Amyloidosis of the heart

Among systemic diseases, amyloidosis occupies a special place. The deposition of such a protein as amyloid can occur in various tissues and organs, therefore, amyloidosis of the heart is often found. Pathology can develop over the years, so in rare cases, treatment begins in the early stages.

A myaloidosis is a general definition for a group of diseases that are united by deposition of amyloid protein in various tissues and organs. Today, more than 20 amyloid precursors are known, which, under favorable circumstances, are deposited in various parts of the body.

Amyloid has a fibrillar structure, which was determined by studying the protein under an electron microscope.

Heart amyloidosis is characterized by rapid progression, so treatment is most effective in the early stage of the disease. If adequate therapy is not carried out, then in one month the wall of the heart may thicken by 1.5 mm or more, and this threatens with very fast heart failure and death (after about 6 months).

Video: What is amyloidosis, how is it dangerous, how to deal with it?

Description of amyloidosis

The term “amyloidosis” refers not to a single pathology, but to the totality of diseases in which protein-based infiltration is deposited in the tissues as beta-pleated sheets. The subtype of the disease is determined by which protein is precipitated, although dozens of subtypes are described, most of them are incredibly rare or have trivial significance.

Legend

The correct nomenclature uses the letter “A” for amyloid, followed by the letter (s) related to the main deposited protein.For example, light chain amyloidosis is “AL” (“A” for amyloid and “L” for light chain). Transthyretin amyloidosis is defined as “ATTR” (“A” for amyloid and “TTR” for transthyretin). Terms such as “primary amyloidosis,” “secondary amyloidosis,” “senile amyloidosis,” and “familial amyloid cardiomyopathy” often lead to confusion, so they are best avoided.

Overwhelmingly, cardiac amyloidosis is caused by one of two proteins: light chains or transthyretin. The clinical manifestations and treatment of these two subtypes are different.

Light chain amyloidosis (AL-amyloidosis)

It is the most commonly diagnosed form of systemic amyloidosis. Also previously defined as “primary amyloidosis,” but for the reasons given above, this name will not be used.

Plasma cells are found primarily in the bone marrow and produce large amounts of antibodies. Antibodies consist of heavy chains and light chains. When a plasma cell becomes clonal (essentially becomes malignant), it and its clones usually produce a clonal antibody and a clonal excess of the light chain associated with this antibody. In this process there are three possible outcomes:

  1. A plasma cell clone takes over a small portion of the bone marrow, and the light chain is harmlessly excreted in the urine.This condition is called monoclonal gammapathy of indeterminate significance.
  2. A plasma cell clone absorbs most of the bone marrow, which potentially leads to hypercalcemia, anemia, lytic lesions and / or renal dysfunction. This condition is called myeloma.
  3. A plasma cell clone produces a light chain that is prone to improper replacement with beta-pleated sheets (β-folded layer). These light chains circulate in the bloodstream and precipitate in one or more tissues. This condition is called AL amyloidosis.

AL amyloid deposits can occur in almost any tissue, and the nature of organ involvement varies from patient to patient (Table 1).

Common non-lethal lesions and associated manifestations are as follows:

  • kidneys (albuminuria and potential renal failure);
  • liver (increased alkaline phosphatase and potential liver failure);
  • gastrointestinal tract (dysphagia, constipation, malabsorption and bleeding);
  • language (macroglossia);
  • nervous system (peripheral neuropathy and autonomic dysfunction).

In extremely rare cases, the clinical participation of all these organs and systems is determined in one patient.

Table 1: Amyloid Subtypes and Clinical Characteristics

Subtype Demography Organ involvement Left ventricular hypertrophy Therapy
AL M ≈ F Age 40-80 Any (heart, kidney, GM, tongue, nerves, liver, soft tissue) + Chemotherapy or stem cell transplantation
Wild type (wild type) ATTR M >>> F Age 65-95 Heart (carpal tunnel syndrome) +++ Supportive therapy, clinical trials underway.
Mutant ATTR M >> F Age 55-75 Heart and Nerves (Carpal Tunnel Syndrome) +++ Supportive therapy, clinical trials underway.

Cardiac manifestations in amyloidosis are as follows:

  1. Heart failure (HF), which can be diastolic and systolic.
  2. Arrhythmias (tachyarrhythmias / bradyarrhythmias).

The main symptom is ventricular hypertrophy , observed during echocardiography with a very low voltage electrocardiogram (ECG).

Natriuretic peptides usually increase with cardiac amyloidosis, and troponin assays are often chronically positive at low levels (0.1-1 ng / ml) due to the continued gradual destruction of cardiomyocytes.

Transthyretin amyloidosis (ATTR-amyloidosis)

Transthyretin (prealbumin) is a protein produced by the liver that functions as a transporter of thyroxine and retinol. It predominantly circulates as a homotetramer with a small amount of transthyretin, which is in monomeric form. This form of transthyretin is susceptible to improper replacement and is gradually deposited in the form of amyloid deposits.

There are two main subtypes of ATTR amyloidosis:

  1. Wild type ATTR
  2. Mutant ATTR.

In the case of wild-type ATTR, transthyretin protein is normal ( non-mutated ). Over the decades, it is gradually deposited in the form of amyloid accumulations. Although a small amount of deposits can occur in soft tissues (causing carpal tunnel syndrome) and the vascular network, the primary pathological deposits are determined in the heart.

Mutant type ATTR of amyloidosis of the heart is a hereditary disease. When it is determined by pathological mutations in transthyretin gene, which leads to accelerated deposition of amyloid. Mutant ATTR most often affects nerve fibers, and the pattern of deposition largely depends on the mutation.

Diagnosis of heart amyloidosis

The final diagnosis of amyloidosis requires a biopsy . The abdominal fat is often chosen for the procedure, since this place is characterized by easy accessibility and low morbidity. However, this part of the body has a relatively low sensitivity, so even in positive cases, inadequate amyloid deposits are typical for the final subtype of the disease (ATTR, AL, etc.). Thus, biopsy of the organ involved in the pathological process is practiced (i.e. the heart if cardiac amyloidosis is suspected).

When conducting an endomyocardial biopsy, almost 100% reliable results are given on the presence or absence of amyloidosis of the heart.

Determining the subtype of amyloidosis of the heart can be performed by immunofluorescence or samples are sent to the laboratory for mass spectrometry. If there is any doubt about the diagnosis based on immunofluorescence staining, mass spectrometry should be performed.

Additional laboratory tests for AL-amyloidosis can determine another organ dysfunction:

  • proteinuria;
  • alkaline phosphatase concentration;
  • the number of circulating light chains.

Light chain concentration tests may be useful as a presumptive diagnosis before a biopsy is performed. In particular, the normal value of circulating light chains makes the diagnosis of AL-amyloidosis unlikely. So similar studies are needed to control the response to chemotherapy.

With ATTR-amyloidosis, genetic testing is performed to determine the transthyretin gene. The presence of a pathological mutation can affect the options for clinical trials, the prediction of organ involvement, and indicate a putative relationship with family members.

Electrocardiography is an important study in any form of cardiac amyloidosis. With its help, ventricular hypertrophy is detected. Hypertrophy in amyloidosis is the deposition of amyloid fibrils, not the hypertrophy / hyperplasia of myocytes.This explains the reduced ECG voltage, and not increased, as is the case with typical hypertrophy.

Magnetic resonance imaging of the heart is also performed if amyloidosis is suspected. In particular, the global transmural or subendocardial distribution of cardiac tissue can be determined.

Echocardiography - deformations and basal, apical-dominant disturbances are often determined.

Video: Heart in amyloidosis

Heart amyloidosis treatment

Treatment of AL-amyloidosis is carried out according to two parallel strategies:

  1. Elimination of the effects of organ dysfunction, that is, symptomatic therapy.
  2. Slowing the progression of the disease, for which clonal plasma cells are killed (and, consequently, the number of circulating pathological light chains is reduced). Chemotherapy is used for this.

Cardio-specific treatment

It is practiced in all forms of amyloidosis, taking into account a number of important points:

  • The emphasis is on regulating the volume of fluid in the body. Diuretics are used for this and salt is restricted.
  • Digoxin binds to amyloid fibrils, which leads to potential digoxin toxicity, even at normal circulating levels, so this drug is usually avoided.
  • If necessary, control over arrhythmia. At the same time, neurohormonal antagonists commonly used for HF are often poorly tolerated and are counterproductive.
  • Beta-blockers, angiotensin-converting enzyme inhibitors and angiotensin receptor blockers often lead to hypotension (due to autonomic dysfunction and the presence of a small cavity of the left ventricle with the impossibility of increasing the volume).
  • Additionally, beta-blockers often aggravate the course of bradyarrhythmias.

Pacemakers are necessary with a high prevalence of the disease and a decrease in the quality of conductivity (especially with ATTR-amyloidosis). Atrial fibrillation is quite common among patients with cardiac amyloidosis and is often poorly tolerated. Such a condition requires cardioversion and / or antiarrhythmic therapy (most often amiodarone).Ventricular arrhythmias and sudden cardiac death are common among this category of patients.

Historically, the implantation of a cardioverter-defibrillator (CVD) has not gained universal acceptance because of the poor prognosis associated with cardiac amyloidosis. More recent evidence suggests that ARCs can be an effective part of the management strategy for patients with amyloidosis of the heart. In particular, the implantation of the device prolongs life for 1 year or more.

Heart transplantation

Since cardiac amyloidosis is an irreversible disease and can often be associated with severe symptoms and high mortality rates, heart transplantation is considered as a treatment for individual patients. Additionally, the following are taken into account:

  • In the treatment of patients with AL amyloidosis, the possibility of significant involvement of other vital organs is excluded. In addition, cardiac transplantation must be accompanied by a strategy based on chemotherapy to control the production of light chains.
  • With ATTR-amyloidosis, significant neurological involvement of patients with familial forms should be excluded.

In all cases, it is recommended to perform transplantation only in centers that have a practice of heart transplantation in patients with amyloidosis.

Chemotherapy

Over the past decade, the possibilities of chemotherapy for the treatment of AL-amyloidosis have noticeably improved, so that in most patients a significant reduction (and sometimes complete normalization) of the number of circulating pathological light chains is achieved.

Chemotherapy usually consists of a combination of several classes of antineoplastics. In particular, it is used:

  • alkylators (e.g. melphalan or cyclophosphamide);
  • steroids (for example, dexamethasone);
  • proteasome inhibitors (for example, bortezomib or carfilzomib);
  • immunomodulators (for example, lenalidomide or pomalidomide).

An alternative strategy involves stem cell transplantation (stem-cell transplant) against the background of high-dose chemotherapy with an alkylating agent. A stem cell transplant can be an effective method for reducing light chains, and is therefore used by many centers.

It is important to note that the only randomized trial comparing stem cell therapy with standard chemotherapy showed that the graft produced lower results. Also, when using standard chemotherapy methods, faster improvements are noted, therefore stem cell transplantation is rarely performed, only in some cases.

Since ATTR-amyloidosis is not a malignant process, chemotherapy does not play such an important role as in the case of AL-amyloidosis. Although the disease modifying drugs have not been approved yet, some drugs have been studied for the treatment of ATTR-amyloidosis, some of which are in the late stages of clinical evaluation. These include the following:

  1. Diflunisal . This nonsteroidal anti-inflammatory drug, which is approved for the treatment of arthritis, stabilizes the tetrameric form of transthyretin. A randomized study demonstrated a slower progression of the disease among patients with polyneuropathy due to mutant ATTR-amyloidosis. Since nonsteroidal anti-inflammatory drugs are relatively contraindicated in CH, this medicine is hardly a good option in the presence of amyloid cardiomyopathy.
  2. Tafamidis (Tafamidis). This drug is approved in some countries of the world (Europe and Japan) for the treatment of mutant ATTR-amyloidosis, causing polyneuropathy, but it is not approved in the United States.
  3. RNA interference . Two drugs that work through interfering RNA or RNA interference (reduction of transthyretin production by the liver) are in phase 3 studies of ATTR-amyloidosis, complicated by both polyneuropathy and cardiomyopathy.

Forecast

The prognostic conclusion for amyloidosis depends primarily on the severity of heart damage. In AL-amyloidosis, the level of circulating light chains is also important. Since the possibilities of chemotherapy have expanded significantly in recent years, the prognosis for AL-amyloidosis has improved markedly. Also, the average life expectancy of most patients, including many of those who have significant heart damage, is already measured not in months, as before, but in years.

The prognosis for ATTR-amyloidosis is usually better than for AL-amyloidosis, although both forms of the disease still have a high annual mortality rate.

For AL amyloidosis, various prognostic decision systems have been proposed, with a focus on the extent of heart damage. A widely used forecasting system, published in 2004, was based solely on two cardiac biomarkers:

  • troponin (T or I);
  • pro-natriuretic N-terminal peptide b-type.

Thus, the continuous improvement of chemotherapy regimens from the period of the initiated studies of the pathological condition will increase the survival of patients with cardiac amyloidosis.

Key points

  • Attitudes to amyloidosis of the heart have changed markedly over the past decade, with a greater number of patients being diagnosed, and the therapeutic capabilities have markedly improved.
  • Diagnostic signs of cardiac amyloidosis include atypical ventricular hypertrophy with a low ECG voltage, unexplained HF and characteristic dysfunction of other organs.
  • The final diagnosis is based on a biopsy of the affected organ, and this study is also crucial for the final subtyping of amyloid deposits (for example, AL and ATTR).
  • In AL-amyloidosis, treatment should begin immediately, using the principles of chemotherapy or stem cell transplantation.
  • With ATTR-amyloidosis, patients are often registered to participate in one of the ongoing clinical trials.
  • Treatment of the heart in amyloidosis is primarily based on the use of diuretics and arrhythmic drugs.
  • In some cases, the possibility of implantation of CVD or heart transplantation is considered.

Since cardiac amyloidosis often requires the participation of doctors of various specialties, the patient is usually recommended to contact an amyloidosis center.

Video: "Amyloids are dangerous squirrels inside us" Elena Venskaya

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes - votes

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Амилоидоз сердца

Автор Ольга Кияница

2018-11-13

Среди системных заболеваний особое место занимает амилоидоз. Отложение такого белка как амилоид может происходить в различных тканях и органах, поэтому нередко встречается амилоидоз сердца. Патология может развиваться годами, поэтому в редких случаях лечение начинается на ранних этапах.

Амилоидоз - общее определение для группы заболеваний, которых объединяет отложение в различных тканях и органах белка амилоида. На сегодня известно больше 20 предшественников амилоида, которые при благоприятных обстоятельствах депонируются в тех или иных частях тела.

Амилоид имеет фибриллярную структуру, которая была определена при изучении белка под электронным микроскопом.

Для амилоидоза сердца характерно быстрое прогрессирование, поэтому лечение является наиболее эффективным на раннем этапе развития болезни. Если же адекватное терапия не проводится, тогда за один месяц стенка сердца может утолщаться на 1,5 мм и более, а это грозит очень быстрой сердечной недостаточностью и смертью (примерно через 6 мес).

Видео: Что такое амилоидоз, чем он опасен, как с ним бороться?

Описание амилоидоза

Термин “амилоидоз” относится не к одной патологии, а к совокупности заболеваний, при которых инфильтрат на основе белка откладывается в тканях как бета-плиссированные листы. Подтип заболевания определяется тем, какой белок осаждается, хотя описаны десятки подтипов, большинство из них невероятно редки или имеют тривиальное значение.

Обозначения

В правильной номенклатуре используется буква “А” для амилоида, за которой следуют буква(ы), относящиеся к основному депонированному белку. Например, амилоидоз легкой цепи представляет собой “AL” (“А” для амилоида и “L” для легкой цепи). Амилоидоз транстиретина определяется как “ATTR” (“A” для амилоида и “TTR” для транстиретина). Такие термины, как “первичный амилоидоз”, “вторичный амилоидоз”, “старческий амилоидоз” и “семейная амилоидная кардиомиопатия”, часто приводят к путанице, поэтому их лучше всего избегать.

В подавляющем большинстве сердечный амилоидоз вызывается одним из двух белков: легкими цепями или транстиретином. Клинические проявления и лечение этих двух подтипов между собой отличаются.

Амилоидоз легкой цепи (AL-амилоидоз)

Является наиболее часто диагностируемой формой системного амилоидоза. Также раньше определялся как “первичный амилоидоз”, но по приведенным выше причинам это названием не будет использоваться.

Плазменные клетки находятся в основном в костном мозге и продуцируют большое количество антител. Антитела состоят из тяжелых цепей и легких цепей. Когда плазматическая клетка становится клоновой (по существу, превращается в злокачественную), она и ее клоны обычно продуцируют клональное антитело и клональный избыток легкой цепи, связанный с этим антителом. В этом процессе возможно три возможных исхода:

  1. Клон плазменной клетки берет на себя небольшую часть костного мозга, и легкая цепь безвредно выводится с мочой. Это состояние называется моноклональной гаммапатией неопределенного значения.
  2. Клон плазменной клетки поглощает большую часть костного мозга, что потенциально приводит к гиперкальциемии, анемии, литическим поражениям и / или почечной дисфункции. Это состояние называется миеломой.
  3. Клон плазменной клетки продуцирует легкую цепь, которая склонна к неправильной замене на бета-плиссированные листы (β-складчатый слой). Эти легкие цепи циркулируют в кровотоке и осаждаются в одной или нескольких тканях. Это состояние называется AL-амилоидозом.

AL-амилоидные отложения могут встречаться практически в любой ткани, а характер участия органа варьируется от пациента к пациенту (таблица 1).

Распространенные внесердачные участки поражения и связанные с ними проявления следующие:

  • почки (альбуминурия и потенциальная почечная недостаточность);
  • печень (повышение щелочной фосфатазы и потенциальная печеночная недостаточность);
  • желудочно-кишечный тракт (дисфагия, запор, мальабсорбция и кровотечение);
  • язык (макроглоссия);
  • нервная система (периферическая невропатия и вегетативная дисфункция).

В крайне редких случаях у одного больного определяется клиническое участие всех этих органов и систем.

Таблица 1: Амилоидные подтипы и клинические характеристики

Подтип Демография Вовлечение органа Гипертрофия левого желудочка Терапия
AL M ≈ Ж Возраст 40-80 Любой (сердце, почка, ГМ, язык, нервы, печень, мягкие ткани) + Химиотерапия или трансплантация стволовых клеток
Дикий тип (wild type) ATTR M >>> Ж Возраст 65-95 Сердце (синдром кистевого туннеля) +++ Поддерживающая терапия, ведутся клинические испытания
Мутантный АТТR M >> Ж Возраст 55-75 Сердце и нервы (синдром кистевого туннеля)  +++ Поддерживающая терапия, ведутся клинические испытания

Сердечные проявления при амилоидозе следующие:

  1. Сердечная недостаточность (СН), которая может быть диастолической и систолической.
  2. Аритмии (тахиаритмии / брадиаритмии).

Основным признаком является желудочковая гипертрофия, наблюдаемая при эхокардиографии с очень низким электрическим напряжением электрокардиограммы (ЭКГ).

Натрийуретические пептиды обычно повышаются при амилоидозе сердца, а анализы тропонина часто хронически положительны при низких уровнях (0,1-1 нг / мл) из-за продолжающегося постепенного разрушения кардиомиоцитов.

Транстиретиновый амилоидоз (АТТR-амилоидоз)

Транстиретин (преальбумин) представляет собой белок, продуцируемый печенью, который функционирует как транспортер тироксина и ретинола. Он преимущественно циркулирует как гомотетрамер с небольшим количеством транстиретина, находящегося в мономерной форме. Эта форма транстиретина подвержена неправильной замене и постепенно откладывается в виде амилоидных отложений.

Существуют два основных подтипа АТТR амилоидоза:

  1. ATTR дикого типа
  2. Мутантный ATTR.

В случае АТТR дикого типа белок транстиретина является нормальным (немутированным). В течение десятилетий он постепенно откладывается в виде амилоидных накоплений. Хотя небольшое количество отложений может возникать в мягких тканях (вызывающих синдром кистевого туннеля) и сосудистой сети, первичные патологические отложения определяются в сердце.

Мутантный тип ATTR амилоидоза сердца является наследственным заболеванием. При нем определяются патологические мутации в транстиретиновом гене, что приводит к ускоренному отложению амилоида. Мутантный АТТR наиболее часто поражает и нервные волокна, причем картина осаждения в значительной степени зависит от мутации.

Диагностика амилоидоза сердца

Окончательный диагноз амилоидоза требует биопсии. Для проведения процедуры зачастую выбирается абдоминальная жировая прослойка, поскольку это место характеризуется легкой доступностью и низкой заболеваемостью. Однако этот участок тела обладает относительно низкой чувствительностью, поэтому даже в положительных случаях часто получаются неадекватные амилоидные отложения, свойственные для окончательного подтипа болезни (АТТR, АL и т. д.). Таким образом, практикуется биопсия органа, вовлеченного в патологический процесс (т. е. сердца при подозрении на сердечный амилоидоз).

При проведении эндомиокардиальной биопсии дается почти 100% достоверный результат о наличии или отсутствии амилоидоза сердца.

Определение подтипа амилоидоза сердца может быть выполнено иммунофлюоресценцией или образцы отправляются в лабораторию для проведения масс-спектрометрии. Если есть какие-либо сомнения относительно диагноза, основанного на окрашивании иммунофлюоресценцией, должна быть проведена масс-спектрометрия.

Дополнительные лабораторные тесты при AL-амилоидозе позволяют определить другую дисфункцию органа:

  • протеинурию;
  • концентрацию щелочной фосфатазы;
  • количество циркулирующих легких цепей.

Анализы на концентрацию легких цепей могут быть полезны в качестве постановки предположительного диагноза до выполнения биопсии. В частности, нормальная величина циркулирующих легких цепей делают диагноз AL-амилоидоза маловероятным. Так подобные исследования необходимы для контроля реакции на химиотерапию.

При ATTR-амилоидозе проводится генетическое тестирование на определение гена транстиретина. Наличие патологической мутации может влиять на варианты клинических испытаний, прогнозирование участия органов и указывать на предположительное отношение к членам семьи.

Электрокардиография - важное исследование при любой форме сердечного амилоидоза. С ее помощью обнаруживается гипертрофия желудочков. Гипертрофия при амилоидозе представляет собой отложение амилоидных фибрилл, а не гипертрофию / гиперплазию миоцитов. Это объясняет сниженное напряжение ЭКГ, а не увеличенное, как это бывает при типичной гипертрофии.

Магнитно-резонансная томография сердца также проводится при подозрении на амилоидоз. В частности, может определяться глобальное трансмуральное или субэндокардиальное распределение сердечной ткани.

Эхокардиография - зачастую определяются деформации и базальные-, апикально-преобладающие нарушения.

Видео: Сердце при амилоидозе

Лечение амилоидоза сердца

Лечение AL-амилоидоза проводится согласно двум параллельным стратегиям:

  1. Устранение последствий дисфункции органа, то есть проводится симптоматическая терапия.
  2. Замедление прогрессирования заболевания, для чего убиваются клональные плазматические клетки (и, следовательно, уменьшается количество циркулирующих патологических легких цепей). Для этого используется химиотерапия.

Кардио-специфическое лечение

Практикуется при всех формах амилоидоза, с учетом ряда важных моментов:

  • Делается акцент на регуляции объема жидкости в организме. Для этого применяются диуретики и ограничивается употребление соли.
  • Дигоксин связывается с амилоидными фибриллами, что приводит к потенциальной интоксикации дигоксином даже при нормальных циркулирующих уровнях, поэтому этот препарат, как правило, избегают.
  • При необходимости проводится контроль над аритмией. При этом нейрогормональные антагонисты, обычно используемые при СН, часто плохо переносятся и являются контрпродуктивными.
  • Бета-блокаторы, ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента и блокаторы рецепторов ангиотензина часто приводят к гипотонии (из-за вегетативной дисфункции и наличия небольшой полости левого желудочка с невозможностью увеличения объема).
  • Дополнительно бета-блокаторы нередко усугубляют течение брадиаритмии.

Кардиостимуляторы необходимы при высокой распространенности болезни и снижении качества проводимости (особенно при ATTR-амилоидозе). Фибрилляция предсердий довольно распространена среди больных амилоидозом сердца и часто плохо переносится. Подобное состояние требует кардиоверсии и / или антиаритмической терапии (чаще всего амиодароном). Среди этой категории больных распространены желудочковые аритмии и внезапная сердечная смерть.

Исторически сложилось так, что имплантация кардиовертер-дефибрилляторов (КВД) не приобрела всеобщего признания из-за плохого прогноза, связанного с сердечным амилоидозом. Более свежие данные свидетельствуют о том, что КВД могут быть эффективной частью стратегии управления состоянием больных при амилоидозе сердца. В частности, имплантация устройства продлевает жизнь на 1 год и больше.

Трансплантация сердца

Поскольку сердечный амилоидоз является необратимым заболеванием и часто может быть связан с тяжелыми симптомами и высокими показателями смертности, трансплантация сердца рассматривается в качестве лечения отдельных пациентов. Дополнительно учитывается следующее:

  • В лечении больных на AL-амилоидоз исключается возможность значительного участия других жизненно важных органов. При этом кардиальная трансплантация должна сопровождаться стратегией, основанной на химиотерапии для контроля производства легких цепей.
  • При ATTR-амилоидозе должно быть исключено значительное неврологическое участие пациентов с семейными формами.

Во всех случаях рекомендуется проводить трансплантацию только в центрах, которые имеют практику по пересадке сердца пациентам с амилоидозом.

Химиотерапия

За последнее десятилетие возможности химиотерапии для лечения AL-амилоидоза заметно улучшились, так что у большинства больных достигается значительное сокращение (а иногда и полная нормализация) количества циркулирующих патологических легких цепей.

Химиотерапия обычно состоит из комбинации нескольких классов антинеопластов. В частности используется:

  • алкилаторы (например, мелфалан или циклофосфамид);
  • стероиды (например, дексаметазон);
  • ингибиторы протеасомы (например, бортезомиб или карфилзомиб);
  • иммуномодуляторы (например, леналидомид или помалидомид).

Альтернативная стратегия включает трансплантацию стволовых клеток (stem-cell transplant) на фоне высокодозной химиотерапии алкилирующим препаратом. Трансплантат со стволовыми клетками может быть эффективным методом снижения легких цепей, поэтому используется многими центрами.

Важно отметить, что единственное рандомизированное исследование, сравнивающее лечение стволовыми клетками со стандартной химиотерапией, показало, что трансплантат дает более низкие результаты. Также при использовании стандартных методов химиотерапии отмечаются более быстрые улучшения, поэтому пересадку стволовых клеток проводят редко, только в отдельных случаях.

Поскольку ATTR-амилоидоз не является злокачественным процессом, химиотерапия не играет настолько важную роль, как в случае с AL-амилоидозом. Несмотря на то, что в настоящее время не утверждены лекарства, модифицирующие болезнь, для лечения ATTR-амилоидоза были изучены некоторые препараты, часть из них находится на поздних стадиях клинической оценки. К ним относятся следующие:

  1. Дифлунизал (Diflunisal). Этот нестероидный противовоспалительный препарат, который одобрен для лечения артрита, стабилизирует тетрамерную форму транстиретина. Рандомизированное исследование продемонстрировало замедление прогрессирования заболевания среди пациентов с полинейропатией из-за мутантного ATTR-амилоидоза. Поскольку нестероидные противовоспалительные препараты относительно противопоказаны при СН, это лекарство вряд ли является хорошим вариантом при наличии амилоидной кардиомиопатии.
  2. Тафамидис (Tafamidis). Этот препарат одобрен в некоторых странах мира (Европе и Японии) для лечения мутантного ATTR-амилоидоза, вызывающего полинейропатию, но он не одобрен в Соединенных Штатах.
  3. РНК-интерференция. Два лекарства, которые работают через интерферирующую РНК или РНК-интерференцию (снижение продукции транстиретина печенью), находятся в фазе 3 исследования ATTR-амилоидоза, осложненного как полинейропатией, так и кардиомиопатией.

Прогноз

Прогностическое заключение при амилоидозе зависит прежде всего от тяжести сердечного поражения. При AL-амилоидозе также имеет значение уровень циркулирующих легких цепей. Поскольку в последние годы возможности химиотерапии значительно расширились, прогноз при AL-амилоидоза заметно улучшился. Также средняя продолжительность жизни большинства пациентов, включая многих из тех, кто имеет значительное поражение сердца, уже измеряется не месяцами, как раньше, а годами.

Прогноз при ATTR-амилоидоз обычно лучше, чем при AL-амилоидозе, хотя обе формы заболевания по-прежнему характеризуются высокой годовой смертностью.

Для AL-амилоидоза были предложены различные системы составления прогностического заключения, причем основное внимание уделялось степени поражения сердца. Широко используемая система прогнозирования, опубликованная в 2004 году, основывалась исключительно на двух сердечных биомаркерах:

  • тропонине (T или I);
  • про-натрийуретической N-концевом пептиде В-типа.

Таким образом, постоянное улучшение схем химиотерапии с периода начатых изучений патологического состояния позволит повысить выживаемость больных на амилоидоз сердца.

Ключевые моменты

  • Отношение к амилоидозу сердца заметно изменилось за последнее десятилетие, при этом большее число больных было диагностировано, также заметно улучшились терапевтические возможности.
  • Диагностические признаки амилоидоза сердца включают нетипичную гипертрофию желудочков с низким напряжением ЭКГ, необъяснимой СН и характерной дисфункцией других органов.
  • Постановка окончательного диагноза основана на биопсии пораженного органа, к тому же это исследование имеет решающее значение для окончательного подтипирования амилоидных отложений (например, AL и ATTR).
  • При AL-амилоидозе лечение должно начинаться незамедлительно с использованием принципов химиотерапии или трансплантации стволовых клеток.
  • При ATTR-амилоидозе больные зачастую регистрируются для участия в одном из текущих клинических испытаний.
  • Лечение сердца при амилоидозе в первую очередь основано на использовании диуретиков и аритмических препаратов.
  • В отдельных случаях рассматривается возможность имплантации КВД или проведения трансплантации сердца.

Поскольку при амилоидозе сердца нередко требуется участие врачей различных специальностей, больному обычно рекомендуют обратиться в центр амилоидоза.

Видео: "Амилоиды - опасные белки внутри нас" Елена Венская


5.00 avg. rating (94% score) - 1 vote - оценок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.