Angiopathy of vessels

Author Ольга Кияница

2018-11-13

The general definition of “angiopathy of blood vessels” indicates not all lesions of the circulatory system without exception. Often they are due to disorders associated with nerve dysregulation. Diabetic angiopathy is best known, although this group also includes other diseases that manifest as vascular paresis, dystonia, and temporary seizures.

Vascular angiopathy (APS), also known as vasopathy, is a vascular lesion caused by impaired nervous regulation. It is characterized by a change in the capillary tone, which does not correspond to the physiological needs of the organism, therefore the corresponding clinical signs appear.

With angiopathy, arteries, veins, and capillaries can be affected. At the same time, such a definition as “peripheral angiopathy” is indicated in ICD-10, to which a specific disease and a type of lesion must be added.

With the diagnosis of angiopathy of vessels, there are no special questions. First of all, an ultrasound examination of the vessels is carried out, which, if necessary, is supplemented by contrast radiographic methods. When confirming the diagnosis of APS, it is important to start treatment on time, as otherwise dystrophic complications may occur.

Video: Treatment of angiopathy, as well as symptoms and causes

Description of angiopathy of vessels

The term “angiopathy” comes from lat. Angiopathia, from other Greek, ἀγγεῖον - “vessel” and πάθος - “suffering”, “illness”). Also known is the second definition - “Vasopathy” from Lat. Vasopathia, from vasum - “vessel”.

Conventionally, angiopathy is divided according to the degree of damage and concomitant disease, which in fact can be the main cause of the development of APS.

  • According to the degree of damage:
    • Macroangiopathy (macroangiopathia) - with the development of this form of angiopathy, vessels of large and medium size are affected. In most cases, it is determined in atherosclerosis of the limb vessels, Mekenberg sclerosis, diabetes mellitus and intima fibrosis.
    • Microangiopathy (microangiopathia) - is a pathological condition of small vessels (capillaries), which mainly develops on the background of tissue necrosis, as well as due to thrombosis, hyalinosis and vascular fibrosis.
  • For concomitant disease:
    • Diabetic angiopathy (angiopathia diabetica) - in diabetes mellitus, generalized damage to vessels of various sizes may develop. In addition, a violation of homeostasis and damage to the vascular walls are often observed.
    • Hypertensive angiopathy (angiopathia hypertonica) - can occur in two ways. In the first case, on the background of diabetes mellitus, hypertension develops and then in the case of the determination of the affected vessels, diabetes-hypertensive angiopathy is indicated. In the second case, the existing hypertension is complicated by diabetes mellitus, then the resulting vascular damage is defined as hypertensive angiopathy.
    • Hypotonic angiopathy (angiopathia hypotonica) - low blood pressure, determined by hypotension, provokes the development of blood clots, which in turn cause damage to the intima of blood vessels.
    • Traumatic angiopathy (angiopathia retinae traumatica) - occurs when damage to the retina.
    • Juvenile angiopathy (angiopathia retinae juvenilis) - the pathology is also known as Ilza disease or periphleitis of the retina. It is characterized by inflammation of the retinal vessels, hemorrhage into the retina and vitreous body.
    • Amyloid angiopathy (angiopathia amyloides, angiopathia cerebralis amyloides) is a pathology better known as Alzheimer's disease, although it is not only in her that an accumulation of beta-amyloid protein occurs in the vessels of the brain.

It is important to note that with macroangiopathy in large blood vessels, such as arteries and veins, blood clots are formed. This leads to blockage of blood flow, which provokes the development of heart attack and stroke. For example, in diabetic peripheral angiopathy, the lower limbs are affected, which lead to the formation of trophic foot ulcers, which increase the risk of leg amputation.

In microangiopathy, blood clots are formed in small blood vessels, that is, in the capillaries. Blood clots make them fat and weak. This prevents smooth blood flow throughout the body, which impairs the supply of tissues with nutrients and oxygen. At the same time, the retina of the eye may not receive enough oxygen, which often leads to microangiopathy and blindness.

Angiopathy of blood vessels can also cause damage to nerve cells, which provokes the development of peripheral neuropathy. In addition, APS often provokes kidney damage, which leads to nephropathy.

Symptoms of angiopathy vessels

In angiopathy, the vessels of the lower limbs, retina, kidneys, brain, and heart may be affected. Therefore, the clinical picture is largely dependent on the location of the affected vessels. Due to poor blood supply, the limbs, for example, do not receive enough oxygen and nutrients, causing the tissue to become damaged. This leads to cramps, discomfort in the legs and muscle pain. In severe cases, the pain is difficult to endure, even when a person is on rest. This limits the movement of the patient.

Additional symptoms of diabetic angiopathy:

  1. The legs (or one foot) become cold and numbness is often felt, due to which a person cannot walk normally.
  2. Determined by a weak pulse in the affected leg.
  3. The skin can change color, becomes grayish, or vice versa, the legs look blue.
  4. Wounds heal for a long time.

The final stage is tissue degeneration, in which any small bruise leads to the formation of a non-healing ulcer. In the future, there may be such a complication as gangrene.

Diabetic Angiopathy of the Lower Limbs

Symptoms of hypertensive angiopathy:

  1. The most common is the destruction of the vessels of the lower extremities by the type of diabetic angiopathy.
  2. Blood pressure may be higher than normal (in an adult more than 120/80 mm Hg. Art.)
  3. Headaches and the appearance of flies before the eyes.

Symptoms of hypotonic angiopathy:

In addition to the clinical signs of angiopathy of the lower extremity vessels, as in diabetes, reduced blood pressure will be observed (in adults less than 80 mm Hg. Art.). The signs of hypotension in these cases are as follows:

  1. Weakness.
  2. Fast fatiguability.
  3. Dizziness.
  4. In severe cases - loss of consciousness.

When traumatic angiopathy of the retina violated visual perception. At the same time, the majority of patients with Ilza’s disease have symptoms of floats, specks, cobwebs, blurring or diminished vision, associated with vitreous hemorrhage.In other patients with juvenile angiopathy, erosion is associated with vascular retinal vasculitis or uveitis, but there are no hemorrhages.

Amyloid angiopathy among all forms of this disease is least favorable. People with Alzheimer's disease, which is the most common vascular amyloidosis, have an increased risk of developing hemorrhagic stroke. In this regard, symptoms such as acute headache, visual impairment or motor function, loss of consciousness may occur.

Video: Retinal Angiopathy in Children

Causes of vascular angiopathy

The etiological factors of the occurrence of some forms of angiopathy are not fully understood (juvenile angiopathy). In other cases, the following reasons are indicated:

  1. Diabetic peripheral angiopathy is most often caused by the presence of very high glucose levels in uncontrolled diabetes mellitus, which increases the risk of developing atherosclerosis or plaques. Formed plaque on the inner walls of blood vessels consists of cholesterol and calcium, which is deposited in the blood vessels and interferes with blood flow.As soon as the blood supply is disturbed, the tissues do not receive nutrients and oxygen, which leads to their death (necrosis). In the case of leg necrosis, amputation is performed above the affected area.
  2. Hypertensive and diabetic peripheral angiopathy is also caused by the presence of bad smoking habits, excessive alcohol consumption. Additionally, these diseases occur in those who work in hazardous industries.
  3. Hypotonic angiopathy is most often associated with predisposing factors in the development of the underlying disease.This may be unfavorable heredity, lack of physical activity, hormonal imbalance (especially in women), etc.
  4. T raviticus angiopathy of the retina is mainly associated with damaging factors that could disrupt the structure of the retina. Also, this disease often occurs when damage to the skull, cervical spine.
  5. Amyloid angiopathy develops due to the sedimentation of amyloid protein (Aβ) on the walls of cerebral vessels. A special place in the development of the disease is hereditary predisposition. Why exactly the protein begins to settle on the intima of the vessels is not fully understood. Presumably this is due to its excessive amount or abnormal clearance.In the normal state, amyloid leaves the brain in four ways: through endocytosis by astrocytes and microglial cells, by enzymatic degradation by neprilysin or insulin, by crossing the blood-brain barrier and drainage of the periarterial space.If there is a disorder in the activity of at least one of these pathways, amyloidosis and associated angiopathy develops.

Common causes of angiopathy of blood vessels are considered to be the following:

  • elderly age;
  • blood disorders;
  • autoimmune processes.

A more accurate reason for the change in the tone of the arteries, veins, capillaries is established using modern methods of research.

Diagnostics of angiopathy of vessels

Diagnosis is the first physical examination of the patient, during which a weak pulse or slow healing wounds on the legs can be determined. Additionally assigned laboratory and instrumental methods of research.

  1. A blood and urine test that checks for the presence and amount of sugar, creatinine, urea, and proteins. Determining the lipid profile is also important.
  2. Visual testing , such as Doppler sonography and magnetic resonance angiography, is necessary for examining blood flow in the limbs and other parts of the body. The presence of atherosclerotic plaques is also checked and the location of the locks is determined.
  3. Ultrasound examination of the kidneys , used in cases of suspected renal tubular damage.
  4. Ophthalmoscopy with the study of the fundus.
  5. Histological examination is primarily important in the diagnosis of amyloid angiopathy. For the study, a biopsy of the affected tissue is done.
  6. Electrocardiography, echocardiography and coronary angiography , for suspected heart and coronary arteries.

Cerebral amyloid angiopathy

The scope of research depends on the clinical picture of the disease and the age of the patient. In some cases, as with diabetic angiopathy of the lower extremities, a physical examination and laboratory tests may suffice. In other cases, especially with retinal angiopathy or lesion of cerebral vessels, a longer and more thorough diagnosis may be required.

Treatment of angiopathy of vessels

Symptomatic treatment is carried out in almost all forms of the disease.

  1. The violation of blood pressure (a decrease or increase) involves the administration of appropriate, for example, antihypertensive drugs.
  2. In determining the predisposition to atherosclerosis, cholesterol drugs are used.
  3. Elevated blood glucose and the presence of sugar in the urine is necessarily normalized or eliminated with the help of appropriate endocrinological drugs.
  4. The presence of a tendency to thrombosis involves taking anticoagulants.
  5. To relieve the load from the vessels, antispasmodics and vitamin complexes can be used.

It is important to note that there is no specific therapy for amyloid and juvenile angiopathy of the vessels, therefore these diseases are mainly treated symptomatically.

Video: Angiopathy of the lower extremities in diabetes mellitus - treatment. Macroangiopathy of the neck vessels

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Ангиопатия сосудов

Автор Ольга Кияница

2018-11-13

Общее определение “ангиопатия сосудов” указывает не на все без исключения поражения кровеносной системы. Зачастую имеются ввиду нарушения, связанные с нервной дисрегуляцией. Наиболее известна диабетическая ангиопатия, хотя в эту группу входят и другие заболевания, проявляющиеся парезом сосудов, дистонией, временными судорогами.

Ангиопатия сосудов (АПС), еще известная как вазопатия, представляет собой поражение сосудов, вызванное нарушением нервной регуляции. Характеризуется изменением тонуса капилляров, не соответствующее физиологическим потребностям организма, поэтому появляются соответствующие клинические признаки.

При ангиопатии могут поражаться как артерии, вены, так и капилляры. При этом в МКБ-10 указывается такое определение, как “периферическая ангиопатия”, к которому обязательно должно добавляться конкретное заболевание и разновидность поражения.

С диагностикой ангиопатий сосудов особых вопросов не возникает. В первую очередь проводится ультразвуковое исследование сосудов, которое при необходимости дополняется контрастными рентгенограическими методами. При подтверждении диагноза АПС важно вовремя начать лечение, поскольку в противном случае могут возникнуть дистрофические осложнения.

Видео: Лечение ангиопатии, а также симптомы и причины

Описание ангиопатии сосудов

Термин “ангиопатия” походит от лат. Angiopathia, от др.-греч ἀγγεῖον - “сосуд” и πάθος - “страдание”, “болезнь”). Также известно второе определение - “вазопатия” от лат. Vasopathia, от vasum - “сосуд”.

Условно ангиопатия разделяется по степени поражения и сопутствующему заболевания, которое по сути может являться основной причиной развития АПС.

  • По степени поражения:
    • Макроангиопатия (macroangiopathia) - при развитии этой формы ангиопатии поражаются сосуды крупной и средней величины. В большинстве случаев определяется при атеросклерозе сосудов конечностей, склерозе Мекенберга, сахарном диабете и фиброзе интимы.
    • Микроангиопатия (microangiopathia) - представляет собой патологическое состояние мелких сосудов (капилляров), которое в основном развивается на фоне некроза тканей, а также из-за тромбоза, гиалиноза и фиброза сосудов.
  • По сопутствующему заболеванию:
    • Диабетическая ангиопатия (angiopathia diabetica) - при сахарном диабете может развиваться генерализованное поражение сосудов разного калибра. В дополнении нередко наблюдается нарушение гомеостаза и повреждение сосудистых стенок.
    • Гипертоническая ангиопатия (angiopathia hypertonica) - может возникать двумя путями. При первом на фоне сахарного диабета развивается гипертония и тогда в случае определения пораженных сосудов говорят о диабето-гипертонической ангиопатии. При втором имеющаяся гипертония осложняется сахарным диабетом, тогда возникшее повреждение сосудов определяют как гипертоническую ангиопатию.
    • Гипотоническая ангиопатия (angiopathia hypotonica) - пониженное давление крови, определяемое при гипотонии, провоцирует развитие тромбов, которые в свою очередь вызывают повреждение интимы сосудов.
    • Травматическая ангиопатия (angiopathia retinae traumatica) - возникает при повреждении сетчатки глаза.
    • Юношеская ангиопатия (angiopathia retinae juvenilis) - патология еще известна как болезнь Илза или перифлебит сетчатки. Характеризуется воспалением сосудов сетчатки, кровоизлиянием в сетчатку и стекловидное тело.
    • Амилоидная ангиопатия (angiopathia amyloides, angiopathia cerebralis amyloides) - патология более известна как болезнь Альцгеймера, хотя не только при ней возникает накопление бета-амилоидного белка в сосудах головного мозга.

Важно отметить, что при макроангиопатии в крупных кровеносных сосудах, таких как артерии и вены, образуются сгустки крови. Это приводит к блокированию тока крови, что провоцирует развитие сердечного приступа и инсульта. Например, при диабетической периферической ангиопатии поражаются нижние конечности, которые приводят к образованию трофических язв стопы, повышающих риск ампутации ноги.

При микроангиопатии кровяные сгустки образуются в небольших кровеносных сосудах, то есть в капиллярах. Тромбы делают их толстыми и слабыми. Это препятствует плавному кровотоку по всему телу, что ухудшает снабжение тканей питательными веществами и кислородом. При этом сетчатка глаза может не получать достаточного количества кислорода, что часто приводит к микроангиопатии и слепоте.

Ангиопатия сосудов также может вызывать повреждение нервных клеток, что провоцирует развитие периферической нейропатией. Кроме того, АПС нередко провоцирует повреждение почек, что приводит к нефропатии.

Симптомы ангиопатии сосудов

При ангиопатии могут поражаться сосуды нижних конечностей, сетчатки, почек, головного мозга, сердца. Поэтому клиническая картина во многом зависит от местоположения пораженных сосудов. Из-за плохого кровоснабжения, конечности, например, не получают достаточного количества кислорода и питательных веществ, в результате чего ткани повреждаются. Это приводит к судорогам, дискомфорту в ногах и мышечной боли. В тяжелых случаях болезненные ощущения трудно переносить, даже когда человек находится в режиме отдыха. Это ограничивает движение больного.

Дополнительные симптомы диабетической ангиопатии:

  1. Ноги (или одна нога) становятся холодными и нередко ощущается онемение, из-за которого человек не может нормально ходить.
  2. Определяется слабый пульс в больной ноге.
  3. Кожа может изменять цвет, становится сероватой или наоборот ноги выглядят голубыми.
  4. Раны заживают длительное время.

Заключительный этап - дистрофия ткани, при которой любой маленький синяк приводит к образованию незаживающей язвы. В дальнейшем может возникнуть такое осложнение как гангрена.

Диабетическая ангиопатия нижних конечностей

Симптомы гипертонической ангиопатии:

  1. Чаще всего определяется поражение сосудов нижних конечностей по типу диабетической ангиопатии.
  2. Артериальное давление может быть выше нормы (у взрослого более 120/80 мм рт. ст.)
  3. Головные боли и появление мушек перед глазами.

Симптомы гипотонической ангиопатии:

Дополнительно к клиническим признакам ангиопатии сосудов нижних конечностей, как при диабете, будет отмечаться сниженное артериальное давление (у взрослых менее 80 мм рт. ст.). Признаки гипотонии в этих случаях следующие:

  1. Слабость.
  2. Быстрая утомляемость.
  3. Головокружение.
  4. В тяжелых случаях - потеря сознания.

При травматической ангиопатии сетчатки нарушается зрительное восприятие. В то же время у большинства пациентов с болезнью Илза присутствуют симптомы поплавков, пятнышек, паутины, размытия или уменьшенного зрения, связанные с кровоизлиянием в стекловидное тело. У других больных с юношеской ангиопатией размывание связано с васкулитом сосудов сетчатки или увеитом, но при этом кровоизлияния отсутствуют.

Амилоидная ангиопатия среди всех форм этого заболевания проявляется наименее благоприятно. У людей с болезнью Альцгеймера, при которой чаще всего встречается амилоидоз сосудов, повышен риск развития геморрагического инсульта. В связи с этим могут возникать такие симптомы, как острая головная боль, нарушения зрения или двигательной функции, потеря сознания.

Видео: Ангиопатия сосудов сетчатки у детей

Причины ангиопатии сосудов

Этиологические факторы возникновения некоторых форм ангиопатии до конца не изучены (юношеской ангиопатии). В других случаях указываются следующие причины:

  1. Диабетическая периферическая ангиопатия чаще всего обусловлена наличием очень высокого уровня глюкозы при неконтролируемом сахарном диабете, что повышает риск развития атеросклероза или бляшек. Образуемый налет на внутренних стенках сосудов состоит из холестерина и кальция, который откладывается в кровеносных сосудах и препятствует потоку крови. Как только кровоснабжение нарушается, к тканям не поступают питательные вещества и кислород, что приводит к их отмиранию (некрозу). В случае некроза ног проводится ампутация выше пораженного участка.
  2. Гипертоническая и диабетическая периферическая ангиопатия также вызываются наличием плохих привычек по типу курения, чрезмерного употребления алкоголя. Дополнительно подобные заболевания возникают у тех, кто работает на вредных производствах.
  3. Гипотоническая ангиопатия чаще всего связана с предрасполагающими факторами развития основного заболевания. Это может быть неблагополучная наследственность, недостаток физической активности, гормональный дисбаланс (особенно у женщин) и пр.
  4. Травматическая ангиопатия сетчатки в основном связана с повреждающими факторами, которые могли нарушить структуру сетчатки. Также подобное заболевание нередко возникает при повреждении черепа, шейного отдела хребта.
  5. Амилоидная ангиопатия развивается из-за оседания на стенках сосудов головного мозга амилоидного белка (Aβ). Особенное место в развитии болезни занимает наследственная предрасположенность. Почему именно белок начинает оседать на интиме сосудов до конца не выяснено. Предположительно это происходит из-за чрезмерного его количества или аномального клиренса. В нормальном состоянии амилоид покидает головной мозг четырьмя путями: через эндоцитоз астроцитами и микроглиальными клетками, с помощью ферментативной деградации неприлизином или инсулизином, посредством перехода гематоэнцефалического барьера и дренажем периартериального пространства. Если наблюдается расстройство деятельности хотя бы одного из этих путей - развивается амилоидоз и связанная с ним ангиопатия.

Общими причинами развития ангиопатии сосудов принято считать следующее:

  • пожилой возраст;
  • заболевания крови;
  • аутоиммунные процессы.

Более точная причина изменения тонуса артерий, вен, капилляров устанавливается с помощью современных методов исследования.

Диагностика ангиопатии сосудов

Диагностика заключается в первоочередном проведении физического осмотра больного, во время которого может быть определен слабый пульс или медленно заживающие раны на ногах. Дополнительно назначаются лабораторные и инструментальные методы исследования.

  1. Анализ крови и мочи, в ходе которых проверяется наличие и количество сахара, креатинина, мочевины и белков. Определение липидного профиля также имеет важное значение.
  2. Визуальное тестирование, такое как допплерография и магнитно-резонансная ангиография, необходимы для исследования тока крови в конечностях и других участках тела. Также проверяется наличие атеросклеротических бляшек и определяется местоположение блокировок.
  3. Ультразвуковое исследование почек, используемое при подозрении на поражение почечных канальцев.
  4. Офтальмоскопия с изучением глазного дна.
  5. Гистологическое исследование - в первую очередь актуально при диагностике амилоидной ангиопатии. Для проведения исследования делается биопсия пораженной ткани.
  6. Электрокардиография, эхокардиография и коронарная ангиография, при подозрении на поражение сердца и коронарных артерий.

Церебральная амилоидная ангиопатия

Объем исследований во многом зависит от клинической картины болезни и возраста больного. В одних случаях, как вот при диабетической ангиопатии нижних конечностей, может быть достаточно физического осмотра и лабораторных анализов. В других случаях, особенно при ретинальной ангиопатии или поражении сосудов головного мозга, может потребоваться более продолжительная и тщательная диагностика.

Лечение ангиопатии сосудов

Практически при всех формах заболевания проводится симптоматическое лечение.

  1. Нарушение артериального давления (его снижение или повышение) предполагает прием соответствующих, например антигипертензивных, препаратов.
  2. При определении предрасположенности к атеросклерозу используются противохолестериновые средства.
  3. Повышенный уровень глюкозы в крови и наличие сахара в моче обязательно нормализуется или устраняется с помощью соответствующих эндокринологических препаратов.
  4. Наличие склонности к тромбообразованию предполагает прием антикоагулянтов.
  5. Для снятия нагрузки с сосудов могут использоваться спазмолитики и витаминные комплексы.

Важно отметить, что не существует специфической терапии амилоидной и юношеской ангиопатии сосудов, поэтому эти заболевания в основном лечатся только симптоматически.

Видео: Ангиопатия нижних конечностей при сахарном диабете - лечение. Макроангиопатия сосудов шеи


5.00 avg. rating (94% score) - 1 vote - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.