Ablation of the heart – one of the methods of arrhythmia treatment

Author Ольга Кияница

2018-05-14

With some types of cardiac arrhythmia, the use of pharmacological drugs and other treatments does not give a positive result and does not allow the removal of clinical manifestations. Cardiac ablation is a medical manipulation that involves the destruction or replacement of certain parts of the myocardium on the connective tissue that cause and maintain abnormal electrophysiological activity.

History

The catheters were first used for intracardiac stimulation and recording of electrical activity back in the late 60s of the last century.At that time, surgical manipulations were used to treat persistent forms of rhythm disturbance, for example, removal of the arrhythmogenic focus in atrial tachycardia or cryo-surgery of the AV node with resistant ventricular tachycardia. In 1967, two famous doctors, Durer and Kumel, described the possibility of inducing tachyarrhythmia using programmed electrical stimulation. At that time, thanks to intracardiac catheterization, it was possible to evaluate the features of the electrical processes taking place in the myocardium, which allowed performing a procedure such as epicardial mapping.
In 1981, the concept was first used in practice, but it happened in a random way. Dr. Gonzales described the clinical case in which the patient was subjected to an electrophysiological examination after defibrillation, but a contact appeared between the defibrillator electrode and the catheter electrode, which triggered the appearance of a high-voltage discharge directed into the bundle of Guiss. The released energy caused damage to the underlying tissue and triggered a full heart block. Later this case was studied in detail and based on it, modern techniques of cardiac ablation were developed that saved the lives of hundreds of thousands of people.

The essence of the method

This procedure is able to cure certain types of rhythm disturbances and other structural diseases of the heart.Arrhythmia develops when electrical impulses of the conducting system become inconsistent, which provokes an accelerated, delayed or unstable rhythm.
1-3

Cardioablation can prevent inconsistency of contractions, interrupting electrical pathways and restoring normal heartbeat. Before carrying out the manipulation, it is necessary to undergo a catheter physiological study evaluating the electrical activity of the heart and determining the ablation region.

Indications for ablation of the heart

There are three classes of indications for ablation of the heart.

First grade
  • Supraventricular tachycardia due to atrivercular nodal reentrant tachycardia.
  • Wolff-Parkinsan-White syndrome;
  • Unifocal atrial tachycardia or atrial flutter (especially common right-hearted forms).

For the abnormalities listed above, ablation is the first-line therapy.

Second class Atrial flutter, accompanied by a decrease in the quality of life, as well as ineffectiveness or intolerance of at least one antiarrhythmic drug. In this case, if ablation of the left atrium and AB ablation are used to control the rate of heartbeat, then this is an indication of Class I.
Third class This symptomatic group includes symptomatic ventricular tachycardia. Catheter ablation is the method of choice in the treatment of idiopathic VT. In structural heart diseases, catheter ablation is usually performed in the absence of a positive effect on the intake of drugs. The method is also used as an additional therapy in patients experiencing too frequent discharges from an implanted cardioverter defibrillator.

Rarer indications include the following conditions:

  • Symptomatic drug-refractory idiopathic sinus tachycardia;
  • Abnormal quality of life ectopic contractions;
  • Symptomatic nodal ectopic tachycardia.

Radio-frequency catheter ablation is used in clinically expressed tachycardias, including polymorphic VT and AF. The greatest effectiveness of treatment is observed in patients suffering from general forms of SVT, namely from nodal reciprocal tachycardia and from orthodromal recurrent tachycardia.

Contraindications of the procedure

There are several factors that completely prohibit radiofrequency ablation. Left atrial ablation and ablation with persistent atrial flutter should not be given if there is a diagnosed thrombus in the atrium. Similarly, the presence of a mobile thrombus is a contraindication to conducting left ventricular ablation.
Mechanical heart valve prostheses, as a rule, do not intersect and do not interact with ablation catheters. If pregnancy is suspected, women of reproductive age are not allowed to carry out fluoroscopy.

Preparing for the operation

Before the procedure, the patient must undergo a series of diagnostic tests to assess the overall health of his patients.Then the doctor discusses with the patient the possible risks and benefits of cardiac ablation. The night before the manipulation is forbidden to drink and eat. If the patient is taking any pharmacological drugs, then it is required to inform the treating doctor about it. In some cases, patients are asked to stop taking antiarrhythmic drugs a few days before ablation.
If the patient has an implanted cardiac device, such as a pacemaker or a cardioverter defibrillator, the doctor takes special measures to avoid intra-operative complications.

Method of conducting

Since ablation is not accompanied by severe pain, then, as a rule, the procedure is performed under local anesthesia.Long flexible tubes (catheters) are inserted into the vein or artery (depends on the disturbing parts) and are guided through the circulatory system to the heart. Once they can be installed in the correct position, a high-frequency energy pulse is applied through the wire, heating and destroying the heart tissues that contribute to the development of arrhythmia. The procedure usually lasts from 2 to 4 hours, but may take longer.

Radiofrequency catheter ablation of the heart

This is a microsurgical procedure that uses thin, flexible tubes called catheters that penetrate the heart. Manipulation is convenient because it does not require general anesthesia or cardiac arrest. The method is used in special cardiology centers that have the necessary equipment.

1-1
For the procedure, one or more catheters are inserted into the blood vessels and, using fluoroscopy (the method of obtaining a dynamic X-ray image), they are brought to the heart chambers. Catheters are divided into diagnostic and ablative. The first type allows you to determine the area of the source of abnormal heart rhythm, and the second is necessary to eliminate it.

Advantages of RFA

Thanks to catheter ablation, patients can be completely relieved of the symptoms of arrhythmia.
Video: Catheter ablation

After manipulation in patients who previously suffered from a permanent form of tachycardia, breathing improves, dyspnea disappears, fatigue disappears and general weakness disappears. In statistical studies, it was noted that the procedure increases life expectancy, and also reduces cardiovascular risk by 60%.
In comparison with other manipulations, for example, with surgical ablation, the cutter has several advantages:

  • Less traumatic;
  • Does not require general anesthesia;
  • Does not require intraoperative cardiac arrest;
  • Has a shorter rehabilitation period;
  • Less risk of bleeding and adhesions.

Thoracoscopic ablation

The essence of this method of treatment is not much different from the previous one. The key difference is in the way of access to the heart muscle. The procedure itself is performed in the operating room under general anesthesia. To perform torascopic ablation, small incisions are made on each side of the chest through which a special tube with a video camera at the end will be inserted. Then the radio-frequency electrodes are brought to the sites of pathological activity, and through them a powerful electric pulse is sent, replacing the pathological focus on the scar tissue.

Laser ablation

This is an innovative minimally invasive surgical intervention, which involves the use of a special medical laser, with which it is possible to achieve scarring of pathological parts of the myocardium. When carrying out manipulation, a directed flow is created that provokes thermal changes in the muscles of the heart and replaces it on the connective tissue. In order for the procedure to have a positive effect, it may take several repetitions. 2-3 "course" of laser ablation can achieve the necessary volume of scar tissue and completely replace the area of abnormal electrophysiological activity.

How is the postoperative period?

At the end of the procedure, all tubes, conductors and catheters will be removed from the patient's body. Sometimes there may be a slight bleeding from the inguinal, wrist, or any other area through which rapid access is provided. It, as a rule, quickly stops with the help of simple manipulations and a pressing dressing.
Within a few hours, the patient needs to maintain a reclining position. Reduced motor activity prevents the development of bleeding in the area of the operating wound. At least one night after the procedure is required to be carried out in a hospital department under the supervision of a specialist. Many patients in the first few days feel general fatigue after ablation, but after about a week life returns to the usual course.

Complications

The greatest threat to the patient is not the procedure itself, but radiological control, which can exceed the allowable dose of radiation. Statistical analysis showed that the probability of a child with genetic defects after fluoroscopy is 1 per million births. The average risk of developing malignant neoplasms during irradiation lasting more than 60 minutes varies from 0.3 to 2.3 deaths per 1000. In most cases, the duration of irradiation does not exceed an hour.
The main complications that can be observed directly from ablation are found in about 3% of patients.Thromboembolism develops in about 1% of cases. At the same time, 0.1-0.2% of all procedures result in fatalities. The frequency of heart complications varies depending on the location and type of ablation. Cardiac complications include the following:

  • AV-blockade of high gradation;
  • Cardiac tamponade;
  • Coronary artery spasm / thrombosis;
  • Pericarditis;
  • Damage to the valve.

Vascular complications that can be observed at 2-4% of the total number of procedures include the following:

  • Retroperitoneal bleeding;
  • Hematoma;
  • Vascular trauma;
  • Transient ischemic attack / stroke;
  • Hypotension;
  • Air or thromboembolism.

Complications from the respiratory system:

  • Pulmonary hypertension with the presence or absence of hemoptysis (can develop with stenosis of the pulmonary artery);
  • Pneumothorax.

Other, less common complications:

  • Left atrial-esophageal fistula;
  • Acute pyloric spasm;
  • Paralysis of the diaphragmatic nerve;
  • Radiation or electrical damage to the skin;
  • Infection at the access site;
  • Pathological sinus tachycardia;
  • Proarhythmy.

Lifestyle and prognosis after surgery

In most cases, rhythm normalization can be achieved after the first manipulation, but some patients need a repetition of the procedure. Sometimes, even after ablation, it may be necessary to continue taking medications. There are a number of changes that can be made to your lifestyle and help the heart not to experience any rhythm problems in the future:

  • Avoid taking stimulants that can cause heart rhythm disturbances, such as caffeine, alcohol and nicotine;
  • Regularly examine blood pressure and cholesterol level in the blood, and keep these rates within normal limits;
  • It is necessary to keep the motor activity. It is recommended to discuss with the doctor the optimal level of physical activity and on the basis of this make an exercise program;
  • Avoid stress and psycho-emotional stress;
  • Have healthy food and fight excess weight;
  • Regularly undergo a screening examination.

1-2

Conclusion

Ablation of the heart is a highly effective and mini-traumatic method of restoring the heart rhythm. The procedure favorably affects the general condition of patients, removes clinical manifestations of arrhythmia, increases life expectancy and reduces the risk of premature death. The technique has become a new round in the development of cardiology and allowed to put aside more dangerous surgical procedures on the open heart.


3.86 avg. rating (77% score) - 14 votes - votes

Similar articles

What heart examinations do you have?

In diagnostics of cardiovascular diseases an important role is played by timely diagnostics. It is often enough to conduct a standard ECG to make a correct diagnosis. In other cases, a diverse study of the heart is required, which allows you to establish the exact cause of the illness and conduct an effective treatment.

More
What is catheter ablation of the heart?

Among the surgical methods of exposure, the most widely used lately was catheter ablation. This method of treatment proved to be most effective in eliminating pathological foci, which underlie the formation of many forms of arrhythmia. Therefore, in many clinics in the world, catheter ablation of the heart is put on the flow.

More
Intracardiac thrombi and what they threaten

There are a number of serious pathologies of the circulatory system that can lead to serious consequences. One of them is a vascular thrombosis, in which arteries, veins, and capillaries can be affected. But the most dangerous condition is the formation of blood clots inside the heart. Such a violation must be eliminated as soon as possible, otherwise serious consequences may arise.

More

Leave a Reply

Your email address will not be published.

Абляция сердца — один из методов лечения аритмии

Автор Ольга Кияница

2018-05-14

При некоторых разновидностях аритмии сердца применение фармакологических препаратов и других методов лечения не дает позитивного результата и не позволяет убрать клинические проявления. Сердечная абляция – это медицинская манипуляция, подразумевающая разрушение или замещение на соединительную ткань определенных участков миокарда, которые вызывают и поддерживают аномальную электрофизиологическую активность.

История

Катетеры были впервые использованы для внутрисердечной стимуляции и записи электрической активности еще в конце 60-х годов прошлого века. На тот момент для лечения стойких форм нарушения ритма применялись хирургические манипуляции, например удаление аритмогенного очага при предсердной тахикардии или крио-хирургия АВ узла при резистентной желудочковой тахикардии. В 1967 году два известных доктора Дюрер и Кумель описали возможность индукции тахиаритмии, используя запрограммированную электрическую стимуляцию. На тот момент, благодаря внутрисердечной катетеризации удавалось оценить особенности электрических процессов, протекающих в миокарде, что позволило выполнять такую процедуру, как эпикардиальное картирование.
В 1981 году концепция была впервые использована на практике, но произошло это случайным образом. Доктор Гонзалес описал клинический случай, в котором пациенту проводили электрофизиологическое исследование после дефибрилляции, но возник контакт между электродом дефибриллятора и электродом катетера, что спровоцировало появление высоковольтного разряда, направленного в пучок Гисса. Высвобожденная энергия вызвала повреждение подстилающей ткани и спровоцировала полный сердечный блок. В последующем этот случай был детально изучен и на его основе были разработаны современные техники сердечной абляции, спасшие жизни сотням тысяч людей.

Суть метода

Эта процедура способна вылечить определенные виды нарушения ритма и другие структурные заболевания сердца. Аритмия развивается, когда электрические импульсы проводящей системы становятся несогласованным, что провоцирует ускоренный, замедленный или неустойчивый ритм.
1-3

Кардиоабляция позволяет предотвратить несогласованность сокращений, прерывая электрические пути и восстанавливая нормальное сердцебиение. Перед проведением манипуляции необходимо пройти катетерное физиологическое исследование, оценивающее электрическую активность сердца и определяющее область абляции.

Показания для проведения абляции сердца

Существует три класса показаний для проведения абляции сердца.

Первый класс

Для вышеперечисленных аритмий абляция является терапией первой линии.

Второй класс Трепетание предсердий, сопровождаемое снижением качества жизни, а также неэффективностью или непереносимостью по меньшей мере одного антиаритмического средства. При этом, если абляция левого предсердия и абляция АВ-перехода применяются для контроля скорости сердечных сокращений, то это является показанием I класса.
Третий класс К этой группе показаний относится симптоматическая желудочковая тахикардия. Катетерная абляция является методом выбора при лечении идиопатической ЖТ. При структурных заболеваниях сердца катетерная абляция обычно выполняется при отсутствии позитивного эффекта от приема препаратов. Также метод применяется в качестве дополнительной терапии у пациентов, испытывающих слишком частые разряды от имплантированного кардиовертер-дефибрилятора.

К более редким показаниям относятся следующие состояния:

  • Симптоматическая лекарственно-рефрактерная идиопатическая синусовая тахикардия;
  • Нарушающие качество жизни эктопические сокращения;
  • Симптоматическая узловая эктопическая тахикардии.

Радиоачастотная катетерная абляция применяется при клинически выраженных тахикардиях, включая полиморфные ЖТ и ФП. Наибольшая результативность от лечения наблюдается у пациентов, страдающих от общих форм СВТ, а именно от узловой реципрокной тахикардии и от ортодромальной возвратно-поступательной тахикардии.

Противопоказания проведения процедуры

Существует несколько факторов, полностью запрещающих проведение радиочастотной абляции. Левая предсердная абляция и абляция при стойком трепетании предсердий не должны назначаться при наличии диагностированного тромба в предсердии. Аналогичным образом, наличие подвижного тромба является противопоказанием к проведению левожелудочковой абляции.
Механические протезы сердечных клапанов, как правило, не пересекаются и никак не взаимодействуют с абляционными катетерами. При подозрении на беременность, женщины репродуктивного возраста не допускаются к проведению флюроскопии.

Подготовка к проведению операции

Перед проведением процедуры пациенту необходимо пройти ряд диагностических тестов, позволяющих оценить общее состояние его здоровья. Затем врач обсуждает с больным возможные риски и преимущества сердечной абляции. За ночь до проведения манипуляции запрещается пить и есть. Если пациент принимает какие-либо фармакологические препараты, то требуется проинформировать об этом лечащего доктора. В некоторых случаях больных просят отказаться от приема антиаритмических препаратов за несколько дней до абляции.
Если у пациента установлено имплантированное сердечное устройство, такое как кардиостимулятор или кардиовертер-дефибриллятор, то доктор принимает специальные меры во избежание внутриоперационных осложнений.

Методика проведения

Поскольку абляция не сопровождается выраженными болевыми ощущениями, то, как правило, процедура проходит под местной анестезией. Длинные гибкие трубки (катетеры) вставляются вену или артерию (зависит от беспокоящих отделов) и ведутся по кровеносной системе до самого сердца. Как только их удастся установить в правильном положении, через провод подается высокочастотный энергетический импульс, нагревающий и разрушающий ткани сердца, способствующие развитию аритмии. Процедура обычно длится от 2 до 4 часов, но может занять больше времени.

Радиочастотная катетерная абляция сердца

Это микрохирургическая процедура, при которой используются тонкие гибкие трубки, называемые катетерами, которые проникают внутрь сердца. Манипуляция удобна тем, что не требует общего обезболивания или остановки сердца. Метод используется в специальных кардиологических центрах, имеющих необходимое оборудование.

1-1
Для проведения процедуры один или несколько катетеров вставляют в кровеносные сосуды и с помощью флюроскопии (метод получения динамического рентгеновского изображения) доводят их до камер сердца. Катетеры делятся на диагностические и абляционные. Первый тип позволяет определить участок источник аномального сердечного ритма, а второй необходим для его устранения.

Преимущества РЧА

Благодаря катетерной абляции удается полностью избавить пациентов от симптомов аритмии.
Видео: Катетерная абляция

После манипуляции у больных, ранее страдавших от постоянной формы тахикардии, улучшается дыхание, пропадает одышка, исчезает усталость и общая слабость. В ходе статистических исследований, было отмечено, что процедура повышает продолжительность жизни, а также снижает кардиоваскулярный риск на 60%.
Сравнительно с другими манипуляциями, например с хирургической абляцией, катерная обладает рядом преимуществ:

  • Менее травматична;
  • Не требует проведения общей анестезии;
  • Не требует интраоперационной остановки сердца;
  • Имеет более короткий реабилитационный период;
  • Меньший риск развития кровотечений и спаечных осложнений.

Торакоскопическая абляция

Суть этого метода лечения не сильно отличается от предыдущего. Ключевое отличие состоит в способе доступа к сердечной мышце. Сама процедуры проводится в операционной комнате под общей анестезией. Для выполнения тораскопической абляции выполняются небольшие надрезы с каждой стороны грудной клетки, через которые будет введена специальная трубка с видеокамерой на конце. Затем радиочастотные электроды подводятся к участкам патологической активности, и через них подается мощный электрический импульс, замещающий патологический очаг на рубцовую ткань.

Лазерная абляция

Это инновационное миниинвазинвое хирургическое вмешательством, предусматривающее использование специального медицинского лазера, с помощью которого удается добиться рубцевания патологических участков миокарда. При проведении манипуляции, создается направленный поток, провоцирующий термические изменения в мышцы сердца и замещающий ее на соединительную ткань. Чтобы процедуры возымела положительный эффект может потребоваться несколько повторений. 2-3 «курса» лазерной абляции позволяют добиться необходимого объема рубцовой ткани и полностью заменить участок аномальной электрофизиологической активности.

Как протекает послеоперационный период?

По окончании процедуры все трубки, проводники и катетеры будут удалены из тела пациента. Иногда может наблюдаться небольшое кровотечение из паховой, запястной или любой другой области, через которую осуществлялся оперативный доступ. Оно, как правило, быстро останавливается с помощью несложных манипуляций и давящей повязки.
В течение нескольких часов пациенту необходимо сохранять лежачее положение. Снижение двигательной активности предотвращает развитие кровотечения в участке операционной раны. Как минимум, одну ночь после процедуры требуется провести в стационарном отделении под присмотром специалиста. Многие больные в первые несколько дней чувствуют общую усталость после абляции, но примерно через неделю жизнь возвращается в привычное русло.

Осложнения

Наибольшую угрозу для больного представляет не сама процедура, а рентгенологический контроль, который может превышать допустимую дозу облучения. Статистический анализ показал, что вероятность рождения ребенка с генетическими дефектами после проведения рентгеноскопии составляет 1 на миллион родов. Средний риск развития злокачественных новообразований при облучении, продолжавшемся более 60 минут, колеблется от 0,3 до 2,3 смертельных случаев на 1000. В большинстве случае длительность облучения не превышает часа.
Основные осложнения, которые можно наблюдать непосредственно от проведения абляции, встречаются примерно у 3% пациентов. Тромбоэмболии развиваются примерно в 1% случаев. При этом, 0,1-0,2% от всех процедур заканчивается смертельным исходом. Частота сердечных осложнений варьирует в зависимости от места и типа абляции. Кардиологические осложнения включают в себя следующее:

  • АВ-блокада высокой градации;
  • Тампонада сердца;
  • Спазм коронарных артерий/тромбоз;
  • Перикардит;
  • Повреждение клапана.

Сосудистые осложнения, которые можно наблюдать при 2-4% от всего количества процедур включают следующее:

  • Ретроперитонеальное кровотечение;
  • Гематома;
  • Сосудистая травма;
  • Транзиторная ишемическая атака/инсульт;
  • Гипотензия;
  • Воздушная или тромбоэмболия.

Осложнения со стороны респираторной системы:

  • Легочная гипертензия с наличием или отсутствием кровохарканья (может развиться при стенозе легочной артерии);
  • Пневмоторакс.

Другие, менее встречаемые осложнения:

  • Левопредсердная-пищеводная фистула;
  • Острый пилорический спазм;
  • Паралич диафрагмального нерва;
  • Радиационное или электрическое повреждение кожи;
  • Инфекция в месте доступа;
  • Патологическая синусовая тахикардия;
  • Проаритмия.

Образ жизни и прогноз после операции

В большинстве случаев нормализации ритма удается достигнуть уже после первой манипуляции, но некоторым пациентам требуется повторение процедуры. Иногда, даже после абляции может потребоваться продолжение приема лекарственных препаратов. Существует целый ряд изменений, которые можно внести в свой образ жизни и помочь сердцу в дальнейшем не испытывать проблем с ритмом:

  • Избегать приема стимуляторов, способных провоцировать нарушение сердечного ритма, таких как кофеин, алкоголь и никотин;
  • Регулярно обследовать артериальное давление и уровень холестерина в крови, и держать эти показатели в пределах нормы;
  • Нужно сохранять двигательную активность. Рекомендуется обсудить с доктором оптимальный уровень физических нагрузок и на основании этого составить программу упражнений;
  • Избегать стресса и психоэмоциональных нагрузок;
  • Есть здоровую пищу и бороться с лишним весом;
  • Регулярно проходить скрининговое обследование.

1-2

Заключение

Абляция сердца – это высокоэффективный и минитравматичный метод восстановления сердечного ритма. Процедура благоприятно влияет на общее состояние больных, убирает клинические проявления аритмии, повышает продолжительность жизни и снижает риск преждевременной смерти. Методика стала новым витком в развитии кардиологии и позволила отодвинуть на второй план более опасные хирургические вмешательства на открытом сердце.


3.86 avg. rating (77% score) - 14 votes - оценок

Похожие статьи

Какие обследования сердца существуют?

В диагностике сердечно-сосудистых заболеваний важную роль играют своевременная диагностика. Нередко достаточно провести стандартное ЭКГ, чтобы поставить правильный диагноз. В других случаях требуется разноплановое исследование сердца, что позволяет установить точную причину болезни и провести эффективное лечение.

Подробнее
Что такое катетерная абляция сердца?

Среди хирургических методов воздействия наибольшее распространение в последнее время получила катетерная абляция. Этот способ лечения оказался наиболее эффективным в устранении патологических очагов, лежащих в основе образования многих форм аритмии. Поэтому во многих клиниках мира катетерная абляция сердца поставлена на поток.

Подробнее
Внутрисердечные тромбы и чем они угрожают

Существует ряд серьезных патологий кровеносной системы, которые могут привести к тяжелым последствиям. Одна из них — тромбоз сосудов, при которой могут поражаться артерии, вены, капилляры. Но наиболее опасное состояние — образование тромбов внутри сердца. Подобное нарушение должно быть в кратчайшие сроки устранено, иначе могут возникнуть серьезные последствия.

Подробнее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.