящиеся ниже изоэлектрической линии, а также уплощение или отрицательный зубец T в некоторых отведениях. В других случаях понижение сегмента S-T может стать очевидным только после нагрузочного теста (когда больной выполняет физическое упражнение с целью наблюдения, как сердце справляется со стрессом).
  • Анализы крови, которые указывают на нарушение липидного обмена и другие показатели, имеющие отношение к сердечной недостаточности.

АК может не всегда верно определяться и тогда ставится диагноз кардиомиопатии, недостаточность митрального клапана или хроническое легочное сердце.

Видео: Атеросклероз Образование атеросклеротической бляшки

Атеросклеротический кардиосклероз: лечение

Терапия АК (когда нет осложнений, таких как сердечная недостаточность или нарушение ритма), в целом такое же, как и лечение атеросклероза.

Общие рекомендации, связанные с лечением атеросклеротического кардиосклероза:

  • Нужно адаптировать свою диету, чтобы ограничить продукты, богатые холестерином, такие как сало, масло, говядина / свинина, внутренние органы (мозг, почки или печень), яичные желтки и т. д. Допустимо использовать растительные масла такие как кукуруза, подсолнечник, оливковое и т. д.
  • Диета должна быть гипокалорийной, особенно если у больного избыточный вес, ожирение или диабет. В подобных случаях важно ограничить потребление углеводов. Рекомендуется употреблять больше овощей и зелени, которые содержат витамины и минералы, необходимые для хорошего самочувствия.
  • Курение должно быть категорически исключено.
  • Ограничено потребление алкоголя.

Медикаментозное воздействие

  • В первую очередь назначаются антилипидемические препараты из класса статинов (аторвастатин, правастатин, флувастатин, розувастатин и др.).
  • При необходимости добавляются препараты из класса фибратов (ципрофибрат, фенофибрат и т. д.).
  • Полезное влияние оказывает витамин С, а также комплекс витаминов В.

Если у больного определяются такие осложнения, как сердечная астма, сердечная недостаточность, нарушение ритма и т. д., принимаются соответствующие меры воздействия.

Когда атеросклеротический кардиосклероз протекает без осложнений, тогда не противопоказано проводить удаление зубов. Эти процедуры могут выполняться без необходимости госпитализации пациента.

Осложнение атеросклеротического коронарного кардиосклероза

Осложнения, которые могут возникнуть во время атеросклеротического кардиосклероза, включают:

  • Проблемы с ритмом и кровообращением.
  • Острая недостаточность левого желудочка, проявляющаяся в виде сердечной астмы или острого отека легких.
  • Сердечно-сосудистая недостаточность различной степени выраженности.

Атеросклеротический кардиосклероз является одной из наиболее распространенных причин нарушения ритма. В частности, могут возникать экстрасистолы, которые обычно происходят из левого желудочка, тогда как экстрасистолы правого желудочка или экстрасистолы предсердий встречаются реже.

Другие распространенные нарушения ритма - мерцательная аритмия и трепетание предсердий, которые постепенно развиваются на фоне дистрофии правого предсердия. Вначале они могут иметь приступообразный характер, но со временем становятся постоянными. Они почти всегда определяются на поздних стадиях АК, особенно когда заболевание осложняется хронической сердечно-сосудистой недостаточностью. В других случаях могут развиваться атриовентрикулярные блокады разной степени тяжести, что может привести к синдрому Морганьи-Адамса-Стокса или закупорке левой ветви.

Прогноз и профилактика

Прогноз этого заболевания удовлетворительный, так как склеротический процесс необратим. Прогноз более тяжелый у больных с симптомами острой коронарной недостаточности, серьезных нарушений ритма и гипертонии. Эти осложнения еще больше ускоряют прогрессирование сердечной недостаточности, диабета и т. д. Следует отметить, что многие больные могут находиться на стадии компенсации в течение многих лет и, таким образом, им удается сохранить свою работоспособность.

Профилактические мероприятия

Когда заболевание существенно прогрессировало, оно становится необратимым, поэтому врачи сосредотачиваются на том, чтобы поддерживать больного в более-менее работоспособном состоянии. Это позволяет им сохранять свою способность к повседневной деятельности так долго, как это возможно. При этом внимание уделяется регуляции условиям жизни и работы больного.

Дополнительно больной или его родственники должны позаботиться о поддержании здорового режима сна, правильного питания, а также подумать о том, чтобы избежать любого нейропсихологического стресса, сильной физической усталости, сидячего образа жизни и т. д. При этом важно регулярно проходить обследование у кардиолога.

Видео: Кардиосклероз сердца. Лечение кардиосклероза народными средствами


5.00 avg. rating (94% score) - 1 vote - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.